ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2019
Просмотров: 2288
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
он превращается в монарха, добиваясь этого положения всеми средствами:вероломством, хитростью, уничтожением сородичей, других племенных вождей.Одной из важнейших политических акций Хлодвига, укрепивших позиции
франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, было принятие христианства.С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти. Именно церковь дала в руки франкских королей такое оправдание захватническим войнам, как ссылка на "истинную веру",объединение в вере многих народов под эгидой единого короля как верховного,не только светского, но и духовного главы своих народов.Постепенный переход галльской элиты в христианскую веру становится также важным историческим фактором объединения Галлии, развития особой региональной феодально-христианской, западноевропейской (романо-германской) цивилизации.Уже в V в. у франков на место старой родовой общины окончательно приходит община территориальная (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. Салическая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления.Общеплеменного народного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска — сначала в марте ("мартовские поля"), затем (при Каролингах) в мае ("майские поля"). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания ("малюс"), выполняющие судебные функции под председательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права ("выносящими приговор"), были представителями общины.Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за
убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников,свидетельствующих о добром имени своего члена; сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд.Король выступал прежде всего как "охранитель мира", как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции.В VI—VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуляриях не без влияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, о неограниченности ее законодательных полномочий. Показательно, что там же появляется понятие измены королю,относимой к тяжким преступлениям.Однако король в это время — прежде всего военный предводитель, военачальник, главной заботой которого является "порядок" в королевстве, усмирение выходящей из повиновения местной знати. С ограниченностью королевских функций было связано и отсутствие эффективно действующих органов центральной администрации, казначейства, самостоятельных королевских судов, обладающих апелляционными функциями.Складывающийся государственный аппарат отличается еще крайней аморфностью,отсутствием четко разграниченных должностных полномочий, соподчиненности,организации делопроизводства. Нити государственного управления сосредоточиваются в руках королевских слуг и приближенных. Среди них выделяются дворцовый граф, референдарий, камерарий. Дворцовый граф выполняет главным образом судебные функции, руководит судебными поединками,наблюдает за исполнением приговоров. Референдарий (докладчик),хранитель королевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты,предписания короля и пр. Камерарий следит за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца.В VI—VII вв. главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации являлся палатный мэр, или майордом, власть которого всемерно усиливалась в условиях непрекращающихся походов короля, который управлял своими территориями "из седла".Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается.Во второй половине VII в. складывается новая система политического господства и управления, своего рода "демократия знати", которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.Расширение участия феодализирующейся знати в управлении государством,"сеньоризация" государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего усиления роли и значения должности
майордома, а затем путем прямого смещения короля. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов.Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государства, переживавшего длительный период политической дестабилизации, расчленения. Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейшему развитию феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начинают играть органы вотчинного управления. Новой перестройке аппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетных грамот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммунитета, изымалась(частично или полностью) из ведения государственных властей в судебных,податных, административных делах. Вотчинник таким образом получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило,санкционировали уже сложившиеся отношения политической зависимости крестьян от своих сеньоров-вотчинников.
Общественный строй. Общественный строй франков можно представить по Салической правде — памятнику обычного права начала VI в. В нем отражен переход от родоплеменного строя к государству. Здесь нашли отражение такие новые общественные отношения как территориальные, или соседские, связи крестьян-общинников, подчинение свободных франков королю и его должностным лицам. Салическая правда закрепляла следующую социальную структуру франкского общества: светские феодалы в лице новой служилой аристократии; духовенство; свободные франки — крестьяне (основная масса населения страны), литы — полусвободные, галло-римлянине, рабы. Свободные франки занимались земледелием и жили соседской общиной — маркой. Именно они составляли основу социальной организации. Общее собрание полноправных членов общины решало наиболее важные вопросы. Только оно могло при согласии всех членов общины принять в свой состав нового жителя деревни; также и по приказу короля любой мог поселиться на общинных землях.Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки. Верховные права на эту землю сохраняла вся крестьянская община в целом, но она уже не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого отдельного крестьянина. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля переходила к сыновьям. Община отвечала за убийство на ее территории. Сородичи обязывались платить штраф за правонарушения своих родственников. Король проводил смотр ополчения.Личная собственность крестьянина-франка в те времена состояла обычно из дома, скота, приусадебного участка..Следует иметь в виду, что Салическая правда в статьях об общине фиксирует уже новые общественные связи: родовая община, основанная на кровном родстве, заменяется общиной соседской (маркой). Община-марка явилась основой хозяйственной и социальной организации франкского общества.Пребывание в общине-марке не являлось обязанностью: ее член мог выйти из общины путем так называемого отказа от родства. Для этого было необходимо на заседании суда сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать их в четыре стороны и сказать, что отказываешься от сопряжничества, наследства и от помощи сородичей (титул X ). Выход из общины путем отказа от родства был выгоден наиболее богатым и могущественным людям.Салическая правда содержит положение об аллодах — участках земли, принадлежащих их владельцам на праве частной собственности. С каждым годом аллодов становилось все больше. В королевстве появился слой новой служилой знати, представители которой получали от короля земли на праве аллода.Эта знать постепенно превращалась в крупных землевладельцев — феодалов. Крупными собственниками стали приближенные короля, его чиновники (графы, сацебароны), его дружинники (антрустионы). Салическая правда выделяет их из остальной массы франков, особо охраняя их жизнь тройным вергельдом (штрафом в 600 солидов за убийство) и создавая из них наряду с духовенством привилегированное сословие служилой аристократии.Общинная собственность франков на значительной части территории страны уступила место аллоду. В то же время наблюдался процесс постепенного установления зависимости от светских и духовных феодалов свободного крестьянского населения.Одновременно с ростом крупного землевладения и закрепощением крестьянства шел процесс усиления личной власти крупных магнатов путем предоставления им так называемых иммунитетов (королевских иммунитетных грамот), в результате которого феодальная знать получила право в пределах своих владений на выполнение в известных пределах административных, судебных, полицейских, военных и фискальных функций.Необходимо отметить рост церковного землевладения, в результате которого церковные магнаты — епископы и аббаты крупных монастырей — по своему влиянию, привилегиям и могуществу не уступали светским магнатам.Землевладельческая знать начинает занимать господствующее положение как в центральном, так и в местном управлении королевства. Увеличивается роль и значение съезда светской и духовной знати, без согласия которой король не мог принять сколько-нибудь важного решения. Во Франкском государстве происходит процесс децентрализации, которая сопровождается междоусобными войнами.Во второй половине VII в. из среды землевладельческой знати франкского государства выдвинулся сильный клан Пипинидов (Арнульфингов), который сумел объединить его и в дальнейшем заменить династию Меровингов новой династией Каролингов. Арнульфинги завладели высшей должностью франкского королевства — палатного мэра (майордома). В первые годы правления власть майордома Карла (715–741), прозванного позднее Мартеллом (что значит «молот») упрочилась окончательно. Войны с арабами показали преимущество конницы над пехотным ополчением, составлявшим основную массу франкского войска. Чтобы создать конницу, а также укрепить социальную базу своей власти, Карл Мартелл секуляризовал ряд церковных и монастырских земельных владений и передал их представителям светской знати. Реформой Карла Мартелла крестьяне были почти отстранены от военной службы. Базой для созданий нового профессионального конного войска послужили крупные землевладельцы, средние и мелкие феодалы.Что касается правового положения зависимого крестьянства, то в эпоху Каролингов оно подразделялось на колонов и сервов. Среди них главную массу составляли колоны, которые в отличие от рабов считались людьми свободными. Но колон не имел права уйти со своего надела, он находился в поземельной зависимости от своего феодала, а занимаемая им земля — в наследственном пользовании колона. Рабы были двух категорий: дворовые рабы и рабы, посаженные на землю (сервы). Сервы считались прикрепленными к земле и не могли отчуждаться без земли.Кроме зависимого населения, на землях феодалов проживали лично независимые от них свободные арендаторы.По сравнению с колонами положение сервов было более тяжелым; так сервы работали на помещика без ограничения срока («сколько им прикажут»).Ремесло не было еще отделено от сельского хозяйства; иногда отдельные ремесленники содержались на барском дворе, обслуживая не только феодалов, но и нужды остального населения поместья. При этом следует отметить, что в эпоху Каролингов торговля несколько оживляется; растет сеть местных рынков, с 759 г. появляется ярмарка.
12.
«Салическая правда» как источник
раннефеодального права Западной Европы
в V-IX
вв.
1.
Общие положения
Параллельно с формированием
государственности у франкских племен
шло создание права. С этой целью
осуществлялась письменная фиксация
древнегерманских обычаев - запись
обычного права германских племен. Таким
образом были записаны "варварские
правды": Салическая, Рипуарская,
Бургундская, Аллеманнская и др. Салическая
правда (Салический закон) создана в
начале VI в., в последние годы жизни и
правления короля Хлодвига, и является
одним из самых древних сборников записей
обычного права германцев. Она делится
на титутлы (главы). Салической правде
присущи казуистический характер и
отсутствие общих, абстрактных понятий;
описанные в ней правовые действия и
акты отличаются формализмом. Она
воспроизводит различные этапы архаической
судебной процедуры. Основное содержание
Салической правды - перечень правонарушений
и соответствующих им наказаний (главным
образом штрафов). Текст Салической
правды дает некоторое представление
об общественном строе франков начала
VI в.
2.
Обязательственные отношения
в Салической правде освещаются слабо,
что объясняется неразвитостью
товарно-денежных отношений, частной
собственности.
Упоминаются такие
виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем,
наем, мена, дарение.
Передача права
собственности при сделках осуществлялась
публично путем простой передачи вещи.
Неисполнение
обязательств или просрочка в их исполнении
влекли за . собой имущественную
ответственность. Истребование долга
происходило в строго установленной
форме.
3.
Брачно-семейные отношения
Салическая правда описывает в общих
чертах.
Брак заключался в форме
покупки невесты женихом. Похищение
девушки с целью вступления в брак
наказывалось штрафом. Препятствиями к
заключению брака служили следующие
обстоятельства:
-
существование законного брака;
-
объявление лица вне закона;
-
наличие близкого кровного родства;
-
несвободное состояние человека.
О
расторжении брака Салическая правда
не упоминает.
Положение женщины в
семье определяли пережитки матриархального
строя.
4. Салическая правда
предусматривает наследование по закону
и по завещанию.
Наследование по
закону осуществлялось различно
применительно к движимому и недвижимому
имуществу. При наследовании движимого
имущества первую очередь составляли
дети, затем мать, братья и сестры, сестры
матери, сестры отца, ближайшие родственники.
Из числа наследников недвижимости
женщины исключались, земля передавалась
только по мужской линии. Наследование
по завещанию осуществлялось путем
дарения (аффатомии), совершавшегося
публично в народном собрании в строго
установленной форме: имущество
передавалось третьему лицу, которое
было обязано не позже чем через год
после смерти дарителя передать это
имущество указанному лицу.
5.
Определения преступления
Салическая правда не дает. Из смысла
статей, посвященных преступлениям,
вытекает, что в это понятие включались
причинение вреда личности или имуществу
и нарушение королевского мира.
Виды
преступления по Салической правде можно
разделить на четыре группы:
-
преступления против личности - убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;
-
преступления против собственности - кража, поджог, грабеж;
-
преступления против порядка отправления правосудия - неявка в суд, лжесвидетельство;
-
нарушение предписаний короля.
Салической
правде известно понятие отягчающих
обстоятельств, каковыми считаются
групповое убийство, убийство в походе,
попытка скрыть следы преступления, а
также понятие подстрекательства - к
краже или убийству.
Субъектами
преступления могли быть свободные
франки, литы и рабы. Целью наказания
являются возмещение вреда потерпевшему
и уплата штрафа королю за нарушение
королевского мира.
6.
Судебный процесс
Салическая правда наделяла состязательным
характером. Процесс был устным, гласным,
отличался строгим формализмом. Дело
возбуждалось только по инициативе
истца. Стороны имели равные права.
Уголовное и гражданское судопроизводство
осуществлялось в одинаковых формах.
В
качестве доказательств на судебном
процессе Салическая правда признает
следующие:
-
соприсяжничество - соприсяжниками, "свидетелями доброй славы" обвиняемого являлись его родственники, друзья или соседи;
-
свидетельства очевидцев;
-
ордалии.
13.Общественный и государственный строй феодальной Франции.
Франция в период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.)
Периодизация истории средневекового государства во Франции
Франция существует как самостоятельное государство со времени раздела Франкской империи (843 г.) и выделения Западно-Франкского королевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться Францией страна стала лишь в X в.
История средневекового государства во Франции может быть разделе на на следующие периоды:
• период феодальной раздробленности - IX - XIII вв.;
• период сословно-представительной монархии - XIV - XV вв.;
• период абсолютной монархии - XVI - XVIII вв.
В период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.) номинальное единое королевство фактически делилось на многие почти независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств.
Общественное устройство
Складывание двух основных классов феодального общества -сеньоров и зависимого крестьянства - в целом завершилось к X в. К этому времени сеньоры-бенефициарии добились превращения бене фиция из пожизненного пожалования в наследственную феодальную собственность -феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляе мая королем, с характерной для нее системой вассалитета. Отноше ния вассалитета покоились на иерархической структуре земельной соб ственности: номинально верховным собственником всей земли в госу дарстве считался король - верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они, в свою очередь, также имели вассалов, более мелких феодалов, кото рым жаловали земельные владения. Эта лестница состояла из следую щих ступеней:
› на ее верху стоял король - сюзерен;
› далее - пэры, то есть "равные королю", герцоги и графы;
› вассалы и подвассалы разных ступеней - арьер-вассалы;
› в
самом низу - простые рыцари, шевалье,
своих вассалов не имевшие.
Зависимое
крестьянство составляли сервы и вилланы.
Первоначально положение сервов было
еще близко к позднеантичному рабству
- часть сервов использовалась в качестве
безземельных дво ровых работников,
часть была посажена на мелкие земельные
наделы. Сервы наследственно подчинялись
судебно-административной власти одного
и того же сеньора, уплачивали ему
поголовную (подушную) подать и оброк,
исполняли барщину и были ограничены в
следующих своих гражданских и хозяйственных
правах:
= право перехода из сеньории в сеньорию;
= право отчуждения земельного держания;
= право свободы наследования;
= право выбора брачной партии.
Для вилланов, которые считались лично свободными держателями зем ли, принадлежавшей феодалу, характерны отсутствие наследственных личных повинностей (их повинности раскладывались не на личность, а на земельный надел), более широкие возможности отчуждения земель ного держания, а также переселения в другую вотчину, на свободные земли или в город.
Развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способствовали, начиная с X в. возникновению новых и возрож дению старых римских городов как центров ремесла и торговли, хотя правовое положение горожан еще мало отличалось от положения ос тальных феодально-зависимых людей.
Государственный строй в период феодальной раздробленности
В период феодальной раздробленности король, номинальный глава государства, избирался крупными землевладельцами - вассалами короля и высшими иерархами церкви.
В органах центрального управления дворцово-вотчинная система уживалась с управлением, основанным на вассальных отношениях:
≈ дворцовую систему, как и прежде, представляли министериалы (сенешал - глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей, канцлер);
≈ управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией или Великим советом.
Местное управление характеризуется тем, что власть короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях круп ных феодалов были свои системы местного управления.
В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньориальная юстиция - судебную власть между собой делили сеньоры, при чем объем их судебных правомочий определялся ступенью иерархичес кой лестницы, на которой они находились.
Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших военную службу, которой они были обязаны сеньорам. Во время войн созывалось народное ополчение.