ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.12.2019
Просмотров: 368
Скачиваний: 1
-
Бюджетное право, его назначение и содержание.
Бюджетное право РБ — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу образования, распределения и использования бюджета.
В
бюджетном праве выделяют общую часть
- в нее входят нормы права закрепляющие:
экономическую и правовую природу
бюджета, предмет и понятие бюджетного
права, место бюджетного права в системе
права, систему и источники бюджетного
права, бюджетное устройство Республики
Беларусь, состав доходов и расходов,
бюджетные права Республики Беларусь и
органов местного самоуправления,
бюджетный процесс и т.д.
Особенная
часть включает нормы права определяющие:
правовое регулирование бюджетных
доходов и расходов, правовой режим
бюджетных и внебюджетных фондов, порядок
сметно-бюджетного финансирования.
К назначению бюджетного права относятся:
-
определение бюджетного устройства Республики Беларусь;
-
определение состава доходов и направлений расходов бюджета;
-
определение принципов разграничения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;
-
определение полномочий (прав) Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в области бюджета;
-
определение принципов финансирования бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга;
-
регулирование бюджетного процесса по всем его стадиям, а также правил и порядка составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.
-
Бюджетное устройство государства, виды бюджетных устройств.
Бюджетное устройство это категория, отражающая организацию структуры бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетное устройство содержит три составляющих элемента:
-
бюджетную систему;
-
принципы построения бюджетной системы;
-
обусловленность административно- территориальным делением.
Выделяют
два основных вида бюджетного устройства:
1)
Унитарное;
2)
Федеративное.
Для
Республики Беларусь характерно унитарное
бюджетное устройство, которое имеет в
своем составе следующие части:
1)
Общегосударственный бюджет;
2)
Местные бюджет, в который входит:
первичного уровня, базового уровня,
областного уровня.
Консолидированный
бюджет – это совокупность бюджетов на
соответствующем регионе за исключением
межбюджетных трансфертов. В РБ такой
бюджет равен: республиканскому бюджету,
консолидированным бюджетам областей,
бюджету города Минска.
Для
сектора государственного управления,
консолидированный бюджет РБ включает:
консолидированный бюджет РБ, государственные
внебюджетные фонды и внебюджетные
средства бюджетных организаций
-
Бюджетные права, их назначение и содержание.
Бюджетные
права всех участников бюджетного
процесса закреплены в Конституции
Республики Беларусь, Законе о бюджетной
системе, Законе о местном хозяйстве и
местном самоуправлении, некоторых
других законах и подзаконных
актах.
Бюджетные
права четко распределены между
законодательной и исполнительной
властью, республиканским и местными
уровнями их представительства.
Верховный
Совет республики утверждает:
1.
Государственный бюджет Республики
Беларусь – в общей сумме доходов с
выделением основных доходных источников
и в общей сумме расходов с выделением
ассигнований: на финансирование народного
хозяйства; социально – культурные
мероприятия и мероприятия по социальной
защите населения; оборону; содержание
органов государственной власти,
государственного управления, суда и
прокуратуры.
2.
Республиканский бюджет.
3.
Нормативы отчислений от общегосударственных
доходных источников в местные бюджеты
областей и г. Минска.
Основополагающим
правом местных Советов является их
право на наличие собственного бюджета
и самостоятельное его составление,
утверждение и исполнение.
-
Бюджетный процесс. Задачи выполняемые бюдж проц.
бюджетный
процесс – это регламентируемая
государством деятельность госорганов
по составлению, рассмотрению, утверждению
и исполнению бюджета, а также составлению,
рассмотрению и утверждению отчета об
его исполнении.
Бюджет
действует в течение года с 1 января по
31 декабря. Счетный период включает в
себя финансовый год и льготный период
после его окончания (этот период
составляет 1 месяц).
Деятельность
госорганов от начала составления проекта
бюджета до утверждения отчета о его
исполнении называется бюджетным циклом
(бюджетным периодом).
Основными задачами бюджетного процесса являются:
– выявление материальных и финансовых резервов государства;
– максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;
– максимально точный расчет расходов бюджетов;
– обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
– согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
– осуществление бюджетного регулирования, реализовывая цели перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и другими.
-
Составл проекта бюджета
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент Республики Беларусь;
- Парламент Республики Беларусь;
- Правительство Республики Беларусь;
- местные Советы депутатов;
- местные исполнительные и распорядительные органы;
- органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
- Национальный банк Республики Беларусь;
- иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;
- распорядители и получатели бюджетных средств;
- банки, иные организации и индивидуальные предприниматели, участвующие в бюджетном процессе.
Бюдж орг-ции разрабат план своей деят-ти, смету доходов и расх. Распорядители бюдж ср-в разр план своей деят-ти в соответств с функц-и и задач, котор для них определены закон-вом(обеспеч управлен бюдж ср-вами и исполнен)
Составл проекта бюдж осуществ-тся на основе прогнозов осн параметров эк-кого развитияРБ и важнейш денежно-кредитн показателейРБ (НБ), разработан на 3 года с учетом планируемых, котор предсталяются МинФину до 1 апреля предшествующего года, т.о. составление проекта бюджета долно начинаться не позднее,чем за 10 мес до начала планир года.
Участн бюдж процесса за исл президента принимают участие в разработке проекта бюджета в силу своих полном и компетенций. Не позднее 1 июня тек.года на рассмотрение презадента направл-тся:
- проект основн. направл. бюдж-финансовой и налог политики на очередн год , разработ на основе прогноза Мин. эк-ки и осн. Направления НБ Рб, в котором содерж-тся предложения по след параметрам:
1. прогноз годового объема ВВП на след. год , перераспределенный ч/з консолидир бюджет РБ
2. предельный размер дефицита (профицита), основные источники финансирования дефицита
3. изменения, котор потребуются в налоговом законод-ве
4. предполагаемый объем бюджетн ср-в, котор необходимо будет перераспред-ть на областной уровень
5. лимит гос.долга
-
Рассмотрение проекта бюджета.
Не позднее 1 сентября тек.года Президент вносит на рассмотрение проект закона и и комплект док-тов к нему в Палату представителей.
Рассмотр проекта бюдж в Парламенте проходит в 2-х чтен:
-
После 1 чтения - с замечаниями отправляются на доработку в расх. части с учетом изменений
-
Согласовав замечания и предложения с Презид, направляется на 2 чтение. Принятие закона осущ-тся не позднее 1 декабря тек.года.
В случае непринятия проекта закона, наступает времен исполнение бюджета, при котор правит-во РБ, местные распор и исполнит органы в праве осущ-ть расходы по след ограничеиям:
-
Ежемесячн расх соответ-ного бюджета не должны превышать 1/12 определенного в законе о бюджете предыд года
-
Не финансир0тся расходы не предусмотренные проектом закона на очередн фин.год
-
Нориативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты, а также ставки, тарифы применяются в размерах, которые определены бюдж на предыд год
Исполнит органы также не имеют прав:
-
Предоставлять бюдж ссуды и бюдж займы
-
Осущ-ть финансир гос капитальных вложений
-
Формировать резервные фонды и осущ-ть по ним расходы
-
Осущ-ть внутр и внешн заимствования
-
Исполнение бюджета.
Исполн бюджета осущ-тся на основе закона в соот-вии с бюджетной росписью. Бюджетное сигнование, предусмотренное бюдж росписью получателя бюдж ср-в, явл-тся основой для утверждения смет доходов и расх, котор явл-тся основн фин док-том для выполнен бюдж орг-ций своих функций.
Исполнение бюдж по дох и расх носит смешанный хар-р.
Ответств-ный за исполн бюджета по дох – НБ РБ, где ср-ва, поступающие в бюдж, размещаются на едином казначейском счете Главного казнач-кого управл МинФина.
Исполнение бюдж по расх возлаг-тся на казнач-кую сис-му, которая предст-т собой единую централ. сис-му, созданную по тер-риальному принципу и включ главн гос казнач-во и его террит-ные органы.
Казнач. Исполн. Бюдж предусм-ет:
-
Осущ-ние операций со ср-вами республ бюджета ч/з счетаглавного гос казнач-ва
-
Распределение регулирующ. Доходов м/ду бюджетами различн ур-ней
-
Проведение взаимных расчетов м/ду республ и бюдж различн ур-ней
-
Осущ-ние платежей от имени распорядителей (получ-лей бюдж ср-в)
-
Обеспечение контроля, учета всех операций, сос-ние отчетности по исполнению бюдж.
Исполнение респ бюдж по дох предусм-т:
-
Зачислен. Доходов в бюдж на единый казнач счет
-
Зачисление налогов, сборов, пошлин и денежн обязательств органов гос управления перед плател-ком
-
Распределение регулирующих доходов и зачисление этой доли в доход местн бюджетов
-
Учет, отчетн-ть, контроль по использ доходной части республиканского бюдж
Отчет об исполнении республ бюдж готовит МинФин на основ отчетов всех распор-телей бюдж ср-в по выделеннымресурсам. Не позднее 5 мес со дня оконч отчетного фин года Президент вносит в Палату представителей проект закона и результат проверки исполнения бюдж. КГК.
-
Роль и ф-ции казначейства в организации бюдж процесса.
В 1993 г. приказ Мин фин «О гос. казначействе РБ», а в 1996 г. положение «О главном гос. казначействе Мин. фин. РБ». Осн. задачи Главного гос. казначейства – организация исполнения респ. бюджета РБ, управление гос. фин. ресурсами, наход. на счетах казначейства, осуществление учета и проведение бюдж.-фин. операций по счетам казначейства, обесп-щих исполнение бюджета, распределение бюдж. потоков, осуществление прогнозирования обеспечения респ. бюджета фин. ресурсами и перспект. оценки его исполнения. Казначейство координирует работу с банками, уполномочены осуществлять операции по счетам казначейства, принимает информацию о движении средств по этим счетам, руководит работой территориальных органов казначейства, которые подчиняются Мин. фин. и вышестоящим органам гос. казначейства.
Территориальные органы казначейства осуществляют исполнение респ. бюджета, учет операций по движению средств респ. бюджета на счетах органов казначейства, обслуживающих соотв-щий регион, передают вышест. органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов респ. бюджета по данной территории. Они контролируют своевременность совершения операций со средствами респ. бюджета и их целевое направление использования.
ГГК –структурное подразделение Минфина
Задачи ГГК :
-организация исполнения респбюдж. И управление гос финансами
-осуществление бух.учета и проведение бюдфин.операций
функции
-краткосрочное прогнозирование респ.бюдж.
-изыскание источников фин-ния дефицита анализ и корректировка программ респ.бюдж.
-руководство ТОГК
-централизация бюджетных ресурсов на ЕКС
-составление отчета об исполнении об респ.и консолидир.бюдж.
права ГГК
-истребовать и получать информацию от ЮФЛ об осущ-ии бюдж. операций
выдавать банкам предписания о взыскании ср-в с п/п в бесспорном порядке используемых не по целевому назначению
-ограничивать и приостанавливать финансирование при несоблюдении норм и нормативов нецелевом и неэффективном использовании
-давать указания о замораживании банковских счетов распорядителей
-
Цели и задачи бюджетного регулирования.
Наличие закрепленных доходов и расходов является характерным для всех бюджетов. Однако существуют ситуации, когда средств бюджета недостаточно для покрытия всех необходимых расходов. В подобных ситуациях необходимо осуществление правительством государства бюджетного регулирования.
Бюджетное регулирование — это перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности.
Необходимость бюджетного регулирования обусловливает выделение из вышестоящего в нижестоящие бюджеты финансовой помощи не только на безвозвратной и безвозмездной основе, но и на условиях срочности, возвратности и возмездное Подобными формами оказания финансовой помощи являются бюджетный заем (денежные средства, выдаваемые временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа) и бюджетная ссуда (денежные средства, выдаваемые временно и безвозмездно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению).
-
Формы и методы бюдж регулирования.
В процессе бюджетного регулирования используются два основных метода:
1. Метод отчислений регулирующих доходов.
Нормативы отчислений по бюджетам разных уровней утверждает соответственно вышестоящий орган представительной власти. Особенностью данных отчислений является подвижность их количественного состава и материального объема, что обусловлено ежегодностью принятия бюджетов всех уровней.
2. Метод оказания прямой финансовой поддержки.
Прямая финансовая помощь из вышестоящих бюджетов в нижестоящие может предоставляться в следующих формах:
• дотация (денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическими лицами для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств);
• субвенция (денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели);
субсидия (денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующего региона)
-
Сущность и организация медбюджетных отношений.
Межбюджетными отношениями являются отношения между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления при осуществлении бюджетного процесса.
Регулирование межбюджетных отношений осуществляется в целях обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
разграничения и закрепления доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;