Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Правовое регулирование процесса приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После исполнения покупателем условий договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия с покупателем подписывается передаточный акт. С момента передачи покупателю права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия прекращается право хозяйственного ведения унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан.

Основанием государственной регистрации перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю:

- договор купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия;

- передаточный акт;

-документ, подтверждающий погашение задолженности (при ее наличии) по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные Фонда.

Настоящий документ представляет собой справку, выданную налоговым органом (Департаментом или инспекцией Министерства по налогам и сборам по Республике, области, области, автономной области, автономному округу, городу, району), подтверждающую отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней по состоянию на определенную дату в конкретной организации-налогоплательщике 19.

С переходом права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю прекращается унитарное предприятие, имущественный комплекс которого был продан. Процедура записи о прекращении унитарного предприятия в государственный реестр юридических лиц определяется Правительством Российской Федерации.

Отчуждение земли. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:

- проводит унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

- занимаемые здания, строения и сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено и которые признаются самостоятельными объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимыми для использования этих объектов.


Законом устанавливается норма о том, что по требованию собственника

________________________

9 Борисов А.Н.., Гладких С.Р. Комментарий к Федеральному закону «о приватизации государственного и муниципального имущества». – М.: Юстицинформ, 2008. С. 265.

недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть передан ему в аренду на срок не более сорока девяти лет.

Аренда-это вид обязательства, вытекающего из договора аренды. По договору аренды (аренды имущества) арендодатель (арендодатель) обязуется предоставить арендатору (арендатору) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование 20.

Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании плана земельного участка, предоставленного покупателем и заверяется органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Государственный земельный кадастр-это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, правовом режиме земель в Российской Федерации, кадастровой стоимости, местоположение, размер земельного участка и прочно связанной с ним недвижимости. Государственный земельный кадастр включает сведения о субъектах прав на земельные участки. Она проводится в рамках единой для Российской Федерации системы.

Законодательством установлено, что одновременно с решением об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника земельного участка прав владения, пользования и распоряжения этим земельным участком.

__________________________

20 ст. 606 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ ( в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 145-ФЗ)// Российская газета от 20.07.2009 г.

Для чего могут быть установлены публичные сервитуты продемонстрировано в Таблице 1.

Таблица 1 – Публичные сервитуты

Причины:

1

Для прохода или проезда через земельный участок;

2

Для использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3

Для размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4

Для дренажных работ на земельном участке;

5

Для забора воды и водопоя;

6

Когда крупный рогатый скот проходят через землю и т. д.


Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 21.

Законом также установлены исключения для отчуждения земельных участков. В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки в составе земель, не подлежащих отчуждению:

- лесные и водные ресурсы, особо охраняемые природные территории и объекты;

- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенного загрязнения;

- Общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

_______________________________

2 п.9. ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ ( в ред. Федерального Закона от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147

- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчуждение не подлежит государственной или муниципальной

собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Земельных участков в земли транспорта предназначены для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития также не подлежат отчуждению.

Глава 5. Итоги приватизации в России

Важнейшим итогом первого этапа и в меньшей степени второго стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безусловно доминирует в экономике РФ и является основой дальнейших рыночных реформ.

Фактически уже на первом этапе в стране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, которая не имеет ничего общего с прежней плановой экономикой и исключает или, по крайней мере, делает крайне маловероятным ее возвращение к последней, а в целом благоприятствует дальнейшей рыночной трансформации. Однако результаты приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Это касается как малой, так и большой приватизации.

Поскольку приватизация была в значительной степени бесплатной, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стали основным источником пополнения государственного бюджета. Даже в самом успешном в этом отношении 1998 году доходы от приватизации составили лишь 5,1% от доходов федерального бюджета Российской Федерации.


Хотя к настоящему времени около 55 миллионов российских граждан владеют акциями, 40 миллионов из них приобрели акции по ваучерам (обычно через чековые инвестиционные фонды), метод "рассредоточения собственности" не привел к формированию сильного среднего класса. Эти граждане, получая от своих небольших долей доход, в лучшем случае, сходный с процентом сберегательных вкладов, в отличие от мелких предпринимателей не влияют на эффективность хозяйственной деятельности предприятий и занятость населения.

Поскольку ваучеры не были именными ценными бумагами и подлежали свободной купле-продаже, значительная их часть путем покупки был в руках различных мафиозных структур. Это, с одной стороны, привело к резкому росту социального расслоения общества, а с другой, что еще хуже — способствовало быстрой криминализации российской экономики.

На основе ваучерной приватизации возникли новые формы экономической преступности. Таким образом, всевозможные сомнительные фирмы (около 100 из них впоследствии бесследно исчезли), обещая гражданам огромные дивиденды, сумели получить в "доверительное управление" миллионы ваучеров и использовать их в корыстных целях. В результате 3 миллиона граждан понесли ущерб в размере 6 триллионов рублей. ТЕРЕТЬ. (тогда это соответствовало примерно 13 миллиардов долларов.).

Весьма сомнительными оказались выгоды для коллективов предприятий. Следует отметить, что такие льготы во многом оправданы тем, что большинство предприятий на момент приватизации находились в сложном финансовом положении или даже были убыточными, а поэтому их акции не представляли интереса для внешних инвесторов. В то же время такие льготы явно противоречит основному принципу демократии - равноправию граждан.

Поскольку сотрудники предприятий имели право (наряду с бесплатным получением акций) приобретать часть акций со скидкой, их администрации при предыдущей стоимости предприятий стремились любыми способами занизить, которые, как правило, может быть сделано. Кроме того, часть акций, которые были проданы стороне в ходе приватизации, была куплена за бесценок. Соответственно, в бюджет не поступало больших сумм денег. Только в 1994 году, с началом второго этапа, льготы сотрудникам предприятий при приватизации последних были отменены.

Приватизация не достигла своей главной экономической и социальной цели — создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. Многочисленные проявления в Российской Федерации в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются следствием этого обстоятельства.


Если в настоящее время в приграничных секторах российской экономики насчитывается всего около 1 млн малых предприятий (согласно российскому законодательству, они классифицируются в зависимости от отрасли предприятия с числом занятых не более 30 до 100 человек), то ни о каком сильном среднем классе речи быть не может.

Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой именно эта группа предприятий, а не крупные фирмы и концерны, обеспечивает занятость большей части самодеятельного населения. Таким образом, становится очевидным, что проблемы, связанные с безработицей, которые были ухудшения в последние годы в России, не могут быть решены или даже заметно смягчены без ускоренного развития и стимулирования малого бизнеса со стороны государства. Между тем российское законодательство, регулирующее условия создания малых предприятий, налоговая, финансово-кредитная политика государства являются скорее враждебными по отношению к малым предприятиям, чем благоприятными для них.

5.1 Современные тенденции и перспективы приватизации

На первом этапе приватизация проводилась очень поспешно. Это привело к многочисленным ее недостаткам, нарушениям приватизационного законодательства, злоупотреблениям и другим негативным явлениям.

В настоящее время приватизация носит постепенный и "точечный" характер в том смысле, что в каждом конкретном случае органы государственной власти стремятся выбирать объекты в порядке очередности и экономической целесообразности на данный момент. В то же время они пытаются увязать его с поиском "эффективного инвестора", в том числе или даже в первую очередь иностранного (в целом речь идет о увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или хотя бы сохранение количества рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые цели приватизации еще не реализованы.

На протяжении всего переходного периода доля государственных предприятий в производстве ВВП в странах с переходной экономикой должна объективно оставаться выше, чем в развитых странах. Это в полной мере относится и к России. Однако в принципе подавляющее большинство государственных предприятий будет постепенно вовлечено в процесс приватизации. В обозримом будущем только важнейшие предприятия оборонно-промышленного комплекса (ВПК), являющиеся ключевыми для обеспечения обороноспособности страны, останутся в собственности государства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 года определен перечень 480 предприятий ВПК, приватизация которых запрещена на неопределенный срок.