Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 418
Скачиваний: 11
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является разделом основной образовательной программы и, в соответствии с ФГОС НОО, разрабатывается школой.
Практическая работа показала, что проблема нравственного воспитания в наше время является решаемой. Однако требует всесторонней работы. Ее не достаточно только в рамках школы (другого образовательного учреждения). Необходима специальная работа с обучающимися начальной школы по нравственному воспитанию с использованием разнообразных, в том числе, игровых средств и методов.
Целью практического исследования являлось определение эффективности игры как средства нравственного воспитания младших школьников. Исследование проходило в три этапа, было проведены игры, направленные на повышение уровня нравственной воспитанности младших школьников. В ходе исследования было установлено, что проведение игр положительно влияет на усвоение детьми нравственных норм и правил. Систематическое проведение специально подобранных игр повышает уровень их нравственной воспитанности.
В ходе наблюдения было отмечено, что дети чаще стали пользоваться вежливыми словами, стали доброжелательнее, детский коллектив стал более сплоченным. Изменилось поведение на уроках и переменах. Однако работа требует больше времени и систематического проведения, чему способствуют изменения в образовательных программах общеобразовательных учреждений, которые включают региональный компонент в занятия, а также проводят «живые» выездные мероприятия.
Заключение
Проблема нравственного воспитания младших школьников является актуальной во все периоды развития школы и педагогики. На современном этапе развития школы данная проблема приобрела особое значение. Изучив научную и методическую литературу доказали, что младший школьный возврат является наиболее благоприятным для нравственного воспитания.
Большую роль в нравственном воспитании играют правильно подобранные средства и методы, среди которых выделяются методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности. К числу наиболее эффективных средств нравственного воспитания относят игровую деятельность.
Игра является средством, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, нацеленный на усвоение младшим школьником нравственных установок.
Вторая глава посвящена описанию опыта работы по осуществлению нравственного воспитания обучающихся начальной школы посредством игровой деятельности. Была проведена практическая работа, результаты которой доказывают, что использование игры повышают эффективность нравственного воспитания младших школьников. игра помогает не только систематизировать нравственные представления младших школьников. Но и способствует осознанному выбору способов и форм нравственного поведения.
Таким образом, задачи, исследования решены, цель достигнута, гипотеза о том, что систематическое и целенаправленное проведение игр повышают эффективность нравственного воспитания младшего школьника – подтверждена.
Список использованной литературы
1.Беляева Е. В. Формирование нравственной культуры младших школьников в практической деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. №1. С.151-155.
2. Бозорова Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 458-460. — URL https://moluch.ru/archive/68/11654/.
3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, Екатеринбург, 2006 г. http://window.edu.ru/resource/673/28673
4. Гузик, М.А. Игра как феномен культуры : учебное пособие / М.А. Гузик. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 268 с. - ISBN 978-5-9765-1356-3 . [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103489.
5. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. — М.: Просвещение, 1985. https://spblib.ru/catalog/-/books/11419306-nravstvennoye-stanovleniye-lichnosti-shkol-nika
6. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – c.104-149. URL:http://pedlib.ru/Books/1/0479/1_0479-3.shtml
7. Мухина В.С. Возрастная психология. Москва: Академия, 2004. 456 с. https://texts.news/vozrastnaya-razvitiya-psihologiya/vozrastnaya-psihologiya-fenomenologiya.html
8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология https://litresp.ru/chitat/ru/О/obuhova-l-f/detskaya-vozrastnaya-psihologiya
9. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. —— М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с. http://pedlib.ru/Books/7/0024/7_0024-1.shtml
10.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с. URL:https://uchebnikfree.com/page/uchpidkasistij/ist/ist-4--idz-ax235--nf-38.html
11. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. От 20.11.2018) «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1713686780993704075954611&cacheid=D58858ED929836462BE35118C6827A18&mode=splus&base=LAW&n=311795&rnd=0.34143828449568203#36l3b2muuna
12. Рахимов А. 3. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель, 2008. 107 с.
13. Русинова Л.П. Учебное пособие «Педагогический словарь по тема», Сарапул, 2010 г. https://didacts.ru/termin/igra.html
14. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е.В.Чекина. – Гродно : ГрГУ, 2008. –119 с. 4 с.https://elib.grsu.by/katalog/120725-211517.pdf
15. Федеральный Государственный стандарт: начальное общее образование, 2009 Приложение (с изменениями на 18 мая 2015 года). https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
16. Эльконин Д.Б. Детская психология. Москва: Просвещение, 2003. 298 с.
17.Харин А.С. Нравственно-эстетическое образование и воспитание в развитии национальной начальной школы. // Начальная школа. – 2001 – №6.
18. http://mboyveshki125.ucoz.ru/news/
-
Федеральный Государственный стандарт: начальное общее образование, 2009 Приложение (с изменениями на 18 мая 2015 года). https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ ↑
-
Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е.В.Чекина. – Гродно : ГрГУ, 2008. –119 с. 4 с. https://elib.grsu.by/katalog/120725-211517.pdf ↑
-
Русинова Л.П. Учебное пособие «Педагогический словарь по тема», Сарапул, 2010 г. https://didacts.ru/termin/igra.html ↑
-
Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, Екатеринбург, 2006 г. http://window.edu.ru/resource/673/28673 ↑
-
Словарь по педагогической психологии https://didacts.ru/termin/igra.html ↑
-
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология https://litresp.ru/chitat/ru/О/obuhova-l-f/detskaya-vozrastnaya-psihologiya ↑
-
Обухова Л. Ф. Детская (возростная) психология https://litresp.ru/chitat/ru/О/obuhova-l-f/detskaya-vozrastnaya-psihologiya ↑
-
Гузик, М.А. Игра как феномен культуры : учебное пособие / М.А. Гузик. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 268 с. - ISBN 978-5-9765-1356-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103489. ↑
-
Гузик, М.А. Игра как феномен культуры : учебное пособие / М.А. Гузик. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 268 с. - ISBN 978-5-9765-1356-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://e-libra.ru/read/381207-igra-kak-fenomen-kul-tury.html ↑
-
Мельников М. Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – c.104-149. URL:http://pedlib.ru/Books/1/0479/1_0479-3.shtml ↑
-
ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с. URL:https://uchebnikfree.com/page/uchpidkasistij/ist/ist-4--idz-ax235--nf-38.html ↑
-
Эльконин Д.Б. Психология игры.— М.: Педагогика, 1993. URL:http://pedlib.ru/Books/3/0018/3-0018-1.shtml ↑
-
Гузик, М.А. Игра как феномен культуры : учебное пособие / М.А. Гузик. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 268 с. - ISBN 978-5-9765-1356-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://e-libra.ru/read/381207-igra-kak-fenomen-kul-tury.html ↑
-
Каршибаева Г. А., Шарофиддинов А., Курбанбаев М. З., Тиркашева М. А. Роль пословиц в воспитании детей // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 275-277. — URL https://moluch.ru/archive/235/54465/ ↑
-
Там же ↑
-
Гузик, М.А. Игра как феномен культуры : учебное пособие / М.А. Гузик. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 268 с. - ISBN 978-5-9765-1356-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://e-libra.ru/read/381207-igra-kak-fenomen-kul-tury.html ↑
-
Михайленко Т. М. Значение игры в развитии младших школьников [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 18-21. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13893/ ↑
-
Эльконин Д. Психология игры. –– М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия «Сам себе психолог»).— URL http://pedlib.ru/Books/3/0018/3_0018-136.shtml ↑
-
Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. —— М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с. http://pedlib.ru/Books/7/0024/7_0024-1.shtml
-
Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. От 20.11.2018) «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1713686780993704075954611&cacheid=D58858ED929836462BE35118C6827A18&mode=splus&base=LAW&n=311795&rnd=0.34143828449568203#36l3b2muuna ↑
-
Рахимов А. 3. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель, 2008. 107 с. ↑
-
Мухина В.С. Возрастная психология. Москва: Академия, 2004. 456 с. https://texts.news/vozrastnaya-razvitiya-psihologiya/vozrastnaya-psihologiya-fenomenologiya.html ↑
-
Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника. Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Учпедгиз, 1961. – 224 с. http://nashaucheba.ru/v22927/сухомлинский_в.а._духовный_мир_школьника ↑
-
Эльконин Д.Б. Детская психология. Москва: Просвещение, 2003. 298 с. ↑
-
Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. — М.: Просвещение, 1985. https://spblib.ru/catalog/-/books/11419306-nravstvennoye-stanovleniye-lichnosti-shkol-nika ↑
-
Бозорова Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 458-460. — URL https://moluch.ru/archive/68/11654/ ↑
-
http://mboyveshki125.ucoz.ru/news/ ↑
-
http://mboyveshki125.ucoz.ru/news/kruzhilinskie_toloki/2018-09-17-130 ↑