Файл: Холмс. Внутренній мир снаружи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.12.2019

Просмотров: 7192

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76

Âçãëÿä Ìîðåíî íà êîíöåïöèþ ïåðåíîñà äëÿ àíàëèòè÷åñêîãî ïñè-

õîòåðàïåâòà ìîæåò ïîêàçàòüñÿ íåîáû÷íûì:

“Ñàì ïî ñåáå ïðîöåññ ïåðåíîñà âî ìíîãèõ îòíîøåíèÿõ åñòü âû-

ðàæåíèå ðàáîòû ñíîâèäåíèé, íî â äàííûé ìîìåíò âðåìåíè íå

ïàöèåíòà, à ïñèõèàòðà.

Îòíîøåíèÿ “òåë唠ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê âñåîáùèé èí-

òåðïåðñîíàëüíûé ïðîöåññ, îñîáûì ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèì ïðî-

äóêòîì êîòîðîãî è ÿâëÿåòñÿ ïåðåíîñ. Ïîýòîìó ëåæàùèé â îñíî-

âå êàæäîãî ïåðåíîñà ïðîöåññ ïðîåêöèè ïàöèåíòࠗ ýòî òîæå

êîìïëåêñíûå îòíîøåíèÿ “òåëå”.

(Moreno, 1946 è 1977:231)

Èòàê, Äæîðäæ â ñâîèõ îòíîøåíèÿõ ñ Ôðåäîì è Ïèòåðîì èñïîëü-

çîâà렓òåë唠êàê ÷àñòü ñâîåãî ñïîñîáà ïîçíàòü èõ. Ïîñêîëüêó îí íå

áûë áåçóìöåì, åãî ãèáêîñòü â èññëåäîâàíèè ðåàëüíîñòè áûëà ïî

ìåíüøåé ìåðå àäåêâàòíîé, è ñèëࠓòåë唠ìîãëà ìíîãîå ðàññêàçàòü

îá ýòèõ ëþäÿõ.

Ïðîáëåìû Äæîðäæà ñ ýòèìè ëþäüìè, ÿ ïîëàãàþ, âîçíèêëè èç

åãî ðàííèõ îòíîøåíèé ñ îòöîì, íî ëèøü äî íåêîòîðîé ñòåïåíè,

ïîñêîëüêó ìû äîëæíû ïîìíèòü, ÷òî Ôðåä è Ïèòåð òàêæå áûëè ñëîæ-

íûìè ëè÷íîñòÿìè ñî ñâîé ñîáñòâåííîé èñòîðèåé è äåòñêèìè ïåðå-

æèâàíèÿìè, ÷òî ìîãëî âíåñòè ñâîé âêëàä â ïðîáëåìû ñ Äæîðäæåì.

Êàê îáíàðóæèòü ïåðåíîñ?

Îòíîøåíèÿ ìåæäó ïñèõîòåðàïåâòîì è ïàöèåíòîì âî âðåìÿ èí-

äèâèäóàëüíîé òåðàïèè ìîæíî ïðåäñòàâèòü ñîñòîÿùèìè èç òðåõ ýëå-

ìåíòîâ:

1) òå àñïåêòû îòíîøåíèé (íå îñíîâàííûå íà ðåàëüíîñòè), êî-

òîðûå ÿâëÿþòñÿ ïðîèçâîäíûì îò âíóòðåííåãî ìèðà ïàöèåíòà (ïå-

ðåíîñ);

2) òàêèå æå àñïåêòû, íî îñíîâûâàþùèåñÿ íà âíóòðåííåì ìèðå

òåðàïåâòà;

3) äîïîëíèòåëüíûå, îñíîâûâàþùèåñÿ íà ðåàëüíîñòè îòíîøåíèÿ

çäåñü-è-òåïåðü (êàê ïðàâèëî, åñëè ïàöèåíò íå íàõîäèòñÿ â ñîñòîÿ-

íèè ãëóáîêîãî ðàññòðîéñòâà). Ïñèõîàíàëèòèêè íàçûâàþò ïîäîáíûå

îòíîøåíèÿ òåðàïåâòè÷åñêèì èëè ëå÷åáíûì àëüÿíñîì. Ýòî êîíòðàêò


background image

77

âçðîñëîãî ñî âçðîñëûì è, ãîâîðÿ ñëîâàìè Ìîðåíî, ýòî âñòðå÷à,

âêëþ÷àþùàÿ â ñåáÿ “òåëå”.

Òåðàïåâòè÷åñêèé ïðîãðåññ â èíäèâèäóàëüíîé ïñèõîàíàëèòè÷åñ-

êîé ïñèõîòåðàïèè ïðîèñõîäèò, â ÷àñòíîñòè, â ðåçóëüòàòå àíàëèçà

òðàíñôåðåíòíûõ ðåàêöèé ïàöèåíòà íà òåðàïåâòà (íåîáõîäèìî ïîä-

÷åðêíóòü, ÷òî äàííûé ïðîöåññ íå ÿâëÿåòñÿ åäèíñòâåííûì â ýòîì

âèäå òåðàïèè). Òàêèì îáðàçîì, äëÿ òåðàïåâòà êðàéíå âàæíî èìåòü

ïðåäñòàâëåíèå î òîì, êàêèå èç ðåàêöèé ïàöèåíòà ÿâëÿþòñÿ ðåçóëü-

òàòîì ïåðåíîñà.

×àñòü ýòîãî çíàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì ñàìîîñîçíàíèÿ òåðàïåâ-

òà, èìåþùåãî íåêîòîðîå ÷óâñòâî òîãî, ÷òî ïðèâíåñåíî â ýòè îòíî-

øåíèÿ åãî êîíòðïåðåíîñîì.

Ãðèíñîí (Greenson, 1967) îïèñûâàåò íåêîòîðûå îñîáåííîñòè

ðåàêöèè ïàöèåíòà íà òåðàïåâòà, êîòîðûå ìîãóò ñâèäåòåëüñòâîâàòü î

ïåðåíîñå, õîòÿ è ïîä÷åðêèâàåò, ÷òî íàëè÷èå ïåðå÷èñëåííûõ îñî-

áåííîñòåé íå ÿâëÿåòñÿ àáñîëþòíûì äîêàçàòåëüñòâîì ïðîÿâëåíèÿ

ýòîãî ôåíîìåíà.

Íåñîîòâåòñòâèå

Êàê è âî âñåõ ïðåäëîæåííûõ õàðàêòåðèñòèêàõ, çäåñü ïðèñóòñòâóåò

îïðåäåëåííàÿ ñòåïåíü ñóáúåêòèâíîñòè â îöåíêàõ. Ãíåâ (è äàæå

ÿðîñòü) ïàöèåíòà, îáðàùåííûé ê òåðàïåâòó, ìîãóò îñíîâûâàòüñÿ

íà ðåàëüíîñòè (Ãðèíñîí ïðèâîäèò ïðèìåðû òåðàïåâòà, ðàçãîâàðè-

âàþùåãî ïî òåëåôîíó âî âðåìÿ òåðàïåâòè÷åñêîãî ñåàíñà); â òî æå

âðåìÿ ðåàêöèÿ ìîæåò áûòü íåóìåñòíà, èç ÷åãî ìîæíî ïîäîçðåâàòü

íàëè÷èå ïåðåíîñà.

Èíòåíñèâíîñòü

Äæîðäæ îïèñàë ñèëüíûå ÷óâñòâà ê ñâîåìó áîññó, Ôðåäó. Îí ñàì

áûë îáåñïîêîåí íåñîîòâåòñòâèåì ñèëû ñâîåé ðåàêöèè ïðîèñõîäÿ-

ùåìó, â ÷åì äèðåêòîð îòäàâàë ñåáå ïîëíûé îò÷åò.

Àìáèâàëåíòíîñòü

Ãðèíñîí îïèñàë, ÷òî òðàíñôåðåíòíûå ÷óâñòâà ê òåðàïåâòó ÷àñòî

îòìå÷àþòñÿ ìîùíûìè àìáèâàëåíòíûìè è èçìåí÷èâûìè ðåàêöèÿ-

ìè; ëþáîâü è ïðèâÿçàííîñòü ê òåðàïåâòó ñîïðîâîæäàþòñÿ îïðåäåëåí-

íîé ñòåïåíüþ íåíàâèñòè (ïîä÷àñ ñêðûòîé). Íåñîìíåííî, íåíàâèñòü


background image

78

è ãíåâ ñîñóùåñòâóþò ñ ëþáîâüþ è ïîòðåáíîñòüþ â ïîìîùè, êîòî-

ðóþ ïàöèåíò ìîæåò ïîëó÷èòü âî âðåìÿ ñåàíñà. Ðàçâèòèå ñåêñóàëü-

íîãî âëå÷åíèÿ èëè ñòðàñòíîãî æåëàíèÿ ñîïðîâîæäàåòñÿ ÷óâñòâîì

îòâðàùåíèÿ è âèíû (êîòîðûå îïÿòü-òàêè ìîãóò áûòü çàâóàëèðîâàíû).

Äæîðäæ ïðîäåìîíñòðèðîâàë çíà÷èòåëüíóþ ñòåïåíü àìáèâàëåí-

òíîñòè ïî îòíîøåíèþ ê Ôðåäó, èñïûòûâàÿ ïî îòíîøåíèþ ê íåìó

ÿðîñòü, êîòîðóþ îí ïåðåæèâàë êàꠓïðåäàòåëüñòâè íàðóøåíèå

äîëãà ïåðåä ðàáîòîé, è â òî æå âðåìÿ îùóùàÿ ñâîþ ïîòðåáíîñòü â

íåì è ÷óòü ëè íå öåïëÿÿñü çà íåãî.

Íåïîñòîÿíñòâî

Ãðèíñîí òàêæå ïèñàë, ÷òòðàíñôåðåíòíûå ÷óâñòâà ÷àñòî íåïî-

ñòîÿííû, íåóñòîé÷èâû è ïðè÷óäëèâû. Ýòî îñîáåííî õàðàêòåðíî äëÿ

íà÷àëüíîé ñòàäèè àíàëèçà” (1967:160).

ß ïîëàãàþ, ÷òî ïîñëåäíÿÿ îñîáåííîñòü — íàèáîëåå òèïè÷íîå

ïðîÿâëåíèå ïåðåíîñà â èíäèâèäóàëüíîé ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé òåðà-

ïèè. Ó êàæäîãî ÷åëîâåêà åñòü ñâÿçè ñ îïðåäåëåííûìè ëþäüìè èç

ñâîåãî äåòñòâà (è ìíîæåñòâî ñàìûõ ðàçíîîáðàçíûõ ñâÿçåé ñ äðóãè-

ìè ëþäüìè). Òàêèì îáðàçîì, òåîðåòè÷åñêè âîçìîæíî ïîÿâëåíèå

ìíîæåñòâà òðàíñôåðåíòíûõ îòíîøåíèé. Â ïñèõîòåðàïè蠓îäèí íà

îäèí” òåðàïåâò — ýòî åäèíñòâåííûé ÷åëîâåê, íà êîòîðîì ôîêóñè-

ðóþòñÿ 

âñå 

ïîòåíöèàëüíî âîçìîæíûå òðàíñôåðåíòíûå îòíîøåíèÿ.

 ïñèõîäðàìå ó÷àñòèå ðàçëè÷íûõ ÷ëåíîâ ãðóïïû â êà÷åñòâå âñïî-

ìîãàòåëüíûõ “ÿ” ïîçâîëÿåò ðàñïðåäåëèòü âîçìîæíûå òðàíñôåðåíò-

íûå ðåàêöèè ïî ðàçëè÷íûì ðîëÿì.

Äà, Äæîðäæ áûë ñïîñîáåí íà ñàìûå ðàçíûå òèïû òðàíñôåðåí-

òíûõ ðåàêöèé. Îäíàêî ïðåëåñòü ïñèõîäðàìàòè÷åñêîãî ìåòîäà ñîñòîèò

â âîçìîæíîñòè èõ ðàçäåëåíèÿ ïî ðàçëè÷íûì âñïîìîãàòåëüíûì ðî-

ëÿì, ÷òî îáåñïå÷èâàåò íåîáõîäèìóþ ñòåïåíü ÿñíîñòè, êîòîðàÿ íå

âñåãäà äîñòóïíà â èíäèâèäóàëüíîé ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé òåðàïèè (ïî

ìîåìó îïûò󠗠íè ïàöèåíòó, íè òåðàïåâòó).

Ñòîéêîñòü

Ðåàêöèè ïåðåíîñà â àíàëèçå ìîãóò áûòü äëèòåëüíûìè è çàêðåï-

ëÿòüñÿ, è òîãäà òå èëè èíûå íå ñîîòâåòñòâóþùèå ðåàëüíîñòè ÷óâ-

ñòâà ïî îòíîøåíèþ ê òåðàïåâòó áóäóò ñòîéêî ñîõðàíÿòüñÿ ó ïàöè-

åíòà íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ìåñÿöåâ èëè ëåò.


background image

79

“Ïîäîáíàÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü íå îçíà÷àåò, ÷òî àíàëèòè÷åñ-

êàÿ ðàáîòà çàøëà â òóïèê, ïîòîìó ÷òî â òå÷åíèå ýòîãî âðåìåíè

ìîãóò èçìåíèòüñÿ äðóãèå ïîâåäåí÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè ïàöè-

åíòà è âîçíèêíóòü íîâûå ïîíèìàíèÿ è âîñïîìèíàíèÿ”.

(Greenson, 1967:161)

Äæîðäæ ïðîÿâèë áîëüøóþ ñòîéêîñòü, ïðèäåðæèâàÿñü ñâîåé

ïðèâû÷êè ðåàãèðîâàòü íà íà÷àëüíèêîâ êàê íà ñâîåãî îòöà.

Ãðèíñîí ïðåäïîëîæèë, ÷òî ýòè ïÿòü îñîáåííîñòåé õàðàêòåðèçó-

þò ïîâòîðåíèå îïûòà ïðåäøåñòâóþùèõ îòíîøåíèé ÷åðåç ïåðåíîñ.

“Âñå ýòî âåðíî íå òîëüêî òîãäà, êîãäà ïîäîáíûå ðåàêöèè íà-

áëþäàþòñÿ ïî îòíîøåíèþ ê òåðàïåâòó, íî è òîãäà, êîãäà îíè

âîçíèêàþò ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì ëþäÿì. Ðåàêöèè, íå ñîîò-

âåòñòâóþùèå õàðàêòåðó ñèòóàöèè èëè ìåñòó, — ýòî ïðîÿâëåíèå

ôåíîìåíà ïåðåíîñà”.

(Greenson, 1967:162)

Ïåðåíîñ è ïñèõîäðàìà

Êîíöåïöèÿ ïåðåíîñࠗ ýòî êîíñòðóêò, èäåÿ, îðèãèíàëüíî ðàç-

âèòàÿ ïñèõîàíàëèòèêàìè â ïîïûòêå îáúÿñíèòü ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà

â òåðàïåâòè÷åñêîì êàáèíåòå. ß ñ÷èòàþ, ÷òî ýòà êîíöåïöèÿ ïîëåç-

íà äëÿ ïñèõîäðàìàòèñòà, êîãäà îí ïûòàåòñÿ îñìûñëèòü íåïðîõîäè-

ìóþ òðÿñèíó âñåé ñîâîêóïíîñòè ÷åëîâå÷åñêèõ îòíîøåíèé, âûÿâëÿ-

þùèõñÿ âî âðåìÿ ñåññèè.

Ïîíèìàíèå êîíöåïöèè ïåðåíîñà ñîäåéñòâóåò óïðàâëåíèþ ïñè-

õîäðàìîé, ïîìîãàÿ ïîíÿòü îòíîøåíèÿ ïðîòàãîíèñòà ñ äèðåêòîðîì,

ñ ãðóïïîé è ñî âñåì ìèðîì âîîáùå, óâèäåòü, êàê îêðàøåíû ýòè

îòíîøåíèÿ åãî âûòåñíåííûì âíóòðåííèì ìèðîì.

Çíàíèå îñîáåííîñòåé ïåðåíîñà, îïèñàííûõ Ãðèíñîíîì, ïîìî-

ãàåò äèðåêòîðó ðàçâèòü ñâîå ïîíèìàíèå ïðîòàãîíèñòà. Íàáëþäàÿ èõ

âñåõ: ïðîòàãîíèñòà â îòíîøåíèÿõ ñ ñîáîé, äðóãèìè ÷ëåíàìè ãðóï-

ïû èëè äðóãèìè ðîëÿìè, êîòîðûå èãðàþò âñïîìîãàòåëüíûå “ÿ”, —

äèðåêòîð ìîã áû ïðåäïîëîæèòü, ÷òî ñêðûòàÿ ðîëü îáúåêòíûõ îòíî-

øåíèé òðåáóåò ñâîåãî èññëåäîâàíèÿ íà âíåøíåé ïñèõîäðàìàòè÷åñ-

êîé ñöåíå.

×àñòî ýòî ïðîèñõîäèò ïóòåì ïåðåõîäà ê äðóãîé ñöåíå, îáû÷íî èç

ðàííåãî ïåðèîäà æèçíè ïðîòàãîíèñòà, â êîòîðóþ îêàçûâàþòñÿ âî-


background image

âëå÷åíû ðàííèå è áîëåå ôóíäàìåíòàëüíûå îáúåêòíûå îòíîøåíèÿ èç

ðîëåâûõ (îáû÷íî ðîäèòåëüñêèõ) êëàñòåðîâ (Goldman, Morrison,

1984). Òðàíñôåðåíòíûå îòâåòû íå îãðàíè÷åíû ïðîòàãîíèñòîì è

ìîãóò ïðîÿâèòüñÿ â òå÷åíèå ñåññèè ÷åòûðüìÿ ðàçëè÷íûìè ñïîñîáàìè.

1. Â îòíîøåíèÿõ ïðîòàãîíèñòà ñ äèðåêòîðîì/òåðàïåâòîì. Ýòà

ôîðìà íàïîìèíàåò ïåðåíîñ â èíäèâèäóàëüíîì ïñèõîàíàëèçå.

2. Â îòíîøåíèÿõ ïðîòàãîíèñòà ñ äðóãèìè ó÷àñòíèêàìè ãðóïïû.

3. Â ÷åðòàõ îòíîøåíèé äðóãèõ ÷ëåíîâ ãðóïïû ìåæäó ñîáîé è ñ

äèðåêòîðîì.

4. Â ðåàêöèè äèðåêòîðà íà ïðîòàãîíèñòà è íà ãðóïïó.

 çàêëþ÷åíèå

Ïñèõîäðàìà, íåñîìíåííî, âî ìíîãîì îòëè÷àåòñÿ îò ïñèõîàíà-

ëèçà. Ìîðåíî îòìå÷àë:

“ ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé ñèòóàöèè ó ðóêîâîäèòåëÿ-òåðàïåâ-

òà èëè àíàëèòèêà, åñëè æåëàåòå, åñòü ïîìîùíèêè-òåðàïåâòû,

òàê íàçûâàåìûå âñïîìîãàòåëüíû堓ÿ”. Òåïåðü îí ãîðàçäî ìåíü-

øå âîâëå÷åí â âîçìîæíûå âçàèìîäåéñòâèÿ. Áîëåå òîãî, ýòè

âñïîìîãàòåëüíû堓ÿ” — íå ïðîñòî äðóãèå àíàëèòèêè èëè íàáëþ-

äàòåëè, êàê îí ñàì, íî ïðåäñòàâëÿþò áëèçêèå ïàöèåíòó ðîëè è

ôèãóðû ïðîøåäøåãî è íàñòîÿùåãî”.

(Moreno, 1959 è 1975:96)

ß äóìàþ, ÷òî ñèëû, óïðàâëÿþùèå ôåíîìåíîì ïåðåíîñà, ñâÿ-

çàíû ñ ïñèõîëîãè÷åñêèìè ïðîöåññàìè, âîâëå÷åííûìè â òâîð÷åñòâî

ïðîòàãîíèñòà è èñïîëüçîâàíèå èì âñïîìîãàòåëüíûõ ïñèõîäðàìàòè-

÷åñêèõ ðîëåé.

 ñëåäóþùåé ãëàâå ìû óâèäèì, êàê ðàííèå ïåðåæèâàíèÿ ñòà-

íîâÿòñÿ ÷àñòüþ èíäèâèäóàëüíîãî ìèðà, èç êîòîðîãî îíè ìîãóò âîç-

íèêàòü êàê ïîâòîðÿþùèåñÿ ïàòòåðíû ïîâåäåíèÿ.