Файл: "Теория и методика воспитания младших школьников".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 412

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники обучаются действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер[25].

Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова[26].

Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и духовно-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках литературного чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность педагога в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т.п.

Во-вторых, в ходе учебной работы обучающиеся включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения школьников между собой и взаимоотношения с педагогом.

В-третьих, в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности.

С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития обучающихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, педагог, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением.

В виду особой важности нравственного воспитания государство разработало Федеральный стандарт образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО далее).

В рамках данной работы нас интересуют несколько направлений ФГОС НОО:


- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; культурой многонационального народа России;

- сохранения и развития культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации, овладения культурными ценностями и культурой многонационального народа России.

Примерами результатов освоения основной образовательной программы являются:

- формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является разделом основной образовательной программы и, в соответствии с ФГОС НОО, разрабатывается школой.

2.1. Практическая работа по нравственному воспитанию младших школьников посредством игровой деятельности

В соответствии с ФГОС НОО в Шолоховском районе утверждена районная базовая программа правового просвещения и воспитания обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций Шолоховского района «Гражданско-правовая грамотность» (далее Районная базовая программа), а также районная программа по профилактике правонарушений и пропаганде здорового образа жизни среди подростков «Выбор есть всегда».

На основании указанных документов директором МБОУ «Вешенская СОШ» Шолоховского района Ростовской области разработаны и утверждены образовательная программа, а также план воспитательной работы на 2018-2019 учебный год. В рамках установленных мероприятий реализуется несколько направлений ФГОС НОО:

- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; культурой многонационального народа России;

- сохранения и развития культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации, овладения культурными ценностями и культурой многонационального народа России.

Такие мероприятия как:

- проведение учителем знакомства первоклассников «Правила вокруг нас» (участвуют 1 классы и приглашенные участники старших классов);


- участие в празднике «День Станицы», в рамках популяризации традиций донского казачества (участвуют 1-11 классы);

- военно-патриотическая игра «Мы живем на Дону» (участвуют 1-11 классы)

- внеклассные мероприятия с элементами игры «Уважать себя - уважать других» (участвуют 1-4 классы).

Превалирующее количество младших школьников — выпускники дошкольных образовательных учреждений, которые имеют элементарные представления о нравственных и моральных нормах общества. Однако чтобы выявить уровень нравственной воспитанности, педагогу необходимо собрать диагностические данные.

В рамках воспитательной работы МБОУ «Вешенская СОШ» в 2018 г. в сентябре в первых классах были проведены внеклассные мероприятия для выяснения направления дальнейшей работы по нравственному воспитанию первоклассников, и возможности их включения в общешкольные мероприятия и мероприятия районного уровня.

В указанном мероприятии приняло участие 2 первых класса «МБОУ Вешенская СОШ». В исследовании приняли участие 30 человека.

В качестве контрольного был взят 1 «а» класс (в кол-ве 16 чел.), экспериментальным являлся 1 «б» класс (в кол-ве 14 чел.). Исследование состояло из трех этапов. Констатирующий этап, на котором определялся уровень нравственной воспитанности обучающихся 1 «а» и «б» класса на начало работы.

Второй этап - формирующий, в процессе которого с детьми 1 «б» класса проводились игры, направленные на повышение уровня нравственной воспитанности младших школьников. Третий этап - контрольный, в котором проводилась повторная диагностика обучающихся 1 «а» и «б» класса и определялось наличие или отсутствие изменений после проведения игр.

Цель констатирующего этапа – определить уровень нравственной воспитанности обучающихся 1 «а» и «б» класса на начало работы.

Для диагностики использовались следующие методы: - игра с пословицами, отражающими наблюдения и опыт многих поколений людей, цель которой было определить насколько верно понимают дети сущность нравственных категорий. Детям было предложено расставить пословицы в порядке их важности для их жизни, подумать и ответить, по-прежнему ли они актуальны, кем и когда употребляются в повседневной жизни.

Необходимо было расставить следующие пословицы:

- делу время – потехе час;

- после драки кулаками не машут;

- под лежачий камень вода не течет;

- за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь;

- не имей сто рублей, а имей сто друзей;

- терпение и труд все перетрут.


Ответы обучающихся, как в 1 «а», так и в 1 «б» классе были примерно однотипные и односложные.

Например, «делу время – потехе час», что необходимо сначала все сделать, а потом играть; « терпение и труд все перетрут» - надо стараться больше и не бросать сразу. Более понятна и занимала часто первые места пословица - «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Дети мотивировали это тем, что указанное выражение часто используется родителями и в детском саду.

Чаще всего дети говорили, что добрые поступки это – хорошо обращаться к людям, любить своих родителей и т. д. При проведении игры были выявлены три обучающихся 1 «а» класса, которые отказались участвовать в игре и при попытке вывести их на разговор отвечали, что ничего не знают.

В тоже время, были первоклассники, которые давали развернутые ответы о смысле того или иного качества и приводили примеры из жизни, проявивших тот или иной результат характеризующий поговорку. В 1 «б» классе Полина Ф. отвечая на вопрос почему она поставила на первое место поговорку: «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Ответила, что без друзей скучно и грустно. Когда ей плохо, она всегда может к кому-то прийти в гости, где ее развеселят. А вот деньги, так часто веселить ее не смогут, потому что они заканчиваются.

В 1 «а» классе Матвей В. при объяснении такой пословицы как «под лежачий камень вода не течет», привел в пример литературного героя Братьев Гримм Храброго портняжку, который не победил бы великана, если бы остался дома.

По результатам игры можно сделать вывод, что и в 1 «а», и 1 «б» преобладает средний уровень сформированности нравственных понятий. Не все обучающиеся четко определяют сущность нравственных понятий, дают односложные ответы. Высокий уровень сформированности знаний о нравственных категориях показали лишь четверо обучающихся из 1 «а» и двое из 1 «б». Они очень активны в игре, четко и развернуто объясняли сущность нравственных понятий.

Как уже было отмечено, трое обучающихся 1 «а» отказались принимать участие в игре.

В завершение констатирующего этапа для того, чтобы выявить уровень нравственных представлений младших школьников предлагалась ситуация выбора. Методика «Сюжетные картинки» авторы Л.Г. Матвеева, И. В. Выбойщик. (Приложение 1).

Цель - изучить эмоциональное отношение младших школьников к нравственным нормам. Чтобы выяснить общее понимание детьми гуманной стороны взаимоотношений, предлагалось разложить картинки, на которых были показаны разные поступки людей на три колонки. Первая колонка – добрые дела, вторая колонка – плохие дела, третья колонка – все остальные, которые ученик не может отнести к одной из групп.


Результаты классов показали, что у большинства детей контрольного класса и экспериментального класса больше всего картинок в третьей колонке, это говорит о том, что не все дети имеют четкие нравственные представления, связанные с той или иной ситуацией.

Помимо этого, нами (учителем и мной, как практикантом) использовался метод наблюдения, целью которого являлось выявления уровней сформированности нравственных качеств и их проявление в классах «а» и «б». Особое внимание обращалось на детей, которые показали низкий уровень нравственной воспитанности по результатам проведенных диагностик. Наблюдение проводилось в школе и на выездном мероприятии. Школьники участвовали в празднике «День Станицы», состоявшийся на центральной площади ст. Вешенская. Результаты диагностических методик и наблюдения за конкретными детьми, и классом в целом совпали.

По итогу констатирующего этапа были получены следующие результаты.

В 1-а классе:

- 12 % обучающихся — высокий уровень (2 человека);

- 56 % обучающихся — средний уровень (9 человек);

- 32 % обучающихся — низкий уровень (5 человек);

В 1-б классе:

- 27 % обучающихся — высокий уровень (4 человека);

- 66 % обучающихся — средний уровень (10 человек);

- 7 % обучающихся — низкий уровень (1 человек);

В 1-б классе выявлен один ученик, который проявил отсутствие нравственной воспитанности в условиях выездного мероприятия. Ребенок не понимал где он находится и как себя стоит вести со взрослыми и сверстниками (младший школьник ранее не посещал дошкольное учреждение).

Из представленных данных видно, что у обучающихся первых классов преобладают показатели нравственной воспитанности среднего уровня.

Результаты констатирующего этапа доказывают целесообразность разработки и проведения комплекса игр, направленных на нравственное воспитание младших школьников. Уровень нравственной сферы испытуемых недостаточно высокий. Требуется дополнительная работа как с обучающимися, чей уровень нравственной воспитанности неудовлетворительный, так и с детьми, у которых при довольно высоком уровне знаний о нормах нравственности и этики присутствует низкий уровень нравственного поведения. Особое внимание следует обратить на формирование у детей объективной нравственной самооценки и правильного отношения к жизненным ценностям.

Следующий этап. Цель формирующего этапа - повышение уровня нравственной воспитанности обучающихся экспериментального 1 «б». На контрасте с воспитанниками 1 «а» класса проводились беседы, они участвовали на общешкольных линейках, но в роли слушателей.