Файл: Цель и задачи налогового учета».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

введение

Малые предприятия играют важную роль в рыночной экономике. В развитых странах результаты деятельности малых предприятий задают темп экономическому росту, определяют качество и структуру валового национального продукта, при это занимая 60-70% его общего объема.

Поэтому изучение проблем малого бизнеса заслуживает большого внимания.

Бухгалтерский учет выступает средством наблюдения, сбора, систематизации и анализа информации и факта хозяйственной деятельности организации. Без организации эффективной системы бухгалтерского учета управление предприятием не является возможным.

В отличие от других коммерческих организаций, малым предприятиям предоставляется выбор систем бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения.

Субъект любого предпринимательства ставит перед собой задачу прежде всего оптимизировать налогообложение. Для бухгалтера же эта задача значительно шире. Бухгалтеру необходимо учесть все нюансы применения выбранной системы налогообложения, возможность применения льгот, и порядок ведения учета при выбранной системе налогообложения, состав бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения, с особым порядком исчисления и уплаты налогов, призванный к оптимизации налогообложения.

В настоящее время в Российской Федерации существуют следующие специальные налоговые режимы:

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. упрощенная система налогообложения;
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Упрощенная система налогообложения была введена с 01.01.2003 Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ.

Сущность данной системы как специального налогового режима - замена целого ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.

В этом заключается ее привлекательность для большинства предприятий.

Упрощенная система применяется субъектами малого предпринимательства на всей территории Российской Федерации. Перейти на данную систему предприятия могут в добровольном порядке при соблюдении рада особых условий. Упрощенная система налогообложения дает предприятиям возможность применять упрощенные формы ведения бухгалтерского учета и отчётности, имеющие вои особенности.


В связи с чем вопросы о применения упрощенной системы налогообложения, о формах учета и отчетности в настоящее время являются актуальными для предприятий, которые выбрали для себя специальный налоговый режим.

Это объясняет актуальность и значимость выбранной темы работы.

Целью написания данной курсовой работы является совершенствование системы налогообложения, учета и отчетности в ООО «ДЖЕТГРУВ» на основании проведенного исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. исследовать особенности функционирования предприятия и организацию бухгалтерского учета;
  2. изучить основные технико-экономические показатели и провести анализ основных финансово-экономических показателей;
  3. дать понятие субъекта малого предпринимательства и рассмотреть нормативное регулирование его деятельности;
  4. изучить порядок применения упрощенной системы налогообложения;
  5. рассмотреть ведение бухгалтерского учета и составление отчетности при применении упрощенной системы налогообложения;
  6. исследовать учет расчетов с покупателями и заказчиками при упрощенной системе налогообложения и рассмотреть особенности бухгалтерского и налогового учета и отчетности в ООО «ДЖЕТГРУВ»;
  7. разработать мероприятия по оптимизации учета, контроля и налогообложения в ООО «ДЖЕТГРУВ».

Предметом исследования являются бухгалтерский учет и упрощенная система налогообложения.

Объектом исследования общество с ограниченной ответственностью «ДЖЕТГРУВ», основными видами деятельности которого являются оказание услуг физическим и юридическим лицам в сфере информационных технологий.

Методами исследования в курсовой работе являются:

метод сравнительного анализа;

коэффициентный метод;

графический метод;

анализ и синтез;

использование относительных величин.

1 Теоретические основы налогового учета на предприятии

1.1 Налоговый учет: сущность, объект и предмет

Налоговый учет – это деятельность по обобщению информации из первичной документации. Группировка сведений осуществляется в соответствии с положениями НК. Плательщики самостоятельно разрабатывают систему, по которой будет вестись налоговый учет. Основное назначение деятельности – определение базы обязательных бюджетных отчислений.


Цель налогового учета определяют заинтересованные субъекты. Пользователи сведений подразделяются на 2 категории: внешние и внутренние. Последними выступает администрация предприятия. Для внутренних пользователей налоговый учет – это источник информации о непроизводственных затратах. Эти издержки, в соответствии с положениями НК, не принимаются в расчет при вычислении базы. к ним, в частности, относят затраты на различные виды вознаграждений, выплачиваемые работникам либо руководящим сотрудникам, кроме оплаты труда, установленной договором, а также суммы материальной помощи. Уменьшая расходы, в налоговом учете можно оптимизировать облагаемую прибыль. К внешним пользователям относят в первую очередь контрольные структуры и консультантов по вопросам применения положений НК. Налоговые органы оценивают правильность формирования базы, проведения расчетов, контролируют поступление вмененных платежей в бюджет. Консультанты дают рекомендации по минимизации отчислений, определяют направление финансовой политики компании[13, c.54].

Принимая во внимание интересы пользователей, следует отметить несколько задач, реализацию которых обеспечивает налоговый учет. Это:

  1. Формирование достоверной и полной информации о величине доходов и затрат плательщика, в соответствии с которой определяется база для обязательных отчислений в отчетном периоде.
  2. Обеспечение сведениями внешних и внутренних пользователей для осуществления ими контроля правильности, своевременности исчисления и выплаты сумм в бюджет.
  3. Получение администрацией предприятия информации, позволяющей оптимизировать платежи и минимизировать риски.

Специфика обобщения данных

В качестве средства реализации указанных выше задач выступает группировка сведений первичной документации. Бухгалтерский и налоговый учет тесно взаимодействуют друг с другом. Между тем эти системы реализуют разные задачи. В частности, налоговый учет в организации предполагает исключительно обобщение сведений. Сбор данных осуществляется первичными документами. Налоговый учет в организации должен отражать[7, c.43]:

  1. Порядок, по которому формируются суммы доходов и затрат.
  2. Правила определения доли расходов, которые учитываются для налогообложения в текущем периоде.
  3. Величину остатка затрат, которые переносятся на следующий временной промежуток.
  4. Правила формирования суммы образуемых резервов.
  5. Величину задолженности по расчетам с бюджетом.

Сведения налогового учета не показываются на счетах бухучета. Данное положение закрепляет 314 статья НК. Подтверждение сведений налогового учета осуществляется:

  1. Первичной документацией. В ее состав, в числе прочего, включается и справка бухгалтера.
  2. Аналитическими регистрами.
  3. Расчетом базы обложения.

Налоговый учет – это обобщение и сопоставление информации о доходах и затратах предприятия для определения убытка и прибыли. В качестве последней, в соответствии с 247 статьей НК, выступают суммы поступивших средств, уменьшенные на величину издержек. Расходы в налоговом учете подразделяются на те, которые принимаются в расчет в текущем периоде, и те, которые переносятся на предстоящие. В качестве одной из ключевых задач выступает определение размера обязательных платежей и величины задолженности по отчислениям с прибыли на конкретную дату. Предметом учета является непроизводственная и производственная деятельность организации, при осуществлении которой у нее появляется обязанность по уплате налога.

1.2. Принципы налогового учета

Ведение учета основывается на следующих ключевых положениях:

  1. Денежное измерение.
  2. Имущественная обособленность.
  3. Непрерывность работы предприятия.
  4. Временная определенность фактов хозяйственной жизни.
  5. Последовательность применения правил и норм НК.
  6. Равномерность признания затрат и доходов.

В соответствии с 249 статьей НК выручка от продаж определяется по всем поступлениям, связанным с расчетами за реализованную продукцию либо имущественные права, которые выражены в натуральных или денежных формах. Из ст. 252 Кодекса следует, что в качестве обоснованных расходов выступают затраты, которые экономически оправданы. При этом их оценка должна быть представлена в денежном выражении. Поступления, стоимость которых рассчитывается в инвалюте, учитывается в комплексе с доходами, сумма которых отражается в рублях. При этом первые пересчитываются по курсу ЦБ.

Материальные ценности, которые находятся в собственности предприятия, должны учитываться отдельно от объектов, принадлежащих иным лицам, но находящихся в данной организации. В НК данный принцип декларируется по отношению к амортизируемому имуществу. Им признаются материальные ценности, продукты интеллектуального труда и прочие объекты, находящиеся в собственности предприятия[5, c.76].


Налоговый учет необходимо вести в течение всего времени существования предприятия с даты его регистрации до ликвидации/реорганизации. Данный принцип используется при установлении порядка расчета амортизации имущества. Начисление соответствующих сумм осуществляется исключительно в период работы предприятия и прекращается при завершении деятельности.

Временная определенность фактов

По ст. 271 НК доходы признаются только в том отчетном периоде, в котором они возникли. При этом не имеет значения фактическое поступление средств, имущественных прав, материальных ценностей. По 272 статье НК расходы, которые принимаются для целей обложения, будут признаны таковыми в том периоде, к которому они относятся. При этом не имеет значения время фактической выплаты средств либо осуществления оплаты в иной форме.

Статья 313 НК содержит положение, в соответствии с которым плательщик обязан последовательно применять правила и нормы налогового законодательства от одного периода к другому. Данный принцип распространяется на все объекты, информация о которых обобщается для формирования базы обложения. Статьи 271 и 272 определяют необходимость равномерного признания затрат и поступлений. Этот принцип предполагает, что расходы отражаются в том же периоде, что и доходы, для извлечения которых они были осуществлены[13, c.54].

Формируя систему сбора и обобщения сведений для определения базы обложения, экономический субъект должен принимать во внимание ряд требований. Налоговый учет должен быть организован так, чтобы информация из первичной документации обеспечивала возможность:

  1. Непрерывно отражать факты хозяйственной жизни в хронологической последовательности.
  2. Систематизации событий.
  3. Формирования показателей декларации по отчислению с прибыли.

В отличие от бухучета, ведение которого осуществляется строго по ПБУ и плану счетов, для налогового учета жесткие стандарты не предусматриваются. В связи с этим обобщение сведений для определения базы обложения осуществляется субъектом по системе, разработанной им самостоятельно. При этом налоговые органы не могут устанавливать обязательные для всех формы документации, используемой на предприятии.

На предприятии может быть создана автономная система учета, не связанная с бухгалтерией. Каждая операция в этом случае будет отражаться в регистре. Второй способ – организация налогового учета с применением бухгалтерских сведений. Этот вариант отличается меньшей трудоемкостью и, соответственно, более целесообразен. Данный способ согласуется с положениями 313 статьи НК. В этой норме установлено, что расчет базы по завершению каждого отчетного периода осуществляется в соответствии с данными налогового учета, если в гл. 25 НК предусматривается порядок группировки и обобщения сведений об объектах и операциях для формирования базы обложения, отличающийся от схемы, установленной правилами бухучета. Если же положения совпадают, то расчет сумм обязательных отчислений в бюджет можно производить, используя информацию первичной документации. В этом случае необходимо в первую очередь определить объекты, при учете которых действуют одинаковые и различные правила налогового и бухучета. Затем следует разработать порядок применения информации первичной документации для формирования базы обложения. Кроме этого, необходимо создать формы регистров для выделения объектов, учитываемых для целей обложения.