ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1202

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гос-ый кредит – это совокуп-ть эк-их отнош-й, складыв-ся между гос-ом, с одной стороны, и юр., физ. лицами, иностр-ми гос-ми, междун-ыми фин-ми орган-ми, с другой, по поводу движ-я денеж. средств на условиях сроч-ти, платности, возвратности и форм-ия на этой основе доп-ых фин-ых ресурсов. Гос.кредит учавст-ет в форм-ии и использ-ии централиз-х денеж. фондов гос-ва (гос.бюджета и внебюдж-х фондов), выступая в кач-ве заемщика, кредитора и гаранта.

С целью снижения фин-х потерь, связ-ых с эк-им риском, созд-ся системы фин-ой защиты. К ним относится страх-ие, осущ-мое за счет денеж.фондов, формир-ых из уплачиваемых физ. и юр. лицами страх-ых взносов.





34.Денежно-кредитная система и ее структура. Функции Центрального и коммерческих банков.

Совокуп-ть банков и специализированных кред.-фин-ых учреждений образует банк-ую и кредитную систему.

Банк – кред.-фин-ое учреждение (фин-ый посредник), аккумулирующее денеж. ср-ва и предоставляющее на их основе кредиты своим клиентам, осуществляющее денеж. расчеты и другие операции. Кред.-фин-ая система развитых стран включает след. виды банков: Центр-ый (в РБ – Нац-ый банк)-, коммер-ие банки и специализир-ные кред.-фин-ые учрежд-ия (сберегательные, страх. компании, пенс-е фонды, инвестиц-ые, лизинговые компании и т. д.). Особое место занимает Центральный банк, т.к. он выполняет важнейшие функции: 1) осуществляет ден.-кред-ю политику страны, регулируя кол-во денег в обращении; 2) контр-ет и регул-ет деятел-ть коммер-их банков, а так же др.фин-ых учрежд-й.

Коммер-ие банки явл. основой кредит-й системы, ее «нервными» центрами. Они выполняют след.функции: прием и хранение депозитов; выдача средств со счетов и выполн-е перечисл-ий; размещ-е аккумулированных денеж. средств путем выдачи ссуд, покупки цен. бумаг и т. д.

Операции банков делятся на пассивные (привлечение средств, т. е. все операции, по которым банк платит %), активные (размещение средств, т. е. операции, по кот.банк взимает %), посреднические (выполн-е операций по поручению клиентов: по этим операциям банк может и взимать %, и платить).

Фактические резервы банка состоят из собств-х денеж. средств и заемных (депозитов). Часть депозитов (за минусом обязат-ых резервов) и собств-ые резервы могут выдаваться в кредиты и наз-ся избыточными резервами. Обязательные резервы–часть депозитов (вкладов), которую банки отклад-ют в форме сейфовой наличности или беспроцентных депозитов в Центр-ом банке. ,

устанавливает Центр-ый банк. Эти неиспольз-ые денеж. средства нужны для покрытия обязательств коммерч-х банков перед вкладчиками, чтобы гарантировать вкладчику выплату денег при каждом его требовании и на случай банкротства. Норма обязат-ых резервов обычно колеблется от 1 до 14% от суммы вкладов. В РБ сущ-ет двухуровневая банк-я система. Она включает Нац. банк, котор. явл. центр-ым банком страны, и сеть коммер-их банков (Бел.банк, Агропромбанк, Белпромстройбанк, Приорбанк, и др.).


Центр-ый банк осущ-ет ден.кредит. политику, направл-ую на обеспечение устойчивых темпов эк-го роста, стабиль-ти цен, высокого уровня занятости, равнов-ого платежного баланса. Основ-ми инструментами ден.-кредит. политики явл.: операции с цен.бумагами на открытом рынке; изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); изменение нормы обязат-ых резервов.

Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центр-ым банком государ-ых цен.бумаг. Этим Центр-ый банк регулирует кол-во денег в обращении, влияет на %-ую ставку и банк-е резервы. Если надо увеличить кол-во денег в обращении, Центр-ый банк покупает гос-е цен.бумаги и, наоборот, продавая гос-е цен. бумаги, уменьшает кол-во денег в обращении.

Учетная ставка (ставка рефинансир-ия) – это %, котор. платят коммер-е банки Центр-му банку за предоставл-ый им кредит. Центр-ый банк может изменять ее. При повышении учетной ставки, спрос на ссуды Центрального банка со стороны коммерческих банков уменьш-ся, т.е. замедл-ся прирост резервов коммер-х банков и предлож-е денег в эк-ке падает. При понижении учетной ставки увелич-ся спрос коммер-их банков на ссуды, их резервы растут, предложение денег в эк-ке увелич-ся, что стимулирует развитие произв-ва.

Изменение нормы обязат-ых резервов позволяет Центр-му банку регулировать предложение денег. Чем больше норма обязат-ых резервов, тем меньше предложение денег в эк-ке и, наоборот.

Различают следующие виды денежно-кредит. политики, применяемые в зависимости от состояния эк-ки страны: политика «дорогих денег» (рестрикционная, сдерживающая);политика «дешевых денег» (экспансионистская, стимулирующая).

Политика «дорогих денег» направлена на сокращ-е кол-ва денег в обращении и позволяет снизить уровень инфляции. Проводится след.методами: Центр-ый банк продает гос-ые цен.бумаги, увелич-ет учетную ставку и увеличивает норму обязат-ых резервов.

Политика «дешевых денег» направлена на увелич-е кол-ва денег в обращении, когда необходимо стимулировать деловую активность. Ее методы: Центр-ый банк покупает гос-ые цен.бумаги, понижает учетную ставку и уменьшает норму обязат-ых резервов.


36.Государственный бюджет.

Гос бюджет - ежегодно составляемая смета доходов и расходов гос-ва, его основной фин-ый план. В РБ бюджет состоит из республ-ого бюджета и местных бюджетов. Местный бюджет-это бюджет областей, городов, районов, сельский и поселковые бюджеты. Респуб-ий бюджет (обязателен к выполнению) принимается на каждый календарный год Нац-ым собранием и утверж. Президентом РБ в форме законов. Местные бюджеты принимаются местными Совет. депутатов. Главными целями респуб-ого бюджета явл.: финанс-ие соц.экон-го развития РБ и гос-ых органов управления. За счет местного бюджета фин-ются соц.экон-ое развитие тер-рии и местные органы управления. Гос. бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной.


Доходы бюджета формир-ся за счет налогов (85–90% от всех доходов), гос.займов, различного рода пошлин и сборов, эмиссии бумажных денег, приватизации гос. собств-ти. Расходная часть определяет направления использ-ия гос.средств на след. цели: военные расходы, расходы по гос-у долгу, по финансир-ию эк-ки, на содержание гос. аппарата и расходы на соц.-культур. мероприятия.

При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала,т.е. учит-ть как активы так и обязательства (также неучтен-ые обяз-ва- пенсии, пособия на соц.страх-ие и т.д.) если расход.=доход. то имеет место баланс гос.бюджета.

Сущность госбюджета наиболее полно проявляется в следующих функциях: 1. Функция перераспред-ия нац. дохода. Через госбюджет происходит перераспр-ние более половины нац. дохода и ¾ ден. средств. 2. Функция вмешательства в процесс воспроизводства, в результ. чего гос-во поддерживает отдел-е отрасли нац. эк-и. 3. Осущ-ие гос. соц-ой политики, направлен. на поддерж-е соц. справедл-ти в общ-ве. 4. Обеспечение внутр-й и внеш-й безоп-ти. 5. Содержание аппарата управ-ия.

Формы гос. вмешательства в эк-ку различны. Среди них госуд-ые капиталовложения, развитие производ-ой и соц. инфраструктуры, расширение госу.потребления. Госбюджет служит катализатором развития НТП в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В соврем-х услов-х доля гос-ва в финанс-нии науч.-исследов-ких опытно-конструкт-их работ состав-ет в запад. странах от 40 до 60%.

Гос. бюджет м.б. профицитным, сбалансированным, дефицитным. Если доходы бюджета превышают его расходы –это бюджет профицитный. Сбалансированным-бюджет, в котором доходы и расходы равны. Если расходы бюджета превышают доходы -это дефицитный. Гос-во стремится к принятию сбалансированного бюджета. С этой целью, с одно стороны, оно увеличивает его доходную часть, с другой – уменьшает расходы.В РБ бюдж-я политика имеет соц-ю направленность, кот.выражается в том, что на образ-е и здравоохр-е используется значит-я часть бюджета, и имеет тенденцию к увеличению.







39.Мировая экономика (хозяйство) и предпосылки ее возникновения.

Мировое хоз-во (эк-ка)- сов-ть нац. экономик отд-ых стран и регион-х эк-их объед-ий. Взаимод-щих на основе межд-го раздел-я труда.

Становление мир-ой эк-ки своими истоками уходит в глубокую древность. Данный процесс прошел как бы две взаимосвязанных фазы: 1 .Фаза спорадического экспорта-импорта для расширения струк­т-ы потребит-их тов-ов. Ее истоки берут начало со времен формир-ия нац. гос-в. Здесь при выходе эк-ки за нац. пределы определ-ую роль играл инозем­ный товарообмен - экспорт-импорт потребит-их тов-ов. Затем ее усложнение происх-ло за счет экспорта-импорта капит-ых тов-ов. В свою очередь, сама эта фаза характериз-ась двояко:

* как отнош-ия «метрополия-колония» - поток дешевых до­п. ресурсов для роста более эк-ки развитых стран (на протяжении истории колониальных войн, вплоть до XIX - нача­ла XX вв., часто в форме прямого грабежа); * как отнош-ия свободной межстрановой торговли


2. Фаза собственно глобализации произв-ва и мир-го хо­з-ва в целом, в кот. вступил соврем-й мир в середине 1970-х гг. Особенно этот процесс усилился в 1980-90-х гг. XX в. Эта фаза характеризуется возникн-ем межд-ых произв-ых систем на базе транснациональных корпораций (ТНК).

Мир-ое хоз-во к.20-н.21в.в. - основ-тся на принципах рын-ой эк-ки, объект-ых законом-ях междун-ого разд-ия труда, интернационализации произв-ва. В рамках единого мирового хо-ва происх-ит передвиж-е товаров, перемещ-е нац.границ факторов произв-ва, циркул-ия капиталов, размещ-е нац.произв-ва на иностр-ых рынках.

Субъектами мир-ой эк-ки явл. - хозяйствующие ед-ы, облад-щие необх-ми ресурсами способные организ-ть произв-ую деят-ть на межд-ом хоз-ом поле в соотв. с межд-ым правом и обяз-ями. Различают 9они стан-ся субъектами, когда их эк-ие интересы и дел-ые стратегии реализ-ся посредством межд-ых эк-их сделок): 1. гос-ва – проводящие внешне эк-ую политику. Остаивая интересы отеч-го бизнеса не межд-ом пространстве; 2. нац.предприним-ие фирмы – реализ-щие межд-ые стратегии; 3. межд-ые орган-ции – регул-ют единый порядок межд-ой деловой активности и способ-т стабилиз-ции межд-го рынка; 4. частные лица- их эк-ие интересы реализ-ся на межд-ом пространстве мирового рынка.

Резиденты страны – это ее хоз-щие субъекты, реализ-щие свои эк-ие интересы и деловую актив-ть в данной стране. Нерезиденты- те, кот. наход-ся на тер-рии иностр-го гос-ва, даже если они явл. филиалами хозяйствующих субъектов данной страны.

Закрытая эк-ка - это эк-ка, не связанная пот-ми товаров, услуг и капитала с внеш-м миром; это эк-ка, все ре­зиденты (хозяйствующие субъекты на тер-рии данной страны) кот. не совершают сделок с внеш-м миром. В противовес закрытой открытая эк-ка предполагает связь с внеш-м миром через потоки тов-ов, услуг и капит-в. Име­ет место тогда, когда все резиденты могут осущ-ть сделки с резидентами др.стран. Малая открытая эк-ка – страна, внутренние эк-ие процессы кот. не оказ-ют влияние на мир-ую эк-ку (например эк-ка РБ). Большая открытая эк-ка – страна, внутренние эк-ие процессы кот., оказ-ют влияние на мир-ую эк-ку (например эк-ка США или стран ЕС)

Структура мировой экономики и типология стран. В зависи­мости от того критерия, кот. испол-ся в исследовании мир-й эк-ки, предлаг-ся несколько классификаций стран. По методологии ООН все страны подразделяются на следую­щие группы:

промыш-но развитые страны (ПРС);развивающиеся;страны с переходной эк-ой.

В свою очередь, развивающиеся страны подразделяются на три группы:

самые бедные страны, наименее развитые (44 страны);развивающиеся страны - неэкспортеры нефти (88);

страны-члены ОПЕК, добывающие и экспортирующие нефть (13).

Сущ-ет и классиф-ия Организации эк-го со­труднич-ва и развития (ОЭСР), кот. включает некоторые стра­ны и территории, не охваченные статис-ой ООН. Эта система вклю­чает страны с низким уровнем дохода; в т.ч. в эту группу включ-ся наименее развитые страны (менее 2 долл. в день на душу населения), страны со средним уровнем дохода, новые индустр-ые страны и страны-члены ОПЕК, составл-щие 2 отдельные группы, страны с высоким уровнем дохода.



42. Платежный баланс страны и его структура.

Платежный баланс в нем содержатсясведения об экспорте и импорте товаров и услуг и др.внешних неэк-их опрециях.учет фин. И тог-х оперций страны с др.странами за опред-ый период. Он состоит из 3 разделов: сч.текущих операции, сч. операций с капиталом и фин-х операций, финансир-ие дефицита платеж-го баланса.

Операции, отражаемые на счете текущих опера­цийораж-ет экспорт и импорт товаров и услуг, и все операции, не связан-ые с покупкой и продажей собств-ти, обменом фин-ми активами, возник-ем и погаш-ем междун-ой задолж-ти.

На счете движения капитала- обмен собствен-ти на мат-ые, немат-ые и фин-ые активы, предоставление кредитов или погашение задолж-ти. Инвестиции, потоки долго- и краткосроч-го капитала.

Баланс движения капитала =Поступления от продажи активов - Расходы на покупки активов за границей

Баланс движения капитала подробно показывает, как меняются наши зарубежные активы. Если поступления от продажи активов остальному миру больше, чем наши расходы на покупку активов за рубежом, то ба­ланс сводится с положительным сальдо. В этом случае капитал прите­кает в нашу страну. Наоборот, когда мы покупаем больше активов за границей, чем иностранцы покупают у нас, имеет место отток, или вы­воз, капитала, и баланс движения капиталов сводится с дефицитом.

Сч.3-уровновеш-щая статья, если эк-ка не наход-ся в состоянии равновесия, гос-во либо вынуждено снижать свои резервы (если совокуп.ден.поступ-я валюты превыш-ют исход-щие потоки), либо наоборот-суммы резер-х активов, находящ-ся в распоряж-ии огранов гос.управл-я, увелич-ся.

Последствия неравновесия платеж-го баланса различны в зависимости от того, какое сальдо – ли +. Краткосроч-ые эф-ты при + сальдо связны с : 1.формир-ем резервов валюты, что укрепл-ет нац.валюту. 2.активизацией вывоза капитала.

При плавающ-ем курсе – платеж.баланс уравновеш-ся.если образ-ся дефицит- курс нац.валюты падает, тогда сокращ-ся импорт товаров и вывоз капиталов, кот.уводят из страны иностр.валюту, в резул-те - равновесие восстан-ся. Избыток валюты приводит к ее обесц-ию и укрепл-ию нац.валюты. Более высокий курс нац.валюты начинает угнетать тов-ый экспорт и приток иностр-го капитала,т.е. те сферы кот.приносят иностр.валюту в страну, в результате- профицит баланса исчезает.

При фиксир-ом курсе нац.валюты-постоянно образ-ся отклонения от равновесия в ту или иную сторону: профицит или дефицит.Центр.банк должен регулир-ть это. При профиците –покупает иностр-ю валюту. При дефиците – применяет вал-ые интервенци, пуская в продажу часть своих валют-х резервов.













40.Формы экономических отношений в мировом хозяйстве. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь.

Основные формы междунар-ых эк-их связей: Междун-ая торговля. Междун-ое движ-е капитала. Междун-ая миграция раб-й силы.