Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Правовое регулирование процесса приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федерального агентства по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти)6.

По специальному распоряжению Правительства Российской Федерации от его имени функции по реализации приватизируемого федерального имущества могут осуществляться специализированным государственным учреждением или специализированными государственными учреждениями. В настоящее время таким учреждением является Российский фонд федерального имущества (РФФИ), созданный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2002 года № 605-Р(245).

Приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, компетенция которых определяется законом и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления соответственно (п. 2 ст. 6 Закона О приватизации государственного и муниципального имущества). На практике это специализированные органы управления имуществом (комитеты и др.), органы или учреждения, выполняющие функции продавца имущества (фонды имущества и т. д.) также устанавливаются на региональном и местном уровнях.п.).

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и

­__________________________

5 ст. 6 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. ( в ред. Федерального закона от 7 мая 2009 г. № 89-ФЗ) // СПС «Консультант плюс»

6 п.1. Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 № 432// СПС «Гарант»

муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов. Это ограничение не распространяется на случаи, когда приватизация осуществляется путем внесения соответствующего имущества в уставный капитал открытых акционерных обществ, а также в некоторых других случаях, указанных в законе О приватизации государственного и муниципального имущества.


Также открытые акционерные общества не могут быть покупателями, если предметом продажи являются акции, размещенные такими обществами, принадлежащими публичным юридическим лицам- " открытые акционерные общества не могут быть покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с настоящим Федеральным законом.7"

Кроме того, Закон О приватизации государственного и муниципального имущества (пункт 2 статьи 5) установлено, что приватизация является предметом законодательного ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц, установленные в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

____________________________

7 п.2. ст. 5 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. ( в ред. Федерального закона от 7 мая 2009 г. № 89-ФЗ) // СПС «Консультант плюс»

Глава 2. Правовое регулирование процесса приватизации

Приватизация в России началась после принятия Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" в 1988 году. На данном этапе она проводилась при отсутствии необходимой нормативной базы. Однако его реальные масштабы оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы "стихийно". До середины 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял ряд законов и нормативных актов, регулирующих процессы приватизации и банкротства хозяйствующих субъектов, в том числе законы Российской Федерации "о номинальных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР" и "об имуществе в РСФСР" от 24.12.1990 года.

В России нормативная база приватизации также включала государственные программы приватизации на 3 года. Они включали задания на текущий год и прогноз на последующие два. На основании этих законов Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (ГКИ) издал нормативные акты, а также дал разъяснения по этим актам и программе приватизации. Однако приватизация земли и жилья, социальных и культурных учреждений и объектов культурного и природного наследия оставалась вне сферы действия этих законов. Помимо этих законов, некоторые аспекты приватизации подпадают под действие других законов, например закона "о предприятиях и предпринимательстве" от 25/12/1990 года8.


С ноября 1991 года начался этап принудительной приватизации. Он был основан на Указе Президента Российской Федерации от 29.12.1991 № о. 341, которым утверждены "основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год". Был принят закон Российской Федерации "о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 года и Федеральный закон

_________________________

8 Гражданское право: Учебник. Т.1. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2005. С. 225.

"о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21 июля 1997 года, действовавший до 2001 года.

Среди нормативно-правовых актов, регулирующих процесс приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации в настоящее время можно назвать прежде всего Федеральный закон "о приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 года с изменениями, внесенными Федеральным законом от 7 мая 2009 года № 89-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанных с ними отношений по управлению этой собственностью.

Закон устанавливает основные принципы приватизации, которая осуществляется на его основе. К ним относятся, во-первых, признание равенства покупателей приватизируемого имущества; во-вторых, открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, на которые возложена приватизация; в-третьих, отчуждение имущества при приватизации исключительно на возмездной основе; в-четвертых, осуществление приватизации муниципального имущества органами местного самоуправления самостоятельно, но в порядке, предусмотренном Федеральным законом О приватизации9.

Закон определяет его сферу применения. Он регулирует отношения, возникающие в связи с приватизацией государственного и муниципального имущества, и связанные с этим отношения по управлению указанным имуществом. Сфера действия закона о приватизации 2001 года (как и его предшественника - закона 1997 года) очерчена не непосредственно, а путем перечисления отношений, возникающих в связи с отчуждением государственной и муниципальной собственности, на которые этот закон не распространяется.

________________________

9 ст. 2 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. ( в ред. Федерального закона от 7 мая 2009 г. № 89-ФЗ) // СПС «Консультант плюс»


Например, другие законы регулируют приватизацию жилищного фонда и имущества государственного резерва, государственного имущества, находящегося за пределами России, и другие случаи отчуждения, указанные в законе.

Федеральный закон" о приватизации государственного и муниципального имущества " устанавливает методы приватизации государственного и муниципального имущества, причем перечень их является исчерпывающим, подробно раскрывает как содержание каждого из этих методов, так и особенности приватизации отдельных видов имущества. Кроме того, некоторые из этих методов не были зафиксированы в предыдущем законе О приватизации 1997 года.

В связи с наличием в российском законодательстве большого количества устаревших, во многом разрозненных и противоречивых актов, регулирующих вопросы приватизации и управления государственным имуществом, принят Федеральный закон " о приватизации..."предусмотрены подробные переходные положения.

Также на основании и в соответствии с указанным Законом отношения по приватизации могут регулироваться иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, а также законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, которые не могут противоречить закону О приватизации государственного и муниципального имущества.

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 217. "Приватизация государственного и муниципального имущества" дает общее понятие приватизации. Примечательно, что статьи 217 "приватизация государственного и муниципального имущества" Гражданского кодекса расположены в главе 13 "Общие положения", разделе II "право собственности и иные вещные права", и не названы среди причин возникновения или прекращения права собственности. Во многом это связано с тем, что приватизация является основанием для прекращения права собственности на государственную и муниципальную собственность и возникновения права частной собственности у физических и юридических лиц10.

Среди правовых актов, составляющих нормативную базу приватизации, следует также назвать Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 11 июня 2008 года № 84-ФЗ.

Закон «О приватизации жилищного фонда» устанавливает основные принципы приватизации государственного и муниципального жилищных фондов, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье. "Целью закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.11"


Закон дает следующее понятие приватизации: приватизация-это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Право граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, чтобы получить эти помещения в собственность также установлены. Определены категории жилых помещений, не подлежащих приватизации. Устанавливает порядок передачи приватизированных жилых помещений в собственность граждан.

Следующим нормативным правовым актом, регулирующим процесс приватизации, является Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 года №87 "об утверждении Правил определения нормативной цены государственного или муниципального имущества, подлежащего приватизации". Этим постановлением установлен порядок определения минимальной цены, по которой возможно отчуждение государственного или

_______________________

10 Моисеева Е.В. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом // Журнал российского права, 2006. № 4. С. 18.

11 Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

( в ред. ФЗ от 11 июня 2008 г. № 84-ФЗ) // Российская газета от 10 января 1993 г. № 5.муниципального имущества, подлежащего приватизации.

В частности, было установлено, что "нормативная цена имущественного комплекса унитарного предприятия, подлежащего приватизации, устанавливается равной балансовой стоимости активов предприятия, которые подлежат приватизации", и "уровень цен на акции акционерного общества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, за исключением нормативной цены акций (долей) для компаний, осуществляющих банковскую деятельность, он определяется на основе консолидированной финансовой отчетности общества как средневзвешенное значение следующих величин, умноженное на коэффициент специального права ("золотой акции")12.

Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284 "о государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" ( с последними изменениями, внесенными указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2008 года № 369). В этой программе классификация объектов и предприятий для возможной приватизации, перечислены объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, способы приватизации и льготы, предоставляемые приватизации и т. д.