ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1209
Скачиваний: 3
32.Сущность и функции денег.
Сущ-ет две концепции происх-ия денег: рационалистическая – высказ-ая Аристотелем и господ-щая до 18в.Он считал, что деньги возникли в резу-те соглашения людей для того, чтобы сделать соизмеримыми различ-е блага и облегчить эк-ий обмен, как резул-т соглаш-я между людьми; эволюционная – сторонники А.Смит, к.Маркс. деньги есть продукт развития обмена и тов-го произв-ва. Они возникли независимо от воли людей в рез-те развития тов-го произв-ва и раздел-я труда. В 20в. возникли два осн-х подхода: функциональный – выражается формулой «деньги это все то, что выполняет функция денег» М.Фридмен; кредитный – совр-е деньги связаны не с опред-ым «ден.товаром», а появл-ся в процессе кред.-депозитной деят-ти банков. Дж.М.Кейнс.
Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Они выражают затраты общ-го труда, воплощенного в товарах, и на этой основе обеспечивают их обмениваемость. Сущность денег проявляется в их функциях.
1. средство обращения. Деньги выступают посредниками между продавцами и покупателями благ. Функ-ия сред-ва обращения предполагает наличие реальных денег.
2. мера стоимости. Деньги используются как счетная единица. С их помощью устанавливаются цены на товары и услуги.
3. средство накопления. Деньги выступают как способ сохранения и приумножения личного бог-ва. Это отложенный на будущее спрос.
4. средство платежа, связана с продажей товаров в кредит, т. е. в долг. Фирмы, люди постоянно заключают контракты с послед-й за этим оплатой. С этой функцией связано появление кред-х денег – векселей, банкнот, чеков. Эту функцию деньги выполняют и при выплате з/п, земельной ренты, налогов, квартирной платы. На международном уровне деньги выполняют функцию мировых денег (5 функция).
Ден.система включ.след.элементы: 1. нац.ден.единицу (рубль, доллар и др.) в которой выражены цены товаров и услуг. 2. систему кред.и бумаж.денег, разменных монет, которые явл.законными платежными средст-ми в наличном обороте. 3. регламентируемые гос-ом формы и условия частных кред-ых денег (векселей, чеков) 4. систему эмиссии денег. т.е. законодат-о закрепленный порядок выпуска денег в обращение. 5. порядок обмена нац.валюты на иностранную и фиксир-ый гос-ом валютный курс. 6. гос-ые органы, ведающие вопросами рег-ия ден.обращ-я.
В завис-ти от вида обращ-ых денег выд-т 2 осн-х типа ден.систем: 1. ден.система метал-ого обращения (золото, сереб.монеты, которые выполняют все функции денег.кредит.деньги могут свободно обмениваться на монеты и слитки) 2.ден.система обращения бумаж. и кредит.денег.
Ден.обращение – это непрерывное движение денег, их функционирование в кач-вк средства обращения или средства платежа. Ден.обращ. состоит из совок-сти безнал-ых денеж. оборотов (безналич.расчеты составляют до 75%) и обращения налич.денег.
Эмиссию денег, т. е. выпуск денег в обращение, осущ-ет центр-ый банк гос-ва. В создании денег принимает участие система коммерческих банков через выдачу кредитов. Выдача ссуды означает появление новых платежных средств у населения. Ден. масса в гос-ве должна соответ-ать товарной массе. Если денег больше чем товаров, то происходит их обесценение, растут цены. Общий рост цен означает инфляцию. Кол-во денег, необх-ое для обращения, можно определить на основе уравнения Фишера:
MV = PQ,где M – денежная масса в обращении; V – скорость обращения денег; P – уровень цен; Q – реальный объем нац. продукта.
Из уравнения MV = PQ ясно, что увеличение показателя М (при неизменности V и Q) должно сопровождаться ростом Р (цен). Данная формула позволяет в первом приближении рассмотреть феномен инфляции.
30.Инфляция, ее причины и формы.
Инфляция – это повыш-е общего уровня цен в эк-ке. Инфляция – процесс обесц-ия денег, снижения их покупат-ой способ-ти. Инфл-я проявл-ся в открытой и скрытой (подавленной) формах. Если ден. масса превышает кол-во, необх-ое для обращ-я имеющейся товар-й массы, то происходит обесц-е ден. массы. Инфл-я может вызыв-ся разн. причинами. Наиболее важн.явл. те, котор. можно вывести на основе закона ден. обращения. Закон ден. обращения регул-ет колич-во денег в обращ-ии и описыв-ся формулой: MV = PY, где P - уровень цен; М- денежная масса; V- скорость обращения денег; У- объем ВВП.
Из форм-ы следует, что уровень цен прямо пропорц-лен расх-ам покуп-ей на приобрет-ие товаров и услуг (MV) и обратно пропорц-лен объему произв-ва У: Р = MV/Y. Отсюда следует, что инфляция вызывается: а) ростом денежной массы; б) повышением скорости обращения ден. массы; в) падением выпуска продукции.
Осн-ым источн-ом роста ден. массы в обращении явл. политика прав-ва, кот. допускает дефицит платеж-го баланса. Для покрытия дефицита «печатаются» доп-е деньги, на кот. прав-во что-то приобр-ет. При этом покуп--ая способ-ть уже имеющихся в обращ-и денег падает из-за инф-ии. Чем больше приобр-ет гос-во, тем больше теряют фирмы и насел-е. Подобное явление экон-ты наз. Инфляц-ым налогом. Инфляц-ый налог = кол-ву напеч-ных денег или бюдж-му дефициту: инфл-ый налог = π М, где π - уровень инф-ии; М- первонач-ая ден. масса. Вторая причина инфл-и - скорость обращ-я денег V. Эта причина явл. существ-ой во время перехода от низких темпов инф-и к высоким, и наоборот. Третья причина – сокращ-е реал-го V нац. произв-ва в рез-те, напр., циклич-го спада, структ-ой перестройки, разрыва хоз. связей. Кол-во товаров сокращ-ся, а ден. масса остается прежней.
Виды инфляции. Разл-ют 2 осн-ых типа инф-и: скрытую и открытую. Скрытая (подавленная) инф. сущ-ет, как правило, в командной эк-ке, где цены и з/п контрол-тся гос-ом, и проявл-ся в дефиците товаров. Она деформирует рын. механизм, и изгот-ли товаров лишаются ценовых сигналов. Цены перестают выполнять функ-ю обратной связи, и рын.механизм разруш-ся. Возникает «теневой» рынок, куда перемещ-ся товары с офиц-го сектора. Открытая инф. проявл-ся в росте цен на тов-ы и усл-и. Она не тормозит рост произв-ва, поскольку продолжает действ-ть ценовой регулятор эк-ки.
В зависимости от темпов роста цен различают следующие виды инфляции.
1. Ползучая инф-я, когда темпы роста цен не превышают 3-4 % год.
2. Галопирующая инф-я. Четкого опред-ия год-го темпа роста нет (до 50 % в месяц). Она негативно влияет на эк-ку во всех отношениях.
3. Гиперинфляция. Темп роста цен - более 50 % в месяц. Гиперинфляция случается редко.
4. Дезинфляция – это замедление темпов инфляции. 5. Дефляция – это падение уровня цен
Инф-я спроса порождается ростом ден.массы и соответствующим избытком покупат-ого спроса над предлож-ем товаров. При этом не имеет значения, за счет чего увелич-ся спрос – увелич-я расх-в гос-ва (госзаказы) или роста инвестиций.
Во многих странах инф-я наблюд-сь и в случаях высокой безработицы и сокращ-я произв-ва. Это объясн-ся инф-й издержек, кот.порождается двойной моноп-й. Сокращ-е реал-го V нац.произ-ва может быть обусловлено ростом издержек произ-ва в рез-те удорожания сырья, топлива, необоснов-го роста з/п, циклич-им спадом в эк-ке, разрывом хоз.связей и т.д. Сокращ-е реального V произ-ва при неизменном уровне ден. массы приводит к повыш-ю темпов инф-и, т.к. меньшему V тов-в и услуг противостоит прежнее кол-во денег. Падение произ-ва вызывает инф-ю издержек (предлож-я).Инфляция измеряется в темпах прироста уровня цен за год :
Р1- Р0
Темп инфляции = ----------- х100,
Р0, где Р1 - уровень цен данного года; Р0 – уровень цен предшествующего года.
Причины, вызывающие инф-ю, могут иметь как ден-й, так и не ден-й харак-р, важнейшими из кот-х явл. следующие: 1. Дефицит гос. бюджета, кот. финанс-ся за счет выпуска гос. ценных бумаг или бум-х денег. Рост налич-х и безнал-х платежных ср-в по сравнению с тов-ой массой приводит к обесц-ю денег. 2. Высокие непроизвод-ые расх-ы гос-ва, т. е. военные расх-ы, на содерж-е управленч-го аппарата, соц. программы и т. д. Рост совок-го спроса за счет данных расх-в гос-ва не сопровожд-ся адекватным увелич-ем нац. произв-ва и ведет к инф-и. 3. Моноп-ая сила ряда крупных корпор-й и моноп-ое полож-е профсоюзов на рынке труда. Моноп-я может обесп-ть поддержание высоких цен на свою продук-ю (как на потреб-ие тов-ы и услуги, так и на эк-ие ресурсы), а моноп-я профсоюзов – рост з/п. 4. Ошибки при проведении кред.ден. регулир-ия. 5. Внешние факт-ы, т. е. падение курса нац. валюты, рост цен на импортируемые эк-ие ресурсы, мир-ые эк-ие кризисы и т. д. 6. Поведение эк-их субъектов. Ожидания дальнейшего развития инф-го процесса приводит к тому, что предпр-ия план-ют рост цен на произв-ую продук-ю, наемные работ-ки требуют повыш-я з/п. Увелич-ся и текущий спрос на товары и услуги. Инф-ая псих-гия приводит к самоподдерживающейся инф-и. Это один из наиболее опасных факторов инф-и.
33.Денежный рынок. Равновесие денежного рынка.
Денеж. рынок – это система товарно-денежных отнош-й между субъектами эк-ки по поводу купли продажи денег, точнее фин-ых актов, т.е. денег, облигаций, акций. Состоит из: фин-ых институтов (банков, пенс-ых фондов, фондовых бирж и т.д.); денеж-х потоков, кот.входят и выходят из фин-ых институтов. Денеж. рынок имеет механизм функционирования, элементами котор. явл. спрос на деньги, предлож-е денег, цена денег.
Цена денег – это %-ая ставка, котор. платит покуп-ль денег (банку, когда берет деньги в кредит; вкладчику, когда банк принимает депозит; гос-во населению по облигациям, когда продает их насел-ю и т.д.).Совокуп-е предлож-е денег – это определенное колич-во денег, находящееся в обращении в определ-ый период. В совр-ной рын-ой эк-ке предлож-е денег создается банк-ой системой: центр-ым и коммерческими банками страны. Центр-ый банк выпускает в обращение монеты, бумажные деньги в форме банкнот различ-го достоинства. Коммер-ие банки создают деньги путем предоставления ссуд предпринимателям, населению.
Для опред-ия предложения денег денеж. массу разбивают на несколько групп, которые называются денежными агрегатами М1, М2, М3, L. В основе их деления лежит степень ликвидности компонентов, входящих в денеж. агрегат. Наиболее ликвидным является агрегат М1, который в себя включает: наличные деньги (монеты, бумажные деньги); вклады до востребования, т.е. вклады, на которые в любой момент могут быть выписаны чеки. М1 – это деньги, используемые в кач-ве сред-ва обращения. В эк-ой теории под деньгами традиционно понимают М1.Центр. банк опред-ет необх-ое кол-во денег в обращении (предлож-е денег), исходя из состояния эк-ки страны, в соотв. с законами денеж. обращения и вне связи с ценой денег (уровнем %-ой ставки). Поэтому в краткосрочном периоде предлож-е денег абсолютно неэластично и зависит от потреб-ти денег в кач-ве средства обращения. Закон денеж. обращения фиксирует зависим-ть кол-ва денег в обращении от суммы цен товаров, с учетом скорости оборота ден.единицы, что выраж-ся форм-й: , где Р – уровень цен; Q – кол-во товаров; V – скорость оборота денег.
Совок-ый спрос на деньги – это общее кол-во денег, которое домохозяйство, бизнес, правит-во желают иметь в данный момент в связи с тем, что деньги выполняют функции средства обращения и средства сбережения. Т. обр., в эк-ой теории выделяются два основных мотива спроса на деньги: для сделок (для покупки товаров и услуг) и для сбережений (сохранения богатства в форме вкладов, покупки ценных бумаг, недвижимости, антиквариата и т.д.)
Кол-во денег необх-ое для сделок зависит от суммы цен товаров и услуг, кот. хотят и могут купить, и от скорости оборота денег . Кол-во денег, которые хотят сберечь, зависит от %-ой ставки по вкладам и по ценным бумагам. Чем выше %-ая ставка, тем большее кол-во денег сберегается и меньше спрос на наличные деньги.
Оптим-ым для денеж. рынка явл. состояние равновесия, т.е. равенства между совок-ым спросом на деньги и совок-ым предлож-ем. Равнов-ие денеж. рынка может нарушаться вследствие изменения предлож-я денег, спроса на деньги и цены денег (%-ой ставки).
Предположим, увеличение ВВП привело к росту спроса на наличные деньги. Если спрос больше предлож-я, цена денег (ставка %) начнет расти, что побудит население больше сберегать в форме вкладов, покупки ценных бумаг. По мере роста сбережений, спрос на налич-е деньги начнет уменьш-ся и ставка % начнет сниж-ся. Т. обр., нарушения равнов-ия на ден.рынке приводят к колебаниям %-ой ставки (цены денег). Изменяясь, она влияет на спрос на деньги и восстанавливает равновесие на рынке денег.
35.Финансы и их функции.
Финансы - это система эк-их отнош-й, возникающих по поводу распред-ия и перераспред-ия части (ВВП) и нац. дохода (НД), формир-ия на этой основе фондов денеж.средств, необх-ых для удовлетв-ия потребн-ей общ-ва. В рамках позит-ой теории финансы выполняют след.задачи:
♦ способствуют формир-ию фондов денеж. средств гос-ва и хозяйствующих субъектов (аккумулирующая, или ресурсообразующая, функция);
♦ перераспред-ют доход общ-ва в пользу одного хозяйствующего субъекта за счет другого, обеспечивая выполн-е соответств-ми хозяйствующими субъектами функций, в которых общество нуждается (распределительная функция).
С позиции нормат-ой теории, функции финансов представ-ют собой механизм, с помощью кот. гос-во может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях:
♦ распределит-ой, меняющей структуру нац. дохода общ-ва; ♦ регулир-щей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъектов для достиже-я целей общ-ва на том или ином этапе его развития; ♦ контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эф-ть использ-ия перераспределенных ден. средств в целях изм-ия параметров такого распред-ия.
Финансовая система - это совокуп-ть фин-х отношений, в процессе кот. различными методами и формами распред-ся фонды денеж. средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и гос-ва, а также учреждений и рынков, их обслуживающих.
В зависимости от методов формир-ия доходов эк-их субъектов финан-ую систему принято подразделять на сферы централизованных (гос-ые финансы) и децентрализованных (частные финансы) финансов. В каждой из выделенных сфер использ-я специфические формы и методы образ-ия и использ-ия фин-ых ресурсов; каждая из них имеет собственное функцион-ое назначение и соответ-щий фин-ый механизм. Сущест-щие различия делают целесооб-ым выдел-е обособл-ых систем фин-ых отношений: гос. финансы; финансы предпр-ий (хозяйс-щих субъектов); финансы дом-х хоз-в.
Базовым звеном финан-ой системы явл. финансы предпр-ий, характеризующиеся обособлением фин-х ресурсов и организационно-правовой основой их формир-ия, поскольку именно здесь, в сфере матер-го произв-ва, формир-ся преобладающая часть фин-х ресурсов страны.
Важной функцией финансов дом-х хоз-в явл. инвестиционная: дом-ие хоз-ва явл. одним из основ-х поставщиков фин-ых ресурсов для эк-ки.
Гос-ые (централиз-ые) финансы - система ден. отношений по формир-ию централиз-ых фондов ден. средств и использ-ию их для выполнения функций государства путем распределения и перераспределив национального дохода. В состав государственных финансов включаются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, гос. кредит, гос. фонды страх-ия.
Гос-ые внебюджт-ые фонды явл. составной частью гос-ых фин-ых сред-в и представ-ют собой совокуп-ть фин-ых ресурсов, использ-ых по целевому назначению (фонд содействия занят-ти, дорожный фонд. фонд охраны природы и т.д.) их наличие обуслов-но огранич-тью бюджет-х ресурсов и возмож-тью доп-ых средств на конк-ые цели.