ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 6061

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

176

âàòü èëè âûðàæàòü ñâîè ÷óâñòâà — âñå ðàâíî, ïîñðåäñòâîì ðàçãî-

âîðà èëè ïîñðåäñòâîì èãðû.

Ëþäè ìîãóò ñîïðîòèâëÿòüñÿ ïàññèâíûì èëè àêòèâíûì ñïîñî-

áîì, âûðàæàÿ ñâîå íåæåëàíèå òî ìÿãêî è íåÿâíî (“Ìíå íå÷åãî

ñêàçàòü...”),  òî  áîëåå  äèðåêòèâíî  (“Ýòîò  ìåòîä  íå  ðàáîòàåò  íà

ìíå!”).  Âíà÷àëå  ìíîãèå  ãîðÿò  ýíòóçèàçìîì,  äîáàâëÿÿ,  îäíàêî,

íåìèíóåìî堓íî”, êîãäà îò íèõ ñàìèõ òðåáóåòñÿ ñàìîðàñêðûòèå.

Îäèí ó÷àñòíèê ñêàçàë: “Ìíå ëè÷íî íå õî÷åòñÿ ñòàíîâèòüñÿ ïðî-

òàãîíèñòîì. Äóìàåòñÿ, ÷òî áûëî áû ëó÷øå, åñëè áû êòî-íèáóäü

äðóãîé  èñïîëüçîâàë  ýòî  âðåìÿ  â  ãðóïïå”.  Íî  ìèíóòîé  ïîçæå,

ñòàâ áîëåå îòêðîâåííûì, îí íåïðèíóæäåííî äîáàâèë: “Ïîíèìà-

åòå ëè, åñòü íå÷òî â ýòîé èãðå, ÷òî óãíåòàåò ìåíÿ ôèçè÷åñêè!”

Ëþäè,  ïðèñóòñòâóþùèå  â  ïåðâûé  ðàç  â  ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé

ãðóïïå,  èçíà÷àëüíî  âûðàæàþò  ñîïðîòèâëåíèå  ðîëåâîé  èãðå  ñà-

ìîé ïî ñåáå. Ýòî ñîïðîòèâëåíèå íåðåäêî âîçíèêàåò, îòòîãî ÷òî

÷åëîâåê îùóùàåò ñåáÿ íåëîâêî â öåíòðå âíèìàíèÿ, èç-çà áîÿçíè

ïóáëèêè, êîòîðàÿ, â ñâîþ î÷åðåäü, âûðàæàåòñÿ â áîÿçíè ñöåíû,

èëè  èç-çà  îòñóòñòâèÿ  íåîáõîäèìîé  ýìîöèîíàëüíîé  ïîäãîòîâêè

(ðàçîãðåâà).  Áåíòëè  (Bentley,  1967)  ïîëàãàåò,  ÷òî  áîëüøèíñòâî

âçðîñëûõ èçíà÷àëüíî ðåàãèðóþò íà ðîëåâóþ èãðó ñ íåêîòîðûìè

êîëåáàíèÿìè:  “ß  íèêîãäà  íå  ñìîãó  ñäåëàòü  ýòî.  ß  ïðîâàëþñü

ñêâîçü çåìëþ!” Ëåâåòîí (Leveton, 1977) òàê îïèñàë ïåðâûå ñòðà-

õè ÷åëîâåêà, âñòóïàþùåãî â ïñèõîäðàìó: “Ðàçâå ÷åëîâåê îáÿçàí

èìåòü ñïîñîáíîñòè ÷òî-ëèáî ñûãðàòü? ß íå àêòåð è íå ìîãó ïðè-

òâîðÿòüñÿ, èçîáðàæàÿ êîãî-òî äðóãîãî. Ðàçâå äåéñòâèòåëüíî íóæ-

íî âûñòóïàòü? Íà âèäó ó âñåõ? Îíè ïðîñòî ñäåëàþò èç ìåíÿ äóðà-

êà,  çàñòàâÿò  èçîáðàçèòü  ìîè  ïðîáëåìû,  à  ïîòîì  îïîçîðÿò...  ß

ëó÷øå  òèõîíüêî  ïîñèæó,  è  áóäåì  íàäåÿòüñÿ,  ÷òî  âåäóùèé  ìåíÿ

íå çàìåòèò”.

Íî äàæå åñëè ïðîòàãîíèñò ïðàâèëüíî ðàçîãðåò äëÿ äåéñòâèÿ è

æåëàåò  ðàáîòàòü,  ñîïðîòèâëåíèå  ìîæåò  ðàçâèòüñÿ  âî  âðåìÿ  ëþ-

áîé  ñåññèè,  çàñòàâèâ  ïðîòàãîíèñòà  èçáåãàòü  îïðåäåëåííûõ  ñöåí

èëè ñïåöèôè÷åñêèõ ðîëåé. Êîãäà íà÷èíàåò ïðèîòêðûâàòüñÿ ÷óâ-

ñòâèòåëüíàÿ  çîíà,  ïðîòàãîíèñò  ñòàíîâèòñÿ  óïðÿìûì  è  íåîáùè-

òåëüíûì, ÷åì çàâîäèò òåðàïèþ â òóïèê.

Ñîãëàñíî Êîðíó (Korn, 1975), îäèí èç ñïîñîáîâ íå áûòü ýìî-

öèîíàëüíî âîâëå÷åííûì â ïñèõîäðàìó ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû “íå

äîâîäèòü îáùåíèå äæèçíåííûõ” òåì. ×ëåí ãðóïïû çàùèùàåò

ñåáÿ îò âîâëå÷åíèÿ â ñèòóàöèþ, è ýòî îòäàëÿåò ñèòóàöèþ â ãðóï-

ïå îò íåìåäëåííîé è íåîáõîäèìîé çàâèñèìîñòè îò åãî ñîáñòâåí-

íûõ îñíîâíûõ èíòåðåñîâ. Äðóãèå ÷ëåíû ãðóïïû — ïðîñòäðó-

ãèå ïàöèåíòû”. Ñèòóàöèÿ â ãðóïï堗 ïðîñòëå÷åíèå”. Äðàìà-


background image

177

òóðãè÷åñêîãî ïðåâðàùåíèÿ òåðàïèè â ðåàëüíóþ æèçíü íå ïðîèñ-

õîäèò”.

Ñèáîðí (Seabourne, 1966) îïèñàëà ðàçëè÷íûå òèïû “òðóäíûõ”

ïðîòàãîíèñòîâ.  Íàïðèìåð:  ïðîòàãîíèñòû,  êîòîðûå  âñå  âðåìÿ

÷òî-òî ðàññêàçûâàþò è êîíöåïòóàëèçèðóþò; ñïîñîáíûå ïåðåíåñòè

òîëüêî î÷åíü íåáîëüøóþ ñòåïåíü ó÷àñòèÿ â ñåññèè, íå ïîäíèìà-

þùèåñÿ íà ñöåíó èëè ñòðåìÿùèåñÿ óéòè äî òîãî, êàê ñöåíà çà-

âåðøåíà; ó êîòîðûõ “íåò ïðîáëåì”; òå, êòî íå ìîæåò ñîñðåäîòî-

÷èòüñÿ íà ïðåäëàãàåìîì ìàòåðèàëå; äîìèíèðóþùèå â ãðóïïå; âû-

çûâàþùèå ðàñêîë â ãðóïïå (ïñèõîòèêè, èñòåðèêè èëè ïàöåíòû ñ

ñóèöèäàëüíûìè èëè àãðåññèâíûìè íàêëîííîñòÿìè); íå ïîçâîëÿ-

þùèå îñòàëüíîé ãðóïïå íîðìàëüíî ðàáîòàòü. Òàêèå ó÷àñòíèêè íå

òîëüêî íå ïîçâîëÿþò ýìîöèîíàëüíî âîâëå÷ü ñåáÿ â ïñèõîäðàìó,

íî òàêæå íàðóøàþò ñòàíîâëåíèå êîíñòðóêòèâíîé ðàáî÷åé àòìîñ-

ôåðû  â  ãðóïïå.  Àíàëîãè÷íûì  îáðàçîì,  Ñàêñ  (Sacks,  1976b)

îïèñûâàåò íåêîòîðûå ìÿãêèå ôîðìû ñîïðîòèâëåíèÿ ó÷àñòíèêîâ

ïñèõîäðàìû.  Ó÷àñòíèêè  ìîãóò  ñòàòü  ðàññåÿííûìè,  çàáûòü  òåìó

ñåñññèè,  ãîâîðèòü  òîëüêî  êîðîòêèìè  ïðåäëîæåíèÿìè,  ñìåÿòüñÿ

íåâïîïàä, ñäåðæèâàòü æåñòû è ãîëîñ.

Ñïåöèàëèñòû  â  îáëàñòè  äóøåâíîãî  çäîðîâüÿ,  ïðèíèìàþùèå

ó÷àñòèå  â  ïñèõîäðàìå  äëÿ  ñîáñòâåííîãî  ëè÷íîñòíîãî  ðîñòà,  ñî-

ãëàñíî Êóèí (Quin, 1991), îñîáåííî ñêëîííû ïðîÿâëÿòü ìÿãêèå

ôîðìû  ñîïðîòèâëåíèÿ:  “Ìîé  îïûò  ðàáîòû  ñî  ñïåöèàëèñòàìè  â

îáëàñòè ïñèõîòåðàïèè ïîêàçûâàåò, ÷òî, ñòàíîâÿñü ïðîòàãîíèñòà-

ìè,  îíè  ìîãóò  áûòü  òâîð÷åñêèìè,  âîçáóæäåííûìè,  ãîòîâûìè

èäòè  íà  ðèñê  ëþäüìè,  íî  êîãäà  îíè  óïðÿìÿòñÿ,  òî  äåëàþò  ýòî

ïîèñòèíå  ñîâåðøåííî.  Îáðàçîâàííûå  è  ÷óâñòâèòåëüíûå  ëþäè

íåîæèäàííî íà÷èíàþò ïëàêàòü “êðîêîäèëîâûìè ñëåçàìè”, èçáå-

ãàÿ  ðåàëüíûõ  ïîòðÿñåíèé,  èëè  óâîäÿò  äèðåêòîðà  ïî  ëîæíîìó

ïóòè,  íàïðèìåð,  íàâÿçûâàþò  ðàçãîâîðû,  ÷òîáû  èçáåæàòü  äåé-

ñòâèÿ, èëè ïîçâîëÿþò âåñòè ñåáÿ ïî ïðîòîðåííîé äîðîæêå, ÷òî-

áû íå ñòàëêèâàòüñÿ ëèöîì ê ëèöó ñ íåèçâåäàííûì”.

Áàðüåðû, âîçíèêøèå ìåæäó ÷ëåíàìè ãðóïïû è ïñèõîäðàìàòè-

ñòîì èëè âíóòðè ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé ãðóïïû, ìîãóò áûòü òàêæå

ðàñöåíåíû  êàê  ïðîÿâëåíèÿ  ñîïðîòèâëåíèÿ.  Ìîðåíî  (Moreno,

1972)  íàçâàë  ïîäîáíîå  ñîïðîòèâëåíèå  “ìåæëè÷íîñòíûì”,  óêà-

çûâàÿ íà ñòðåìëåíèå ëþäåé èçáåãàòü ñïîíòàííîãî êîíòàêòà äðóã

ñ äðóãîì, íå ïðèíèìàòü ëþäåé òàêèìè, êàêèå îíè åñòü. Ïîñëå-

äíåå  îêàçûâàåò  ðàçðóøàþùåå  âîçäåéñòâèå  íà  âçàèìîîòíîøåíèÿ

è,  ïîëüçóÿñü  ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé  òåðìèíîëîãèåé,  ìîæåò  áûòü

ðàñöåíåíî  êàê  “ñîïðîòèâëåíèå  ïåðåíîñà,  èëè  òðàíñôåðåíòíîå.

Íà  ýòîò  àñïåêò  ñîïðîòèâëåíèÿ  îáðàòèë  âíèìàíèå  Êðþãåð


background image

178

(Kruger,  1980),  îïðåäåëèâøèé  ñîïðîòèâëåíèå  â  ïñèõîäðàìå  êàê

“ìåæëè÷íîñòíóþ êîíêðåòèçàöèþ âíóòðèïñèõè÷åñêîé çàùèòû âî

âçàèìîîòíîøåíèÿõ ïåðåíîñà ìåæäó ó÷àñòíèêàìè è ãðóïïîé èëè

ó÷àñòíèêàìè è òåðàïåâòîì”.

Ìåæëè÷íîñòíîå ñîïðîòèâëåíèå ìîæåò áûòü ïðîèëëþñòðèðîâà-

íî òàêèì ñëó÷àåì: ó Ðàëüôà áûëíåçàêîí÷åííîå äåëñ åãî ìà-

òåðüþ. Ðàëüô ñîçíàòåëüíî îòêàçàëñÿ âûáðàòü ïîæèëóþ æåíùèíó

íà ðîëü ñâîåé ìàòåðè èç-çà áîÿçíè òîãî, ÷òî ñëèøêîì áîëüøîå

ñõîäñòâî  âûçîâåò  ñëèøêîì  áîëüøóþ  “íàñòîÿùóþ”  àãðåññèþ.

Âìåñòî  ýòîãî  Ðàëüô  âûáðàë  ñâîþ  õîðîøóþ  ïîäðóãó,  êîòîðàÿ

äåéñòâèòåëüíî ïîõîäèëà íà èäåàëüíûé îáðàç åãî ìàòåðè, è ýòîò

âûáîð ïîçâîëèë åìó íå èìåòü äåëà ñ àãðåññèâíûìè ÷óâñòâàìè è

íå äàë åìó âîçìîæíîñòè äîñòè÷ü ïðîãðåññà â òåðàïèè.

Íå òîëüêî ïðîòàãîíèñòû, íî òàêæå è âñïîìîãàòåëüíûå ëèöà è

âñÿ ãðóïïà ìîãóò âûðàæàòü ñîïðîòèâëåíèå â ïñèõîäðàìå. Íàèáî-

ëåå îáû÷íîå ïðîÿâëåíèå ñîïðîòèâëåíèÿ âñïîìîãàòåëüíûõ ëèö ñî-

ñòîèò â òîì, ÷òî îíè îòêàçûâàþòñÿ èãðàòü ðîëè îïðåäåëåííûõ àí-

òàãîíèñòîâ.  Ñîãëàñíî  Ìîðåíî  (Moreno,  1972),  ïðè÷èíû  äàííî-

ãî ÿâëåíèÿ ìîãóò íîñèòü ëèáî òåðàïåâòè÷åñêèé (ïðîòàãîíèñò “èñ-

ïîëüçóåò”  èãðîâóþ  ñèòóàöèþ  áåç  êàêîãî-ëèáî  æåëàíèÿ  îáìåíè-

âàòüñÿ ðîëÿìè ñî âñïîìîãàòåëüíûì ëèöîì), ëèáëè÷íû锠õà-

ðàêòåð (ýòî ñâÿçàíî ñ ëè÷íûìè òðóäíîñòÿìè â ðàçûãðûâàíèè îï-

ðåäåëåííûõ ðîëåé).

Ãðóïïîâûå  íîðìû,  êëèìàò  â  ãðóïïå,  åå  ñîöèîìåòðè÷åñêàÿ

ñòðóêòóðà ìîãóò òàêæå ñëóæèòü ïðè÷èíîé âîçíèêíîâåíèÿ ñîïðî-

òèâëåíèÿ  îòäåëüíûõ  ó÷àñòíèêîâ.  Îäèí  èç  ÷ëåíîâ  ãðóïïû,  Ñýì,

áûë  çàòîðìîæåííûì  è  ìîë÷àëèâûì  â  òå÷åíèå  íåñêîëüêèõ  ñåñ-

ñèé,  îòêàçûâàÿñü  ó÷àñòâîâàòü  â  ðàáîòå,  ïîñêîëüêó  ÷óâñòâîâàë

ñåáÿ  “èçîëèðîâàííûì”,  ñîöèîìåòðè÷åñêèì  “èçãíàííèêîì”.

Ñýìó ïîòðåáîâàëîñü óâèäåòü, êàê öåëàÿ ãðóïïà îòíåñëàñü ñî âíè-

ìàíèåì ê åãî ïðîáëåìå, ÷òîáû ïî÷óâñòâîâàòü ñåáÿ äîñòàòî÷íî çà-

ùèùåííûì äëÿ áîëåå àêòèâíîé ðàáîòû.

Ñîïðîòèâëåíèå  â  ãðóïïå  ìîæåò  áûòü  òàêæå  îïèñàíî  ëèáî  â

òåðìèíàõ  áèîíîâñêèõ  (Bion,  1961)  ãðóïï  ñ  áàçîâîé  óñòàíîâêîé

(íà  çàâèñèìîñòü,  áîðüáó-áåãñòâî,  îáðàçîâàíèå  ïàð)  èëè  â  òåð-

ìèíàõ ðîäñòâåííîé êîíöåïöè蠓öåíòðàëüíîãî ãðóïïîâîãî êîíô-

ëèêòà” (ðàçðåøåíèå îáùåãî êîíôëèêòà â ãðóïïå) Âèòàêåð è Ëè-

áåðìàíà (Whitaker & Lieberman, 1964).

Ñèòóàöèÿ, âîçíèêøàÿ â îäíîé èç ïñèõîäðàìàòè÷åñêèõ ãðóïï,

êîòîðóþ  ÿ  âåë,  ìîæåò  ñëóæèòü  èëëþñòðàöèåé  ñîïðîòèâëåíèÿ

ãðóïïû. Ýòî áûëà ãðóïïà ïîäðîñòêîâ, íàïðàâëåííàÿ íà ðàçðåøå-

íèå ïðîáëåì ñ îáó÷åíèåì. Ñ ñàìîãî íà÷àëà ìåíÿ âñòðåòèëè ïîäî-


background image

179

çðèòåëüíûì ìîë÷àíèåì è àíòàãîíèçìîì, êàê áóäòî öåëàÿ ãðóïïà

îáúåäèíèëà  ñâîè  ñèëû  â  ïàññèâíîé  îïïîçèöèè.  Ñîïðîòèâëåíèå

ãðóïïû  áûëî  òàêèì  ñèëüíûì,  à  ìîë÷àíèå  òàêèì  ïëîòíûì,  ÷òî

ìíå ïîíà÷àëó çàõîòåëîñü óéòè, è ÿ, âèäèìî, ñäåëàë áû ýòî, åñëè

áû ó ìåíÿ íå áûë ïîäïèñàí êîíòðàêò íà äëèòåëüíûé ñðîê. Ìåíÿ

ïîðàçèëî, îäíàêî, ÷òî ó÷àñòíèêè ïðîäîëæàëè ïðèõîäèòü íà ñåñ-

ñèþ  ðåãóëÿðíî  è,  íåñìîòðÿ  íà  ìîë÷àíèå,  êàçàëîñü,  ïîëó÷àëè

óäîâîëüñòâèå  îò  ó÷àñòèÿ  â  ãðóïïå.  Ïðîøëî  íåìàëî  âðåìåíè,

ïðåæäå  ÷åì  ÿ  ñîîáðàçèë,  ÷òî  ãðóïïà  ñîçäàëà  íåêóþ  ñâîþ  óñòà-

íîâêó,  êîòîðàÿ  ïàðàëèçóåò  ó÷àñòíèêîâ.  Ìîë÷àëèâîå  ñîîáùåíèå

ãðóïïû áûëî ïðèìåðíî òàêèì: “Åñëè ìû áóäåì ñèäåòü òèõî, òî,

âîçìîæíî, íàñ íèêòî íå òðîíåò” — è âñå, ÷òî êàêèì-ëèáî îáðà-

çîì  çàòðàãèâàëî  ýòó  íîðìó,  âûçûâàëî  ÿðîñòíîå  ñîïðîòèâëåíèå.

Ïîíåìíîãó  ÿ  ïîíÿë,  ÷òî  âî  âçàèìîîòíîøåíèÿõ  ÷ëåíîâ  ãðóïïû

ïðèñóòñòâóåò ìíîãî çàñòàðåëîé, òàéíîé àãðåññèè; ïðè÷åì àãðåñ-

ñèÿ íå ìîæåò áûòü ïðîÿâëåíà èç-çà ñòðàõà âîçìåçäèÿ, èçîëÿöèè

è âèíû ñ âîçìîæíûì èñõîäîì â âèäå ñàìîóáèéñòâà. Òàêèì îáðà-

çîì,  ãðóïïîâàÿ  óñòàíîâêà  “äàâàéòå  ñèäåòü  òèõî...”  ïðåäñòàâëÿåò

ñîáîé  ñïîñîá  èçáåãàíèÿ  îáîñòðåíèÿ  öåíòðàëüíîãî  ãðóïïîâîãî

êîíôëèêòà, ðàçðåøèòü êîòîðûé êàçàëîñü íåâîçìîæíûì. Õîòÿ íå-

êîòîðûå  ìåæëè÷íîñòíûå  êîíôëèêòû  íåëüçÿ  áûëî  çàòðàãèâàòü,

÷àñòü èç íèõ áûëà ïðîðàáîòàíà, ÷òî èìåëî ïîëîæèòåëüíîå âëèÿ-

íèå íà ãðóïïîâûå ïðîöåññû â öåëîì.

Ôóíêöèè ñîïðîòèâëåíèÿ

×åãî ïðîòàãîíèñò ñòàðàåòñÿ èçáåæàòü? Ïðîòàãîíèñò, âûðàæàþ-

ùèé ñîïðîòèâëåíèå, îáû÷íî èçáåãàåò äèñêîìôîðòà è íåïðèÿòíûõ

îùóùåíèé, òàêèõ êàê òðåâîãà, âèíà èëè ñòûä. Ìîëîäîé ÷åëîâåê

îòêàçûâàåòñÿ  ïîêàçàòü  ãðóïïå,  êàê  îí  îáùàåòñÿ  ñ  æåíùèíàìè,

ïîòîìó ÷òî ýòî âûçûâàåò áîëåçíåííûå âîñïîìèíàíèÿ î íåóäà÷àõ,

î òîì, êàê åìó îòêàçûâàëè. Äðóãîé ïðîòàãîíèñò âíåçàïíî çàìîë-

êàåò, ïîòîìó ÷òî âñïîìèíàåò î òÿãîòåþùåé íàä íèì âèíå: îí îä-

íàæäû  ñêàçàë  ìàòåðè,  ÷òî  íåíàâèäèò  åå.  Åùå  îäèí  ïðîòàãîíèñò

óøåë  â  ñåáÿ  ïîñëå  òîãî,  êàê  çàãîâîðèë  î  òîì,  ÷òî  åìó  ñòûäíî

îòòîãî,  ÷òî  îí  ìî÷èòñÿ  â  ïîñòåëü  íî÷üþ.  Ñîïðîòèâëåíèå  íóæíî

ðàññìàòðèâàòü  êàê  îòêðûòûå  ïðîÿâëåíèÿ  çàùèòíûõ  ìåõàíèçìîâ

èëè îõðàííûõ äåéñòâèé, êîòîðûå ëþäè èñïîëüçóþò, ÷òîáû ñîâëà-

äàòü  ñ  âíåøíèì  èëè  âíóòðåííèì  ìèðîì.  ×óâñòâóÿ  îïàñíîñòü,

ëþäè  ìîãóò  ïîñòîÿòü  çà  ñåáÿ,  ëèáî  àòàêóÿ,  íàïðèìåð,  ñ  ïîìî-

ùüþ  ñàðêàçìà,  êðèòèöèçìà,  íàïàäîê,  ëèáî  ñêðûâàÿñü,  çàùèùà-

ÿñü ñ ïîìîùüþ ñäåðæèâàíèÿ, îäåðãèâàíèÿ ñåáÿ, áåãñòâà èëè ðàâ-


background image

180

íîäóøèÿ.  Ãåíðè  Êåëëåðìàí  (Kellerman,  1979)  îïèñûâàåò  ñîïðî-

òèâëåíèå  â  òåðìèíàõ,  õàðàêòåðèçóþùèõ  ñïîñîáíîñòü  ïàöèåíòîâ

ýôôåêòèâíî âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ “ýòè씠ïðè ïîìîùè ïðåäïîëà-

ãàåìîé óãðîçû. ×åëîâåê íà÷èíàåò ñ “îòðèöàíèÿ”, çàòåì ëîãè÷åñ-

êè ñòðîèò êðóãîâóþ îáîðîíó äî òåõ ïîð, ïîêà íå íàéäåò ïóòü îò-

ñòóïëåíèÿ,  êîòîðûé  íàèëó÷øèì  îáðàçîì  ðàáîòàåò  íà  íåãî.  “Îò-

ðèöàíèå 

îçíà÷àåò íå âèäåòü ýòîãî

. Åñëè îíî íå ðàáîòàåò, ìîæíî

èçîëèðîâàòü ñåáÿ è 

íå ÷óâñòâîâàòü ýòîãî

. Åñëè íå ðàáîòàåò, ìîæ-

íî âûòåñíèòü è, ñëåäîâàòåëüíî,

 íå ïîìíèòü ýòîãî

. Åñëè íå ðàáî-

òàåò  — 

ñäåëàòü  ÷òî-íèáóäü  åùå,  íàïðèìåð,  îòûãðàòü  ýòî  â  äåé-

ñòâèè

; èëè ìîæíî óéòè â ðåãðåññèþ è 

ïëàêàòü îá ýòîì

; èëè â êà-

÷åñòâå  êîìïåíñàöèè 

ïîïðîáîâàòü  âåðíóòü  ýòî

.  Åñëè  íè  îäèí  èç

ýòèõ ìåòîäîâ íå ðàáîòàåò, ìîæíî ôàíòàçèðîâàòü èëè ìå÷òàòü îá

ýòîì. È åñëè äàæå òàêîé ìåòîä íå ïîìîæåò, ìîæíî êðèòèêîâàòü

èëè ñïðîåöèðîâàòü è 

îáëè÷èòü  ýòî

 èëè (÷òî äàæå ýôôåêòèâíåå)

óáðàòü  ýòî  è 

àòàêîâàòü  ÷òî-íèáóäü,  ÷òî  çàìåùàåò  ýòî

.  È  åñëè

äàæå ýòè ïîïûòêè íåàäåêâàòíû, ìîæíî 

ïðèñîåäèíèòüñÿ  ê  ýòîìó

.

Êàê? Íó, ñêàæåì, èäåíòèôèöèðîâàòüñÿ ñ ýòèì è 

ñòàòü ïîõîæèì

íà ýòî

. Õîðîøèé ñïîñîá ïîñòóïèòü òàêèì îáðàçî젗 èíòðîåêöè-

ðîâàòü èëè 

ïðèíÿòü  ýòî

.  Ðàç  ýòî  óæå  âíóòðè,  ëó÷øå  íå  ïîêàçû-

âàòü ýòîãî, à 

ðåêàòåãîðèçèðîâàòü ýòî

 ïóòåì èíòåëëåêòóàëèçàöèè.

Êàê ýòî âîçìîæíî? Íó, ñêàæåì, ñëåäóåò ðàññìîòðåòü ýòî ðàöèî-

íàëüíî èëè 

èçâèíèòüñÿ çà ýòî

, èëè...”.

Ïðîòàãîíèñò, íàñòàèâàþùèé íà òîì, ÷òî îí íå ÷óâñòâóåò “íè-

÷åãî”,  ÷òî  îí  “ïóñò”  èëè  “áëîêèðîâàí”,  âûáðàë  íàèáîëåå  ïðè-

ìèòèâíûé  ñïîñîá  èçáåãàíèÿ  îùóùåíèé,  èíîãäà  íàçûâàåìûé

“èçîëÿöèåé”. Ïî êàêèì-ëèáî ïðè÷èíàì òàêèå ëþäè ïðåäïî÷èòà-

þò áûòü çðèòåëÿìè â òåàòðå æèçíè è îêàçûâàþò ñèëüíîå ñîïðî-

òèâëåíèå ïðåâðàùåíèþ èõ â àêòåðîâ. Åñëè èõ ÷óâñòâࠓèçîëèðî-

âàíû” â òå÷åíèå äîëãîãî âðåìåíè, çàáëîêèðîâàííàÿ ýíåðãèÿ ìî-

æåò  ðàçâèòüñÿ  â  ïîñòîÿííûé  “ìóñêóëüíûé  ïàíöèðü”,  áèîôèçè-

÷åñêèé äâèãàòåëüíûé áëîê, ñîãëàñíî êîíöåïöèè, ïðåäëîæåííîé

Ðàéõîì  (Reich,  1929/50).  Òàêîé  ìóñêóëüíûé  ïàíöèðü,  èëè  “ðî-

ëåâîå  ñîïðîòèâëåíèå”,  ìîæåò  ïîòðåáîâàòü  îò  ïñèõîäðàìàòèñòà

áîëüøåãî  âíèìàíèÿ  ê  ôèçè÷åñêèì  àñïåêòàì  ëè÷íîñòè,  èñïîëü-

çîâàíèÿ,  íàïðèìåð,  áèîýíåðãåòèêè,  ðîëüôèíãà,  äûõàòåëüíûõ

óïðàæíåíèé èëè ýêïðåññèâíûõ äâèæåíèé.

  ñâîåé  ñòàòüå,  ïîñâÿùåííîé  ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé  øîêîâîé

òåðàïèè,  Ìîðåíî  (Moreno,  1939)  îïèñàë,  êàê  ïàöèåíò,  âîññòà-

íîâèâøèéñÿ ïîñëå ïåðåæèòîãî ïðèñòóïà áåçóìèÿ, âûðàæàë æåñ-

òêîå ñîïðîòèâëåíèå ïîïûòêàì âåðíóòü åãî ïðîøëûé ãàëëþöèíà-

òîðíûé  îïûò.  “Åãî  åñòåñòâåííîå  ñòðåìëåíèå  ñîñòîÿëî  â  òîì,