ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.12.2019
Просмотров: 1379
Скачиваний: 1
Основной причиной возникновения и существования рынка является экономическая обособленность товаропроизводителей, которая наиболее полно выражена в условиях частной собственности. Так как только собственник обладает полным правом распорядительства благом (продать, подарить, передать по наследству), то для того, чтобы в экономике были развиты рыночные отношения, необходим институт частной собственности.
Рынок как взаимодействие покупателей и продавцов имеет свой механизм функционирования. Механизм функционирования рынка – совокупность взаимодействующих элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции. В результате взаимодействия этих элементов, под влиянием соотношения спроса и предложения, в ходе конкуренции, формируется уровень цен на рынке.
Возникновение равенства между спросом и предложением приводит к образованию равновесной (конкурентной) цены. Таким образом, ценообразование, внутренне присущий рынку элемент его механизма, является уникальным способом распространения информации, необходимой человеку в мире экономики.
Рынок выполняет несколько функций в экономике:
1. Регулирующая. Рынок является регулятором производства, всей экономики. Например, с увеличением спроса на товар цены растут, и ресурсы устремляются в соответствующую сферу экономики.
2. Стимулирующая. Через механизм ценообразования и конкуренции рынок стимулирует внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на единицу продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента благ и услуг.
3. Информационная. Рынок выдает ценовые сигналы, что надо производить и в каком количестве. Рост цены дает потребителям сигнал, что нужно экономить данный товар, а производители начинают производить больше этого товара. Через цены рынок сообщает о наличии или отсутствии товаров, об издержках производства и полезности благ.
4. Посредническая. Рынок соединяет производство с потреблением. Он фиксирует признание (или непризнание) обществом созданного блага. Если продано, значит, обществу это нужно. Таким образом, рынок уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики.
5. Санирующая. Рынок оздоравливает экономику, освобождая ее от убыточных предприятий. Происходит дифференциация производителей. Неконкурентоспособные предприятия вымываются рынком, устаревшие исчезают.
6. Социальная. В процессе санирования происходит увеличение удельного веса эффективно работающих предприятий и экономический рост в целом. В результате растут доходы населения, растет жизненный уровень. Рынок предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок его структурных элементов, их удельный вес в общем объеме рынка.
Все образующие экономику рынки (потребительских товаров, ресурсов) и действующие между ними связи составляют рыночную систему. Чтобы иметь представление о рыночной системе страны, надо знать классификацию рынков.
Все рынки можно классифицировать по разным критериям:
По объектам купли-продажи различают:
1). Товарный, включающий в себя потребительский рынок (предметов потребления и услуг), рынок средств производства, рынок информации, рынок интеллектуального продукта.
2). Финансовый, куда входят рынок капиталов (инвестиционный рынок), рынок кредитов, рынок ценных бумаг, валютно-денежный рынок.
3). Рынок труда.
По типу конкуренции различают:
1). Рынок свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности.
2). Рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
По территориальному признаку выделяются местные, национальные и мировые рынки.
Рынок формирует свою инфраструктуру – совокупность организационно-правовых форм, обслуживающих движение товаров и услуг, акты купли-продажи.
Основными элементами инфраструктуры рынка являются: биржи (товарные, фондовые, валютные, труда), аукционы, ярмарки, консалтинговые компании, страховые; центры подготовки менеджеров, брокеров, дилеров; информационно-коммерческие центры, снабженческо-сбытовые организации и иные службы.
Элементами инфраструктуры рынка являются также кредитная система (совокупность банков и других кредитно-финансовых институтов), государственные финансы, система законодательства, регулирующая взаимоотношения субъектов на рынке.
Развитость инфраструктуры рынка определяет степень развития рыночных отношений в национальной экономике каждой страны.
Вопрос 9 Конкуренция и ее виды.
Конкуренция - это соперничество между субъектами рыночной экономики за лучшие рынки сбыта и источники сырья, за наиболее выгодное вложение капитала, за более низкие издержки производства по сравнению с рыночными ценами и за получение максимальной прибыли.
Значение конкуренции для развития эк-ки выраж-ся в ее функциях. Конкуренция выполняет след. функции:
-
Стимулирует хозяйственную деятельность субъектов экономики, т.е. рост экономики. Чтобы победить конкурента, надо снизить издержки производства, для чего надо успеть первым применить совершенную технику и технологию. В результате создаются высококачественные и недорогие товары, что способствует росту благосостояния людей.
-
Дифференцирует товаропроизводителей. Те, которые не успели снизить издержки производства, разоряются, превращаются в наемную рабочую силу. Другие – не обанкротившиеся, становятся богаче.
-
Перераспределяет ресурсы между отраслями и тем самым устанавливает пропорции в производстве различных видов благ и услуг. Каждый стремится вложить свой капитал в ту отрасль, спрос на продукцию которой выше, а значит и выше цены.
Следует обратить внимание на то, что внутри рыночной системы происходят процессы, которые ослабляют силы конкуренции. Это все те процессы и явления, в результате которых появляются элементы монополизма, т.е. антипода (противоположности) конкуренции. К ним относятся:
-
большой удельный вес государственной собственности в экономике;
-
тайные сговоры между фирмами о ценах, разделении рынков сбыта и т.д.;
-
потребность иметь крупное предприятие, которое (при определенном масштабе производства) обеспечивает минимальные издержки на единицу продукции.
Таким образом, рынок сам, объективно рождает монополию. Поэтому нужна помощь государства, реализующего антимонопольную политику.
Методы конкуренции: ценовые, неценовые.
Формы конкуренции:
-
внутриотраслевая и межотраслевая;
-
совершенная и несовершенная.
Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, который характеризуется свободной конкуренцией между субъектами экономики. Ей присущи такие черты: очень много продавцов и покупателей на рынке; продается однородная продукция; никто не обладает рыночной властью, т.е. никто не может повлиять на уровень цен (они складываются под влиянием колебаний спроса и предложения); переход из отрасли в отрасль свободен; каждый получает полную информацию через цены на рынке.
Несовершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, который может существовать в трех формах: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Каждая характеризуется определенными чертами.
Вопрос 10 Рыночная экономика и ее модели .Модель национальной экономики РБ ??????????
Рыночная экономика – это экономическая система, в которой решение о распределении и использовании ресурсов принимаются на основе цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения, т.е. рынком.
Т.о. основой (фундаментом) рыночной экономики является рынок.
Рыночная экономика характеризуется следующими чертами:
-
господствует частная собственность;
-
наличие экономической свободы и конкуренции;
-
движущей силой ее развития является личный интерес;
-
роль государства ограничена, т.к. экономика саморегулируется механизмом рынка.
Это идеальная либеральная модель экономики, которая в реальной жизни не существует. В какой-то степени она существовала в период зарождения классического капитализма. Но черты ее надо знать, чтобы анализировать насколько близко экономика той или иной страны к рыночному идеалу.
В высокоразвитых странах построены эффективные модели рыночной экономики, для которых характерны 2 черты: «либеральность», «социальность».
Условно эти модели можно разделить на 2 группы: англо-американская модель и германо-японская.
Англо-американская (либеральная, частнокорпоративная) характеризуется следующими чертами:
-
абсолютное преобладание частной собственности;
-
законодательство обеспечивает свободу субъектов рынка;
-
гос. регулирование ограничено проведением макроэкономической политики (денежно-кредитной, бюджетно-налоговой);
-
небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса выплат на социальное обеспечение.
Германо-японская (социально ориентированная) характеризуется чертами:
-
«смешанная экономика», в которой значительная доля государственной собственности (при развитии института частной собственности);
-
макроэкономическое регулирование не ограничивается денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой, охватывает все сферы экономики и проводится или осуществляется структурная, инвестиционная политика, регулирование занятости;
-
высокая доля государственного бюджета в ВВП («государство благосостояния»);
-
развитая система социально обеспечения.
Примерами являются Германия, Япония, Швеция, Швейцария,
В РБ выбрана модель социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Ее черты:
1. сильная государственная власть;
2. равенство всех форм собственности;
3. сильная социальная политика (инвестиции в здоровье, образование, культуру, создание условий для возможности зарабатывать своим трудом, адресная социальная помощь нетрудоспособным);
4. широкая внешнеэкономическая политика.
В сентябре 2006г. Президент А.Г. Лукашенко на встрече с корреспондентами Российских СМИ назвал нашу модель экономики «социально ориентированное демократическое государство».
Вопрос 11. Несовершенство (фиаско)рынка. Объективная необходимость государственного регулирования.
Рыночная экономика является эффективной моделью хозяйствования с точки зрения рационального распределения ресурсов. Это на сегодняшний день лучшая модель хозяйствования, имеющаяся у человечества.
Тем не менее, рыночная экономика в чистом виде не является идеальной. Существуют некоторые аспекты, которые невозможно решить в рамках рыночной экономики. И тогда на помощь приходит государство.
«Провалы» (фиаско) рынка – это проявления неэффективности рыночного механизма, случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов.
Существует несколько типов неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:
– монополизация экономики;
– внешние эффекты;
– общественные блага;
– несовершенная (ассиметричная) информация;
– отчисления на фундаментальную науку;
– нестабильность экономики;
– социальная защита населения.
Проблема монополизации экономики связана с тем, что деятельность монополии имеет значительные негативные социально-экономические последствия. Эта проблема решается государством с помощью антимонопольной политики, которая включает в себя комплекс мер, направленных на снижение этих последствий и усиление конкуренции.. К этим мерам относятся: принудительное разукрупнение монополии, контроль над ценовой политикой, использование налогового механизма и т. д
Внешние эффекты (экстерналии) – издержки или выгоды третьих лиц, не учитываемые в ценах. Защиту третьих лиц и учет их интересов должно на себя возлагать государство. Так, положительный внешний эффект может регулироваться посредством снижения налогов либо дополнительными субсидиями, а отрицательный внешний эффект – посредством увеличения налогов.
Общественное благо – товар или услуга, от потребления, которых невозможно никого исключить. К общественным благам относят дороги, парки, городское освещение, и многое другое. Очевидно, что предприниматель не будет оплачивать такое благо, потому что оно не окупится, так как заставить платить за него других попросту невозможно или же затруднительно. Поэтому общественные блага также должны оплачиваться государством.
Нестабильность рыночной экономики проявляется в том, что она развивается циклически. Поэтому в периоды экономических спадов уменьшается объем ВВП (валового внутреннего продукта), увеличивается безработица. С этими негативными проявлениями экономического спада и пытается бороться государство. Регулирование рыночной экономики возможно посредством использования монетарной (кредитно-денежной), фискальной (налогово-бюджетной) и социальной политики. Изменяя реальную денежную массу, налоги и государственные расходы, правительство может воздействовать на экономику, увеличивая ВВП, снижая рост цен и безработицу.
Поддержка фундаментальной (теоретической) науки не является целью рыночной экономики, так как с точки зрения рационального экономического человека вкладывать деньги в проекты, которые не приносят прибыли, неразумно. Тем не менее, без развития теоретической науки невозможно развитие НТП (научно-технического прогресса) высокими темпами, что будет снижать темпы экономического роста. В данном случае государство должно взять на себя функции финансирования фундаментальной науки.
Рыночная экономика эффективна благодаря механизму совершенной конкуренции, который подразумевает полный доступ и контроль информации. Однако рыночные сделки часто совершаются в условиях, когда одна из сторон лучше информирована, чем другая, о факторах, влияющих на результат сделки. Неполнота информации у одной стороны рынка может привести к его фиаско (пример подержанных авто).
Социальная политика – это комплекс социально-экономических мер гос-ва, направленных на защиту населения от негативных проявлений рыночной экономики, включающих безработицу, рост цен и т. п.
Основными направлениями проведения социальной политики являются:
– выплаты различных пособий по инвалидности, безработице, по уходу за ребенком, малоимущим и т. д.;
– льготы различным категориям населения (бесплатный проезд в общественном транспорте, снижение стоимости лекарств, бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. д.);
– защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
– политика социального страхования жизни, здоровья и имущества;
– установление минимальной заработной платы для работающих;
– государственное регулирование занятости, связанное с переквалификацией рабочей силы, льготными кредитами при создании рабочих мест и т. д.;