ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2019
Просмотров: 2283
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
6.Общая
характеристика права Древнего Рима в
VIII
в. до н.э.-V
в. н.э.
Рим
дал миру основы гражданского частного
права. По известному выражению, римляне
«трижды покоряли мир».1.Легионами
2.Христианами 3.Правом .Развитию римского
права способствовало: высокий уровень
экономических отношений, многонациональный
характер империи, породивший потребности
«примирения» ,многообразие правовых
систем(Греции, Египте, Сирии). У римских
юристов была возможность воспользоваться
результатами правового развития
национальных Частей империи, особенно
Афин. Известные юристы того врем.- Гай
,Ульпиан, Павел.
Вводится разделение права на публичное
и частное.
Публичное
право
регулировало властные отношения и
содержало обязательные для сторон
нормы. Частное
право регулировало имущественные
отношения, основа их - равенство сторон.
Основные институты римского частного
права : правовой статус личности, вещные
права, обязательственные правоотношения,
брак и семья, наследование. Основные
источники-
обычай,
законы
– leges,
эдикты
магистратов.
1-й
писанный закон в Риме-Закон 12 таблиц.(12
досок,обитых медью, с выбитыми на них
законами). Большое значение имели указы
императора,- конституции, собрания
законов, комментарии юристов,
законодательные акты-институции. Древний
Рим был рабовладельческим государством,
поэтому не все имели права.. Субъектом
права
был свободный человек, раб –
объект-«говорящее
орудие». Правоспособность
включала состояния-свободу
(свободные и рабы), гражданства (римские
граждане и др.свободные лица-латины,
перегрины), семейное (отцы семейства и
подвластные им).Дееспособность
в
Риме зависела от возраста(по общему
правилу-с 14 л., женщины – с 12л.), можно
было заключать сделки. Ограничение
-
психические болезни, телесные недостатки,
расточители. Ограничением
права
являлось умаление чести гражданина и
бесчестие, осуждение за преступление
или за порочащее занятие). Собственность
разделялась на 2
типа:1.рес
манципи-земля, раб.скот, рабы, здания,
сооружения. 2. рес нек манципи-все др.вещи.
при отчуждении вещи 1-го типа треб.соблюдение
формальностей(торжественная обстановка
при свидетелях), во 2-м случае просто
традиционно. Существовало несколько
видов исков по защите собственности,
основной- виндикационный (об истребовании
вещи из чужого незаконного владения).
форма ограничения правоспособности-
Сервитут(вещное пр.пользования чужими
вещами). Обязательственное
право
возникло из договора (деликта), по
обоюдному согласию сторон. Виды долгов-
словесный или вербальный дог. Семейное
право-
семья патриархальная (неограниченная
власть отца или деда), брак заключался
в религиозной форме или выкупом невесты.
Формы родства: агнатская (все лица
находящиеся под властью домовладыки-Пате
Патестос) и когнаты (кровно - родственная
связь, при вступлении в брак дети обретают
независимость- эмансипация. ).Формы
брака -кум
ману –с
властью мужа (имущество жены становилось
полной собственностью мужа и при разводе
ей не возвращалось.), и сине
ману -
без (жена сохраняла самостоятельность,
получала имя и сословное положение
мужа, имущество раздельно, расторжение
брака свободное). Брак заключался в виде
контракта.
Право признавало и гражданский
брак - конкубинат.
Наследственное
право-1.
дети или внуки.2.др. кровные родственники,
если нет детей. Обязателен принцип доли
наследования не менее ¼. Уголовное
право-1.преступления
против порядка управления (хищение
государственного имущества, взяточничество,
присвоен казенных денег) 2.понятия
умышленных и неосторожных преступлений.,
соучастие, подстрекательство. Вид
наказания зависел от сословия. В 6 в. при
императоре Юстиниане проводилась
кодификация римского права, оказавшая
огромное влияние на законодательства
многих стран Европы.
7.Общественный и государственный строй Византии в IV-XV вв.
Общественный
строй. Господствующий
класс Византии IV—VII вв. был неоднороден.
Ведущие экономические и социальные
позиции в Византии занимали старая
сенаторская
аристократия
и провинциальная
знать,
базу
господства
которых составляла крупная частная
собственность на землю рабовладельческого
типа. Наряду с ними высокое место в
социальной структуре византийского
общества занимала городская
муниципальная
верхушка
крупных городов империи, особенно
столицы — Константинополя.
Состав
эксплуатируемой части византийского
общества также отличался значительной
разнородностью. На
низшей ступени
социальной лестницы находились
рабы.
Их правовое положение, определяемое
нормами позднего римского права, резко
отличалось от положения различных
категорий свободных. К последним
относились прежде всего свободные
крестьяне-землевладельцы.
Сохранение в IV—VI вв. свободного
крестьянства — важная особенность
общественного строя Византии. Свободные
крестьяне жили соседскими общинами и
обладали правом частной собственности
на землю. Они эксплуатировались
непосредственно Византийским государством:
уплачивали поземельную подать и несли
разного рода тяжелые имущественные и
личные повинности. Широко использовалась
в Византии этого периода и позднее
римская форма эксплуатации крестьян —
колонат.
Византийское законодательство разделяло
колонов на свободных
и "приписных".
Вынужденные арендовать землю у крупных
землевладельцев, колоны находились в
зависимом от своих господ положении.
Особенно тяжелым было положение
"приписных" колонов: они
были прикреплены к земле.
Свободные и "приписные" колоны
несли повинности как в пользу своих
господ, так и в пользу государства.
Замедленный характер развития феодальных
отношений определил особенности
социального состава господствующего
класса византийского общества на втором
этапе
его развития. Господствующий класс в
это время состоял из разнородных
социальных слоев: сановных
светских и церковных чинов,
местной
военно-служилой знати и общинной
верхушки, выделившейся из зажиточного
крестьянства.
Все эти силы долгое время не были
консолидированы и не складывались в
замкнутые сословия. Наследственная
вассально-сеньориальная система,
характерная для развитого феодального
строя, начинает складываться в Византии
только к XI—XII вв. Незавершенность
развития феодального сеньориального
строя обусловила относительную слабость
византийской землевладельческой знати.
Ведущее место в структуре господствующего
класса Византии принадлежало столичной
знати и высшему чиновничеству империи,
остро соперничающим с военно-землевладельческой
провинциальной знатью. И во втором
периоде развития Византийского
государства сохранялись многочисленные
различия в правовом положении отдельных
слоев трудового населения. В Византии
формирование класса феодально-зависимого
крестьянства растянулось на длительное
время. В империи по-прежнему сохранялась
значительная категория свободных
крестьян-общинников, а также особая
прослойка государственных крестьян,
сидевших на землях, принадлежавших
казне и императору. Обе эти категории
крестьян эксплуатировались главным
образом в централизованной форме
посредством государственной налоговой
системы. Податные крестьяне, сидящие
на государственных землях, фактически
становятся в это время крепостными:
приписываются к казне и теряют свободу
передвижения. Они должны были платить
канон — поземельный налог, подушный
налог, государственную хлебную ренту,
налог на скот. Особенно разорительной
для крестьян-общинников стала обязанность
уплачивать налоги за выморочные и
брошенные земли соседей.
С
XI—XII вв. идет неуклонный рост числа
частновладельческих крестьян за счет
крестьян свободных и даже государственных,
что свидетельствует о формировании в
Византии землевладения феодального
типа. Частновладельческие византийские
крестьяне именовались париками. Они не
имели права собственности на землю и
рассматривались как наследственные
держатели своих наделов, были обязаны
выплачивать господину ренту в отработочной,
натуральной, денежной формах. В отличие
от государственных крестьян они не были
прикреплены к земле вплоть до XIII—XIV
вв.Низшее положение в византийском
обществе, как и ранее, занимали рабы.
Длительное сохранение рабовладения
составляло характерную черту общественного
строя Византии. Рабский труд широко
использовался в домашнем хозяйстве
византийской знати. Слуги — рабы
константинопольских вельмож исчислялись
сотнями. В Х—XI вв. социальное положение
византийских рабов несколько улучшается,
они, например, получают право заключать
церковный брак. Пресекается обращение
свободных в рабство. Рабов нередко
переводят на положение париков. В XI—XII
вв. усилилась тенденция к стиранию
граней между рабами и другими категориями
эксплуатируемых классов
Византии.
Государственный
строй.
Во
главе государства стоял император,
наследник власти римских цезарей. Он
обладал всей полнотой законодательной,
судебной и исполнительной власти и
являлся верховным покровителем и
защитником христианской церкви.
Византийская
православная церковь
играла огромную роль в укреплении
авторитета императора. Именно церковь
разработала и освятила официальную
доктрину божественного происхождения
императорской власти и проповедовала
единение государства и церкви, духовной
и мирской власти (их симфонию). В отличие
от католической (западной) византийская
церковь в гораздо большей мере экономически
и политически зависела от императора,
так как существовала в условиях мощного
централизованного государства. Новый
византийский император избирался
сенатом, "народом Константинополя"
и армией, роль которой в избрании
императора Византии неуклонно
падала.Важным фактором политической
жизни Византийского государства этого
времени было одобрение кандидатуры
императора "народом Константинополя".
Еще в IV в. императорским указом "народу
Константинополя" — различным
социальным слоям и группировкам населения
столицы, собиравшимся на константинопольском
ипподроме, было предоставлено право
выражать просьбы и предъявлять императору
требования. На этой основе в Византии
возникли особые политические организации
— так называемые городские партии
(димы). Социальную опору двух наиболее
крупных димов — они назывались "голубые"
и "зеленые" — составляли различные
группировки господствующего класса.
Первых поддерживала сенаторская и
муниципальная аристократия, вторых —
торгово-финансовая верхушка византийских
городов. Димы имели определенную
организацию и даже вооруженные отряды.
В IV—VI вв. роль димов в политической
жизни была значительной. Византийские
императоры должны были нередко делать
ставку в своей политике на одну из
названных партий. Другим фактором,
сдерживающим самовластие императора,
являлось наличие особого государственного
органа византийской аристократии —
константинопольского
сената.
В сенате могли рассматриваться любые
дела империи. Его влияние обеспечивалось
самим составом сената, включавшим
практически всю правящую верхушку
господствующего класса Византии.
Обсуждение государственных дел сенатом,
а также его право участвовать в избрании
нового императора обеспечивало
византийской аристократии известную
долю участия в руководстве делами
империи. Единственной крупной политической
силой в Византийском государстве
остается православная (греческая)
церковь. Ее авторитет и влияние
укрепляются. В частности, возрастает
роль главы церкви константинопольского
патриарха в общественно-политической
жизни Византии. Патриархи нередко
становятся регентами малолетних
императоров и непосредственно вмешиваются
в политическую борьбу за трон, пользуясь
тем, что единственной процедурой,
узаконивающей "поставление на
царство", становится с VII в. венчание
императора патриархом в храме Св. Софии.
Однако и в это время византийской церкви
не удалось добиться независимости от
императорской власти. Император сохранил
право выбирать патриарха из трех
кандидатов, рекомендованных церковными
иерархами, и низлагать неугодного
патриарха. За византийскими императорами
окончательно утверждаются греческие
титулы василевса (царя) и автократора
(самодержца). Культ императора-василев-са
достигает невиданных ранее размеров.
Божественный император считался владыкой
вселенной (Ойкумены). Его прерогативы
были неограниченными. Василеве издавал
законы, назначал и смещал высших
чиновников, являлся верховным судьей
и командующим армией и флотом.Характерно,
что при такой всевластности его положение
не было очень прочным. Примерно половина
всех византийских императоров была
лишена власти насильственно. Система
престолонаследия длительное время у
византийцев отсутствовала: сын василевса
не рассматривался обычаем как обязательный
законный наследник. Императором делало
не рождение, а "божественное избрание".
Для государственного строя Византии
на основных этапах его развития характерно
наличие огромного бюрократического
аппарата, как центрального, так и
местного. В его основе лежали начала
строгой иерархии. Все византийское
чиновничество было разделено на ранги
(титулы). Их система была глубоко
разработана. В Х в. в византийской "табели
о рангах" насчитывалось 60 таких
рангов. Центральное управление империей
сосредоточивалось в Государственном
совете (консистории, а позднее синклите).
Это был высший орган при императоре,
руководивший текущими делами государства.
Его функции не были четко определены,
и на практике он играл немалую политическую
роль. Государственный совет состоял из
высших государственных и дворцовых
чинов, являющихся ближайшими помощниками
императора. В их число входили два
префекта претория, префект Константинополя,
магистр и квестор дворца, два комита
финансов. Эти высшие чиновники империи
обладали обширными полномочиями, в том
числе судебными. Так, два префекта
претория являлись высшими руководителями
местного государственного аппарата;
префект Константинополя являлся
гражданским правителем столицы и
председателем сената.Важные функции
имели и высшие дворцовые чины: магистр
— начальник дворца и квестор — главный
юрист и председатель консистория. Они
осуществляли непосредственно управление
делами империи с помощью разветвленного
бюрократического аппарата. Общая
численность византийских чиновников
в это время была огромной. Только в
ведомствах двух префектов претория
служило не менее 10 тыс. гражданских
чиновников.
Роль
центрального государственного аппарата
возросла в IX— XI вв. Государственный
бюрократический аппарат в эту пору
контролировал все сферы политической,
экономической и даже культурной жизни
Византии. Его структура стала еще более
сложной и громоздкой.. Дворцовая
администрация все чаще вторгается в
руководство общегосударственными
делами. Другая черта, характерная для
центрального управления Византии этого
времени, — распыление отдельных
государственных функций между различными,
нередко дублирующими друг друга
государственными ведомствами. Так,
финансовое управление было разделено
с VII в. на несколько неподчиненных друг
другу "секретов". Судебные функции
были разделены между различными
учреждениями: судом патриарха, судом
городского префекта (эпарха), особым
судом для дворцовых служб императора
и др.
8.Общая
характеристика источников и институтов
византийского права.Византийское
право, история которого насчитывает
более тысячи лет,представляет собой
уникальное явление для средневековой
Европы. Оно
характеризуется
относительно высокой степенью
стабильности, внутренней
цельности,
а также способностью приспосабливаться
к меняющимся социально-
экономическим
и политическим условиям. Эти качества
права в Византии
определялись
рядом исторических факторов, среди
которых особое значение
имели
традиционно сильная центральная
императорская власть, римское правовое
наследие,
византийская христианская церковь. Эти
факторы оказывали
интегрирующее
влияние на право, придавали ему
свойства системности.
Относительная
стабильность политической системы
Византии
способствовала
тому, что именно здесь были предприняты
первые попытки
кодификации
императорских конституций, а затем и
римского права в целом.Так, первым
официальным сводом римских законов был
составленный в 438 году
Кодекс
византийского императора Феодосия,
в который вошли все императорские
конституции со времени правления
Константина (с 312года). В IV—VI вв. в Византии
наблюдается высокий уровень развития
правовой мысли,складываются самостоятельные
юридические школы (наиболее известные
— в
Бейруте
и Константинополе). Среди юристов
бейрутской школы, которые
преподавательскую
работу сочетали с участием в
императорских кодификационных
работах,
особенно прославились Домнин, Скилиаций,
Кирилл, Патрикий и др.Византийские
юристы были не просто хранителями
античных правовых и культурных
традиций.
Они адаптировали римское право
применительно к новым потребностям
общества,
внося при этом изменения и вставки
(интерполяции) в классические
тексты
римских юристов. Таким образом
подготавливалась почва для проведения
крупномасштабных
кодификационных работ. Не случайно
именно в Византии, как
уже
указывалось, в середине VI в. под
руководством выдающегося юриста
Трибониана
была осуществлена всеобъемлющая
систематизация римского права,итогом
которой явился Свод законов Юстиниана
(Corpus juris civilis). Эта
кодификация
вплоть до XI в. оставалась не только
важнейшим источником
действующего
права Византии, но и была тем фундаментом,
на котором
окончательно
сформировалась ее правовая система.
9.Славяне в VI-VIII веках н.э. Возникновение Киевской Руси, развитие общественного и государственного строя.
В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться.Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (позже от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы). Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами. А третья часть славян, как считают учёные, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточноевропейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы - этап на пути складывания государственности восточных славян.В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин "племена" в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике).Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян на правобережье Днепра "седеша в лесах" древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова "дрягва" - болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота - притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, - потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам - радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене.Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования - земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название "русь". Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Основным занятием восточных славян было земледелие. С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог . Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили ( перекладывались ) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля). Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община мир, вервь (от слова "веревка", которой измеряли землю при разделах). К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и .одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов. Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья племенной знати и бывшая родовая верхушка — "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях вечевых сходах.
Возникновение Киевской Руси, развитие общественного и государственного строя. Признаки образования Киевской Руси как государства:
1) переход от родовой общины к территориальной и соседской;
2) наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти;
3) введение налогов на поддержание государственного механизма.
Основной причиной возникновения Киевского государства ученые называют сброс ига норманов с новгородских земель в середине IX в. Возникла необходимость защиты территории вооруженными силами, а значит, появилась потребность в государственном аппарате. Волнения по поводу постоянных внешних вторжений продолжались, поэтому группа жителей направилась к варягам (русичам), из числа которых был избран правитель (князь, воевода) на землях русских. Таким образом, в Новгороде стали княжить Рюрики, впервые официально оформилась государственность на территории современной России.
Единственным правителем в Новгороде стал один из трех братьев Рюриков, который после своей смерти оставил малолетнего наследника – Игоря. Вместо малолетнего наследника (в те годы не существовало обязательного перехода власти по кровному наследию) правителем стал Олег по прозвищу Вещий.
Вещий Олег в 882 г. отправился в поход и захватил Киев, а также другие земли на пути «из варяг в греки» – образовалась единая территория Руси. Олег присоединил к Руси еще множество территорий посредством захвата либо мирного присоединения соседских земель. Он же и перенес столицу в Киев, благодаря чему Русь была названа Киевской, а все князья – «великими киевскими».
Окончательно оформилось Русское государство – Киевская Русь.
Норманизм и антинорманизм – это две теории образования Киевского государства. Автором первой версии является Байрон, который сделал свои выводы на основе прочитанных рукописей. Автором второй версии является Ломоносов.
Обе теории сходятся во мнениях, что Киевская Русь образовалась с момента правления Рюриков, но их точки зрения расходятся в определении национальной принадлежности Рюриков:
1) норманизм отстаивает точку зрения, что Рюрик по происхождению норманн;
2) антинорманизм придерживается мнения, что Рюрики не нормандцы.
Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности). Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.