Файл: Процедуры банкротства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Введение.

Основной целью любого государства является обеспечение стабильного экономического роста и устойчивости экономической системы. Достижение этой цели осуществляется при помощи различных приемов и методов государственно-правового регулирования[1].

В динамично меняющейся экономической среде, при наличии сложных управленческих проблем многие предприятия находятся в кризисной ситуации. В настоящее время общепризнанным является понимание института несостоятельности (банкротства) как неотъемлемого элемента рыночной экономики, который служит определенным стимулом эффективной работы хозяйствующих субъектов. Экономическая природа несостоятельности (банкротства) объективно является следствием конкурентных отношений, возникающих в рыночной среде.

Негативное влияние финансово несостоятельных предприятий на экономику страны выражается в следующем:

- создают серьёзные проблемы для успешно работающих предприятий и организаций, нанося им материальный ущерб.

- осложняют формирование доходной части государственного, региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов.

- неэффективно используют финансовые ресурсы и негативно влияют на уровень доходности вложенного капитала в целом.

- вынуждены сокращать масштабы деятельности, снижать размеры заработной платы, сокращать рабочие места, что вызывает социальную напряжённость в обществе.

Следовательно, устранение с рынка обанкротившихся предприятий это структурно-непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма.

Государство, воздействуя на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, го-

сударственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ, должно минимизировать негативное влияние несостоятельных организаций на экономику и общество.

Как свидетельствует мировая практика, возможность банкротства – неизбежное явление любого современного рынка, в котором несостоятельность является рыночным инструментом перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики.Для российской экономики, вступившей на путь реформирования, институт банкротства (несостоятельности) является относительно новой категорией в теории и практике предпринимательской деятельности, несмотря на то, что в мировой, да и в российской хозяйственной жизни это понятие имеет уже долгую историю[HYPERLINK "http://www.ronl.ru/shpargalki/bankovskoe_delo/711395/"2HYPERLINK "http://www.ronl.ru/shpargalki/bankovskoe_delo/711395/"].


В даннойконтрольной работе рассмотрены основные положения, связанные с понятием и процедурами несостоятельности (банкротства).

2. Понятие несостоятельности (банкротства).

Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность – явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающие полностью по своему содержанию. Они есть прямое следствие участия предпринимателей в рыночных отношениях[HYPERLINK "http://www.ronl.ru/shpargalki/bankovskoe_delo/711395/"3HYPERLINK "http://www.ronl.ru/shpargalki/bankovskoe_delo/711395/"].

Под несостоятельностью (банкротством) принимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ № 127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. (далее – Закон о банкротстве)).

Денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму. Предметом денежного обязательства является уплата кредитором должнику денежной суммы. Основаниями возникновения таких обязательств могут быть гражданско - правовые сделки и (или) иные, предусмотренные ГК РФ, основания (например, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения). Под обязанностью по уплате обязательных платежей понимается обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством РФ.

Банкротство предприятия – результат одновременного, совместного, негативного действия внешних и внутренних факторов[HYPERLINK "http://www.ronl.ru/shpargalki/bankovskoe_delo/711395/"4HYPERLINK "http://www.ronl.ru/shpargalki/bankovskoe_delo/711395/"].

Признаком банкротства является необходимая и достаточная совокупность формальных и материальных правовых фактов, дающих возможность суду признать лицо банкротом. Признаки банкротства определены За

коном о банкротстве по-разному для граждан и юридичеких лиц и индивидуальных предпринимателей.

Рассмотрим основные признаки банкротства:

1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.


В основу признаков банкротства гражданина положен принцип неоплатности, т.е. превышение кредиторской задолженности и задолженности по обязательным платежам над стоимостью его имущества.

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены[HYPERLINK "http://www.ronl.ru/shpargalki/bankovskoe_delo/711395/"5HYPERLINK "http://www.ronl.ru/shpargalki/bankovskoe_delo/711395/"] .

Определение признаков банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей базируется на принципе неплатежеспособности. Его суть состоит в презумпции невозможности должника удовлетворить требования кредиторов или произвести обязательные платежи в бюджет либо внебюджетные фонды, если он не выполняет это в течение длительного (свыше трех месяцев) времени.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица и на индивидуальных предпринимателей, которые могут быть признаны несостоятельными в соответствии с ГК РФ. (Нормы о несостоятельности (банкротстве) юридического лица – ст. 65 ГК РФ; индивидуального предпринимателя – ст. 25 ГК РФ).

Таблица 1.

Соотношение экономической сущности и юридической природы правоотношений в институте несостоятельности (банкротства) юридического лица

Экономическая составляющая

Юридическая природа

Экономическое состояние юридического лица

Стадии экономико-правового состояния юридического лица

Режим правового регулирования отраслевых правоотношений

Применяемые процедуры банкротства

Стадии арбитражного процесса по делам о банкротстве/процессуальные документы

1

2

3

4

5

Условия обычного коммерческого оборота

Неплатежеспособность (в условиях обычного коммерческого оборота)

Обычный режим

-

(Применяются нормы процессуального права АПК РФ)/исковое заявление (с соблюдением претензионного порядка в случаях, установленных законом или договором)

Неплатежеспособность

Неплатежеспособность (как стадия, предшествующая несостоятельности или банкротству )

Охранительный режим

1.досудебная санация

Претензионный порядок (применяются нормы материального права ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)»)

Несостоятельность

Несостоятельность

Охранительный режим

2.наблюдение (или мировое соглашение)

3.финансовое оздоровление (или мировое соглашение)

4.внешнее управление (или мировое соглашение)

В соответствии с нормами АПК РФ и ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)»/процессуальные документы в соответствии с законом

Банкротство

Банкротство

Режим охранительного правоотношения

5.конкурсное производство (или мировое соглашение)

В соответствии с нормами АПК РФ и ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)»/процессуальные документы в соответствии с законом

Любая стадия экономико-правового состаяния юридического лица

6.мировое соглашение

В соответствии с нормами АПК РФ и ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)»/процессуальные документы в соответствии с законом


Возможность банкротства граждан (физических лиц) предусмотрена действующим законодательством.

До октября 2015 года в нашей стране действовал единственный механизм возврата просроченной задолженности. С учетом положений нового закона о банкротстве физических лиц с 1 октября 2015 года в России была введена альтернатива единственному варианту решения долговых проблем -  это альтернатива исходит из нового Закона о банкротстве физических лиц от 29.06.2015 № 154-ФЗ. Теперь существует два возможных варианта выхода из долгов: это классический вариант (как был ранее, так он и остался), и банкротство физических лиц.

3. Процедуры банкротства

Процедура признания должника банкротом может быть инициирована кредитором, уполномоченным государственным органом либо самим должником.

Целью банкротства (как процедуры) может являться восстановление платежеспособности должника, реструктуризация задолженности либо удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника с его последующей ликвидацией. Банкротом может быть признано не только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, но и физическое лицо[HYPERLINK "http://www.ronl.ru/shpargalki/bankovskoe_delo/711395/"6HYPERLINK "http://www.ronl.ru/shpargalki/bankovskoe_delo/711395/"].

Нормы действующего международного права не содержат процедуры признания несостоятельным государственного образования, однако история знает многочисленные примеры, когда суверенное государство заявляло о «дефолте», то есть о своём отказе от платежей по внутренним и внешним долгам.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражными судами по правилам, предусмотренным Арбитражно – процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим должником и учитываются только обязательства перед кредиторами[HYPERLINK "http://www.ronl.ru/shpargalki/bankovskoe_delo/711395/"7HYPERLINK "http://www.ronl.ru/shpargalki/bankovskoe_delo/711395/"].

Должник в праве подать в арбитражный суд о признании несостоятельным в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не будет в состоянии исполнить денежные обязательства (обязанность по уплате обязательных платежей) в установленный срок. Законом о банкротстве, когда должник обязан подать заявление о признании его несостоятельным (например, если при проведении ликвидации


юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме).

В заявлении кредитора должен быть указан размер требований к должнику. Если размер требований меньше суммы, признаваемой Законом о банкротстве достаточной для открытия производства по делу несостоятельности, арбитражный суд отказывает в принятии заявления. Однако заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам, также конкурсные кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора.

Заявление о признании должника банкротом могут подавать также уполномоченные органы. Уполномоченными органами признаются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об оплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам собственно субъектов РФ и муниципальных образований.

В случае неисполнения должником требований по уплате обязательных платежей в размере, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве основания для подачи заявления о признании должника банкротом, налоговые или таможенные органы не позднее трех месяцев с даты направления судебному приставу – исполнителю постановление налогового или таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника направляют в адрес Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам. Федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды, а также их территориальные органы направляют в адрес уполномоченного органа или его территори-

ального органа уведомление о наличии задолженности по денежным обязательствам не позднее трех месяцев с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного листа о взыскании задолженности.

В зависимости от категории должников уполномоченный орган проводит либо заседание межведомственной комиссии, либо межведомственное совещание, по результатом которого принимается решение о целесообразности или нецелесообразности подачи заявления о признании должника несостоятельным[HYPERLINK "http://www.ronl.ru/shpargalki/bankovskoe_delo/711395/"8HYPERLINK "http://www.ronl.ru/shpargalki/bankovskoe_delo/711395/"].