Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Правовое регулирование процесса приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В России проходит крупнейшая в современной истории приватизация государственной и муниципальной собственности. Отличительной особенностью российской приватизации является то, что она коренным образом изменила социально-экономическую систему общества, создала новую качественную материальную основу общественного устройства. Большой негосударственный сектор экономики была сформирована, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции – все это результат приватизации.

Актуальность темы исследования. В целом процесс приватизации в России достаточно противоречив, т. е. приватизация имеет свои "плюсы" и свои "минусы". К последним можно отнести то, что приватизация в России проводилась с многочисленными нарушениями и без того несовершенного законодательства, что привело к ряду негативных экономических и социальных последствий.

Законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества характеризуется противоречивостью нормативных правовых актов и характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы в законодательном регулировании, кратковременным действием многих нормативных актов. Все это связано с особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабов приватизации и ее ограниченного времени, которые постоянно меняются.

В целом приватизация государственной и муниципальной собственности имеет большое значение. Она затронула практически все сферы российского общества, коренным образом меняя их. Приватизация государственного имущества была необходима для российской экономики, для оживления всех ее сфер и отраслей.

Степень изученности темы. По степени изученности тема относится к достаточно тщательно изученным. Вопросы и проблема приватизации являются предметом многих работ ученых, экономистов, юристов, социологов, таких как: Белый В. С., Борисов А. Н., Камышанский В. П., Крусс В. И., Моисеева Е. В., Петров С. И. и др. некоторые из них используются в ходе этой работы.

Целью данной курсовой работы является изучение основных вопросов, связанных с приватизацией государственного и муниципального имущества.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:


дать определение приватизации и найти ее сущность;

- рассмотрим основные цели приватизации;

- определить, что входит в понятие объекта приватизации;

- рассмотрим, кто является субъектами приватизации государственного и муниципального имущества;

- проанализировать нормативно-правовую базу процесса приватизации;

- изучить основные способы приватизации государственного и муниципального имущества;

- рассмотреть особенности отдельных видов государственной и муниципальной собственности.

Глава 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация является новым правовым институтом для отечественного правопорядка, посредством которого создаются условия для перехода от государственной системы экономики к системе свободного рынка. Под ней понимается передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами «О приватизации государственного и муниципального имущества»1.

Таким образом, приватизация является специальным основанием для прекращения права публичной собственности и возникновения права частной собственности в результате передачи соответствующего имущества частным лицам в порядке и способами, предусмотренными законодательством о приватизации.

Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" дает несколько иное определение приватизации. Приватизация государственного и муниципального имущества понимается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральная собственность), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, имущества физических и (или) юридических лиц.

Из этого определения следует, что:

- приватизация осуществляется на возмездной основе;

- приватизация как процесс - это деятельность государства и муниципалитетов, направленная на снижение доли собственности этих государственных субъектов в экономике.

Существует мнение, что приватизация-это деятельность. Как отмечает В. П. Камышанский, "приватизация-это платная, если иное не предусмотрено законом,


организованная и целенаправленная деятельность по передаче государственного и

­­­­­­­­­­­­­­­______________________________

ст. 217 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ ( в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 145-ФЗ)// Российская газета от 20.07.2009 г.

муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц, осуществляемая по решению и при непосредственном участии специальных органов в определенное время, в установленном порядке и формах.2"

В широком смысле приватизация-это деятельность, осуществляемая в установленные законом сроки, процедуры и формы. Однако, эта деятельность приводит к изменению правоотношений собственности, то есть к определенным правовым последствиям.

Значение и цели приватизации

В доперестроечный период наше государство взяло на себя непосильное экономическое бремя, с которым само не справилось. В руках государства было сосредоточено около 90% основных фондов страны. Государственная собственность оказалась бюрократической и недостаточно восприимчивой к достижениям научно-технической революции.

Процесс приватизации, т. е. передачи государственного и муниципального имущества в частную собственность юридических и физических лиц, по замыслам проводников политики приватизации должно было привести к воссоединения средств производства с работниками производства, а собственность должна найти свое истинное содержание, основанное на строго различать "мое" и "твое".

Российская приватизация была беспрецедентной не только по своим масштабам, но и по своему содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества 3.

­­­­­­­­­____________________________

2 Гражданское право: часть первая: Учебник для вузов / под ред. В.П. Камышанского. – М.: Эксмо, 2007. С. 285.

3 Петров И.С. Некоторые вопросы нормативного правового регулирования приватизации в Российской Федерации// Журнал российского права, № 2, 2007. С. 21.

В начале 1992 года, несмотря на процесс перераспределения

государственной собственности в ходе стихийной (или "номенклатурно-

бюрократической") приватизации, государственная форма собственности оставалась преобладающей, а предприятия государственного сектора обеспечивали две трети общего оборота.


Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий увеличилось до 88,6 тыс., в 1994 году-до 112,6 тыс. а за период с 1993 по 2003 год было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701 предприятие федеральной формы собственности.

Очевидно, что в 1990-е годы произошел переход к реальное многообразие форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации, большой негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.

Приватизационные процессы, которые развиваются в течение пятнадцати лет привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом. Сегодня это выглядит так: 77 % - частная собственность, 13 % - иные формы собственности (общественные объединения, например), 6% - муниципальная, 4% - государственная.

В Российской Федерации процесс приватизации осуществляется по трем основным направлениям:

а) приватизация государственных предприятий, другой недвижимости и акций, принадлежащих государственным структурам;

б) приватизация жилья;

в) приватизация земельных участков 4.

В каждой из этих сфер государство преследует определенные цели. Таким образом, для приватизации госпредприятий, на следующие цели изначально были сформулированы: формирование "слоя" частных собственников; повышение эффективности деятельности предприятий; социальная защита населения, развитие социальной инфраструктуры; стабилизация финансового положения Российской Федерации за счет средств, поступивших от приватизации; создание конкурентной среды и привлечение иностранных инвестиций.

Приватизация в основном оплачивалась, и лишь в некоторых случаях на начальном этапе допускалось свободное отчуждение государственной собственности (путем предоставления всем гражданам приватизационных ваучеров, дающих им право на приобретение акций приватизируемых предприятий, путем раздачи части акций работникам предприятия бесплатно и т.д.).


В области приватизации жилья и земельных участков гражданами целями приватизации являются: а) создание условий для развития рынков жилья и земли; б) освобождение государства от бремени расходов, связанных с содержанием жилья и земли, и переложение этого бремени на частных собственников; в) освоение новых земельных участков и стимулирование продуктивного использования земли за счет собственников; г) оказание социальной поддержки гражданам, занятым в сельском хозяйстве.

Субъекты и объекты приватизации

Действующее законодательство о приватизации определяет Государственное

______________________

4 Гражданское право: Учебник. Том I (под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова) – М.: «Контракт»: «ИНФРА-М», 2006. С. 211.

и муниципальное имущество как основной объект приватизации. Изменения в направлении приватизации прослеживаются даже по изменению названий приватизационных законов (в 1991 году - приватизация предприятий, в 1997 и 2001 годах - приватизация имущества). При этом под приватизируемым имуществом понимаются имущественные комплексы государственных и муниципальных предприятий, государственные акции открытых акционерных обществ, а также иное имущество, непосредственно связанное с деятельностью предприятия, например исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Закон 1991 года содержал обширный перечень объектов приватизации, для обозначения которых использовались неправовые термины. Объектами приватизации являлись: предприятия, цеха, производственные площадки, другие подразделения этих предприятий; оборудование, здания, сооружения; лицензии, патенты и другие материальные активы предприятий; активы ликвидируемых предприятий; акций (долей) государства и местных Советов народных депутатов, приватизированных предприятий в капитале других акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предпринимателей.

Законы 1997 и 2001 годов отказывали в такой передаче объектов приватизации, используя понятие государственной и муниципальной собственности как объекта приватизации.

Субъекты приватизации. В ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации говорится, что от имени собственника приватизируемого имущества выступают соответствующие государственные и муниципальные органы.

Согласно Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" основные полномочия собственника федерального имущества принадлежат правительству. Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти для осуществления функций по приватизации федерального имущества . В настоящее время этим органом является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество)5.