Файл: Общая характеристика процесса принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Описание процесса моделирования управленческого решения

Моделирование широко применяется для обеспечения процесса принятия решений. Модель является выражением объекта, системы или процесса в виде отличном от оригинала, но сохраняющем его отдельные характеристики. Основной причиной применения моделирования в экономике является естественная комплексность различных организационных ситуаций, отсутствие возможности осуществления экспериментов в реальности и нацеленность руководства предприятия на будущее[9].

Практически все управленческие решения вырабатываются по конкретной модели. Выбор данной модели зависит от различных факторов, в том числе: тип решения, уровень возможного риска, личностные предпочтения руководителя.

Процесс моделирования часто используется в целях решения комплексных проблем в управлении, потому что это позволяет значительно сократить трудности и издержки при осуществлении реальных экспериментов на практике. Основой моделирования выступает потребность в относительном упрощении реальной конкретной практической ситуации, при этом данное упрощение не должно выходить за рамки основных закономерностей функционирования рассматриваемой системы.

Процесс разработки моделей включает в себя нескольких этапов, в частности: определение задачи; разработка модели; её проверка на соответствие описанию рассматриваемого процесса, объекта или явления; использование модели; совершенствование модели в ходе исследования или применения[10].

После определения задачи, следующим этапом процесса выработки решения должно являться построение модели. Руководитель должен обозначить основную цель модели, какие сведения предполагается собрать, применяя модель, с целью оказания помощи руководству в разрешении возникшей проблемы или использования новой возможности.

Следовательно, процесс принятия решений является важной управленческой функцией, обеспечивающей эффективное функционирование организации. Одним из этапов данного процесса является его моделирование, которое осуществляется после выбора определения задач. Разработка модели принятия решения нацелена на сокращение времени и ресурсов на разработку и реализацию на практике конкретных действий, нацеленных на разрешение проблемы или использование новой возможности.


ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩИХ МОДЕЛЕЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

В современной теории управления организацией существует большое множество моделей процесса принятия управленческих решений. Они отличаются между собой по степени своей сложности, глубине описания, уровнем восприятия (индивидуальном и организационным), нацеленностью на конкретные задачи и ориентацией на определенные различные критерии. В частности, к основным моделям принятия решений можно отнести:

– модели принятия решений на основе современной теории управления;

– стандартные модели принятия решений в организации;

– модель Карнеги;

– модель инкрементального процесса принятия решений;

– модель мусорного ящика;

– экономико-математические модели управленческих решений.

2.1. Модели принятия решений на основе современной теории управления

Модели теории игр предназначены для математического описания и определения решений в конфликтной обстановке, при которой интересы участников противоположны (антагонистические игры) или не совпадают, хотя и не противоположны (игры с противоположными интересами)[11]. Для конфликтных ситуаций присуще то, что ни одна из сторон не способна всецело контролировать обстановку, а эффективность вырабатываемых решений в рамках конфликта участников игры зависит от действий другой стороны.

Основателями теории игр являются О.Моргенштерн и Дж. фон Нейман. Она впервые была рассмотрена в 1944 году и включала в себя много практических примеров их экономики, так как для экономического конфликта проще всего сформировать численную форму.

Содержание игры состоит в том, что все её участники выбирают такую стратегию действий, которая, по его мнению, обеспечивала бы ему оптимальный результат. Стратегию игрока определяли наилучшей, если при её использовании позиции данного игрока не уменьшались, несмотря на любые усилия его противников. Результаты выработанных решений включаются в специальную таблицу, называющуюся матрицей игры или платёжной матрицей. При выборе оптимальных стратегий в теории игр участники игры основываются на принципе максимальной осторожности. Указанный принцип подразумевает, что каждый игрок, рассматривая своего партнёра по игре высокоинтеллектуальным оппонентом, определяется со своей стратегией с учетом того, что соперник пропустит ни единой возможности воспользоваться его ошибками в своих интересах.


На практике в экономике очень часто придают игровую форму таким ситуациям, при которых один из участников равнодушен к результату игры. Подобные игры именуют статистическими или играми с "природой". В данном случае под природой понимают совокупность внешних условий. В подобных играх уровень неопределенности для неравнодушного игрока возрастает, так как другие игроки, будучи индеферентны к выигрышу, могут реализовывать невыгодные ответные действия.

Теория игр получила значительно применение для теоретического исследования таких процессов как конкуренция. При этом практика показывает, что главный принцип, на котором основана теория игр (принцип максимальной осторожности) действителен, по мнению ряда экспертов, лишь на 20%. В основном, конкуренты разрабатывают совсем не эффективные решения.

Модели теории очередей или оптимального обслуживания. Данные модели применяются в целях определения оптимального количества каналов обслуживания при конкретном уровне потребности в них[12]. Модели теории очередей применимы к таким ситуациям, как определение числа телефонных линий, которые необходимы для ответов на звонки клиентов; автобусов на маршруте, которые необходимы для обеспечения того, чтобы на остановках не скапливались большие очереди; операционных работников в банке, чтобы клиенты не ожидали долгое время своей очереди и др. Основная проблема в данном случае состоит в том, что дополнительные каналы обслуживания подразумевают расходование дополнительных ресурсов, а их загрузка может быть неравномерна. Следовательно, необходимо выработать такое решение, которое позволит сориентировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и сократить потери от их недостатка. Модели теории очередей в частности являются инструментом выработки подобного оптимального решения.

Модели управления запасами. Каждая организация должна сохранять определенный уровень запасов своих ресурсов, чтобы не допустить простоев или перебоев в технологических процессах и сбыте продукции. Так, для производственной компании необходимы запасы материалов, комплектующих деталей, готовой продукции, для банка – финансовых средств, для больницы – лекарственных препаратов и т.д. Обеспечение высокого уровня запасов способствует надежности функционирования компании и исключает возможность потерь, вызванных их нехваткой. При этом для создания запасов необходимы дополнительные издержки на хранение, складирование, транспортировку, страхование и т.п. Также, избыточные запасы связывают оборотные средства и не позволяют профицитно инвестировать капитал, в частности, в ценные бумаги или банковские депозиты[13].


Модели управления запасами способствуют определению оптимальных решений, т.е. таких решений, при которых формируется такой уровень запасов, который минимизирует издержки на его создание и обеспечивает поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов. К подобным моделям относятся следующие.

1. Модель экономически обоснованной потребности в запасах (EOQ). Она разрабатывает наиболее подходящий объем запасов с учетом цели минимизации затрат на их покупку и хранение при удовлетворении вероятного спроса на продукцию[14].

2. Модель планирования потребности в материалах (MRP) – является компьютерной информационной системой, которая предназначена в целях обработки заказов и графика создания запасов, который зависит от спроса на товары и услуги организации[15]. Основным предназначением модели является ответ на три вопроса: что, сколько и когда необходимо. Ключевыми компонентами модели выступают, во-первых, накладная на продукты материально-технического обеспечения, которая указывает, что потребуется для создания конечного продукта. Накладная разрабатывается на базе компьютерной имитации всех продуктов, которая предоставляет описание его материальной структуры, состояния в запасах и процесса производства. Во-вторых, это основной график, показывающий, сколько организации необходимо поставить конечной продукции и когда. В-третьих, это база данных товарно-материальных ценностей, в которой указано, какие объемы запасов имеются в наличии и на сколько сформирован заказ.

Данные сведения обрабатывается посредством различных компьютерных программ с целью определения потребности в материалах для всех плановых периодов. В итоге компьютерной обработки составляется плановый график выполнения заказов, отправка заказов, требуемые коррекции в заказах, отчет об производстве поставок, плановый отчет и отчет об отклонениях от плана осуществления заказов.

Сформированный посредством компьютерной имитации расчет потребности в комплектующей продукции применяется с целью определения графика загрузки оборудования в производственных цехах. Данные графики сопоставляются с мощностью всех цехов с целью определения возможности выполнения основного графика. Если выявляются проблемные вопросы, то основной график дорабатывается. После производства указанных действий, размещаются заказы на покупки и формируется график операций по цехам.


3. Система "точно в срок" (JIT). Каждая система нацелена на создание такого объема запасов, который бы удовлетворял вероятный спрос. И в то же время система должна действовать с оптимальными затратами. Наибольших результатов в практической реализации указанной задачи достигли японские организации, в первую очередь автомобильные, посредством создания системы управления запасами "точно во время", известную как "Канбан"[16]. В системе "точно в срок" подача сигнала на производство детали, которая должна создаваться на каждом рабочем месте, формируется посредством требования на деталь, которое исходит из следующего рабочего места на производственной линии. В связи с тем что детали потребляются на конечной сборочной линии, карточки, в которых дается заявка на детали, направляются для выявления потребности и санкционирования производства замещающих деталей. Процесс повторно осуществляется на каждом предшествующем рабочем месте, продвигая детали по производственной системе по мере необходимости, и, соответственно, определяя необходимые объемы закупок сырья и деталей у поставщиков. Данный подход был назван "вытягивание спроса"[17]. Благодаря указанной системе, уменьшается незавершенное производство, а также формируется заявка только на те детали, которые приходят к производителю "как раз вовремя", чтобы быть использованными. Это способствует "нулевому запасу" или "производству без запасов". Детали в подобной системе поступают непорсдественно в сборочный цех, минуя склад.

4. Метод ABC предназначен для классификации группы продукции в запасах на основе их важности[18]. Особое внимание уделяется продукции группы "А", которые являются самыми дорогими, меньшее менее дорогой продукции (группа "В"). Самой дешевой продукции из группы "С" отводится наименьшее внимание.

Классификация запасов по группам товарно-материальных ценностей реализуется с посредством поэтапной процедуры. Первый этап заключается в том, чтобы разделить весь ежегодный объем запасов на конкретные единицы: готовую продукцию по видам, сырье по группам и др. На втором этапе посредством умножения цены единицы на планируемое годовое использование определяется годовое задействование каждого типа запасов в денежных единицах. На третьем этапе осуществляется ранжирование каждой группы запасов от самой крупной по годовому использованию в денежном выражении до самой небольшой. На четвертом этапе производится классификация запасов.