Файл: Понятие и виды государственных пенсий (Общий трудовой стаж).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того общий трудовой стаж необходим в пенсионном обеспечении за выслугу лет военнослужащих, когда у них выслуга составляет менее 20 лет.

При наличии общего трудового стажа определенной продолжительности и соответствующих наград возможно получение звания «Ветеран труда» с предоставлением социальных льгот.

1.3. Страховой стаж

С 1 января 2002 года действует Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ», установивший новый порядок пенсионного обеспечения. В данном акте не фигурирует понятие общего трудового стажа, но вводится новое понятие – «страховой стаж».

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Страховой стаж начинает отсчёт от момента заключения гражданином договора пенсионного страхования. На застрахованного гражданина открывается специальный лицевой счёт, на который работодатель осуществляет ежемесячные отчисления. Исходя из накопленной к моменту выхода на покой суммы, и будет рассчитан размер основной пенсии, выплачиваемой человеку государством.

Это относительно новый вид трудового стажа, введенный в связи с осуществлением пенсионной реформы в нашей стране. Введение и укрепление понятия «страховой стаж» полностью отражает суть современной пенсионной реформы в Российской Федерации, которая состоит в том, чтобы перевести всю пенсионную систему на принципы страхования. В предельно упрощенном виде это означает, что на размер пенсии должен влиять не стаж, не заработок, а только реально уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы.

Более короткое определение страхового стажа дается в Законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного законодательства», где под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы. [[6]]

В более позднем по времени принятия нормативном правовом акте страховой трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.[[7]] В то же время названные выше Законы не предусматривали порядка его учета и исчисления, и стаж на практике до 01.01.2002 исчислялся по условиям и нормам ст. 89 Закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


В статье 2 Федерального закона о трудовых пенсиях дана норма-дефиниция, согласно которой страховой стаж это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.[[8]]

В этой формулировке заключается иной правовой смысл. Наличие разных формулировок по одному предмету привело к необходимости выбора правоприменительными органами такой редакции, которая отвечает интересам адресата нормы. Учитывая это, а также тот факт, что норма-дефиниция по своей сути статична, а нормой материального права закреплено условие об уплате страховых взносов «за эти периоды», в практической деятельности применяется норма, регулирующая непосредственное включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, т.е. редакция нормы, предусмотренная в ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Таким образом, статья 10 Федерального закона о трудовых пенсиях, ориентирована на правовое регулирование включения в страховой стаж трудовой деятельности и (или) иной деятельности.

В соответствии со статей 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, а также за ее пределами, если это предусмотре­но законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.[[9]]

Данная статья закрепляет право граждан Российской Федерации, работающих за пределами Российской Федерации, добровольно вступать в правоотношения по обяза­тельному пенсионному страхо­ва­нию и осуществлять уплату страхо­вых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Физические лица вправе добровольно вступать в правоотноше­ния по обяза­тель­ному пенсионному страхованию и осуществлять уплату взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществ­ляется уплата взносов страхователем. При этом уплаченные суммы страховых взносов учитываются при опре­де­лении права граждан на получение обязательного стра­хового обеспечения на об­щих основаниях. [[10]]

Физические лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа.


Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О трудовых пен­сиях в Рос­сий­ской Федерации» наравне с периодами работы в стра­ховой стаж засчитываются следующие периоды:

  • период прохождения военной и приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
  • период получения пособия временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Включив в страховой стаж данные периоды, законодатель предусмотрел исчисление стажа календарно, т. е. без льгот. Кроме того, действует еще одно обязательное условие. Эти периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), за которые уплачивались взносы в Пенсионный фонд.

Порядок исчисления страхового стажа. В соответствии со статьей 12 Закона о трудовых пенсиях, исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, и иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденный заявлением, в котором указывается период, выбранный для включения (зачета) в страховой стаж.


При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности включается в страховой стаж независимо от уплаты за этот период обязательных платежей.

Правовые последствия страхового стажа связаны с возникнове­нием права на трудовые пенсии. Для приобретения права на пенсию по старости на общих основаниях требуется не менее пяти лет стра­хового стажа, как для мужчин, так и для женщин, т. е. дифференциа­ции по полу нет. Кроме того, наличие страхового стажа является одним из условий для назначения досрочной пенсии по старости.

Пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца устанав­ливаются незави­симо от продолжительности страхового стажа. Од­нако в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части пенсии по инвалидности определяется с учетом нормативной продол­жи­тельности страхового стажа. Для инвалида, не достигшего 19 лет, она составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 меся­цев. Данная норма является более жесткой по сравнению с ранее действовавшей. Кроме того, изменилось правило о том, к какому времени необ­ходимо иметь требуемый стаж. Ранее стаж определялся по возрасту ко времени наступления инвалидности, а в настоящее время — ко дню, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии. При этом нередко возраст ко времени наступления инвалидности ниже возраста ко дню назначения пенсии, в этом случае требования к продолжительности трудового стажа увеличиваются.

Новое законодательство резко сужает дифференциацию уровня пенсионного обеспечения от продолжительности страхового стажа пенсий будущего назначения, поскольку он исключен из формул расчета размера трудовых пенсий для лиц молодого возраста.

Страховой стаж подразделяется на два подвида: общий страхо­вой стаж и специальный страховой стаж. Все изложенное выше от­носится к общему страховому стажу.

Следующим видом трудового стажа является специальный стра­ховой стаж, под которым понимается суммарная продолжитель­ность трудовой деятельности в определенных профессиях, должно­стях, производствах, отраслях, в определенных местностях, с которой закон связывает особые правовые последствия.


Специальный страховой стаж лежит в основе назначения дос­рочных пенсий по старости педагогам, медикам и другим категориям граждан. Ранее это бы­ли пенсии за выслугу лет, теперь они именуются досрочными пенсиями по старости. [[11]]

В специальный страховой стаж включается работа указанная в статьях 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,[[12]] а именно:

- на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах; с тя­желыми условия­ми труда;

- в качестве рабочих локомотивных бригад и работ­ни­ков отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организа­цию перево­зок и обеспечивающих безопасность движения на же­лезнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве во­дителей грузовых автомобилей непосредст­вен­но в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;

- в экспедициях, партиях, отря­дах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геоло­го-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизиче­ских, гидрографических, гидро­ло­­ги­ческих, лесоустроительных и изыскательских работах;

- педагогическая дея­тельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;

- лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в государственных и муни­ци­пальных учреждениях здравоохранения;

- творческая дея­тельность на сцене в госу­дарственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях и т.д.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. утвер­ждены Правила ис­числения периодов работы, дающей право на до­срочное назначение трудовой пен­сии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудо­вых пенсиях в Россий­ской Федерации», которые предусмотрели порядок исчис­ления и суммирования специального страхового стажа.

В соответствии со статей 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и на­копительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты.

Практически все указанные выше периоды включаются в специ­альный страховой стаж на основании списков производств, работ, профессий и должностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации, в кото­рых предусмотрены условия и порядок их включения в данный вид стажа (конкретные наименования должностей, требования наличия работы на условиях полного рабочего дня и т.д.).