ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1199

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Традиционная эк-ая система — это такое архаичное общество, в котором эк-ие проблемы решаются согласно традициям и обычаям.

При координационном подходе эк. системы классифицируются по способу координации хоз.связей между субъектом эк-и: производителями и потребителями, продавцами и покупателями.


7.Собственность как экономическая категория. Типы и формы собственности.

Собственность– система экон-их и правовых отношений между людьми по поводу присвоения ими благ в процессе произв-ва, распределения, обмена и потребления. Собст-ть – это присвоение, кот. может проявляться в таких формах, как пользование, распоряжение, владение.

Пользование – потребление объекта собст-ти в соответствии с его назначением- извлечение из блага его полезных свойств.

Распоряжение, как форма присвоения, состоит из двух функций: 1. Права распорядительства, т. е. определения юридич-ой судьбы объекта собст-ти. Этой функцией распоряжения как формы присвоения обладает только собственник. 2. Организация процесса использ-ия блага, контроль за целесообразностью и бережностью его применения.

Владение – пользование, организация и контроль. Если собственник (напр., земли) сам обладает всеми формами и функциями присвоения, то он один присваивает это благо. Если собственник отдает некоторые функции присвоения др.субъектам (напр., землю сдает в аренду, а арендатор нанимает раб.силу), то в присвоении этого блага (земли) участвуют 3 субъекта. Формой присвоения собственника земли явл. земельная рента, арендатора – прибыль, наемного работника – зарплата.

В современной эк.теории выделяются следующие формы собст-ти: частная, гос-ая, смешанная.

Частная собст-ть – отношения присвоения независимыми субъектами экономики, т.е. субъектами, обладающими эк.обособленностью (самост-тью).

Гос.собственность – совместное присвоение благ зависимыми субъектами экон-ки, кот.полностью, либо частично не обладают эк-ой обособленностью.

В условиях рыночной экон-ки господствует частная форма собствен-ти. Поэтому переход от администр.-командной экон-ки к рыноч.экон-ке необходимо начинать с процессов разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление–ликвидация механизма прямого хоз.управл-я экон-ой и передача соотв-щих полномочий пред-ям, но без изменения харак-ра собств-ти. Способы разгосударствления: 1.Изменение функций гос-ва в отношении пред-ий в сфере управления ими, когда вертикальные связи по схеме «государство-министерство-предприятие» заменяются горизонт-ми по схеме «предприятие-предприятие»,при этом функция определения юр-кой судьбы пред- я остается за государством. 2.Проведение политики либерализации рынков. При этом гос.предприятия утрачивают власть на рынком, поскольку устраняется гос. диктат цен и рынок становится конкурентным. 3.Оздоровление гос.сектора путем постепенной ликвидации не рыночной обстановки среди гос.предприятий, для чего сокращаются бюдж-е поступления на гос.пред-ия, прекращается списывание задолж-сти пред-ий по кредиту, отменяются налоговые льготы, пред-ию предоставляется хоз.самостоятельность по ряду вопросов непосредственно пред-ию.


Приватизация – это процесс преобразования гос.собственности в частную. Способы приватизации: 1.Бесплатная передача объектов в частную собст-ть. 2.Выкуп гос.предприятий на льготных условиях. 3.Продажа акций пред-ия. 4. Продажа пред-ия через аукцион, по конкурсу. 5.Сдача в аренду (частная приватизация). 6.Реституция – возвращение когда-то национализированной собствен-ти бывшим собственникам.

В РБ процессы разгосударствления и приват-ции начались после распада СССР, связаны с общим преобразованием экон-и из командно-администрат. в смешанную экон-ку рыночного типа. Прив-цию гос.собствен-ти и развитие рынка нельзя понимать как простой демонтаж механизма гос.собст-ти. Одной из задач формир-ия смешанной экон-ки явл. эффективное сосуществ-ие различ-х форм собст-ти, кот. будут конкурир-ть, и обогащать друг друга.

Приватизация и разгосударствление – длительные процессы. В Японии они длились 10 лет, в странах Зап.Европы 10-15 лет. В данных странах гос.сектор экон-ки не превышал 30%, а в РБ после распада СССР он превышал 90%. Для правильного проведения приватизации нужна большая подгот-ая работа по разукрупнению гос.пред-ий, созданию эффективного механизма ценообраз-ия. Сначала приватизацию целесообразнее проводить в сфере торговли, услуг. Чтобы избежать при этом криминализации экон-ки и общества, надо иметь высокий уровень конкуренции. Нужны и ограничения в стратегич-х отраслях (энергия, вода, нефть, оборона и т.д.), в доступе иностранного капитала к нац-ым богатствам страны.








8.Рынок: сущность и функции.

Ранее рынок означал-базар (рыночная площадь). С развитием товар-го обмена, появл-я денег рынок стал рассматр-ться как форма товарного и товар.-ден-го обмена. Рынок многогранен. с точки зрения купли-продажи–это сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя. с точки зрения орган-ции эк-и рынок называют общест-ой формой функционирования эк-ки. с позиции участников рынка -форму общес-ой связи между субъектами хозяйс-ния. Рынок – эта система организ.-эк-их отношений между продавцами и покупателями, осуществляющаяся через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства. Условиями возник-ния рынка явл. общ-ное разделение труда, эк-ая обособленность товаропроизводителей. рынок выполняет следующие функции:

информ-ную (посредством формирования рын-х цен определяет основные ориентиры в поведении как потреб-ей, так и производ-ей);

посредническую (обеспечивает встречу, взаимодействие эк-ски обособленных производ-ей и потреб-ей с целью обмена резуль-ми труда);

регулир-ую (регулир-ие общест-го произв-ва через выбор потреб-я, поиск партнеров по бизнесу, предлож-ие товара по V и кач-ву, согласов-ие произв-ва и потреб-ия в ассортиментной структуре, поддержание сбалансиров-сти спроса и предлож-ия по V и структуре);


интегрирующую (обесп-ет пропорциональность в развитии отдельных терр-й, нац-ых хоз-в в условиях углубления общес-го разделения труда и тенденции интернационализации и роста интеграционных процессов в экон-е);

стимул-ую (стим-ет эф-ть произ-ва, созд-е необх. тов-в с наим-ми затр-ми и получ-ем достат-ой прибыли при помощи науч.-тех. прогресса);

санирующую (очищает общес-ое произ-во от эк-ки слабых предприятий, фирм, ведет к свертыванию устаревших производств).


9. Конкуренция и ее виды.

Конкуренция (от лат. сталкиваться)-борьба незав-ых эк-их субъектов за огранич-ые эк-е ресурсы. Это эк-й процесс взаимодей-ия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предпр-ми в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей прод-ии, удовлетворяя разнообразные потреб-ти покуп-ей.

Совершенная конкуренция, идеальная – конку-ция между производ-ми, продавцами тов-в, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неогр-ное кол-во продавцов и покуп-ей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая конкуренция практически не наблюдается, а приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.

Несовершенная конкуренция – конк-ция в условиях, когда фирмы имеют возмож-ть контрол-ать цены на прод-ию, которую они производят.

-Чистая монополия — положение на рынке тов-в и услуг, характеризуемое наличием одного продавца данного вида товара или услуги.

-Олигополия термин, применяемый для обозначения рын-ой структуры отрасли хоз-ва в развитых капиталис-их странах, при которой нескол. крупных фирм монопол-уют произ-во и сбыт основной массы прод-ии и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

-Монополистическая конкуренция-тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определённый контроль над продажной ценой товара (или услуги).


10.Рыночная экономика и её модели. Модель национальной экономики Республики Бела-русь.

Совр-ая рыноч-я эк-а- сложная система хозяйст-ния, в кот.взаимод-ют постоянно изменяющиеся рыне закономер-ти и многочисл-ые регулир-щие институты, в первую очередь госуд-ые. Существ-щие рын-е системы и направлен-ть их развития зависят от: географ-го положения страны; наличия природ-х ресурсов; историч-х условий развития; традиций населения и его обычаев; уровня развития производ-ых сил; соц-ой направленности общества.

Основ-ми соврем-ми моделями рын-ой эк-и явл.: Американская (либеральная) модель капитализма, её особен-ти: низкий удельный вес гос. собств-ти; миним-ая регул-щая роль гос-ва в эк-е; резкая дифференциация населения на богатых и бедных; большое различие в уровне з/п; приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Понятие «Соц-ая рыночная эк-ка» возникло в Германии. Еще перед II мировой войной, на фоне мирового эк-го кризиса, разразившегося в 30-е годы, ряд немецких ученых–экономистов были едины - в будущем их страна должна дистанцироваться от устаревших принципов свободной рын-ой эк-и, ответственной за возникшие мировой кризис и беспорядки. Социально ориентированная рыночная эк-а – это высокоэффективная эк-а с развитым предприн-вом и рын-й инфраструктурой, действенным гос. регулир-ем распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании произв-ва, а наемных работников – в высокопроизводительном труде.


Существует несколько моделей социально ориентированной экономики, кот. .можно классифицир. по след. критериям: 1. Место соц. политики среди нац-ых приоритетов (альтернатива между соц-ым благосостоянием и эк-им ростом); 2. Распределение соц-ых функций между гос-ом, гражданским общ-ом и предпринимательским сектором; 3. Масштабы гос. сектора, кот.определяются как V перераспределяемого ВВП, так и долей занятых в госсекторе; 4. Особенности соц-ой политики. Предполагает различия в целях, направлениях и инструментах соц-ой политики (отнош-е к проблеме полной занят-и, характер развития соц.сектора, доля соц. страх-ия в общих бюджет-х расходах на соц. цели, адресность соц-ой политики).

Соврем-ая переходная эк-ка РБ имеет свои особенности. В ней взаимодействуют разн.типы: госуд-ая, частная и др. не госуд-ые формы собств-ти, различные формы орган-ции произв-ва и хозяйствования, в т.ч. переходные – АО, арендные предпр-ия, общества, фирмы, фермерские хозя-ва.

Эк-ка носит многосторонний, многоукладный характер. Конкуренция товаропроизводителей становится мощным фактором эффек-ти произв-ва. Регулирование деятел-ти по удовлетворению потребностей сочетает госуд-ые и свободные рын-ые методы. Наша эк-ая модель предусматр-ет сочетание преимуществ совр-ого рын-го хоз-ва с обеспечением эффек-ой соц-й защиты граждан. Основ.роль субъекта, направляющ. и регулирующ. переход к новому эк-му строю в РБ, будет играть эффект-ое госуд-во (будет определять правовое поле, политико-админист-ые условия, эк-ую политику, включая развитие гос. и частной собств-ти, стабильную валюту, свободное ценообраз-ие, открытые рынки, развитие конкурентных условий).












11.Несовершенство (фиаско) рынка. Объективная необходимость государственного регули-рования рыночной экономики.

Фиаско рынка представляет собой ситуацию, при которой рынок не в состоянии координировать процессы эк-го выбора так, чтобы обеспечить эффек-ое использ-ие ресурсов. В соответствии с таким подходом эк-ая роль правит-ва - вмешиваться там, где рынки оказываются неспособными эффек-но и справедливо распределять ресурсы. Каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительств-го вмешательства.

Под эк-ой рентой- понимается любая плата, приходящаяся на долю некоего фактора произв-ва, превосходящая его альтернативную стоимость. Получение и защита ренты с помощью действий правительства известны под названием поиска политической ренты, или просто поиска ренты, причем полит-ий контекст в данном случае предполагается.

Исторически впервые гос-ое регулир-ие начинается тогда, когда в эк-ой системе возникают силы, дестабилизирующие систему, выводящие ее из динамического равновесия. На определенном этапе развития свобода порождает монополию. Возникновение монополий, выросших из свободы продавца и покупателя, т. е. превращение элементов в свою противоположность, недостаточность конкуренции означают необходимость механизма настройки системы. В противном случае она может погибнуть.Роль настраивающего механизма в рыночной системе начинает выполнять госуд-во. Возникает так назыв. госуд-ое регулир-е в рацион-ом смысле слова. Это есть четко выраженная начальная граница перехода системы в стадию зрелости. В данном случае рыночная экон-ка превращается в экон-ку рыночного типа.


Регулиров-е поведения- это ограничение действий фирмы со стороны гос-ва. Регулир-ие структуры- правит-во (гос.органы) может изменять структуру отрасли с целью сделать ее более конкурентосп-ой. Самая крайняя мера регулир-ия структуры заключ-ся в принудит-ом дроблении сущес-щей фирмы.

Одним из типов фиаско рынка является неспособность рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость произв-ва тех или иных товаров и услуг.

Существует также такая проблема, как необходимость произв-ва общественных благ. Товары, предлагаемые на рынке, являются конкурентными.

Общественные блага- это блага, которые не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других, и которые, будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без дополнительных затрат. Проблема «безбилетных пассажиров» (или «безбилетная езда») всегда возникает в ситуациях с обществ-ми благами и означает, что только правит-во может предост-ть эти блага.

След.типом неэффект-ти рыночного распред-ния ресурсов и неэффект-ти рынка в целом явл. наличие асимметричной инф-ции. Асимметричная информация - это ситуация, возникающая тогда, когда одна из сторон эк-их отношений обладает большей информацией, чем другие.

Существует два вида информации, котор. одна из сторон сделки не обладает, но испытывает в ней потребность. Первый вид информации: когда одна из сторон знает о некоторых своих качествах, не известных др.стороне. Скрытые качества - это качества, о кот.одна из сторон в сделке знает, а другая нет, но хотела бы знать. Второй вид асимметричной информации имеет место тогда, когда одна из сторон в сделке может предпринять действия, затрагивающие интересы др.стороны, но остающиеся вне ведения последней.

В случаях, когда одна сторона в эк-их взаимоотношениях предпринимает действия, за кот. другая сторона не может проследить, следует иметь в виду наличие скрытых действий. Скрытые действия - это действия одной из сторон, кот. остаются вне поля зрения другой.

Скрытые качества и скрытые действия — это два вида асимметричной информации, кот. могут знач-но влиять на рынок.

Следующая причина, по кот. госуд-во должно вмешиваться в рыночный механизм, - это наличие трансакционных издержек. Трансакционные издержки - это издержки, кот. часто не поддаются прямому бухгалт-му учету и могут быть оценены лишь приблиз-но. Трансакционные издержки могут принимать различные формы: денеж.расходов, упущенных возможн-ей, затрат времени.

Для минимизации этих издержек госуд-во с помощью определ-го инструментария вмешивается в действие рыночных механизмов.

Гос. регул-ие: прямое и косвенное. Прямое-гос-во принимает законод-е акты,кот.упорядыч-т и развивают отнош-я в рыночной системе (Гражд.кодекс, закон о защите прав потреб-ей). Косвенное – осущ. гос.регул-ия посредством использ-ия основных инструментов гос-ой эк-ой политики, кот.явл. днеж.-кред. и налог.-бюдж. политика.