Файл: "Теория и методика воспитания младших школьников".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 411

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одной из главных составляющих процесса становления личности является нравственное воспитание. Оно призвано помочь «маленькому человеку» овладеть социальным моральным опытом, освоить его и приобщиться к жизни в обществе.

Истоки нравственного воспитания исходят из семьи, помощь которой в последствии оказывают дошкольные учреждения различных видов, школы и последующие учреждения и организации, непосредственно связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Одной из важных ступеней формирования гармоничной личности является - начальная школа. С введением в систему начального школьного образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Федеральный стандарт) и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, школьные работники, непосредственно связанные с обучением и воспитанием, получили возможность активнее направлять соответствующую деятельность младших школьников.

Федеральный стандарт подчеркивает «Нравственное воспитание, предполагает формирование у ребенка нравственного отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, взаимопомощи[1].

Возрастной особенностью возраста младших школьников является то, что ведущей деятельностью становится учебная деятельность, однако игровая не «сдает» свои позиции. Это позволяет педагогу активно использовать важный и очень продуктивный инструмент по повышению познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Игра является одним из древнейших, но не менее актуальных методов обучения, поскольку в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает правила поведения, нравственные нормы и ценности.

С проблемой формирования нравственности личности связана большая группа работ российских ученых второй половины XX – начала XXI вв., раскрывающих различные аспекты нравственного воспитания детей. Значительный вклад в осмысление сущности нравственного воспитания, разработку его теоретических основ и методической системы внесли российские педагоги М.Н.Аплетаев, О.С.Богданова, Е.В.Бондаревская, Н.И.Болдырев, З.И.Васильева, Л.А.Высотина, В.Е.Гмурман, Н.К.Гончаров, В.Е.Гурин, А.И.Дулов, И.А.Каиров, О.Д.Калинина, Л.И.Катаева, Т.Е.Конникова, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, И.С.Марьенко, В.И.Петрова, С.М.Ривес, Н.М.Трафимова и другие[2].


Изучение педагогической литературы показывает, что проблеме нравственного воспитания посредством игровой деятельности посвящены исследования К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, П.Ф. Лесгафта, С. Т. Шацкого. Большое внимание игре как ведущему средству нравственного воспитания уделяли Н. И. Болдырев, Н.Е. Ковалев, Б. Ф. Райский.

Несмотря на исследованность темы игры и влияния через нее на нравственное развитие личности обучаемого, остаются нерешенными некоторые вопросы, главный из которых для данного исследования – как наиболее эффективно проводить работу по нравственному воспитанию через игру в младшем школьном возрасте.

Тема исследования: «Игра как средство нравственного воспитания младших школьников».

Объект исследования – нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования – нравственное воспитание младших школьников через игру.

Цель – теоретически обосновать и практически доказать эффективность нравственного воспитания младших школьников по средствам игры.

Гипотеза исследования – можно предположить, что целенаправленное использование игры повышает эффективность нравственного воспитания младших школьников.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. изучить научную и методическую литературу по проблеме нравственного воспитания обучающихся младшего звена;

2. раскрыть понятия «игра» и «нравственное воспитание» в научной литературе;

3. определить условия и средства нравственного воспитания обучающихся младшего звена;

4. выявить возможности игры в нравственном воспитании младших школьников;

5. провести опытную работу, направленную на воспитание нравственных качеств обучающихся начальной школы посредством игровой деятельности.

Базой исследования явилось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вешенская СОШ» Шолоховского района Ростовской области.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении знаний об особенностях влияния игровой деятельности на формирование нравственности младших школьников как во время урочной деятельности, так и на внеклассных занятиях.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что система работы специалистов различной направленности, а также комплексные мероприятия могут в дальнейшем быть использованы в работе воспитателей ДОУ, учителей ОУ, логопедов и работниками других специальностей тесно связанных с адаптационным периодом детей.


Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы: системный анализ и синтез психолого-педагогической и логопедической литературы; изучение опыта практической деятельности специалистов в области обучения и воспитания начальных классов; эксперимент, наблюдение, тестирование, опрос, сбор информации и ее обработка, анализ.

Актуальность поднятой проблемы вызвана, с одной стороны, необходимостью совершенствования уже имеющихся подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, а с другой — целесообразностью разработки новых, рационально построенных и действенных педагогических технологий. Значимость такой работы повышается в связи с тем, что реальностью системы начального образования становится увеличение количества обучаемых с задержкой речевого развития, логопедическими проблемами, проблемами в адаптивном периоде, детей не подготовленных к школьным условиям (не ходивших в дошкольные общеобразовательные учреждения).

Медицина шагает вперед. И в настоящее время можно спасти младенца родившегося на 22 неделе беременности. Однако это вносит свои коррективы в будущем для педагогов. Физически выходить ребенка не просто, еще сложнее его психическое взросление. В связи с чем педагоги сталкиваются фактически с 6-6,5 летними детьми (в плане психоэмоционального развития). Это коренным образом меняет его приоритетные цели и на первый план выходят такие задачи, как охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; развитие их индивидуальности; формирование желания и умения учиться; организация личностно-ориентированного взаимодействия в системе «педагог— ученик—родители».

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава1. Теоретические основы игровой деятельности младших школьников

1.1 Игра — особый вид деятельности человека

Открыв строку любого браузера или бумажного словаря (учебного пособия) мы легко найдем определения понятию «игра». Они разнообразны и зависят от той области, которая нас интересует. Так, например, игровая деятельность рассматривается как:

- средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности. [3];


- форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры[4];

- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе[5].

Это лишь малая часть определений, этого на самом деле довольно широкого понятия. Однако в рамках указанной темы речь пойдет об игровой деятельности, в первую очередь, как о воспитательном процессе, а затем, как о переходном периоде.

Итак, игра - есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Это особая форма освоения действительности путем воспроизведения и моделирования, которая возникает на определенных этапах, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда[6].

Ребенок готовится к будущей деятельности через игру. Для дошкольного возраста игра понятна и является превалирующей над остальными видами деятельности. Однако мы в данной работе рассматриваем младших школьников, ведущей деятельностью которых является деятельность учебная. Так почему же речь идет об игре?! А дело в том, что при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту возрастает значение игры с достижением известного результата (спортивные игры, интеллектуальные игры).

Значение игры в отношении школьников долго недооценивалось, поскольку она носит скрытый характер: происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения. В школьном возрасте меняется соотношение между этими двумя видами деятельности: игра начинает подчиняться учебной деятельности[7].

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

- развлекательная (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушивить, пробудить интерес);

- коммуникативная (освоение диалектики общения);

- функция самореализации (освоение себя как личности);

- игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

- диагностическая (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

- функция коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

- функция межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);


- функция социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития[8].

Игра является ведущим видом деятельности, обеспечивающим развитие ребенка. Это действенное средство психической, интеллектуальной и нравственной коррекции в работе с младшими школьниками. Неслучайно такие психологи как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.Л. Леви, И.С. Кон[9] рассматривали игру как универсальное средство в становлении всесторонней личности – умственном, физическом, нравственном, эстетическом, как школу жизни, в которой перерабатываются полученные из окружающего мира впечатления и знания.

В процессе игровой деятельности, развертывающейся на уровне воображения, создаются необходимые условия для общения, для творческого самовыражения обучающихся, для реализации их познавательной активности, для снижения интеллектуальных сбоев и утомляемости детей.

Помимо прочего, игра является важным средством повышения мотивации к изучению школьных предметов.

Использование упражнений в игровой форме позволяет продуктивно использовать психические резервы личности, это позволяет увеличить объем изучаемого материала и повысить эффективность овладения им. Игра способствует рациональному сочетанию фронтальной, групповой и индивидуальной работы, сохраняя при этом высокий уровень интереса обучающихся к предмету.

1.2 Классификация игр

Игра связана со всеми видами деятельности человека, в связи с чем существуют различные подходы к ее классификации. Одна из первых классификаций принадлежит В.Н. Всеволодскому-Гернгроссу. Он выделяет три группы игр: драматические, спортивные и орнаментальные.

Игры драматические характеризуются «наличием художественного образа и драматического действия», игры спортивные – «наличием соревнования и тренажа физического и умственного», в играх орнаментальных присутствуют хореографические элементы, развитие которых приводит к танцу. Всеволодский-Гернгросс допускал также и промежуточные виды игр[10].

Рассматривая на игру как на средство воспитания личности, выделяют дидактические (учебные) игры, которые подразделяются на несколько видов:

- игры-состязания (групповые и индивидуальные, главной движущей силой в них является состязательный интерес, азарт),

- игры с использованием средств изобразительной наглядности (ролевые и сюжетно-ролевые игры, деловые игры, обучающие компьютерные игры).