ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.12.2019

Просмотров: 368

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Бюджетное право, его назначение и содержание.

Бюджетное право РБ — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу образования, распределения и использования бюджета.

В бюджетном праве выделяют общую часть - в нее входят нормы права закрепляющие: экономическую и правовую природу бюджета, предмет и понятие бюджетного права, место бюджетного права в системе права, систему и источники бюджетного права, бюджетное устройство Республики Беларусь, состав доходов и расходов, бюджетные права Республики Беларусь и органов местного самоуправления, бюджетный процесс и т.д.
Особенная часть включает нормы права определяющие: правовое регулирование бюджетных доходов и расходов, правовой режим бюджетных и внебюджетных фондов, порядок сметно-бюджетного финансирования.

К назначению бюджетного права относятся:  

  • определение бюджетного устройства Республики Беларусь;

  • определение состава доходов и направлений расходов бюджета;

  • определение принципов разграничения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;

  • определение полномочий (прав) Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в области бюджета;

  • определение принципов финансирования бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга;

  • регулирование бюджетного процесса по всем его стадиям, а также правил и порядка составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.
















  1. Бюджетное устройство государства, виды бюджетных устройств.

 Бюджетное устройство это категория, отражающая организацию структуры бюджетной системы и принципы ее построения.

  Бюджетное устройство содержит три составляющих элемента:

  • бюджетную систему;

  • принципы построения бюджетной системы;

  • обусловленность административно- территориальным делением. 

 Выделяют два основных вида бюджетного устройства:
1) Унитарное;
2) Федеративное.
Для Республики Беларусь характерно унитарное бюджетное устройство, которое имеет в своем составе следующие части:
1) Общегосударственный бюджет;
2) Местные бюджет, в который входит: первичного уровня, базового уровня, областного уровня.
Консолидированный бюджет – это совокупность бюджетов на соответствующем регионе за исключением межбюджетных трансфертов. В РБ такой бюджет равен: республиканскому бюджету, консолидированным бюджетам областей, бюджету города Минска.
Для сектора государственного управления, консолидированный бюджет РБ включает: консолидированный бюджет РБ, государственные внебюджетные фонды и внебюджетные средства бюджетных организаций


























  1. Бюджетные права, их назначение и содержание.

Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены в Конституции Республики Беларусь, Законе о бюджетной системе, Законе о местном хозяйстве и местном самоуправлении, некоторых других законах и подзаконных актах.
Бюджетные права четко распределены между законодательной и исполнительной властью, республиканским и местными уровнями их представительства.
Верховный Совет республики утверждает:
1. Государственный бюджет Республики Беларусь – в общей сумме доходов с выделением основных доходных источников и в общей сумме расходов с выделением ассигнований: на финансирование народного хозяйства; социально – культурные мероприятия и мероприятия по социальной защите населения; оборону; содержание органов государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры.
2. Республиканский бюджет.
3. Нормативы отчислений от общегосударственных доходных источников в местные бюджеты областей и г. Минска.
Основополагающим правом местных Советов является их право на наличие собственного бюджета и самостоятельное его составление, утверждение и исполнение.



























































  1. Бюджетный процесс. Задачи выполняемые бюдж проц.

бюджетный процесс – это регламентируемая государством деятельность госорганов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчета об его исполнении.
Бюджет действует в течение года с 1 января по 31 декабря. Счетный период включает в себя финансовый год и льготный период после его окончания (этот период составляет 1 месяц).
Деятельность госорганов от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении называется бюджетным циклом (бюджетным периодом).

Основными задачами бюджетного процесса являются:

выявление материальных и финансовых резервов государства;

максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;

максимально точный расчет расходов бюджетов;

обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

осуществление бюджетного регулирования, реализовывая цели перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и другими.

























































  1. Составл проекта бюджета

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Республики Беларусь;

- Парламент Республики Беларусь;

- Правительство Республики Беларусь;

- местные Советы депутатов;

- местные исполнительные и распорядительные органы;

- органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

- Национальный банк Республики Беларусь;

- иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;

- распорядители и получатели бюджетных средств;

- банки, иные организации и индивидуальные предприниматели, участвующие в бюджетном процессе.

Бюдж орг-ции разрабат план своей деят-ти, смету доходов и расх. Распорядители бюдж ср-в разр план своей деят-ти в соответств с функц-и и задач, котор для них определены закон-вом(обеспеч управлен бюдж ср-вами и исполнен)

Составл проекта бюдж осуществ-тся на основе прогнозов осн параметров эк-кого развитияРБ и важнейш денежно-кредитн показателейРБ (НБ), разработан на 3 года с учетом планируемых, котор предсталяются МинФину до 1 апреля предшествующего года, т.о. составление проекта бюджета долно начинаться не позднее,чем за 10 мес до начала планир года.

Участн бюдж процесса за исл президента принимают участие в разработке проекта бюджета в силу своих полном и компетенций. Не позднее 1 июня тек.года на рассмотрение презадента направл-тся:

- проект основн. направл. бюдж-финансовой и налог политики на очередн год , разработ на основе прогноза Мин. эк-ки и осн. Направления НБ Рб, в котором содерж-тся предложения по след параметрам:


1. прогноз годового объема ВВП на след. год , перераспределенный ч/з консолидир бюджет РБ

2. предельный размер дефицита (профицита), основные источники финансирования дефицита

3. изменения, котор потребуются в налоговом законод-ве

4. предполагаемый объем бюджетн ср-в, котор необходимо будет перераспред-ть на областной уровень

5. лимит гос.долга
















  1. Рассмотрение проекта бюджета.


Не позднее 1 сентября тек.года Президент вносит на рассмотрение проект закона и и комплект док-тов к нему в Палату представителей.

Рассмотр проекта бюдж в Парламенте проходит в 2-х чтен:

    1. После 1 чтения - с замечаниями отправляются на доработку в расх. части с учетом изменений

    2. Согласовав замечания и предложения с Презид, направляется на 2 чтение. Принятие закона осущ-тся не позднее 1 декабря тек.года.


    В случае непринятия проекта закона, наступает времен исполнение бюджета, при котор правит-во РБ, местные распор и исполнит органы в праве осущ-ть расходы по след ограничеиям:

    1. Ежемесячн расх соответ-ного бюджета не должны превышать 1/12 определенного в законе о бюджете предыд года

    2. Не финансир0тся расходы не предусмотренные проектом закона на очередн фин.год

    3. Нориативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты, а также ставки, тарифы применяются в размерах, которые определены бюдж на предыд год

    Исполнит органы также не имеют прав:

        1. Предоставлять бюдж ссуды и бюдж займы

        2. Осущ-ть финансир гос капитальных вложений

        3. Формировать резервные фонды и осущ-ть по ним расходы

        4. Осущ-ть внутр и внешн заимствования





























      1. Исполнение бюджета.


      Исполн бюджета осущ-тся на основе закона в соот-вии с бюджетной росписью. Бюджетное сигнование, предусмотренное бюдж росписью получателя бюдж ср-в, явл-тся основой для утверждения смет доходов и расх, котор явл-тся основн фин док-том для выполнен бюдж орг-ций своих функций.

      Исполнение бюдж по дох и расх носит смешанный хар-р.

      Ответств-ный за исполн бюджета по дох – НБ РБ, где ср-ва, поступающие в бюдж, размещаются на едином казначейском счете Главного казнач-кого управл МинФина.

      Исполнение бюдж по расх возлаг-тся на казнач-кую сис-му, которая предст-т собой единую централ. сис-му, созданную по тер-риальному принципу и включ главн гос казнач-во и его террит-ные органы.

      Казнач. Исполн. Бюдж предусм-ет:

        1. Осущ-ние операций со ср-вами республ бюджета ч/з счетаглавного гос казнач-ва

        2. Распределение регулирующ. Доходов м/ду бюджетами различн ур-ней

        3. Проведение взаимных расчетов м/ду республ и бюдж различн ур-ней

        4. Осущ-ние платежей от имени распорядителей (получ-лей бюдж ср-в)

        5. Обеспечение контроля, учета всех операций, сос-ние отчетности по исполнению бюдж.

        Исполнение респ бюдж по дох предусм-т:

            1. Зачислен. Доходов в бюдж на единый казнач счет

            2. Зачисление налогов, сборов, пошлин и денежн обязательств органов гос управления перед плател-ком

            3. Распределение регулирующих доходов и зачисление этой доли в доход местн бюджетов

            4. Учет, отчетн-ть, контроль по использ доходной части республиканского бюдж


          Отчет об исполнении республ бюдж готовит МинФин на основ отчетов всех распор-телей бюдж ср-в по выделеннымресурсам. Не позднее 5 мес со дня оконч отчетного фин года Президент вносит в Палату представителей проект закона и результат проверки исполнения бюдж. КГК.























          1. Роль и ф-ции казначейства в организации бюдж процесса.

          В 1993 г. приказ Мин фин «О гос. казначействе РБ», а в 1996 г. положение «О главном гос. казначействе Мин. фин. РБ». Осн. задачи Главного гос. казначейства – организация исполнения респ. бюджета РБ, управление гос. фин. ресурсами, наход. на счетах казначейства, осуществление учета и проведение бюдж.-фин. операций по счетам казначейства, обесп-щих исполнение бюджета, распределение бюдж. потоков, осуществление прогнозирования обеспечения респ. бюджета фин. ресурсами и перспект. оценки его исполнения. Казначейство координирует работу с банками, уполномочены осуществлять операции по счетам казначейства, принимает информацию о движении средств по этим счетам, руководит работой территориальных органов казначейства, которые подчиняются Мин. фин. и вышестоящим органам гос. казначейства.

          Территориальные органы казначейства осуществляют исполнение респ. бюджета, учет операций по движению средств респ. бюджета на счетах органов казначейства, обслуживающих соотв-щий регион, передают вышест. органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов респ. бюджета по данной территории. Они контролируют своевременность совершения операций со средствами респ. бюджета и их целевое направление использования.

          ГГК –структурное подразделение Минфина

          Задачи ГГК :

          -организация исполнения респбюдж. И управление гос финансами

          -осуществление бух.учета и проведение бюдфин.операций

          функции

          -краткосрочное прогнозирование респ.бюдж.

          -изыскание источников фин-ния дефицита анализ и корректировка программ респ.бюдж.

          -руководство ТОГК

          -централизация бюджетных ресурсов на ЕКС

          -составление отчета об исполнении об респ.и консолидир.бюдж.

          права ГГК

          -истребовать и получать информацию от ЮФЛ об осущ-ии бюдж. операций

          выдавать банкам предписания о взыскании ср-в с п/п в бесспорном порядке используемых не по целевому назначению

          -ограничивать и приостанавливать финансирование при несоблюдении норм и нормативов нецелевом и неэффективном использовании

          -давать указания о замораживании банковских счетов распорядителей















          1. Цели и задачи бюджетного регулирования.

          Наличие закрепленных доходов и расходов является характерным для всех бюджетов. Однако существуют ситуации, когда средств бюджета недостаточно для покрытия всех необходимых расходов. В подобных ситуациях необходимо осуществление правительством государства бюджетного регулирования.

          Бюджетное регулирование — это перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности.


          Необходимость бюджетного регулирования обусловливает выделение из вышестоящего в нижестоящие бюджеты финансовой помощи не только на безвозвратной и безвозмездной основе, но и на условиях срочности, возвратности и возмездное Подобными формами оказания финансовой помощи являются бюджетный заем (денежные средства, выдаваемые временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа) и бюджетная ссуда (денежные средства, выдаваемые временно и безвозмездно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению).





































          1. Формы и методы бюдж регулирования.

          В процессе бюджетного регулирования используются два основных метода:

          1. Метод отчислений регулирующих доходов.

          Нормативы отчислений по бюджетам разных уровней утверждает соответственно вышестоящий орган представительной власти. Особенностью данных отчислений является подвижность их количественного состава и материального объема, что обусловлено ежегодностью принятия бюджетов всех уровней.

          2. Метод оказания прямой финансовой поддержки.

          Прямая финансовая помощь из вышестоящих бюджетов в нижестоящие может предоставляться в следующих формах:

          дотация (денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическими лицами для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств);

          субвенция (денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели);

          субсидия (денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующего региона)

































          1. Сущность и организация медбюджетных отношений.

          Межбюджетными отношениями являются отношения между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления при осуществлении бюджетного процесса.

          Регулирование межбюджетных отношений осуществляется в целях обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий

          Межбюджетные отношения основываются на принципах:

          разграничения и закрепления доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;

          распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;