Файл: Понятие и виды государственных пенсий (Общий трудовой стаж).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Специальный трудовой стаж отличается от специального страхо­вого стажа тем, что в первом случае необходим факт работы (служ­бы) в определенной должности, а во втором случае - наличие не только работы с особыми условиями труда, но и уплаты страховых взносов. Кроме того, имеются различия в порядке исчисления дан­ных видов стажа. Если специальный страховой стаж исчисляется, как правило, календарно, то выслуга может исчисляться и в льгот­ном порядке.

Государство в целях экономии бюджетных средств в ущерб интересам служащих освобождает соответствующие силовые министерства и ве­домства от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Это приводит к тому, что в случае увольнения со службы без права на полу­чение пенсии за выслугу лет (в силу, например, недостаточности вы­слуги или причин увольнения) указанные служащие, не относясь к числу застрахованных, лишены возможности получать страховые пен­сии. Что же касается государственных гражданских служащих, кото­рым также назначается пенсия за выслугу лет в дополнение к страхо­вой пенсии (по старости или по инвалидности), то страховые взносы на их заработок в период такой службы начисляются, и пенсия за вы­слугу лет назначается им с учетом специального страхового стажа.

В настоящее время законодательство о специальном стаже находится в процессе реформирования. Реформа обязательного пенсионного страхования предусматривает переход на финансирование пенсий за выслугу лет через профессиональные пенсионные системы. С этого времени за каждого работника, занятого в особых условиях труда, работодатель обязан платить страховые взносы по повышенному тарифу с учетом вредности, тяжести и других факторов, повышающих производственный риск. Право на пенсию для лиц, трудившихся на тяжелых и вредных работах, будет зависеть от продолжительности страхового стажа по дополнительной профессиональной системе.


1.5. Непрерывный трудовой стаж

Действующее законодательство не содержит легального определения непрерывного трудового стажа, однако анализ ряда нормативных актов позволяет сделать вывод, что непрерывный трудовой стаж - это продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии (в учреждении, организации) или на нескольких предприятиях при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков. Условия, характер работы и местность, где она выполнялась, при исчислении непрерывного трудового стажа значения не имеют.

Непрерывный трудовой стаж имеет ряд существенных отличительных признаков от страхового и специального стажа. Во-первых, при определении размера пенсии или момента начала ее выплаты непрерывность стажа не учитывается. Во-вторых, рассматриваемый вид трудового стажа не должен иметь превышающих установленные пределы промежутков времени, в течение которых трудоспособный работник не осуществлял трудовой деятельности и не предпринимал действий к трудоустройству. Данное условие является определяющим при установлении непрерывности стажа. Как верно отмечает С.Г. Кулюхин, непрерывный трудовой стаж является самостоятельной оценочной категорией трудовой деятельности работника, характеризующей не общую продолжительность времени работы, а конкретный промежуток трудового стажа работника.[14]

Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключается в том, что он является основным критерием при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, т.е. продолжительность непрерывного трудового стажа непосредственно влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности. В зависимости от непрерывного стажа работы определяется социальное обеспечение и в отношении одиноких матерей. Действует особый порядок выплаты пособий по уходу за больными детьми. Так, пособие по уходу за больным ребенком в размере от 60 до 100% (конкретный размер которого как раз определяется в зависимости от непрерывного стажа). В настоящее время действует целый комплекс разно уровневых нормативных актов регулирующих порядок исчисления непрерывного трудового стажа.

Непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы у данного работодателя.

Непрерывный трудовой стаж у работника, уволенного в связи с истечением срока трудового договора, по общему правилу, сохранится, если перерыв между датой увольнения и датой поступления на новую работу не превысит одного месяца.


Непрерывный трудовой стаж сохраняется:

1) При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель (21 календарный день).

2) Если перерыв в работе не превысил двух месяцев в случае:

- поступления на другую работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;

- поступления на работу в Российской Федерации после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях Российской Федерации за границей или в международных организациях;

- поступления на работу в Российской Федерации граждан, переселившихся из стран, с которыми Россия заключила соглашения или договоры о социальном обеспечении, после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях этих стран (двухмесячный период в этом случае исчисляется начиная со дня приезда в Россию).

3) Если перерыв в работе не превысил трех месяцев в случае:

- поступления на работу лиц, высвобождаемых с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также при поступлении на работу рабочих и служащих, увольняемых из частей, учреждений, организаций из предприятий Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с проведением мероприятий по сокращению их в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

- поступления на работу после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, а также при поступлении на работу после увольнения с работы в связи с инвалидностью либо после увольнения инвалидов по другим основаниям (кроме оснований, не обеспечивающих сохранение непрерывного стажа), по которым не установлены более льготные условия сохранения непрерывного трудового стажа (трехмесячный период в этих случаях исчисляется начиная со дня восстановления трудоспособности, дня вынесения заключения об этом врачебно-консультационной комиссией либо дня, по который была установлена инвалидность);

- поступления на работу после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);


- поступления на работу учителей начальных классов общеобразовательных школ, освобожденных от работы в школе в связи с переводом 4-х классов на систематическое преподавание основ наук и временным сокращением числа учащихся начальных классов.

4) Независимо от продолжительности перерыва в работе в случае:

- поступления на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;

- поступления на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям, кроме оснований, не обеспечивающих сохранение непрерывного стажа (это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям, например за выслугу лет, если они одновременно имеют право на пенсию по старости).

У работников, которые увольняются в связи с переходом на пенсию по старости, при последующем поступлении на работу продолжительность перерыва в трудовом стаже не имеет значения для исчисления непрерывного стажа. Стаж, имевшийся у них к моменту увольнения, сохраняется и присоединяется к стажу по новому месту работы. Согласно действующему законодательству непрерывный стаж у работника прерывается, если он в течение года дважды увольняется по собственному желанию без уважительных причин. Если работник уволился по собственному желанию первый или (и) второй раз по уважительной причине, непрерывный стаж у него не прервется, если перерывы между днем увольнения и днем поступления на новую работу не превысили установленных сроков, в течение которых непрерывный стаж сохраняется. В соответствии с данным нормативным актом трудовой стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия. Работа по договору подряда выполняется в рамках гражданско-правового договора, заключаемого в соответствии с правилами гл. 37 ГК РФ «Подряд». Работа же, предполагает выполнение работником трудовых функций по трудовому договору (контракту), заключаемому в соответствии со ст. 56 ТК РФ. Что же касается засчитываемых работ в непрерывный трудовой стаж, то работа по договору подряда в них не включена. Таким образом, работа по договору подряда не включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию. 

В пенсионном обеспечении на федеральном уровне непрерывный трудовой стаж свое значение утратил. Ранее существовали и надбавки к пенсии за непре­рыв­ный стаж.


Порядок исчисления непрерывного трудового стажа регулировал­ся постанов­лением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973г. № 252, утвердившим Пра­вила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назна­чении пособий по государст­венному социальному страхованию.

В связи с принятием 29 декабря 2006г. Федерального закона № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспо­собности, по беременности и родам граждан, подлежащих обяза­тельному социальному страхованию» непрерыв­ный трудовой стаж свое значение утратил. С 1 января 2007 г. для определения раз­мера пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и ро­дам учи­тывается страховой стаж, т.е. страховой стаж для опреде­ления размера пособий, как новый вид стажа.

В настоящее время трудовой стаж как институт социального обеспечения регулируется целым комплексом нормативных актов например:

а) международно-правовые акты, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, правила международного договора Российской Федерации.

б) законодательные акты, а именно Трудовой кодекс РФ. Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение. Одна из немногих статей ТК РФ, посвященных вопросу трудового стажа, закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам.

в) подзаконные нормативные акты:

-Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» от 24 июля 2002 года № 555; Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 11 июля 2002 года № 516 и другие.

г) множество других актов министерств и ведомств.

Сложность, многообразие и противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих трудовой стаж, затрудняет правоприменительную практику. В связи с этим Пленум Верховного суда Российской Федерации 20 декабря 2005 года принял Постановление «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» № 25 , где значительное место отведено вопросам исчисления и доказательства трудового стажа.