ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.12.2019

Просмотров: 367

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. НЕОБХОДИМОСТЬ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ гос.бюджета.

Бюджет как особая система общ-х отношений исторически возникает и действует там, где сущ–т  гос-во  с развитыми товарно-денежными отношениями. Гос-во в период своего становления имело возможность покрывать свои затраты за счет поступлений от гос. хоз-в, исп. рабского труда, войн, принудительные сборы со своих граждан практически не осуществлялись. Позже, по мере роста расходов, начали уст-ся обяз-ные подати с граждан. Монархи имели возможность осн. часть собственных средств расходовать в своих интересах бесконтрольно В условиях раздел-ия общ. труда и роста произв. сил появл-сь возможность растущие расходы гос-ва покрывать налогами, тамож-ми и иными сборами с товаропроизводителей и отд-х граждан. Расходы гос-ва направлялись  не только на содержание двора, армии, полиции но и на развитие транспорта, промышленности, торговли, образование, здравоохранение, на поддержание отд-х споев населения. И для того чтобы обосновать потребность в фин. ресурсах и их конкретное направление начинают сост-ся отд-е системы доходов и затрат. Постепенно растет кол-во отд-х систем в связи с процессом перераспределения. Вал.общ-го продукта. Поэтому дел-ся попытки отд-е системы поступления и затраты объединить в общ. смету доходов и расходов. Первая попытка сос-ть единую общегосударственную смету доходов и расходов гос-ва сделана во 2-ой пол 17 в. в Англии. Она получила название бюджет, что в переводе с англ. "СУМКА". К нач. 19 в. практически все гос-ва Европы имели свои бюджеты, в кот. отражались доходы и расходы казны на текущ. Год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об эк. потенциале гос-ва, сост-ю его фин. ресурсов, платежеспособности. На содержание бюджета влияют субъективные и объективные факторы. Объективные -  это хар-ка пр-ных отношений и уровень развития пр-ных сил, а также пр-ные, эк-кие и соц-ные особенности каждой страны, ее традиции, специфика развития на данном историческом этапе. Субъективные – тип государства, политика правительства в данном периоде, внешн. и внутр. эк. ситуация и др. Главным назначением бюджета явл. коммуникация средств в казну для выполненияфункций государства. Гос-во выполняет спец. фкнкции; экономическую, соц-ную или культурно воспитательную ф-цию упр-ия, обороны и вненешнеэкономической деятельности. Для выполнения этих ф-ций гос-ву необходимы значительные денежные средства, кот. и аккумулируются в бюджете. Бюджет страны затрагивающий основные доходы и расходы страны наз. государственным бюджетом.
















2. Сущность ГБ, специфика бюджетных отношений.

Сущность бюджета состоит В том, что бюджет - это объективно функ­ционирующие, специфические денежные отношения, скла­дывающиеся у государства с предприятиями, организация­ми и населением, - бюджетные отношения. Для раскрытия природы бюджета необходимо определить специфику бюджетных отношений. К сущностным особенностям бюджетных отношений принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение час­ти финансовых ресурсов, связанных с формированием и ис­пользованием централизованного фонда денежных средств, а также их вторичный, перераспределительный характер. К специфич.особенностям бюджета принято относ.след.:


-сфера функц-я бюдж.отнош.огранич.рамками бюдж.процесса

-объектами бюдж.перераспр-я кроме нал. Ден. может выступ.и часть необх.продукта.

-бюдж.отношения опосред.безвозмездное движение средств в виде налогов,сборов, а т.ж. бюдж.фин-я.

-участниками бюдж.отношений являются почти все участники обществ.воспроизв-ва при уплате платежей и исп-нии бюдж.ресурсов.

-эти отношения образ.центральное звено фин.системы

-бюдж.отношения строго регалмент-ся бюджетн. или налог.законодательством.

В различных источниках под бюджетом понимается финансовый план государства, форма образова­ния и расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или совокупность денежных отноше­ний, фактор реализации экономических законов и др. Главной характеристикой бюджета: бюджет является составной частью финан­сов, центральным звеном финансовой системы. Исходя из этого, бюджет следует определять как систему специфических финансовых отношений, связанных с фор­мированием и использованием бюджетного фонда для обес­печения функций государства на определенных этапах об­щественного развития.















3. Функции бюджета. Роль бюджета в системе гос-ного регулирования.

Функции:

  1. Финансовое обеспеч. эк-ки, финансир. бюджетн. орган-ций;

  2. Перераспр. ВВП;

  3. Финансирование соц.сферы;

  4. Гос регулир-ние и стимулир-ние эк-ки

  5. Контроль за распределением и перераспр-нием ВВП.

ГБ присущи след специфич св-ва:

  1. Доходы ГБ не не закреплены за конкретн расходами, что позволяет осущ-ть маневрирование бюджетными сред-ми (позволяет осущ-ть межбюджетное регулирование)

  2. Расходы ГБ обеспечены конкретными доходами, а казнач-кая сис-ма исполнения бюджета позволяет обеспеч-ть макс-ную централизацию гос ресурсов и своевременное выполнение бюджетного финансирования (это осн. принцип сбалансиров-ти бюджета), т.е должны быть указаны источники финансиров-ниядефицита бюджета либо направления использ-ния профицита бюдж.

  3. Формир-ние бюджета осущ-тся по тер-риальному принципу, что обеспечивает проведение общей бюдж политики во всех регионах и выравнивание уровня их соц. - эк-кого развития тер-рией (с помощью регул-щих доходов и трансфертов)

  4. Бюдж процесс позволяет коррект-ть макроэк-кие показатели и коррект-ку воспроизв-ного процесса (в связи с переходам на рын условия хоз-ва пропорционально: «А» относится к «Б» как 40:60, а было А:Б – 60:40)



















  1. История развития бюджета в Беларуси


М. выделить след этапы развития бюджета Беларуси: 1) с 9 до к 12в. – период зарождения бюджета в волостях княжествах Полоцкой Руси и его развитие в составе древнерус гос. 2) с13 в до 18 в. – развитие бюджета в составе БелЛит гос, в ВКЛ и с 16 в в Речи Посполитой (РП). 3) с к 18 до Великой Октябрьской революции. 4) бюджет советского государства 5)бюджет соверенного гос РБ с 1991г.


1-й этап. Бюджет до революции вкл 3 этапа. В 9в Бел гос как такового не сущ, а были княжества каждое из которых явл гос объединением (зарождение гос) со своей исполнительной властью. Законодат власть принадлежала народ собранию (веча), а исполнительная – князю с дружиной. Каждая волость имела свою казну, кот первонач формировалась из матер ценностей. В с9в славяне стали объединяться. С этого времени бел земли в составе Киевской Руси. Доходы казны в этот период формир-ся за счет дани (позже оброка), а также пошлин, поступлений от продажи рабов. Осн вид дох дань. Виды дани: натуральная, повозы (покоренные племена везли ее на княжеский двор), полюдье (князь с дружиной сами собирали выезжая в полюдье). Позже р-р дани опред с дыма, двора, плуга. Постепенно к натур податям присоединилась денежная. Дань деньгами называлась дарь. Судебные пошлины – виры. Продажи, проки. Торговые пошлины – мыто, весче, померы. Расходы казны в основном шли на содержание князя и дружины.

2-й этап. В 10-12 вв. в Киев Руси формир-ся феодальное землевладелие. Дань заменяется на оброк продуктами с 11 в, а с 15 в на денежный оброк. В к 13в было образовано ВКЛ, в состав кот вошли бел земли. Доходы были в натур величине в виде дякло (земледелие) и мезливо (животноводство) – это подати в натуре со всего что уродилось и прибыло. Позже денежный оброк – чинш, подымщина, воловщина,.посовщина, поголовщина. Также временные целевые налоги – серебщина – врем подать, кот собиралась во время подготовки к войне или в ходе войны. Ардынщина – в натуре соболями и сукном. Кроме того в казну стали поступать регалии, например, доходы от ловли рыбы, горная регалия, лесная регалия, от охоты. Продолжали взиматься таможенная и судебная регалии. Регалии дали начало косвенным налогам. Если говорить о направлении расходов, то они также шли на развитие государственности, распределялись по решению великого князя, а также на строительство дорог, храмов. Строго контролировалось только поступления казны. С 16в бел земли вошли в состав РП.сохранялась ситема податей и повинностей, получили дальнейшее развитие тов-ден отн, значит роль играет торговля. При продаже опред групп тов взимался налог в пользу города. В 17в в Беларуси активно развиваются города и местечки. Налоги стали поступать от занятия ремеслом. Расходы по-прежнему оставались на содержание двора, ведение войн, на проведение пиршеств магнатов и шляхты.

3-й этап связан с развитием бел земельв составе Рос империи. До Окт революции бюджета в Беларуси не было, т.к она не имела самост гос-ва. Но 5 губерней Беларуси входящих в состав России участвовали в формировании бюджета Рос. Характерная черта бюджета до революции – их 2 вида: чрезвычайный и обыкновенный. Обыкновенный формируется из традиционных доходных источников и направляется на осущ расх связанных с выполнением обыч функций гос. Чрезвычайный – формируется за счет внутр и внеш займов и погашался за его счет гос долг, убытки от воен действий и рез стих бедствий. Доходы (2/3) обыкнов бюджета формир-ся за счет косвен налогов: винной монополии, акцизов, пошлин. Прямые налоги с земель Беларуси не превышали 10% в дох бюджета Рос. Это поземельное, с недвижимости, квартирный сбор, промысловый. Расх бюджета были систематизированы и вкл: 1) в значит части расх на содержание гос ж/д; 2) военные расх 3) расх на содержание органов гос упр и полиции 4) расх на просвещение. Гражданское население финансировалось на оздоровление из мирских бюджетов: они формир-ся за счет сборов с крестьн и направлялись также на содержание должностных лиц, содержание общественных зданий и сооружений. Бюджет система состояла из центр звена и местных бюджетов (земские, городские, мирские (волосные и сельские)).


4-й этап. В дек 1917 г. Совнарком принял реш о сохранении всех налогов кот взимались до революции. Были введены чрезвычайные местные налоги, контрибуции с буржуазии. Первый бюджет сов гос был прият на первое полугодие 1918г. 77% его поступлений от гос сектора. При этом 55% направили на нар хоз, 10% на образ. По факту был исполнен на 31% по дох и на 33,9% по расх. Первый бюджет БССР был составлен на 1921 г. в 1991г был введен промысловый налог, акцизы, в 22 общегражданский. В 22г. были разделены центр и мест бюджеты. В 1930 г. реформа. Необх реформы – около половины дох бюджета составляли промысловый налог и акцизы. Было около 70 видов др платежей. Осн цель реформы сократить их кол-во. В частности нал оборота заменил 53 платежа. Кроме того П стали уплачивать нал из прибыли. Изменилась и расх часть: выделялись расх на нар хоз, соц-культ мероприятия, содержание органов гос упр, прочие расх. К к31г. завершилось строит-во мест бюджетов. Были выделены самостоятельно сельские бюджеты. В части дох бюдж с-ма притерпевала неоднократ изм-е.1943 введен налог с холостяков. Бюджет год сначала был равен 6 мес, с 22-30 бюджет год приравнивался к с/х году с 1 окт по 30 сент, а с 31 бюдж год с 1 янв.

5-й этап. Первый самост бюджет РБ был утвержден 21 дек 90г на 91 год. Возросли расх на оборону, на содержание аапрата упр, увеличились расх на междун д-ть. Дох – налог платежи основа дох, увеличились дох от ВЭД, появились дох от приватизации. В с90-х появились дох от СЭЗ. В сотав дох были вкл ЦБФ.










История развития бюджета в Беларуси (сокращ.вариант)

В ист. процессе ГБ РБ выделены этапы, соотв. отдельн. периодам развития государства.
1 этап — с IХ в. до конца ХII в. — характ. зарожд. бюджета в волостях-княжествах Полоцкой Руси и его развитие в составе древнерусского гос-ва. На этом этапе заклад. основы бюджетного устройства, системы гос.доходов, организации их сбора.
2 этап — с ХIII в. до конца ХУIII в. — отраж. развитие ГБ в Белорусско-Литовском гос-ве - ВКЛ, Речи Посполитой и заканчивается воссоединением белорусских земель с Россией. Продолж.формироваться бюджетная система, укрепляются бюджеты городов. Осущ. переход к налоговому государству. Доходы гос. казны увел. за счет развития косв. налогообложения, с развитием товарно-ден. отнош. все больше платежей поступает в ден. форме, происходит трансформ. б-та в финансовую категорию. Выраб. механизм сбора гос. доходов и контроля за их поступлением.
3 этап — с конца ХУ в. по 1919 связан с формир. б-тов бел. губерний в составе России и заканчивается образованием БССР. На этом этапе в России формируется многоуровневая бюджетная система: образ-ся местные б-ты — земские, городские, мирские, :в них впервые появл-ся расх. на хоз. мероприятия территорий и соц.нужды населения. Укрепл. налоговая система, широкое распростр. получ. акцизы. Бюджеты бел.губерний участв. в формир. общеимперских доходов.
4 этап — с 1919 г. по 1990 г. — охват. период развития б-та БССР в основном в составе СССР. На этом этапе: ряд мер. по реорганизации фин. отнош. на основе перестр. хоз. механизма, преобраз. форм и методов рук-ва экономикой. Измен-ся состав и стр-ра дох. и расх. б-та БССР, укрепл-я дох. база местных б-тов. Бюдж. система Беларуси форм-ся как часть единой бюдж. системы мощного гос-ва, способная к самост. функц-ю.
5 этап — с 1991 г. по наст. время — хар-т развитие б-та и формирование нац. бюджетной системы РБ в условиях суверенитета и рын. преобразований.

















  1. Бюджетная система (БС), принципы построения БС.


В бюджетную систему РБ как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. Такая стр-ра бюдж.сис-мы определена гос устройством РБ в соотв-вии с которым выделяется центр. звено управл – это правит-во и местн звено упр-ния – это местные распоряд. органы.

Местные бюджеты делятся на:

1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г.Минска).


В РБ рассчит-тся консолидируемый бюджет, котор представл собой совок-ть республ бюджета, консолид бюджет местн областей и бюдж г. минска.


Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

1. единства - обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности

2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов - все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме;

3. сбалансированности бюджетов - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;

4. гласности - открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия закона о респ бюджете, опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

5. самостоятельности бюджетов - обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ собственных источников доходов и право определять направления их расходов;

6. эффективности использования бюджетных средств – реализ-тся посредством достиж макс.рез-та в использ бюджетн средств при мин. их объеме;

7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов – реализ посредств обеспечения общей суммы доходов бюджета и источн финансир-ния дефицита, направлен на покрытие расходов бюджета;

8. достоверности бюджетов - -//- разработки обоснов-сти прогноза макроэк-ких показ-лей соц-эк-кого развития гос-ва для разработки бюджета;

9. адресности и целевого назначения бюджетных средств - означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей;

10. ответственности участников бюджетного процесса - каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.