Файл: Общая характеристика процесса принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Принятие управленческих решений является одной из наиболее важный функций, выполняемых руководителем организации. От эффективности разработанных решений зависят результаты деятельности компании. В современных условиях развития экономики особое значение приобретает своевременная реакция организаций на изменения условий среды, деятельность конкурентов и появление новых возможностей. В связи с этим от менеджеров требуется способность выработки управленческих решений, связанных с возможным риском.

Разработка и принятие решений заключаются в определении наиболее благоприятных альтернатив из имеющихся вариантов действий в конкретной ситуации, которые бы привели к желаемому состоянию организации. Следовательно, указанный процесс содержит в себе комплекс элементов, включающий в себя определение проблемы, цели, существующих альтернатив и оценку возможных результатов выбора конкретных вариантов действий.

Изучение объектов и проблем управления организацией является комплексной задачей, на выполнение которой требуется задействование значимых ресурсов и времени. Поэтому с целью облегчения и обеспечения эффективности принятия управленческих решений менеджеры организаций разрабатывают и применяют определенные алгоритмы действий. Применение данного алгоритма является основой процесса моделирования управленческих решений.

Моделирование представляет собой имитацию рассматриваемого явления. Точность имитации идентифицируется посредством сравнения достигнутого при воспроизведении результата с объектом исследования, и рассмотрения их сходства.

Моделирование процесса принятия управленческих решений в организации применяется с целью снижения времени на выработку подходов к действиям в конкретной ситуации и сокращение ресурсов, выделяемых на обеспечение данного процесса. Следовательно, основой моделирования выступает потребность относительного упрощения выработки решений в различных условиях обстановки, но при этом данное упрощение не должно привести к выбору неэффективных вариантов действий.

В настоящее время в теории менеджмента существует большое количество моделей принятия решений, которые могут применяться в различных условиях и состояниях среды функционирования организации. Во многом от выбора конкретной модели зависит эффективность выработанного управленческого решения.

Следовательно, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения существующих моделей принятия решений и определения значения их использования в процессе функционирования организации в различных условиях среды.


Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить основные модели принятия решений в организации.

Объектом исследования является процесс принятия управленческих решений в организации.

Предметом исследования выступают модели принятия решений в организации.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы процесса принятия управленческих решений.

2. Изучить существующие модели процесса принятия решений.

3. Рассмотреть модель принятия решений ООО "Банк Софт Системс".

Изучению проблемы моделирования процесса принятия решений посвящены работы следующих ученых: Александрова А.В., Веснин В.Р., Логинов В. Н., Никифорова Н.А., Тебекин А.В.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Общая характеристика процесса принятия решений

Принятие решений представляется одним из наиболее важных видов деятельности, реализуемым менеджерами, и является единовременным актом выбора одного из множества существующих вариантов действий по достижению целей и задач компании[1].

Значимость выработки эффективных управленческих решений обусловлена необходимостью приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды посредством обратных связей – данных о состоянии объекта управления, представленных в виде отклонений характеристик объекта управления от целей, называемых проблемой.

Проблема – в процессах управления представляет собой противоречие целей и ситуации, урегулирование которого обеспечивает изменение ситуации в направлении обозначенной цели[2]. Под ситуацией в данном случае подразумевают состояние объекта управления относительно указанной цели. Цель является желаемым состоянием объекта управления. Содержание цели зависит от действительных возможностей субъекта управления и допустимых ресурсных затрат для ее достижения.


Следовательно, на процесс принятия решений влияет совокупность целей компании и сведений, поступающих в виде обратной связи о текущем состоянии объекта управления.

Управленческие решения выступают основным элементом процесса управления предприятием, ядром, вокруг которого реализуется деятельность организации. Решение – есть продукт управленческой работы, а его выработка – процесс, результатом которого является появление данного продукта[3]. В большинстве случаев от решений, принимаемых менеджерами, зависят существующие возможности по достижению целей предприятия, а также результаты его деятельности.

В организациях врабатываются деловые решения, которые направлены на достижение целей и задач компании. Деловые решения включают в себя экспертные и управленческие. Экспертные решения вырабатываются субъектами, которые не обладают линейными полномочиями, касающимися управления предприятием. К данным лицам относятся эксперты, аналитики и консультанты. Указанные решения носят, в большинстве случаев, лишь рекомендательный характер. Принятие управленческих решений осуществляется для непосредственного достижения целей организации. Субъекты, принимающие данные решения, называются лицами, принимающими решения (ЛПР)[4].

Управленческие решения, согласно теории менеджмента, представляют собой выбор одного наиболее подходящего варианта действий из их множества. На практике решение может являться нормативным документом, регламентирующим функционирование системы управления; конкретные распоряжения, отданные в устной или письменной форме на выполнение определенного действия; выработанная совокупность действий, нацеленная на достижения конкретной задачи и др.

Любой из существующих вариантов действий (альтернатив) может быть описан требуемыми ресурсами, прогнозируемыми конечными результатами и степенью вероятности выполнения определенных задач. Указанные возможности по описанию альтернатив называются прогнозными характеристиками. Следовательно, принятие управленческих решений неразрывно связано с риском и неопределенностью, которые могут быть спрогнозированы, но не могут быть достоверно определены.

Выработка решения представляет собой определение наиболее оптимального варианта действий, то есть выбор конкретных действий из совокупности возможных, в результате которых появляется множество альтернатив, которые удовлетворяют конкретные требования и ограничения[5].


Затем допустимые альтернативы и их результаты оценивают по разработанным критериям эффективности, выраженным чаще всего в виде математических показателей, характеризующих степень достижения цели. Альтернатива, достигшая экстремума этого критерия, называется оптимальной[6].

Следовательно, альтернативы, которые удовлетворяют разработанные требования, являются возможными или допустимыми, а альтернативу, которые достигают экстремума критерия, являются оптимальной стратегией.

Критерий представляет собой метод описания альтернатив решений, возможность описания различий между вариантами действий с позиции приоритетов субъекта, принимающего решение. Критериями являются показатели, которые характеризуют значение решений таким образом, что лицо, принимающее решения, стремиться достичь по ним наиболее удовлетворительные показатели.

Наиболее эффективно поддаются оценке те альтернативы, которые могут быть исследованы по одному количественному критерию (прибыль, расходы). Подобный единственный критерий называется скалярным. Сочетание критериев, которые характеризуют альтернативы, называются векторными.

1.2. Алгоритм принятия управленческих решений

Выработка управленческого решения реализуется посредством взаимосвязанного процесса, который состоит из отдельных функций принятия решений. Схема данного процесса представлена на рисунке 1.

Постановка управленческой задачи

Поиск альтернатив

Сравнение и оценка

Сопровождение и контроль

Внедрение решения

Выбор

Рис. 1. Процесс принятия управленческого решения

Примечание: рисунок разработан автором на основе представленной информации.

Процесс принятия решения начинается с постановки задачи. Она включает в себя восприятие проблемы, требующей решение, а также оценку текущей ситуации[7].

Необходимость решения выражается в качестве существующей проблемы или возникшей возможности. Проблема появляется в том случае, когда результаты деятельности организации не соответствуют определенной перед ней целям и задачам. Следовательно, некоторые направления функционирования компании должны быть усовершенствованы. При этом возможность подразумевает, что руководитель осознает существующий потенциал совершенствования деятельности предприятия, который может позволить достичь текущих целей, или даже превзойти их.


После осознания менеджером возможности или проблемы возникает необходимость исследования текущей обстановки. Этап процесса принятия решений, в ходе которого руководители дают оценку основным причинно-следственным связям настоящей ситуации, называют диагностикой.

Следующим этапом принятия решения является поиск альтернатив. В ходе этапа производится изучение внешней и внутренней среды компании для сбора сведений, которые впоследствии могут быть использованы для разработки набора альтернативных решений. Перечень данных альтернатив рассматривается на данном этапе совокупностью возможных вариантов действий, которые могут привести достижению обозначенной цели.

Условия выполнения целей и задач компании, которые определяются внешней средой и ресурсами предприятия, называются ограничения. К подобным ограничениям можно отнести нормативно-правовые положения, особенности ценообразования на сырье, деятельность конкурентов, дефицит ресурсов, плохая подготовленность кадров, наличие современных технологий, ограничение полномочий руководителей в вопросе принятия решений. Критерии принятия решений представляют собой направления оценки альтернатив.

После разработки перечня альтернатив производится их сравнение и оценка с применением различных методов и выбранных критериев.

Затем реализуется выбор оптимальных альтернатив. В рамках данного этапа, руководитель организации производит выбор наиболее подходящей альтернативы из совокупности вариантов, другими словами, принимает решение. При этом наиболее подходящим вариантом выступает тот, который может позволить достичь конечного результата, соответствующего поставленным целям организации, при минимуме затрат ресурсов.

После выбора альтернативы осуществляется внедрение решения, то есть практическое применение разработанного решения. На данном этапе решение преобразуется из абстрактных умозаключений в реальные действия. Процесс внедрения решения во многом похож на процесс принятия стратегии, а его успех определяется тем, получится ли у руководителя преобразовать выработанные решения в реальные действия, которые приведут к конкретному результату[8].

Завершающим этапом процесс выработки решения является сопровождение и контроль. Данный этап позволяет обеспечить и проконтролировать как выработанное решение приводит к достижению обозначенной задачи.