Файл: Холмс. Внутренній мир снаружи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.12.2019

Просмотров: 7203

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

176

Âî âðåìÿ ïñèõîäðàìû Äæîðäæà ïîäòîëêíóëè ê òîìó, ÷òîáû èñ-

ïîëüçîâàòü ðàñùåïëåíèå êàê çàùèòó ïðîòèâ àìáèâàëåíòíûõ ÷óâñòâ

ê ìàòåðè, âèíû è ñâÿçàííîãî ñ ýòèì ÷óâñòâà òðåâîãè. Ïîñêîëüêó

ýòîò çàùèòíûé ìåõàíèçì ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïñèõîëîãè÷åñêèé ïðî-

öåññ, õàðàêòåðíûé äëÿ ðàííåãî ìëàäåí÷åñòâà è ñâÿçàííûé ñ ïàðà-

íîèäíî-øèçîèäíîé óñòàíîâêîé (ïî ïåðèîäèçàöèè ã-æè Êëÿéí),

ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî Äæîðäæ ðåãðåññèðîâàë (â ñìûñëå çðåëîñòè ñâîèõ

çàùèò), ÷òîáû ïîìî÷ü òåðàïåâòè÷åñêîìó ïðîöåññó.

 ðåàëüíîé æèçíè ëþäÿì ñâîéñòâåííî ðåãðåññèðîâàòü ïîä âîç-

äåéñòâèåì ïñèõîëîãè÷åñêîãî èëè ñîöèàëüíîãî ñòðåññà. Îêðóæàþ-

ùèå íàñ “äðóãè唠ñòàíîâÿòñÿ “÷åðíûì蔠èë蠓áåëûìè”, “õîðîøè-

ì蔠èë蠓ïëîõèì蔠— áåç ïîëóòîíîâ. Àìáèâàëåíòíîñòü òåðÿåòñÿ,

èñ÷åçàåò è áåñïîêîéñòâî çà òî, ÷òî ÿðîñòü, íàïðàâëåííàÿ íࠓïëî-

õèõ” ëþäåé âîêðóã íàñ, ìîæåò ïðè÷èíèòü âðåä. Âñå ñòàíîâèòñÿ

ïðåäåëüíïðîñòûì è ÿñíûì”.

 ÷ðåçâû÷àéíûõ ñèòóàöèÿõ èíòåãðèðîâàííûé îïûò îáúåêòî⠓ÿ

ñà씠蠓äðóãè唠ôðàãìåíòèðóåòñÿ, è 

ß

 èäåíòèôèöèðóåòñÿ ñ ëþáûì

èç ïîëó÷åííûõ ôðàãìåíòîâ. Ëè÷íîñòü òåðÿåò êîíòàêò ñ âçðîñëîé

ðåàëüíîñòüþ, ðàçâèâàåòñÿ ïñèõîç.

Äæîðäæ îïðåäåëåííî íå ïðîÿâëÿë ñåáÿ âî âðåìÿ ñåññèè êàê ïñè-

õîòèê. Äðàìàòè÷åñêîå èñïîëüçîâàíè堓ðàñùåïëåíèÿ” âî âðåìÿ ñåñ-

ñèè ïîìîãëî åìó ñíèçèòü ñâîþ òðåâîãó è âûðàçèòü ÷óâñòâà, îñòàâàâ-

øèåñÿ âûòåñíåííûìè â òå÷åíèå ìíîãèõ ëåò. Òàêèì îáðàçîì, åãî

ñïîíòàííîñòü è êðåàòèâíîñòü âîçðîñëà, è îí ñìîã íàéòè íîâûå ýìî-

öèîíàëüíûå è êîãíèòèâíûå ðåøåíèÿ ñâîåé ïðîáëåìû.

Ñëîæèâøàÿñÿ ñèòóàöèÿ áðîñàëà âûçîâ ðåàëüíîñòè. Íà ñàìîì äåëå

ó Äæîðäæà íå áûëî äâóõ ìàòåðåé, îäíîé ïëîõîé è îäíîé õîðîøåé.

Îäíàêî ïðîòàãîíèñò íå âïàë â íàñòîÿùåå áåçóìèå, ñîõðàíÿë àñïåêòû

ñâîåãî âçðîñëîãíàáëþäàþùåãî Ýãî”, êîòîðîå ñìîòðåëî çà òåì,

êàê îí ðàçãîâàðèâàåò ñ äâóìÿ, óæå ðàçúåäèíåííûìè, àñïåêòàìè

ñâîåé ìàòåðè. Åñëè áû Äæîðäæ íà ñàìîì äåëå ïîâåðèë â ýòó ñèòó-

àöèþ, ìîæíî áûëî áû ñêàçàòü, ÷òî åãî ÷óâñòâî ðåàëüíîñòè áûëî

îñëàáëåíî. Â ýòîì ñëó÷àå îí áûë áû îáìàíûâàþùèì ñåáÿ ïñèõî-

òèêîì.

Ðåãðåññèÿ, âîçíèêàþùàÿ íà êîðîòêèé ñðîê âî âðåìÿ çàùèòû,

ïîëåçíà, íî ïðè äëèòåëüíîì èñïîëüçîâàíèè îíà çíà÷èòåëüíî ñíè-

æàåò ñïîñîáíîñòü ëè÷íîñòè ê èíòåãðèðîâàííûì, îðèåíòèðîâàííûì

íà ðåàëüíîñòü è, ñòàëî áûòü, íîðìàëüíûì îòíîøåíèÿì ñ ìèðîì.

Èñïîëüçîâàíèå ðàñùåïëåíèÿ, âîçìîæíîå áëàãîäàðÿ âîëøåáíîé

èëëþçèè ïñèõîäðàìû, ïîçâîëèëî Äæîðäæó äîáèòüñÿ çíà÷èòåëüíî-


background image

177

ãî òåðàïåâòè÷åñêîãî ïðîãðåññà. Ïîñêîëüêó ñåññèÿ ïðîäîëæàëàñü, îí

ìîã ñîçíàòåëüíî ïðèíÿòü ñâîþ àìáèâàëåíòíîñòü ïî îòíîøåíèþ ê

ìàòåðè. ×òîáû äîñòè÷ü òàêîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ, ðåáåíêó ìîãóò ïî-

òðåáîâàòüñÿ ìåñÿöû èëè ãîäû. À ó ïîãðàíè÷íûõ ëè÷íîñòåé, òàêèõ

êàê î. Ðîëüô, ýòîò ïðîãðåññ ìîæåò íèêîãäà íå ïðîèçîéòè.

Ïðîåêöèÿ è ïðîåêòèâíàÿ èäåíòèôèêàöèÿ

Ðàñùåïëåíèå åñòåñòâåííûì îáðàçîì ñâÿçàíî ñ çàùèòíûì ìåõà-

íèçìîì ïðîåêöèè è ïðîåêòèâíîé èäåíòèôèêàöèè.

Ãîâîðÿ îá ýòèõ ïðîöåññàõ, íàì ñëåäóåò áûòü êðàéíå âíèìàòåëü-

íûìè. Ïñèõîàíàëèòèêè èñïîëüçóþò ýòè òåðìèíû ñàìûì ðàçíîîá-

ðàçíûì îáðàçîì. Íàïðèìåð, Ìåëàíè Êëÿéí èñïîëüçîâàëà òåðìèí

“ïðîåêöèÿ” äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ìåõàíèçìîâ, êîòîðûå

ÿâëÿëèñü áàçîâûìè â ïñèõèêå ìëàäåíöåâ (äèñêóññèþ ïî ýòîìó âîï-

ðîñó ñì. Hinshelwood, 1989), à âîò Êåðíáåðã ïðèìåíÿë åãî äëÿ

îáîçíà÷åíèÿ ìåõàíèçìà, êîòîðûé èñïîëüçóþò íåâðîòè÷åñêèå âçðîñ-

ëûå (Kernberg â Sandler, 1988:94). Àíàëîãè÷íî, â íåêîòîðûõ ñëó-

÷àÿõ ïðèìåíåíèå ïðîåêòèâíîé èäåíòèôèêàöèè âçðîñëûìè ìîæíî

ðàññìàòðèâàòü êàê ïðèçíàê ïàòîëîãèè (íàïð., Segal, 1964; ñì. òàê-

æå îáçîð Sandler, 1988), â òî âðåìÿ êàê äëÿ äðóãèõ (Moses, òàì æå

ó Sandler, 1988) ïðîåêòèâíàÿ èäåíòèôèêàöèÿ ñâÿçàíà ñ ãîðàçäî áî-

ëåå ñîâåðøåííûìè çàùèòíûìè ìåõàíèçìàìè íåâðîòè÷åñêîé ëè÷-

íîñòè.

ß âñåãäà ðàññìàòðèâàë ïðîåêöèþ êàê êðàéíå ïðèìèòèâíûé ìå-

õàíèçì, èñïîëüçóåìûé íîâîðîæäåííûìè ìëàäåíöàìè, ãëóáîêèìè

ïñèõîòèêàìè, îáìàíûâàþùèìè ñåáÿ, è ãàëëþöèíèðóþùèìè âçðîñ-

ëûìè (ñì. Segal, 1973); èìåííî â ýòîì ñìûñëå ÿ ïðèìåíÿþ ýòîò

òåðìèí â ñâîåé êíèãå.

Ïðîåêöèÿ

Ïðîöåññû ïðîåêöèè, ïðîèñõîäÿùèå ó âçðîñëûõ, îáëàäàþò áîëü-

øîé ñèëîé. Ïñèõîòèê èëè øèçîôðåíèê îòáðàñûâàåò àñïåêòû ñàìîãî

ñåáÿ ñëó÷àéíûì è íåíàïðàâëåííûì îáðàçîì. Ëþáîé ÷åëîâåê (èëè

äàæå âåùü) ìîæåò ñòàòü õðàíèëèùåì ïðîåêòèâíûõ àñïåêòîâ åãî

áîëüíîãÿ”. Åñòåñòâåííî, åìó ÷àñòñëûøèòñÿ”, êàê ýòè ëþäè

èëè îáúåêòû ãîâîðÿò î íåì, èñïîëüçóÿ 

åãî ñîáñòâåííûå

 ñëîâà. Îí


background image

178

æèâåò â óãðîæàþùåì åìó ìèðå, ãäå ìíîæåñòâî ëþäåé èëè îáúåê-

òîâ ñòàíîâÿòñÿ èñòî÷íèêîì åãî ñòðàõîâ, ïèòàÿ ìàíèþ ïðåñëåäî-

âàíèÿ.

Ïðåñëåäóþùè堓äðóãè唠àáñîëþòíî ïàññèâíû è ìîãóò áûòü êàê

æèâûìè ëþäüìè, òàê è ïðîñòî íåîäóøåâëåííûìè ïðåäìåòàìè (íà-

ïðèìåð, òåëåâèçîð). Ïñèõîòèê 

“çíàåò”

, ÷òî äðóãîé ÷åëîâåꠓçëîé”,

è ðåàêöèÿ äðóãèõ äëÿ íåãî íå èìååò çíà÷åíèÿ, åìó íå òðåáóåòñÿ

ïîäòâåðæäåíèÿ ñâîåãî çíàíèÿ îò äðóãèõ ëþäåé. Îí ñëûøèò óãðî-

æàþùèé ãîëîñ õîëîäèëüíèêà, è äëÿ ýòîãî äàæå íå íóæíî, ÷òîáû

õîëîäèëüíèê ãîâîðèë. Ìàíèè è ãàëëþöèíàöèè íå çàâèñÿò îò âíåø-

íåé ðåàëüíîñòè.

Ïðîåêöèÿ äëÿ Ìåëàíè Êëÿéí áûëà ñóùåñòâåííûì ýëåìåíòîì

ïñèõèêè ìëàäåíöà. Îíà ñ÷èòàëà:

“Íåçðåëîå Ýãî ìëàäåíöà ñ ðîæäåíèÿ ïîäâåðãàåòñÿ äåéñòâèþ

òðåâîãè, âûçâàííîé âðîæäåííîé ïîëÿðíîñòüþ èíñòèíêòî⠗

íåïîñðåäñòâåííûé êîíôëèêò ìåæäó èíñòèíêòîì æèçíè è èí-

ñòèíêòîì ñìåðòè... Ïîâåðíóâøèñü ëèöîì ê òðåâîãå, âûçâàííîé

èíñòèíêòîì ñìåðòè, Ýãî ïðåëîìëÿåò åãî. Ýòî ïðåëîìëåíèå...

ïî ìíåíèþ Ìåëàíè Êëÿéí, ñîñòîèò ÷àñòè÷íî èç ïðîåêöèè,

÷àñòè÷íî èç êîíâåðñèè èíñòèíêòà ñìåðòè â àãðåññèþ. Ñàìî Ýãî

ðàñùåïëÿåòñÿ è ïðîåöèðóåò òó ÷àñòü ñåáÿ, êîòîðàÿ ñîäåðæèò

èíñòèíêò ñìåðòè, âîâíå, â ïîäëèííûé âíåøíèé îáúåêò —

ãðóäü. Òàêèì îáðàçîì, ãðóäü... ïåðåæèâàåòñÿ êàê ïëîõàÿ è óãðî-

æàþùàÿ Ýãî, âûçûâàÿ ÷óâñòâî ïðåñëåäîâàíèÿ”.

(Segal, 1964 è 1973:25)

 ýòîì ïðîöåññå ëè÷íîñòü ïðîåöèðóåò ÷àñòü ñàìîé ñåáÿ (âìåñòå

ñî ñâÿçàííûìè ñ ýòîé ÷àñòüþ àôôåêòàìè) íà êîãî-òî åùå, â ìëà-

äåí÷åñòâå îáû÷íî íà ìàòü. Ïî ìíåíèþ Êëÿéí, ñïðîåöèðîâàííàÿ

÷àñòü 

ß

 òàêæå âêëþ÷àåò äîáðûå è ëþáÿùèå àñïåêòû âíóòðåííåãî

ìèðà. Â ýòèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ äðóãîé âîñïðèíèìàåòñÿ êàê õðàíèëèùå

“õîðîøåãî”, â òî âðåìÿ êàꠓÿ ñà씠ìîæåò ïåðåæèâàòüñÿ êàê ôðàã-

ìåíòèðîâàííîå è èñïûòûâàþùåå íåäîñòàòîê ïîçèòèâíûõ êà÷åñòâ

(Segal, 1964 è 1973; Sandler, 1988).

Ñâÿçü ýòîãî ïðîöåññà ñ ïñèõè÷åñêèìè ìåõàíèçìàìè, êîòîðûå

èñïîëüçóþò ìëàäåíöû, ÿâëÿåòñÿ ôóíäàìåíòàëüíûì àñïåêòîì êëÿé-

íèàíñêîé òåîðèè. Îäíàêî èññëåäîâàíèÿ (è ïîâñåäíåâíûé îïûò)

ïîêàçûâàþò, ÷òî äàæå íîâîðîæäåííûå îáëàäàþò îñòðûì îñîçíàíèåì

ðåàëüíîñòè äðóãèõ (Stern, 1985).


background image

179

Ïðîåêòèâíàÿ èäåíòèôèêàöèÿ

Ïðîöåññ ïðîåêòèâíîé èäåíòèôèêàöèè ÿâëÿåòñÿ áîëåå òîíêèì è

áîëåå ñåëåêòèâíûì, ÷åì òîò, ÷òî ïðîèñõîäèò ïðè ïðîåêöèè. Îí

ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé õàðàêòåðíóþ îñîáåííîñòü ïñèõè÷åñêîãî ôóíê-

öèîíèðîâàíèÿ ìëàäåíöåâ è ìíîãèõ âçðîñëûõ.

È çäåñü, êàê è â ïðîåêöèè, îáúåêòû âíóòðåííåãî ìèðà ïðîåöè-

ðóþòñÿ âîâíå, íî íå ê 

ëþáîìó 

îáúåêòó, à ê ñïåöèôè÷åñêèì ëþäÿì.

Òàêèå ïðîåêöèè, îòðàæàþùèå áîëåå èíòåãðèðîâàííûé âíóòðåííèé

ìèð, ñîäåðæàò íå òîëüêî âíóòðåííèé îáúåêò, íî è ñâÿçàííûå ñ íèì

àôôåêòû è ðîëè.

Ïðîåêòèâíàÿ èäåíòèôèêàöèÿ ïîçâîëÿåò, ê ïðèìåðó, âçðîñëûì,

íå ñïîñîáíûì âûíîñèòü ñâî頓ÿ”-îáðà砓ãíåâëèâîãî äåñòðóêòèâíî-

ãî ÷åëîâåêà”, èçáåæàòü ñâîåãî ãíåâà, ïðîåöèðóÿ åãî (è òåì ñàìûì

ïåðåæèâàÿ) íà êîãî-òî åùå. Ïðîåêöèÿ ðîëè ïðîèñõîäèò íà ÷åëî-

âåêà, êîòîðûé ñîãëàñåí îòâåòèòü íà íåå; àêòóàëüíàÿ ðåàêöèÿ ýòîãî

“äðóãîãïîäòâåðæäàåò “ôàêò” óñïåøíîé ïðîåêöèè. Èìåííî ïî

ýòîé ïðè÷èíå ïðîåêòèâíàÿ èäåíòèôèêàöèÿ “ðàáîòàåò” òîëüêî ñ

òåìè, êòî îòçûâàåòñÿ íà ðîëü è èäåíòèôèöèðóåòñÿ ñ ïðîåêöèåé.

Äæîðäæ íå ìîã èñïîëüçîâàòü ïðîåêòèâíóþ èäåíòèôèêàöèþ, ÷òî-

áû èçáàâèòü ñâîé âíóòðåííèé ìèð îò “ïëîõîãî îòöà”, ïîêà Ôðåä íå

ñòàë îòâå÷àòü íà ïðîåêöèþ ñîîòâåòñòâóþùèì îáðàçîì.

Ñàíäëåð ðàññêàçûâàë, êàê â ïðîöåññå ïñèõîòåðàïèè ïàöèåíò

áåññîçíàòåëüíî ìàíèïóëèðóåò èëè ïðîâîöèðóåò îïðåäåëåííûå äåé-

ñòâèÿ èëè ðåàêöèè àíàëèòèêà, êîòîðûå ïîäõîäÿò ê åãî îáúåêòíûì

îòíîøåíèÿì, âîâëå÷åííûì â ïåðåíîñ. Îí ïèñàë: “ ïåðåíîñå,

ìíîæåñòâîì íåóëîâèìûõ ñïîñîáîâ, ïàöèåíò ïûòàåòñÿ ïîáóäèòü àíà-

ëèòèêà âåñòè ñåáÿ îñîáåííûì îáðàçî씠(“Êîíòðïåðåíîñ è ðîëåâàÿ

îòçûâ÷èâîñòü”, Sandler, 1976:44).

Òåðàïåâò îñîçíàåò ýòè ìàíèïóëÿöèè è ñîîòâåòñòâóþùèå ïðîåê-

öèè ÷åðåç ñâîè ÷óâñòâà è ìûñëè (åãî êîíòðïåðåíîñ). Ñàíäëåð ñ÷è-

òàë, ÷òî òåðàïåâò, â äîïîëíåíèå ê “ñâîáîäíî ïàðÿùåìó” ñîçíàòåëü-

íîìó âíèìàíèþ (ñâÿçàííîìó ñ ýìîöèîíàëüíûìè ðåàêöèÿìè è

êîãíèòèâíûì ïîíèìàíèåì), 

òàêæå

 îáëàäàåò “ñâîáîäíî ïàðÿùåé”

âîçìîæíîñòüþ ïîâåäåí÷åñêîãî îòâåòà. Òàêèì îáðàçîì, îí ìîæåò ñ

îäèíàêîâîé ëåãêîñòüþ ïîïàñòü â ïñèõè÷åñêóþ ëîâóøêó è àêòèâíî

ðåàãèðîâàòü êàê, ñêàæåì, “íåâíèìàòåëüíûé îòåö” èë蠓èçëèøíå

îïåêàþùàÿ ìàòü”.

 ïåðâîé ðîëè, åñëè ïàöèåíò âåäåò ñåáÿ êàê îòâåðãíóòûé è îñ-

êîðáëåííûé ðåáåíîê è îòíîñèòñÿ ê ñâîåìó òåðàïåâòó êàê ê ïëîõî-


background image

180

ìó îòöó, ñïóñòÿ íåêîòîðîå âðåìÿ òåðàïåâò íà÷íåò ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ

êàê îòåö, îòâåðãàþùèé ñâîåãî ðåáåíêà. Îí ìîæåò äàæå íà÷àòü îïàç-

äûâàòü íà âñòðå÷è ñ ïàöèåíòîì, à â õóäøåì ñëó÷àå ïîëíîñòüþ ïî-

òåðÿåò ñ íèì êîíòàêò.

Ïðèíÿâ âòîðóþ ðîëü, òåðàïåâò ìîæåò âûðàæàòü èçëèøíåå áåñ-

ïîêîéñòâî îáî âñåì íîâîì, ÷òî ïîÿâèëîñü â æèçíè ïàöèåíòà. Îí

èäåíòèôèöèðóåòñÿ ñ ïðåäëîæåííîé åìó ðîëüþ ðîäèòåëÿ è íà÷èíà-

åò 

äåéñòâîâàòü

 êàê îòåö/ìàòü ïàöèåíòà, êîòîðûé, â ñâîþ î÷åðåäü,

âåäåò ñåáÿ êàê ñûí/äî÷ü.

Ïîäîáíîå ïîâåäåíèå áóäåò íàçûâàòüñÿ “îòûãðûâàíèå씠(acting-

out) òåðàïåâòà è ñàìî ïî ñåáå íå ñ÷èòàåòñÿ áëàãîïðèÿòíûì, õîòÿ è

ïîâûøàåò äðàìàòè÷åñêèé íàêàë ëå÷åíèÿ. Òåì íå ìåíåå, åãî ìîæ-

íî ðàññìàòðèâàòü ñ òî÷êè çðåíèÿ ïðîåêöèé âíóòðåííèõ îáúåêòîâ

ïàöèåíòà. Â ýòîì ñëó÷àå, çàäóìàâøèñü íàä ïðîèñõîäÿùèì, òåðà-

ïåâò ïîëó÷èò ìíîãî èíôîðìàöèè, ïîëåçíîé äëÿ ñîçäàíèÿ ïðàâèëü-

íîé èíòåðïðåòàöèè.

Ïîäîáíàÿ îáúåêòèâíîñòü ÿâëÿåòñÿ êðèòè÷åñêèì ðàçëè÷èåì ìåæ-

äó ïñèõîòåðàïèåé è ïîâñåäíåâíîé æèçíüþ, â êîòîðîé ïðîåêòèâíàÿ

èäåíòèôèêàöèÿ õàðàêòåðíà äëÿ ìíîãèõ íàøèõ âçàèìîäåéñòâèé, íî

íå ïîäâèãàåò íàñ ê ãëóáîêèì ðàçìûøëåíèÿì.

Ïèñüìà Ðîëüôࠗ ýòî ïèñüìà çàùèùàþùåãîñÿ îò âñåõ, âñåìè

ïðåñëåäóåìîãî ÷åëîâåêà. Â åãî ñëó÷àå ïðîåêòèâíàÿ èäåíòèôèêàöèÿ

íå ïðèíåñëà ïîëüçû. Íèæå ïðèâîäèòñÿ îòðûâîê îäíîãî èç òàêèõ

ïèñåì (óêàçàííûå â ïèñüìå èíèöèàëû îòíîñÿòñÿ ê èìåíàì åãî ïðå-

ñëåäîâàòåëåé).

“È Ï-Æ. è Á., è Ò. ïîäíÿëè ñâîè ãîëîâû, ÷òîáû èçâëå÷ü

âñå âîçìîæíûå ïðåèìóùåñòâà èç ýòîãî ïîëîæåíèÿ [áåäíîñòè

Ðîëüôà è åãî ôèçè÷åñêîé áîëåçíè]. Èì íåò íåîáõîäèìîñòè

ñîâåðøàòü óáèéñòâî. 

Âñå îíè äîëæíû ëèøü õðàíèòü àáñîëþòíîå

ìîë÷àíèå, ïîêà ÿ íå óìðó..

. Íå îáðàùàéòå âíèìàíèÿ. ß óìðó íå

ðàíüøå, ÷åì äàì õîðîøèé ïèíîê âñåì âîêðóã. Èìåííî ýòî ÿ è

ñäåëàë... ß òàêæå îáðàòèëñÿ â Àññîöèàöèþ èçäàòåëåé è îáâèíèë

Ï-Æ., è Á., è Ò. â 

âîðîâñòâå

 ìîèõ òðóäîâ, ïðåäúÿâèâ ÷àñòè

óêðàäåííûõ ðàáîò, òàê ÷òî íè îäèí èçäàòåëü íå îòâàæèòñÿ èçäàòü

èõ áåç ìîåãî ñîãëàñèÿ”.

(Rolf, 1974b:66—7)

Êîíå÷íî, ëþäè äóðíî îáðàùàëèñü ñ Ðîëüôîì, íî êàê æåñòêî

ñïðîâîöèðîâàë èõ íà ïîäîáíîå îáðàùåíèå ýòîò ñëîæíûé ÷åëîâåê!