Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Правовое регулирование процесса приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перспективы российской экономики во многом будут зависеть от того, произойдет ли трансформация отношений собственности только через приватизацию большей части экономической собственности, остающейся в государственной собственности, или же она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т. е. формированием новых предприятий на основе частной собственности. Конечно, можно говорить в первую очередь о создании новых малых и средних предприятий.

К сожалению, в России вновь созданных в пореформенный период предприятий очень мало. Причем подавляющее большинство из них заняты в сферах торговли и услуг (не столько бытового обслуживания, недвижимости, юриспруденции, консалтинга и др.).). В то же время результаты их деятельности наглядно показывают, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточную прибыльность, они зачастую добиваются заметных успехов в короткие сроки.

Экономическое стимулирование малого бизнеса, которое активно осуществляется во всех западных странах, в России сегодня, безусловно, ограничено крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одним из приоритетов экономической политики государства. Однако сегодня можно существенно улучшить правовую среду в сфере малого предпринимательства и устранить многие искусственно созданные препятствия на его пути. Будущее России в решающей степени зависит от создания эффективного среднего класса.

5.2 Приватизация без создания эффективного собственника

Приватизация является ключевым элементом официального курса российских реформ. Насильственная передача большей части государственной собственности в частные руки была провозглашена главным, почти решающим условием перехода к рынку.

В настоящее время эта цель достигается беспрецедентными в мировой истории темпами и в беспрецедентных масштабах. Фактически государство устранило полное использование даже тех имущественных прав, которые оно де-юре не передало частным юридическим и физическим лицам. Снятие барьеров с коммерческой деятельности должностных лиц исполнительной власти и руководства предприятий, формально оставшихся в государственной собственности, открыло простор для хищений. Государственная собственность была разграблена совместными усилиями "лидеров" приватизированного и неприватизированного секторов российской экономики. Будучи не в состоянии эффективно защитить свою собственность, государство пытается компенсировать это нарушением прав частных собственников и использованием чисто силовых рычагов давления на экономику – через налоговый пресс, манипулирование бюджетными статьями, отказ от своих долговых обязательств, прямое участие в разборках между противоборствующими экономическими группами "новых собственников".


"Российская приватизация выполнила задачу демонтажа механизма централизованного управления экономикой."10 она предоставляла узкому кругу лиц возможность бесконтрольно распоряжаться огромной массой национального имущества и частично по закону, наделенному правом собственности, но главным образом через фактический контроль над акционированными предприятиями, в отличие от распыленных имущественных прав миллионов простых акционеров.

Такой характер приватизации не мог обеспечить создание механизма взаимной ответственности частных субъектов, который заменил бы механизм ответственности администрации государственных предприятий в директивно-ориентированной экономике. В результате образ "эффективного собственника" как центральной фигуры приватизационного курса правительства оказался утопическим. А вот ссылки на недостаточно последовательную политику приватизации неуместны.

Переход от государственной собственности к частной может происходить различными путями, и характер экономического роста, распределения доходов и социальной устойчивости общества зависят от того, какой из них выбран.

Можно было осуществить первоначальное более или менее равномерное распределение национального богатства, полагая, что в будущем оно будет перераспределено в пользу тех, кто умеет управлять им наиболее эффективно, приумножать его на благо всего общества. Организаторы реформ старались придать своим действиям социально-значимый вид, просто подарив населению такую ценную бумагу, как ваучер. Но тут же выяснилось, что эта ценная бумага обладает уникальными свойствами, которых ни одно общество никогда не видело: цена ваучера напрямую зависела от того, кто был его владельцем, меняясь от бутылки водки до двух "Волг" и выше. Для подавляющего большинства населения она была почти нулевой. Ваучер не мог быть продан даже по первоначальной стоимости без инфляции. Передача его различным инвестиционным фондам означала просто подарок их руководителям, которые, находясь в тесном контакте с государственными органами, могли использовать ваучеры с большой выгодой для себя.

Второй этап приватизации. Все те, кто особенно нажился на первом этапе, теперь скупают общественное богатство за бесценок.

При проведении приватизации реформаторы исходили из очевидной предпосылки, что для успешного социально-экономического развития необходимы крупные инвестиции. Отсюда был сделан вывод о необходимости создания группы крупных собственников. Между тем крупные инвестиции могут также генерироваться большими группами мелких собственников путем концентрации их сбережений в банках, инвестиционных компаниях и т. д. Естественным следствием российской приватизации стала концентрация богатства в руках очень узкой прослойки сверхбогатых, а средний класс формировался за счет нескольких человек, обслуживающих их нужды.


Большая часть населения – низший класс, находящийся на грани (а чаще-за ее пределами) прожиточного минимума.

Ущерб от создания небольшой группы собственников национального богатства России огромен. Они не позволяют действовать главной пружине рыночной экономики-конкуренции, устраняя старых и предотвращая появление новых конкурентов, а это подавляет стимулы к расширению производства, снижению издержек, повышению качества продукции. В нестабильной социально-экономической ситуации эти собственники склонны к легальному или нелегальному вывозу капитала и, соответственно, прекращению внутренних инвестиций. Они покупают СМИ и чиновников. Происходит дальнейшее увеличение богатства этой элитной группы. Источником увеличения их капитала является не развитие производства, а присвоение монопольной ренты, средств государственного бюджета, доходов и сбережений населения.

Борьба между крупнейшими собственниками может привести к катастрофам национального масштаба. К таким же результатам приводит и их объединение в профсоюзы.

Члены этой элитной группы разрушают российскую экономику. Но это их не беспокоит. Они уже перевели достаточно средств за рубеж и готовы в любой момент без особого ущерба начать жить на Западе.

С самого начала российских экономических реформ была поставлена ложная цель: вместо создания условий для свободного гражданского оборота имущественных прав (пользования, управления, доходов и т. д.), акцент был сделан на распределении имущества. За этим стояла идея, что главной проблемой в отношениях собственности является титул собственника. И именно частная собственность является наиболее эффективной. В России необходимо было создать свободный, конкурентный рынок прав собственности (права доступа к собственности).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев вопросы, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, можно сделать следующие выводы:

1. Приватизации государственного и муниципального имущества понимается платное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Очевидно, что главной особенностью приватизации является ее платный характер.

Однако, понятие "приватизация" является многомерным. Она рассматривается и как основание для прекращения права государственной и муниципальной собственности, и как основание для возникновения права частной собственности, и как способ распоряжения государственной и муниципальной собственностью.


2. Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами президента, постановлениями Правительства Российской Федерации. Законодательство о приватизации является специальным, регулирующим отношения, в которых государство играет доминирующую роль. Среди этих правовых актов основную роль в регулировании процесса приватизации государственного и муниципального имущества играет Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Этот закон составляет основу приватизационного законодательства.

3. Законодательство о приватизации всегда предусматривало ее конкретные методы. По мере развития законодательства количество способов приватизации увеличивалось, а ее условия улучшались. Большинство способов приватизации - это договоры купли-продажи. Можно сказать, что большинство способов приватизации - это разные способы продажи государственной собственности. Способы приватизации расположены в законе в определенном порядке исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован.

Закон о приватизации 2001 года наряду с методами приватизации, предусмотренными предыдущим законом, установил новые, которые не были известны предыдущему законодательству. Например, новые способы приватизации: продажа за пределами территории Российской Федерации принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг и др. Одновременно с проведением новых методов приватизации. он отказался от таких способов приватизации, известных по закону 1997 г., как продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, их работникам, выкуп арендованного имущества, отчуждение акций владельцам ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

4. Закон устанавливает специальные правила приватизации отдельных видов государственной и муниципальной собственности. В частности, процедура приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, отдельных видов земельных участков, объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и бытового назначения осуществляется с некоторыми особенностями.