Файл: "Теория и методика воспитания младших школьников".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 413

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве основного средства повышения уровня нравственной воспитанности обучающихся экспериментального класса использовалась игра. Игры проводились во внеурочное время.

Перед началом каждой игры проводилась беседа с обучающимися о сущности нравственных понятий и категорий. Приводились примеры, связанные с жизнью детей, либо вспоминали из литературных произведений.

В направлении реализации в МБОУ «Вешенская СОШ» регионального компонента, была организована поездка обучающихся на этнографический праздник «Кружилинские толоки».

Литературно-этнографический праздник «Кружилинские толоки» проходит ежегодно в сентябре в хуторе Кружилинском. «Толоки» - это когда любую работу делают «всем миром», старый добрый обычай помогать соседям в работе. Не случайно на эмблеме праздника изображены казаки-хлеборобы, пашущие землю, и сноп пшеницы как символ мирного труда, единения, сплоченности. В дружном, веселом, хлебосольном Кружилине каждый получает возможность не только увидеть «живые иллюстрации» шолоховских произведений, но и принять участие в своеобразной, единственной в своем роде, реконструкции мирной жизни, погрузившись в атмосферу старинного казачьего хутора.

Младшие школьники праздника стали активными участниками старинных казачьих обрядов и освоили традиционные для прошлого века приемы землепользования и ремёсла. Смогли испытать себя в роли пахаря: можно было пахать сохой, старинным плугом-букарем, который тянут породистые быки. Сев вручную, жатву серпом и пароконной косилкой-«лобогрейкой», молотьбу цепами, очистку зерна на грохоте, помол его в муку на жерновах – эти работы помогли обучающимся больше узнать о быте обычной казачьей семьи конца XIX– начала ХХ веков.

Для младших школьников были организованы мастер-классы по изготовлению поделок, разучены исконно донские игры:

- «Игра в шапку». На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков. Правила игры: шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед, если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в круг. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.

Вариант игры: на ровной игровой площадке один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана».


- Игра «Ляпка». Она способствует развитию стремления приблизиться к цели, а также развитию ловкости и быстроты реакции. Игра помогает детям бороться с застенчивостью и обидчивостью. В начале игры выбирается водящий («Ляпка»). Он бегает за остальными игроками, пытаясь кого-то «осалить». Когда водящий достигает своей цели, то приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!». Следующий водящий так же старается передать ляпку. «Ляпка» не может преследовать только одного игрока[27].

15 января 2019 г. в детской библиотеке ст. Вешенская прошло выездное мероприятие 1-б класс МБОУ «Вешенская СОШ», ребята приняли участие в командном квесте-игре «Международный день спасибо». В процессе игры команды следовали по определённому маршруту, выполняли задания, требующие сообразительности, эрудиции, умения нестандартно мыслить. Для того, чтобы достигнуть главной цели – собрать из отдельных букв слово СПАСИБО. Ребята прошли семь станций, на каждой выполнили задание. За правильные ответы обучающиеся получали жетоны, которые впоследствии обменяли на буквы. Игра-квест помогла коллективу сблизится, усвоить важность таких качеств как толерантность, выручка, более четко и развернуто сформулировать ответы на вопросы: что такое доброта, толерантность, зачем нам нужна выручка и так ли важна толерантность в нашей жизни.

По окончанию мероприятия 60% обучающихся 1 «б» класса смогли четко определить данные понятия, привести примеры на основе своего жизненного опыта или используя литературных героев мультфильмов и сказок.

40% обучающихся ответили на вопросы о понятиях, смогли их различить, но без развернутых примеров.

В 1 «а» классе 15 января 2019 г. был проведен классный час, на котором учитель объяснял на примерах, используя литературных героев мультфильмов и сказок, такие понятия как толерантность, взаимовыручка, доброта.

По окончанию мероприятия 62% обучающихся 1 «а» класса смогли четко определить данные понятия, 38% привести примеры на основе своего жизненного опыта или используя литературных героев мультфильмов и сказок (которые были показаны в течении мероприятия).

10 % обучающихся ответили на вопросы о понятиях, смогли их разграничить, однако без развернутых примеров.

23 января 2019 г. в МБОУ «Вешенская СОШ» были проведены торжественные линейки для обучающихся 1-4-х классов, посвященные открытию месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы. На линейке присутствовали гости: А.В.М. – помощник депутата законодательного собрания Ростовской области, Ф.П.К. – представитель казачьего общества «Вешенский Юрт»[28].


В рамках повышения уровня нравственной воспитанности обучающихся экспериментального 1 «б» были проведены такие игры как:

Сюжетно - ролевая игра «Палочка-выручалочка».

Сюжетно- ролевая игра «Рецепт приготовления друга».

Дидактическая игра «Продолжи фразу».

Рассмотрим проведение сюжетно - ролевой игры «Палочка-выручалочка». Цель - научить детей взаимопомощи и сотрудничеству. Задачи: 1) формировать нравственные качества личности; 2) развивать умение сопереживать и сострадать окружающим.

Школьники встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь окружающих.

Например, болел живот, плохое настроение, обидел старшеклассник, напугали собаки. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка. Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочкавы-ручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и учитель передаёт ему палочку-выручалочку. Обучающийся прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему. Если никто из участников не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному ребенку и рассказывает детям, как можно выручить его из беды.

Младшие школьники активно включились в игру. Воображая, что у них есть волшебная палочка, начали озвучивать такие проблемы как: обидел старшеклассник, недостаточно времени на игры в компьютер, не берут играть в команду и многие другие.

Завладеть волшебной палочкой хотели все. Решать проблему друга старались с помощью финансирования (дать денег). Тогда учителю пришлось обратить внимание на то, что волшебная палочка исполняет только нравственные желания. Педагог привела несколько примеров на доступном для младших школьников уровне, исходя из возрастных и психологических особенностей первоклассников. (Например, поделиться тем, что имеешь со своим товарищем, помочь договориться — выступить третьей стороной в споре).

Во время подведения итогов дети отметили, что им понравилось помогать другим. Они стали внимательнее друг к другу и самостоятельно предлагали пути решения проблем.

В дополнение к играм, разыгрывались эпизоды для наглядного восприятия обучающимися той или иной нравственной ситуации. Также проводились индивидуальные беседы с целью объяснения вариантов выхода из затруднительной ситуации с опорой на применение нравственных норм (такие беседы проводились с детьми, у которых низкий уровень нравственной воспитанности).


В завершении формирующего этапа с целью рефлексии была проведена игра «Продолжи фразу». Дети становились в круг, передавая мяч по кругу, продолжали фразу «Игры мне помогли …».

Ответы детей были развернутыми, наполнены смыслом. Например, Игорь: «Игры мне помогли найти больше друзей в классе и научили, как должны поступать настоящие друзья». Ирина: «Благодаря играм я и мои одноклассники стали одной команды».

Последним этапом необходимо было проверить эффективность проведенной работы. В связи с этим, с обучающимися 1 классов «а» и «б» снова были проведены беседы, цель которых проверить как наблюдаемые определяют сущность нравственных понятий и категорий после проведенной работы.

Обучающимся предлагалось дать определения нравственным понятиям таким как: доброжелательность, щедрость, старательность, товарищество, ответственность, честность.

В контрольном 1 «а» классе обучающиеся давали односложные ответы, например, доброжелательный – это добрый человек, щедрость – значит не жадный человек, ответственный человек - это тот, кто отвечает, когда спрашивает учитель. В тоже время, были дети, которые давали развернутые ответы о смысле того или иного качества, например, ответственность - это умение отвечать за то, что делаешь и говоришь.

В экспериментальном 1 «б» дети давали наиболее развернутые ответы, например, ответственность это если совершил какой - то проступок (испортил какую-то вещь) - для начала нужно в этом признаться, а потом, пообещав так больше не делать - держать свое слово. Ребят, которые не смогли определить сущность нравственных понятий и категории не выявлено.

В завершение контрольного этапа была проведена методика «Выбор». Цель - выяснить отношение обучающихся к общественно признанных норм, связанных с такими моральными качествами, как ответственность, коллективистская направленность, самокритичность, добросовестность, принципиальность, отзывчивость.

Младшим школьникам предлагается выбрать ответ, который будет тождественна их собственным поступкам в определенных ситуациях:

1. Во время каникул, когда ты собирался поехать на отдых, классный руководитель неожиданно попросил тебя помочь навести порядок в классной комнате. Как ты поступишь? а) согласишься помочь и отложишь свой отъезд; б) мобилизуют ровесников, и вы за день выполните всю работу; в) пообещаешь сделать это по возвращении; г) пообещаешь привлечь на помощь того, кто остается в городе.

2. Получив поручение, которое тебе не совсем нравится, но его выполнение необходимо для достижения поставленных перед коллективом задач, как ты поведешь? а) строго выполнишь поручение; б) привлечешь товарищей в) попросишь дать интереснее поручения; г) найдешь причины для отказа.


По итогам диагностики в контрольном классе детей с высоким уровнем отношений к жизненным ценностям 4 человека на 2 больше в сравнении с результатами констатирующего этапа, средний уровень – 9 детей, низкий уровень - 3 что на два больше в сравнении с констатирующим этапом. В экспериментальном классе детей с высоким уровнем - 10 человек, средний уровень - 5 человек, низкий уровень - 0 человек.

Также было проведено контрольное выездное мероприятие, на протяжении которого использовался метод наблюдения, целью которого являлось выявления уровней сформированности нравственных качеств и их проявление в классах «а» и «б». Особое внимание обращалось на детей, которые показали низкий уровень нравственной воспитанности по результатам проведенных диагностик. Школьники участвовали в празднике «Шолоховская Весна», состоявшийся на центральной площади ст. Вешенская.

По итогу констатирующего этапа были получены следующие результаты.

В 1-а классе:

- 25 % обучающихся — высокий уровень (4 человека);

- 62 % обучающихся — средний уровень (10 человек);

- 13 % обучающихся — низкий уровень (2 человек);

В 1-б классе:

- 74 % обучающихся — высокий уровень (11 человека);

- 26 % обучающихся — средний уровень (4 человек);

- 0 % обучающихся — низкий уровень (0 человек);

В экспериментальном классе 1 ученик (ранее проявивший отсутствие нравственной воспитанности в условиях выездного мероприятия) в результате проведенных мероприятий по нравственному воспитанию перешел в группу среднего уровня.

Из представленных данных видно, что у обучающихся 1-б класса преобладают высокие показатели нравственной воспитанности, в отличии от 1-а класса, где целенаправленные игры не проводились (проводились в меньшем количестве).

Выводы к главе 2

Положение в современной школе таково, что все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности. С этой точки зрения формирование нравственности происходит в школе на всех уроках и внеклассных мероприятиях. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, педагог, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Важность нравственного воспитания подчеркивает государство. Одним из направлений ФГОС НОО является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; культурой многонационального народа России;