Файл: Ответы по философии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1711

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1

1. Философия и мировоззрение. Исторические типы

мировоззрения.

Философия – одна  из  древнейших  областей  человеческого

знания.  Она  зародилась  в  VII–VI  вв.  до  н.  э.  в  Древней  Индии,

Древнем Китае, Древней Греции и с тех пор стала устойчивой фор-

мой общественного сознания, сохраняющей этот статус до сих пор.

Впервые  термин «философия» употребил  Пифагор. Первона-

чально  философия  включала  задатки  различных  наук  и  одновре-
менно обобщенные размышления людей о мире  и о себе, о тайнах
мироздания и судьбах человечества. по мере развития конкретные
науки стали специально изучать отдельные области действительно-
сти. Коренными философскими вопросами всегда являлись вопро-
сы мировоззрения.

 Мировоззрение

 – это система наиболее общих представлений

о мире в целом и месте человека в нем.

Структура мировоззрения:

1. Познавательный  компонент

  включает  в  себя  обобщенные

знания повседневные, профессиональные, научные  и  другие  о  при-
роде, об универсуме, космосе в целом. Это знания о том, как возник
мир, как он существует, что собой представляет жизнь, как она за-
родилась и в каких формах существует во Вселенной, в каком отно-
шении находится к неживому.

 2.

Ценностно-нормативный  компонент

  мировоззрения вклю-

чает в себя ценности, идеалы, нормы. Ценность – это то, что нужно,
полезно человеку, что способно  удовлетворять  те или  иные  его  за-
просы, потребности, согласуется  с  пониманием  им  смысла  жизни.

Идеал

– образец, своего рода эталон чего-то реально существующе-

го или желаемый образ ожидаемого будущего.

Нормы

 – оценка об-

щества, человеческих отношений с внешним миром (мораль, нормы,
религиозные и правовые нормы)

3. Эмоционально-волевой  компонент  мировоззрения

вклю-

чает эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгля-
ды, убеждения, психологическую  установку  на  готовность  действо-
вать в соответствии с убеждениями.

Убеждение

 – это уверенность в

правоте  усвоенных  знаний, ценностей, норм.

Воля

 – это  способ-

ность человека не только ставить перед собой цели, намечать зада-
чи, но  и  мобилизовать  себя  на  достижение  поставленных  целей  и
задач.


background image

2

4. Практический  компонент

  мировоззрения  заключается  в

реальном  поведении  человека. В  практических  делах, поступках
как  раз  и  проявляются  его  взгляды  на  окружающий  мир  и  самого
себя, системы  усвоенных  ценностных  ориентаций, социальных
норм, убеждений.

Исторические типы мировоззрения:

1. Мифология

– это  форма  общественного  сознания, способ

понимания  мира, характерный  для  ранних  стадий  общественного

развития. Мифология  является  самой  ранней  формой  духовной

культы людей. Мифы очень разнообразны, но их мотивы повторя-

ются. В  мифологии  возникновение  мира  понималось  как  его  тво-

рение сверхъестественными существами. Своеобразие мифа заклю-

чается и в том, что в нем мысль выражалась в конкретных, эмоцио-

нальных, поэтических образах, метафорах. Характерными его чер-

тами  являются  также  антропоморфизм (наделение  предметов  при-

роды, а  затем  и  общественных  явлений  человеческим  обликом  и

свойствами), гилозоизм (отсутствие  границы  между  живым  и  не-

живым), конкретность, эмоциональность.

2.

Религия.

Сформировалась на высокой стадии развития об-

щества. Особенность  состоит  в  том, что  объяснение  мира  дается
через его удвоение. В любой религии существует не 1 мир, а 2: мир
земной – это  мир  реальности, он  был  создан, сотворен  Бо-
гом/богами; и Мир Божественный – вечный, постоянный, неизмен-
ный.

Основу  составляет  вера  в  существование  той  или  иной  силы,

сверхъестественной, которая играет главенствующую роль.

Вера – это  способ  существования  религии. Внешней  формой

проявления веры является культ.

Культ – это система утвердившихся ритуалов, догматов.

Виды религии: монотеистические – вера в 1 бога, и политеисти-

ческие – вера в существование многих богов.

По степени распространения религии делятся: мировые и на-

циональные.

Мировые религии – исповедуются представителями разных на-

родов, национальностей(буддизм, ислам, христианст-
во(православие, католизм, протестантизм и др.))

Национальные – исповедуются каким-либо одним народом (иу-

дизм)


background image

3

      3. Философское мировоззрение

 – греч. «люовь у мудрости».

Термин «философия» впервые употребил Пифагор, а сам термин за-
крепился под влиянием Платона. Философия зародилась в VII–VI вв.
до н. э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. В этих
странах сложилась новая цивилизация, к-я характеризовалась более
развитой экономикой, тов-денеж.отношениями, соц.неравенством,
а все это требовало нового осмысления мира. Традиции, обычаи,
вера здесь помочь не могли. Людям нужно было своим разумом
понять мир, поэтому появилась философия как следствие рацио-
нального объяснения мира. Это главное, что отличает философию
от религии и мифологии: там была вера, а здесь – разум человека,
отличается способом объяснения.

В системе философских категорий можно выделить:
1. Базисные, универсальные категории.
2. Категории  субъекта  действия  к  другим  субъектам: человек,

общество, сознание, добро, справедливость, свобода.

4. Рационально-теоретический тип мировоззрения.

2. Основные разделы и функции философии.

Относительные, постоянные, традиционно-философские проблемы:
1. Проблема окружающего мира в целом. Философия стремится от-
ветить  на  вопросы:  что  собой  представляет  мир?  Как  он  возник?
что является первоосновой? Единственный мир, или их много? Фи-
лософия стремится раскрыть сущностный принцип устройства ми-
ра.
2. Проблема  познания  мира. Фил.рассматривает  вопросы  природы
познания, возможностей познания, отнош.знания и реальности, ис-
следует всеобщие предпосылки познания.
3. Проблема человека, проблема смысла существования человека в
мире. «Чем  принципиально  отличается  человеческое  существова-
ние от других типов бытия?»
4. Проблема бытия. Вопросы жизни человеческого общества, важ-
ное  значение – понимание  человека  человеком, поиск  согласия  в
возникших конфликтах.

Hазделы философского знания:


background image

4

1

-

Историко-философский:

посвящен  истории  фор-

мирования философии на материалах школ и течений

2

-

Онтология:

о том, что существует. Посвящен про-

блеме бытия

3

-

Гносеология

: раздел, в  котором  рассматриваются

особенности  познания  мира, структура  познавательного  про-
цесса, проблема соотношения знаний и реальности, выясняет-
ся, какие знания истинные, какие – ложь или заблуждение

4

-

Философская 

антропология

:

проблемы

чел.бытия, сущности селовека, сознания.

5

-

Соц.философия

: раздел  философии, описываю-

щий  специфические  особенности  общества, его  динамику  и
перспективы, логику  социальных  процессов, смысл  и  предна-
значение человеческой истории.

Функции:

1.

мировоззренческая

— система взглядов на мир в целом (фило-

софы: идеалисты, материалисты).
2.

методологичекая

 - выступает в роли мировоззрения.

3.

 Прогностическая

 – выраж. В том, что выраб.в рамках фи-

лос.представл. о мире.
4.

Критическая

 - выявление филос.  средствами различных форм

заблуждений и предрассудков. Поэтому философия должна все
подвергать критике.
5.

 Аксеологическая

 (учение о ценностях).

6.

 Социальная -

 осмысление различных аспектов общественного

бытия, т.е. общества. Задача философии – объяснить общество, соц.
Бытие.
7.

Гуманитарная  -

 философия должна помочь человеку адапти-

роваться в жизни.

3. Основные направления в философии и крите-

рии их выделения.

Направления.

 - Человеческого сознания вне человека
 - Обращение вовнутрь к самому человеку. 2 полюса философии:
мир внешний и мир внутренний.
Сознание – духовный мир.


background image

5

Материя – внешний мир.
Сторона вопроса о сознании и материи: вопрос о том, что первично.

1.

Материализм

 – направление, к-е в объяснении мира исходит

из признания первичности материи, а сознание и дух – вторично.

Формы: 1. наивный, стихийный материал.; 2. метафизич., меха-

нистич. материализм 17-18вв.; 3. диалектический материализм

2.

Идеализм – (

противоположность материализма) направление в

фил., к-е в объяснении мира исходит из признания первичности
сознания.

Разновидности: объективный и субъективный
3.

Дуализм

 – материя и духовность существуют изначально.

4.

 Гносеологический оптицизм.

5.

 Агностицизм

6

. Эмпиризм

7.

 Рационализм

4. Древнеиндийская философия

Веды - древнейший памятник индийской литературы, богатей-

ший источник религиозных и философских идей.

Существовали 4 Веды:

1.

Ригведа           \

2.

Самаведа        \   Малые

3.

Яджурведа     /    Веды

4.

Атхарваведа  /

5.

Ригведа–собрание гимнов богам, самая древняя Веда, мифоло-

гическое мировоззрение. 1 Ригведа включает 1028 гимнов.

6.

Атхарваведа–собрание заклинаний для магической практики.

Все эти Веды долгое время передавались из уст в уста из поколения
в поколение. Вскоре сложились также и тексты:

1. Брахманы (регулировали жертвенную практику, включали ме-

тодику совершения ритуалов).

2. Араньяки (тексты для отшельников).
3. Упанишады (фиксируется переход от мифологии к филосо-

фии).

1–4 и a)–c)–все это были Большие Веды. Общество Индии того
времени носило кастовый характер. Выделяют 4 касты:

1. Брахман (каста жрецов, хранителей священного знания).
2. Кшатрии (сословие воинов).