Файл: ekonomicheskaya_teoria_Voprosy_i_otvety.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2019

Просмотров: 1340

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

развитие бесплатного образования, здравоохранения, охрана окружающей среды.

Таким образом, несмотря на то, что рыночная экономика является эффективной экономикой, существует ряд аспектов, с которыми рыночная экономика не справляется. Это позволяет говорить о фиаско рынка. В связи с этим государство должно брать на себя функции по регулированию экономики и поддержки рынка от провалов.

Тем не менее, нужно помнить, что государственное воздействие на экономику зачастую является неэффективным. Так, например, желание увеличить выпуск общественных благ, снизить последствия от отрицательных внешних эффектов, осуществлять сильную социальную защиту населения приводит к необходимости увеличения налогов в государстве. Это, в свою очередь, снижает стимулы у экономических субъектов эффективно развиваться, повышает цены на продукцию, увеличивает долю теневой экономики.

Поэтому государство должно определять минимальные и максимально допустимые границы своего вмешательства в экономику.

Эти границы зависят от многих факторов, включающих особенности этапа, на котором находится государство в своем развитии, менталитет общества, сформировавшиеся традиции и обычаи, отношение к правительству и многое другое. Именно поэтому существует различие по уровню государственного вмешательства в экономику между различными странами.




Вопрос 15 Эластичность спроса и предложения


Эластичность-это степень реагирования одной переменной величины на изменение другой, связанной с ней величины.

Эластичность спроса по цене- это показатель относительного изменения объема спроса при изменении на 1 % цены на товар. Эта величина используется для измерения чувствительности объема спроса к изменениям цены товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны.

На кривой спроса эластичность спроса по цене определяется как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены. Эластичность спроса по цене обозначается символом.

Эластичность спроса по цене выражается отрицательным числом, так как закон спроса предполагает, что для любого изменения в цене изменение объема спроса является противоположным. Но в экономической теории при расчетах принято рассматривать абсолютную величину данного коэффициента.

Эластичность спроса по цене может быть представлена формулой

(1)

В зависимости от величины коэффициента эластичности различают спрос:

неэластичный (< 1);

единичной эластичности (= 1);

эластичный (> 1);

абсолютно неэластичный спрос (= 0). (Товар с абсолютно неэластичным спросом не имеет субститутов (заменителей), например, спрос на инсулин);

абсолютно эластичный спрос (= ).

Основные факторы, влияющие на эластичность спроса:

наличие товаров-заменителей;

доля расходов на данный товар в бюджете потребителя;


степень необходимости в данном товаре;

разнообразие возможностей использования данного товара;

время приспособления к изменению цены.

Для измерения чувствительности спроса на неценовые факторы в экономической теории используются показатели:

эластичность спроса по доходу – это показатель процентного изменения спроса на товар, вызванного 1%-ным изменением дохода;

перекрестная эластичность спроса – это чувствительность спроса на одно благо относительно цен на другое благо. Исчисляется как отношение процентного изменения спроса на товар «Х» к 1%-ному изменению цены на товар «Y».

Изучение эластичности спроса имеет практическое применение при выборе экономической политики фирм и правительства в области ценообразования, субсидирования экономических агентств и налоговой политики государства.

Сказанное в полной мере относится и к эластичности предложения.

Эластичность предложения – это степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в соответствии с изменением цены.

Коэффициент эластичности предложения по ценеэто процентное изменение объема предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены, при неизменных прочих факторах, влияющих на предложение.

Методика расчета коэффициента эластичности предложения по цене аналогична методике расчета коэффициента эластичности спроса по цене:


(2)

Коэффициент эластичности предложения по цене всегда положителен, так как более высокая цена является стимулом для производителей к увеличению предложения товара, а более низкая – наоборот. Поскольку объемы предложения и цены изменяются в одном направлении, кривая предложения является возрастающей.

Решающую роль в определении величины коэффициента эластичности предложения по цене играет фактор времени. Чем протяженнее временной отрезок, которым располагает товаропроизводитель, тем больше возможностей его приспособления к изменениям цены и перераспределению ресурсов между альтернативными областями их использования.

Предложение более эластично в долговременном периоде и менее эластично в краткосрочном периоде.

Эластичность предложения зависит также от:

  • способности товара к длительному хранению;

  • возможности расширения производства товаров;

  • изменения количественного и качественного состава используе-мых ресурсов; усиления ограниченности ресурсов;

  • уровня товарных запасов;

  • резервов производственных площадей и др.

Все названные факторы ведут к увеличению или уменьшению значений коэффициента эластичности предложения по цене.

Наряду с эластичностью предложения по цене существует также эластичность предложения по доходу, которая характеризует степень изменения предложения данного товара в результате изменения величины дохода его производителя при прочих равных условиях. Кроме того, исчисляют перекрестную эластичность предложения – степень изменения предложения данного товара как результат изменения цены другого товара.




Вопрос16 Домашнее хозяйство как экономический субъект. Рациональное поведение потребителя.???????

Теория поведения потребителяэто область экономической теории, изучающая поведение потребителя с точки зрения его предпочтений (полезности) в случае изменения цены данного блага товара, дохода, цен других товаров и т. п.

Современная теория потребительского поведения включает в себя ответы на 3 вопроса:

1. Как складываются предпочтения потребителя?

2. Какие ограничения определяют потребительский выбор?

3. Как осуществляется потребительский выбор с учетом существующих ограничений?

Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность блага для потребителя.

Для ответа на второй вопрос экономисты изучают бюджетное ограничение, т. е. как цены товаров, с одной стороны, и доход – с другой, влияют на выбор потребителя на рынке. Чтобы ответить на третий вопрос, нужно совместить полезность блага, цены товаров и доход потребителя.

Таким образом, с помощью понятий полезность блага, цена и доход раскрывается основное содержание теории поведения потребителя.

Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Различают общую и предельную полезность экономических благ.

Общая полезность благаэто полезность всех составных частей блага, которое потребляется, например, полезность 3 выпитых стаканов сока, 4 съеденных конфет.

Предельная полезность благаэто полезность, которую приносит каждая дополнительная единица потребляемого блага.

При последовательном потреблении единиц блага их полезность падает. Данная ситуация отражает содержание закона убывающей предельной полезности, который называют первым законом Г. Госсена.

Убывание предельной полезности блага с ростом его количества называется функцией полезности. Она имеет следующий вид:

, где – предельная полезность блага; – изменение общей полезности;

– изменение количества потребляемого блага.

Цена блага с позиций потребителя определяется не общей, а предельной полезностью, так как чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага.

Доход потребителя определяет его бюджетное ограничение. При заданной величине дохода потребитель стремится распределить его так, чтобы получить максимум полезности. При этом, согласно второму закону Г. Госсена, полезность, получаемая из последней денежной единицы, израсходованной на покупку какого-либо блага, одинаково независима от того, на какое конкретно благо она затрачена.

Теория потребительского выбора основывается на следующих допущениях (аксиомах анализа):

1. Рациональность. Рациональный потребитель не только способен соотнести выгоды и издержки своих действий, но и понять последствия своей деятельности.


2. Свобода выбора. Потребитель влияет на объем и структуру производства посредством формирования спроса на конкретные товары и услуги. Своими деньгами он голосует «за» или «против» выпущенных товаров.

3. Ненасыщаемость. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них.

4. Транзитивность предпочтений: если набор товаров «А» предпочитается набору товаров «В», а набор «В» предпочитается «С», то «А» предпочитается «С».

5. Полнота предпочтений, т. е. человек точно знает о своих предпочтениях и умеет их разграничивать.

В целях объяснения потребительского выбора в микроэкономике используются два подхода к оценке полезности: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский).

Представители кардиналистской теории К. Менгер, Е. Бем-Бавери, У. Джевонс, Л. Вальрас полагали, что потребитель в состоянии достаточно точно оценивать величину полезности потребляемых им товаров. Она может быть измерена в абсолютном выражении – в такой единице, как «ютиль» (от лат. utility – полезность).

Целью же потребления является получение максимума полезности.

При этом полезность от потребления товара зависит лишь от количества потребляемых единиц этого товара. Поэтому теория и получила название «количественной».

В ординалистской теории потребления при анализе используются не количественные, а порядковые показатели, поскольку в количественных единицах (ютилях) измерить полезность блага очень сложно и практически невозможно.

Основная идея ординалистов В. Парето, Е. Слуцкого, Дж. Хикса заключается в том, что если потребитель не может количественно измерить полезность определенного набора благ, то он может сравнивать различные потребительские наборы с точки зрения их предпочтительности, т. е. их расстановки в соответствии с порядковым номером.

Функция полезности принимает большее значение для тех товаров, которые предпочтительнее для потребителя. Для равноценных наборов товаров полезность принимает одинаковое значение.

Ординалистская (порядковая) теория предполагает три последовательных шага при анализе потребительского выбора:

1. Определение ограничений рынка, т. е. бюджетно-ценовых ограничений (построение бюджетной линии).

2. Выявление предпочтений потребителя (построение кривых без- различия).

3. Нахождение равновесия потребителя (вывод условия равновесия).

Бюджетное ограничение показывает, как цены товаров, с одной стороны, и доход, с другой, влияют на выбор потребителя на рынке.

Бюджетная линия дает представление о всех возможных комбинациях каждой пары благ, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на эти блага и заданной величине дохода.

Графически бюджетная линия изображается в виде линии, имеющей отрицательный наклон (рис. 6):


У









0 Х


Если предположить, что Iдоход потребителя, «х» и «у» – купленные количества благ, а Рx и Рyцены этих благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать в следующем виде:

Любая точка на бюджетной линии означает определенный набор товаров Х и У, на который израсходован весь доход целиком.

Таким образом, бюджетная линия позволяет учесть два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителя. Чтобы выявить предпочтения потребителей, или ранг потребляемого блага, строится кривая безразличия.

Кривая безразличия показывает совокупность наборов благ, выбор которых безразличен для потребителя, так как обеспечивает ему одинаковый уровень полезности. Иными словами, потребитель не чувствует себя ни хуже, ни лучше, если он откажется от набора благ А и предпочтет набор В или С.

Все множество кривых безразличия в пространстве двух благ образует карту кривых безразличия



Кривые безразличия U2 и U3 соответствуют более высокому уровню полезности, это означает, что потребитель предпочитает большее количество обоих благ меньшему.

Двигаясь вдоль кривой безразличия, потребитель готов отказаться от некоторого количества товара «У», если он получит в обмен на это большее количество товара «х», т. е., если он потребляет меньше одного блага, тогда, чтобы оставаться безразличным к выбору, он должен потреблять больше другого блага. Главный смысл кривой безразличия: потеря полезности товара «у» должна равняться приобретению полезности товара «х».

Алгебраически смысл кривой безразличия можно изобразить уравнением:

,

где MUy и MUxпредельные полезности товаров «у»и «х».

– количество купленных благ.

То количество товара «у», от которого потребителю приходится отказаться ради получения дополнительной единицы товара «х», получило название предельной нормы замещения (marginal rate of substitutionMRS)

.

В ординалистской теории MRS выполняет те же функции, что и предельная полезность в кардиналистской теории (т. е. MRS является убывающей).

Наклон кривой безразличия равен предельной норме замещения. Он записывается так:

.

На третьем шаге анализа находят положение равновесия потребителя. Для этого совмещаются бюджетная линия и кривая безразличия


В точке А угловые коэффициенты бюджетной линии и кривой безразличия совпадают.

Идеальной ситуацией, характеризующей равновесное состояние потребителя, максимизирующего свою полезность, является положение, в котором бюджетная линия касается кривой безразличия в некоторой точке А (рис. 8).

Условием равновесия в потреблении является уравнение, которое математически выводится из равенства углов наклона кривой безразличия и бюджетной линии: , т. е. равновесие (оптимум) в потреблении достигается только в том случае, если отношение предельных полезностей любой пары благ равно отношению их цен.