ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1711
Скачиваний: 4
1
1. Философия и мировоззрение. Исторические типы
мировоззрения.
Философия – одна из древнейших областей человеческого
знания. Она зародилась в VII–VI вв. до н. э. в Древней Индии,
Древнем Китае, Древней Греции и с тех пор стала устойчивой фор-
мой общественного сознания, сохраняющей этот статус до сих пор.
Впервые термин «философия» употребил Пифагор. Первона-
чально философия включала задатки различных наук и одновре-
менно обобщенные размышления людей о мире и о себе, о тайнах
мироздания и судьбах человечества. по мере развития конкретные
науки стали специально изучать отдельные области действительно-
сти. Коренными философскими вопросами всегда являлись вопро-
сы мировоззрения.
Мировоззрение
– это система наиболее общих представлений
о мире в целом и месте человека в нем.
Структура мировоззрения:
1. Познавательный компонент
включает в себя обобщенные
знания повседневные, профессиональные, научные и другие о при-
роде, об универсуме, космосе в целом. Это знания о том, как возник
мир, как он существует, что собой представляет жизнь, как она за-
родилась и в каких формах существует во Вселенной, в каком отно-
шении находится к неживому.
2.
Ценностно-нормативный компонент
мировоззрения вклю-
чает в себя ценности, идеалы, нормы. Ценность – это то, что нужно,
полезно человеку, что способно удовлетворять те или иные его за-
просы, потребности, согласуется с пониманием им смысла жизни.
Идеал
– образец, своего рода эталон чего-то реально существующе-
го или желаемый образ ожидаемого будущего.
Нормы
– оценка об-
щества, человеческих отношений с внешним миром (мораль, нормы,
религиозные и правовые нормы)
3. Эмоционально-волевой компонент мировоззрения
вклю-
чает эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгля-
ды, убеждения, психологическую установку на готовность действо-
вать в соответствии с убеждениями.
Убеждение
– это уверенность в
правоте усвоенных знаний, ценностей, норм.
Воля
– это способ-
ность человека не только ставить перед собой цели, намечать зада-
чи, но и мобилизовать себя на достижение поставленных целей и
задач.
2
4. Практический компонент
мировоззрения заключается в
реальном поведении человека. В практических делах, поступках
как раз и проявляются его взгляды на окружающий мир и самого
себя, системы усвоенных ценностных ориентаций, социальных
норм, убеждений.
Исторические типы мировоззрения:
1. Мифология
– это форма общественного сознания, способ
понимания мира, характерный для ранних стадий общественного
развития. Мифология является самой ранней формой духовной
культы людей. Мифы очень разнообразны, но их мотивы повторя-
ются. В мифологии возникновение мира понималось как его тво-
рение сверхъестественными существами. Своеобразие мифа заклю-
чается и в том, что в нем мысль выражалась в конкретных, эмоцио-
нальных, поэтических образах, метафорах. Характерными его чер-
тами являются также антропоморфизм (наделение предметов при-
роды, а затем и общественных явлений человеческим обликом и
свойствами), гилозоизм (отсутствие границы между живым и не-
живым), конкретность, эмоциональность.
2.
Религия.
Сформировалась на высокой стадии развития об-
щества. Особенность состоит в том, что объяснение мира дается
через его удвоение. В любой религии существует не 1 мир, а 2: мир
земной – это мир реальности, он был создан, сотворен Бо-
гом/богами; и Мир Божественный – вечный, постоянный, неизмен-
ный.
Основу составляет вера в существование той или иной силы,
сверхъестественной, которая играет главенствующую роль.
Вера – это способ существования религии. Внешней формой
проявления веры является культ.
Культ – это система утвердившихся ритуалов, догматов.
Виды религии: монотеистические – вера в 1 бога, и политеисти-
ческие – вера в существование многих богов.
По степени распространения религии делятся: мировые и на-
циональные.
Мировые религии – исповедуются представителями разных на-
родов, национальностей(буддизм, ислам, христианст-
во(православие, католизм, протестантизм и др.))
Национальные – исповедуются каким-либо одним народом (иу-
дизм)
3
3. Философское мировоззрение
– греч. «люовь у мудрости».
Термин «философия» впервые употребил Пифагор, а сам термин за-
крепился под влиянием Платона. Философия зародилась в VII–VI вв.
до н. э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. В этих
странах сложилась новая цивилизация, к-я характеризовалась более
развитой экономикой, тов-денеж.отношениями, соц.неравенством,
а все это требовало нового осмысления мира. Традиции, обычаи,
вера здесь помочь не могли. Людям нужно было своим разумом
понять мир, поэтому появилась философия как следствие рацио-
нального объяснения мира. Это главное, что отличает философию
от религии и мифологии: там была вера, а здесь – разум человека,
отличается способом объяснения.
В системе философских категорий можно выделить:
1. Базисные, универсальные категории.
2. Категории субъекта действия к другим субъектам: человек,
общество, сознание, добро, справедливость, свобода.
4. Рационально-теоретический тип мировоззрения.
2. Основные разделы и функции философии.
Относительные, постоянные, традиционно-философские проблемы:
1. Проблема окружающего мира в целом. Философия стремится от-
ветить на вопросы: что собой представляет мир? Как он возник?
что является первоосновой? Единственный мир, или их много? Фи-
лософия стремится раскрыть сущностный принцип устройства ми-
ра.
2. Проблема познания мира. Фил.рассматривает вопросы природы
познания, возможностей познания, отнош.знания и реальности, ис-
следует всеобщие предпосылки познания.
3. Проблема человека, проблема смысла существования человека в
мире. «Чем принципиально отличается человеческое существова-
ние от других типов бытия?»
4. Проблема бытия. Вопросы жизни человеческого общества, важ-
ное значение – понимание человека человеком, поиск согласия в
возникших конфликтах.
Hазделы философского знания:
4
1
-
Историко-философский:
посвящен истории фор-
мирования философии на материалах школ и течений
2
-
Онтология:
о том, что существует. Посвящен про-
блеме бытия
3
-
Гносеология
: раздел, в котором рассматриваются
особенности познания мира, структура познавательного про-
цесса, проблема соотношения знаний и реальности, выясняет-
ся, какие знания истинные, какие – ложь или заблуждение
4
-
Философская
антропология
:
проблемы
чел.бытия, сущности селовека, сознания.
5
-
Соц.философия
: раздел философии, описываю-
щий специфические особенности общества, его динамику и
перспективы, логику социальных процессов, смысл и предна-
значение человеческой истории.
Функции:
1.
мировоззренческая
— система взглядов на мир в целом (фило-
софы: идеалисты, материалисты).
2.
методологичекая
- выступает в роли мировоззрения.
3.
Прогностическая
– выраж. В том, что выраб.в рамках фи-
лос.представл. о мире.
4.
Критическая
- выявление филос. средствами различных форм
заблуждений и предрассудков. Поэтому философия должна все
подвергать критике.
5.
Аксеологическая
(учение о ценностях).
6.
Социальная -
осмысление различных аспектов общественного
бытия, т.е. общества. Задача философии – объяснить общество, соц.
Бытие.
7.
Гуманитарная -
философия должна помочь человеку адапти-
роваться в жизни.
3. Основные направления в философии и крите-
рии их выделения.
Направления.
- Человеческого сознания вне человека
- Обращение вовнутрь к самому человеку. 2 полюса философии:
мир внешний и мир внутренний.
Сознание – духовный мир.
5
Материя – внешний мир.
Сторона вопроса о сознании и материи: вопрос о том, что первично.
1.
Материализм
– направление, к-е в объяснении мира исходит
из признания первичности материи, а сознание и дух – вторично.
Формы: 1. наивный, стихийный материал.; 2. метафизич., меха-
нистич. материализм 17-18вв.; 3. диалектический материализм
2.
Идеализм – (
противоположность материализма) направление в
фил., к-е в объяснении мира исходит из признания первичности
сознания.
Разновидности: объективный и субъективный
3.
Дуализм
– материя и духовность существуют изначально.
4.
Гносеологический оптицизм.
5.
Агностицизм
6
. Эмпиризм
7.
Рационализм
4. Древнеиндийская философия
Веды - древнейший памятник индийской литературы, богатей-
ший источник религиозных и философских идей.
Существовали 4 Веды:
1.
Ригведа \
2.
Самаведа \ Малые
3.
Яджурведа / Веды
4.
Атхарваведа /
5.
Ригведа–собрание гимнов богам, самая древняя Веда, мифоло-
гическое мировоззрение. 1 Ригведа включает 1028 гимнов.
6.
Атхарваведа–собрание заклинаний для магической практики.
Все эти Веды долгое время передавались из уст в уста из поколения
в поколение. Вскоре сложились также и тексты:
1. Брахманы (регулировали жертвенную практику, включали ме-
тодику совершения ритуалов).
2. Араньяки (тексты для отшельников).
3. Упанишады (фиксируется переход от мифологии к филосо-
фии).
1–4 и a)–c)–все это были Большие Веды. Общество Индии того
времени носило кастовый характер. Выделяют 4 касты:
1. Брахман (каста жрецов, хранителей священного знания).
2. Кшатрии (сословие воинов).