Файл: Сивенков_Экономика предприятия_2012.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 2054

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Учреждение образования  

«Частный институт управления и предпринимательства»

О.В. Сивенков

Э К О Н О М И К А 

П Р Е Д П Р И Я Т И Я

( В   В О П Р О С А Х   И   О Т В Е ТА Х )

 

 

Учебно-методическое пособие

Минск 2012


background image

УДК 658

ББК 65.9(2)29я73

    С 34

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом  

Частного института управления и предпринимательства

А в т о р

заместитель заведующего кафедрой экономики предприятия 

доцент Частного института управления и предпринимательства 

О.В. Сивенков

Р е ц е н з е н т ы:

доцент кафедры экономики промышленных предприятий БГЭУ 

кандидат экономических наук 

Л.А. Лобан

;

профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа  

и аудита БИП – Институт правоведения 

доктор экономических наук 

Ю.В. Криворотько

Рассмотрено и одобрено  

на заседании кафедры экономики предприятия,

протокол № 3 от 23.10.2012 г.

 

Сивенков, О.В.

С 34

     

Экономика предприятия (в вопросах и ответах): учеб.-ме - 

 

тод.  пособие 

О.В.  Сивенков.  –  Минск:  Частн.  ин-т  упр.  и  

 

предпр., 2012. – 60 с.

 

      ISBN 978-985-6971-79-5.

В соответствии с учебной программой курса «Экономика предприятия» 

изложены основные понятия и положения указанной учебной дисциплины.

Предназначено для студентов Частного института управления и пред-

принимательства дневной и заочной форм обучения.

УДК 658 

ББК 65.9(2)29я73

ISBN 978-985-6971-79-5

  © Сивенков О.В., 2012

 

 

 

© Частный институт управления и предпринимательства, 2012


background image

3

ВВЕДЕНИЕ

Бурное развитие научно-технического прогресса, глобализация 

экономики  предъявляют  повышенные  требования  к  содержанию 

и характеру подготовки специалистов. Специалисты по экономике 

должны  обладать  глубокими  профессиональными  знаниями  эко-

номических  процессов,  способностью  оперативно  адаптироваться 

к новым условиям, а также умением применять полученные знания 

на практике.

В  условиях  усиливающейся  конкуренции  на  рынках  товаров, 

сырья  и  топливно-энергетических  ресурсов  эффективная  работа 

предприятия  возможна  только  при  высоком  уровне  знаний  основ 

экономики предприятия персоналом, в первую очередь менеджера-

ми, экономистами, бухгалтерами, финансистами.

В  то  же  время  усложняются  учебные  программы,  возникает 

противоречие между возрастающим объемом информации и фик-

сированным  учебным  временем  на  ее  усвоение,  повышается  зна-

чение творческих знаний. Все это приводит к тому, что усваивать 

материал  посредством  объяснения  преподавателя  становится  для 

слушателей все труднее.

В этих условиях возникает необходимость краткого изложения 

основных  понятий,  терминов,  показателей,  выработанных  эконо-

мической  наукой  и  используемых  специалистами  по  экономике 

в практической деятельности на уровне предприятий.

Внутрипредметное  структурирование  –  одно  из  условий  выпол-

нения принципа систематичности и последовательности в обучении. 

Каждый элемент учебного материала должен быть логически связан с 

другими, а последующий материал должен опираться на предыдущий.

В данном пособии сделана попытка в доступной форме изло-

жить  основные  экономические  понятия,  термины,  определения, 

показатели и методику их расчета в целях эффективного обучения 

основам курса «Экономика предприятия». 

Изложение учебного материала построено по следующей схеме: 

экономическое  содержание  и  значение  термина,  понятия,  опреде-

ления; показатели и методика их расчета; факторы, резервы и пути 

улучшения конкретных показателей.

Материал изложен в соответствии с учебной программой по специ-

альности «Экономика и управление на предприятии». Учебное пособие 

будет способствовать изучению дисциплины «Экономика организации 

(предприятия)» и подготовке к сдаче экзаменов по дисциплине.


background image

4

1 ПрЕДПрИятИЕ как субъЕкт хозяйстВоВаНИя

Предприятие

 

– 

это самостоятельный хозяйствующий субъект, 

созданный  предпринимателем  или  объединением  предпринима-

телей для производства продукции, выполнения работ и оказания 

услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и полу-

чения прибыли.

В зависимости от сферы деятельности различают 

промышленные,

 

транспортные,

 

торговые

 

предприятия, предприятия связи и другие.

 

Основные  признаки  предприятия

,  делающие  его  самостоя-

тельным субъектом рыночных отношений:

1 Организационное единство подразумевает наличие на пред- 

приятии  определенным  образом  организационного  коллектива  

со своей внутренней структурой и порядком управления.

2  Производственно-техническое  единство  заключается  в  том, 

что предприятие объединяет экономические ресурсы для производ-

ства товаров и услуг, т. е. имеет конкретный комплекс средств про-

изводства, капитал, технологию.

3   Наличие  обособленного  имущества,  которое  предприятие  

самостоятельно использует в определенных целях.

4 Имущественная ответственность: предприятие несет полную 

ответственность своим имуществом по обязательствам, возникаю-

щим в процессе его деятельности.

5   Оперативно-хозяйственная  и  экономическая  самостоятель-

ность выражается в том, что предприятие само осуществляет разно-

го рода сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки.

Главной целью

 коммерческого предприятия является получе-

ние прибыли, т. е. превышение результатов над затратами.

Важнейшие задачи предприятия:

–  бесперебойный  и  ритмичный  выпуск  высококачественной 

продукции в соответствии с имеющимися производственными воз-

можностями;

–  удовлетворение  общественных  потребностей  в  продукции, 

всемерный  учет  требований  потребителей,  формирование  эффек-

тивной маркетинговой политики;

– эффективное использование производственных ресурсов (ос-

новного капитала, материальных, финансовых и трудовых ресур-

сов), повышение эффективности производства;


background image

5

–   разработка  стратегии  и  тактики  поведения  предприятия  

на рынке;

– обеспечение конкурентоспособности предприятия и продук-

ции, поддержание высокого имиджа предприятия;

– совершенствование организации производства, труда и управ-

ления; использование новейших достижений НТП в производстве;

–  обеспечение  социальной  эффективности  производства  (рост 

квалификации и большей содержательности труда работников, по-

вышение  их  уровня  жизни,  создание  благоприятного  морально-

психологического климата в трудовом коллективе). 

Задачи предприятия определяются интересами его собственни-

ков и другими факторами внешней и внутренней среды. 

2  ЭкоНомИчЕская срЕДа  

фуНкцИоНИроВаНИя ПрЕДПрИятИя

Экономическая среда – 

совокупность экономических условий, 

хозяйствующих субъектов и факторов, определяющих экономиче-

скую эффективность деятельности предприятия и его развитие.

Выделяют внешнюю и внутреннюю среду предприятия.

Внешняя среда предприятия

 – это все условия и факторы, ко-

торые возникают независимо от деятельности предприятия и оказы-

вают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно 

делятся на две группы: факторы прямого воздействия (

микросреда

и факторы косвенного воздействия (

макросреда

).

Факторы  косвенного  воздействия  (макросреда) 

не  оказывают 

прямого воздействия на деятельность предприятия, но учет их не-

обходим для выработки правильной стратегии.

К наиболее значимым факторам косвенного воздействия отно-

сятся:

–   политические  факторы  –  основные  направления  государ-

ственной политики и методы ее реализации, возможные изменения 

в  законодательной  и  нормативно-технической  базе,  международ-

ные соглашения в области тарифов и торговли, заключаемые пра-

вительством, и т. д.;

–  экономические  факторы  –  темпы  инфляции  или  дефляции, 

уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный