Файл: Налоги с физических лиц..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также все самоходные машины и средства передвижения на гусеничном ходу.

Самолеты, теплоходы, вертолеты, яхты, катера и другие водные и воздушные транспортные средства, которые зарегистрированы в установленном порядке также являются объектами налогообложения.

Законами субъектов Российской Федерации установлены налоговые ставки в зависимости от категории транспортного средства, от мощности самого двигателя этого транспорта, от тяги реактивного двигателя. Эти ставки могут быть уменьшены или увеличены, но не более чем в десять раз.

Также могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки к каждой категории транспортного средства, с учетом срока полезного использования самого транспорта.

Налогоплательщиками являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Этот налог уплачивают и физические, и юридические лица.

Согласно ст. 359 НК РФ, «налоговая база определяется:

- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

- в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

- в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

- в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пунктах 1-3 - как единица транспортного средства» [8, c. 97].

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству, указанному в пунктах 1-3. В отношении транспортных средств, указанных в пункте 4 налоговая база определяется отдельно.

В соответствии со ст. 360 НК РФ, для физических лиц налоговый период составляет один календарный год.

Cтавки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов не более чем в 10 раз.

Также допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, с учетом количества лет с года выпуска транспортных средств, и/или их экологического класса.

Согласно ст. 362 НК РФ, «сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа) производится с учетом коэффициента. Органы власти субъекта РФ вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу».


Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Уплата налога и авансовых платежей производится в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363 НК РФ).

Налог на имущество физических лиц установлен Главой 32 НК РФ. Этот налог является местным.

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований устанавливаются налоговые ставки и особенности определения налоговой базы. Также могут устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные НК РФ, что следует из ст. 399 НК РФ.

В соответствии со ст. 400 НК РФ, «Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения».

К объектам налогообложения ст. 401 относит следующие виды имущества:

«1) жилой дом;

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение».

Как видно, объектом этого налога является недвижимое имущество, находящееся на территории муниципального образования. Кроме того, согласно ч. 2 указанной статьи, «дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам».

Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, объектом налогообложения не является, что следует из ч. 3 той же статьи.

В текущее время расчет налога возможен в 2 вариантах: беря кадастровую или инвентаризационную стоимость. С 2020 года второй вариант будет упразднен. В таблице 1 приведены размеры ставок налога в зависимости от объекта налогообложения при расчете от кадастровой стоимости.

Таблица 1 – Ставки налога на имущество физических лиц при расчете в зависимости от кадастровой стоимости[11, c. 78]

Размер ставок налога на имущество физических лиц в % от кадастровой стоимости объектов недвижимости

Наименование объекта налогообложения

До 0,1%

Жилые дома и жилые помещения, недостроенные жилые помещения, гаражи, машино-места

До 2%

Административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. рублей

До 0,5%

Прочие объекты налогообложения


Инвентаризационную стоимость следует уточнять в БТИ. Полученную цифру умножают на коэффициент-дефлятор, который в настоящее время составляет 1,329. Его значение раз в год устанавливается Правительством РФ.

Для определения размера налога на имущество базу умножают на ставку. Ставки налога определены НК РФ и составляют следующие показатели, исходя из выбранной стоимости – кадастровой или инвентаризационной:

В таблице 2 приведены налоговые ставки в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества.

Таблица 2 – Налоговые ставки при расчете от инвентаризационной стоимости имущества [19, c. 86]

Суммарная инвентаризационная стоимость х коэффициент дефлятор

Ставка налога

До 300 тыс. руб.

0,1%

От 300 000, 01 руб. до 500 000 руб.

От 0,1% до 0,3%

От 500 000, 01 руб.

От 0,3% до 2,0%

При расчете, беря кадастровую (рыночную) стоимость: 0,1 % для жилых домов и помещений, в том числе недостроенных, гаражей и парковочных мест, а также ЕНК с хотя бы одним жилым помещением в своем составе; 2 % для торговых, деловых комплексов, офисных и торговых помещений, объектами бытового обслуживания и быстрого питания и тех, чья стоимость больше 300 млн.руб.; 0,5 % - для всех остальных объектов.

НК РФ устанавливает срок уплаты налога до 1 декабря года, который следует за налоговым периодом. Так, за 2016 г. налог на имущество физических лиц нужно уплатить до 1 декабря 2017 г.

Земельный налог установлен Главой 31 НК РФ и тоже относится к местным налогам.

Земельный налог уплачивают и физические лица, и организации.

В соответствии со ст. 387 НК РФ, «Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований».

Налогоплательщиками являются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками: организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды [12, c. 57].


Объектом налогообложения являются «Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования».

Не признаются объектом налогообложения:

«земельные участки, изъятые из оборота;

земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

земельные участки из состава земель лесного фонда;

земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома» [8, c. 109]

В соответствии со ст. 390, 391 НК РФ, «Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату его постановки на государственный кадастровый учет».

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований определяется по каждому муниципальному образованию, при этом доля определяется согласно кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, кроме случаев изменение кадастровой стоимости:

«вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости (изменение учитывается начиная с налогового периода, в котором была допущена техническая ошибка);

по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда».

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налоговая база для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.


Согласно ст. 393 НК РФ, налоговый период - календарный год.

Налоговая ставка устанавливается законами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не может превышать:

0,3% в отношении земельных участков:

отнесенных к землям с/x назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для с/x производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. 

1,5% в отношении прочих земельных участков.

Сумма налога (авансовых платежей) налогоплательщиков – физических лиц исчисляется налоговыми органами. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

Срок уплаты налога - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. 

Таким образом, в данном разделе нами были охарактеризованы налоги, установленные налоговым законодательством Российской Федерации и взымаемые с физических лиц.

2.2 Анализ налоговых поступлений в бюджет

В предыдущем разделе данной исследовательской работы нами были даны характеристики различных видов налогов, которых объединяет то, что их плательщиком может выступать физическое лицо либо выступает только физическое лицо.

В данном разделе работы нами предстоит оценить объем налоговых поступлений в бюджет благодаря уплате налогов именно физическими лицами.

В первую очередь необходимо рассмотреть, каким образом распределяются налоговые доходы между бюджетами – федеральным, региональным и местным.

Так, в отношении налога на доходы физических лиц Министерством финансов Российской Федерации было дано разъяснение в Письме от 30 декабря 2010 года № 02-04-09/5472 «О порядке установления нормативов распределения доходов в бюджеты бюджетной системы РФ в отношении налога на доходы физических лиц»[4].