Файл: "Теория и методика воспитания младших школьников".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 408

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определяя дидактическую игру как «активную деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов[11]», Л.В. Занков указывает, что «в дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности»[12].

В соответствии с возрастным подходом различаются игры дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников.

С точки зрения используемого материала игры делят на словесные и предметные.

По характеру отражения действительности можно говорить о репродуктивных и творческих играх.

По месту проведения игр различаются комнатные игры (настольные) и игры на открытом воздухе (на площадке).

Задача педагога как организатора учебной игры заключается прежде всего в том, чтобы правильно подобрать команды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов, уровня подготовки, что выявляется с помощью тестирования, анкеты или устного опроса. Далее следует четко и кратко объяснить правила, изложить ход игры и гибко руководить всем процессом. Игра будет успешной при соблюдении ряда необходимых условий[13]:

– оперативности игры, не допускающей потери интереса и утомления учащихся;

– чувства меры в отношении времени, отводимого на игру, и количества игровых моментов;

– выразительности игры, предполагающей наличие эмоционального начала, умения педагога включиться в игровую деятельность;

– материального обеспечения игры (подготовка печатных материалов, карточек, флажков и т.д.);

– наличия опытного ведущего, хорошо знающего правила и ход игры; в этой роли может выступить не только педагог, но и заранее подготовленный обучающийся.

В процессе игровой деятельности особое место отводится заключительному этапу подведения итогов игры, поскольку необходимо провести анализ удавшихся моментов и недочетов, степени освоения материала, оценке результатов труда отдельных участников/группы в целом.

Групповые игры коммуникативной направленности организуют общение и функционируют в процессе общения. Они предполагают воспитание культуры восприятия другого человека и формирование умения строить свое поведение в соответствии с этим восприятием. Помимо прочего, они направлены на снятие напряжения и неуверенности обучающихся, а также, помогают получить обширную информацию о личностях участников игры.


Подобного рода игры можно проводить в начале занятия при первом знакомстве с классом, после длинных перерывов, а также при появлении признаков усталости, снижения внимания обучающихся. Педагог предоставляет 3 – 5 минут на обмен сведениями друг о друге по трем признакам, объединяющим класс: одежда, увлечения, разговоры, или дает команду сесть, с кем бы обучающиеся хотели сидеть, и объяснить, почему.

В выявлении нравственных качеств обучающихся полезны игры с пословицами[14], отражающими наблюдения и опыт многих поколений людей. К примеру, расставить пословицы в порядке их важности для жизни детей, подумать и ответить, по-прежнему ли они актуальны, кем и когда употребляются в повседневной жизни.

Материалом могут служить следующие пословицы: делу время – потехе час; работа не волк, в лес не убежит; после драки кулаками не машут; выше головы не прыгнешь; под лежачий камень вода не течет; поспешишь – людей насмешишь; за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь; не имей сто рублей, а имей сто друзей; кто не рискует, тот не выигрывает; терпение и труд все перетрут и др[15]. Или же участникам предлагается вспомнить крылатые слова и выражения, которые часто употребляются в их семье и ближайшем окружении.

Для проверки личного опыта обучающихся, их отношения к одноклассникам, их собственного нравственного облика можно провести игру «портреты». Обучающиеся делятся на несколько групп, каждой из которых дается по одной фотографии (лучше одинаковых). Педагог предлагает составить описание-характеристику их одноклассника, изображенного на фотографии. Участникам предлагается представить, что является самым важным в жизни этого человека, как он проводит свое свободное время, как называется его любимый фильм /книга[16].

Знакомству классного руководителя с режимом дня обучающихся и их склонностями помогает игра «записная книжка». Ее участникам предлагается выстроить список дел по срокам исполнения и по степени важности. Например, купить новую книгу /кассету / диск; купить подарок для крестных / брата / друга; посмотреть художественный фильм / состязание / ток-шоу / научно-познавательную программу; встретиться с другом / одноклассником / партнером по компьютерным играм; выполнить домашнее задание[17]. Этот список можно изменить, сократить или дополнить в зависимости от задач, поставленных классным руководителем.


Игры с использованием средств изобразительной наглядности повышают эффективность обучения и способствуют более глубокому изучению основ наук. Древнейшие из них – криптограмма и ребус. Эти игры требуют умения сосредоточиться, проанализировать игровую ситуацию, наметить пути достижения цели и ее реализации. Они развивают сообразительность, организуют четкую работу мысли, способствуют лучшему запоминанию важной информации. Их можно использовать и как средство контроля. Обучающимся сообщается, что в глубокой древности почти все народы обращались к тайнописи для передачи религиозных наставлений и научных знаний.

Ролевые игры предоставляют участникам возможность осуществить разнообразные действия в воображаемом мире. Они развивают восприятие, мышление, воображение, способность к обобщению, творческому преобразованию действительности, умение строить свои отношения с партнером в соответствии с ролью, воздействуют на эмоционально-волевую сферу ребенка, затрагивая глубинные процессы становления его личности. Ролевые игры являются ведущей деятельностью детей в младшем школьном возрасте. Так, П.П. Блонский определил ролевую игру как «искусство ребенка», М.С. Каган – как «игру-искусство»[18].

Психологи выделяют режиссерскую, образно-ролевую и сюжетно-ролевую игру. В режиссерской и образно-ролевой игре ребенок распределяет между игрушками различные функции, а для себя выбирает роль режиссера. Появление, ход и смена игровых событий определяются ассоциациями, возникающими у ребенка (игры в учителя, доктора, продавца и др.)[19]. В режиссерских играх ребенок раскрепощается, что дает возможность проследить его эмоциональные переживания.

Выводы по 1 главе

Ира - широкое понятие. В рамках педагогики игра - воспитательный процесс, деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игровая деятельность способствует повышению мотивации к изучению школьных предметов.

Использование упражнений в игровой форме позволяет продуктивно использовать психические резервы личности младшего школьника, что позволяет увеличить объем изучаемого материала и повысить эффективность овладения им. Игра способствует рациональному сочетанию фронтальной, групповой и индивидуальной работы, сохраняя при этом высокий уровень интереса обучающихся к предмету.


Существуют множества классификаций игр. Чаще всего игры подразделяют на две большие группы: творческие и педагогические.

Педагогические игры можно классифицировать по нескольким принципам:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру игровой методики педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.

Глава 2. Нравственное воспитание младших школьников посредством игровой деятельности в практике работы современной начальной школы.

2.1. Особенности и условия нравственного воспитания современных младших школьников

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания и духовно-нравственного развития граждан Российской Федерации[20].

В соответствии с требованиями времени и современных реалий Государство разработало собственную программу - «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Она подготовлена на основе накопленных знаний и опыта воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.

С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Воспитание подрастающего гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию невозможно без плодотворного нравственного развития личности.

Каждый этап нравственного развития личности знаменуется увеличением ее нравственных возможностей. Если дошкольный возраст можно характеризовать как период эмоциональной активности, то младший школьный возраст можно назвать периодом интеллектуальной активности. Младший школьный возраст - это тот этап развития личности, который по преимуществу является этапом накопления знаний и приобретения опыта, в том числе и нравственных знаний, нравственного опыта[21].


У младших школьников нет негативного отношения к нормам морали, которое проявляют подростки. У них нет сомнений в необходимости и безусловности нравственных правил, они хорошо их запоминают и хотят их выполнять. Они бескомпромиссны в нравственных требованиям к другим[22].

Моральные нормы в младшем школьном возрасте выражены слабо, поскольку моральные качества только зарождаются (Троицкая И.Ю.)[23]. Самосознание в указанный возрастной период не достаточно развито, поэтому они не могут осознать свои качества и соотнести их со своими поступками, в отношении же других людей - могут. А вот умение видеть причину поступков в самом себе вырабатывается только в подростковом возрасте.

С чем же связанны особенности нравственного формирования младших школьников:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С. Макаренко.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

6) Дети младшего школьного возраста проявляют неустойчивость внимания, подвижность и эмоциональность. Это связано со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребенком взрослый. Поэтому дети, особенно дети 7 лет, легко отвлекаются от того главного, на что должно быть направленно их внимание на уроке, во время беседы. Так, у 7 - 8 летних детей внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий[24].