ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО СРЕЗА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА»


  1. Предмет и методы общей теории права. Ее место и роль в системе общественных и юридических наук.

  2. Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

  3. Основные теории о происхождении государства

  4. Понятие, признаки и социальное назначение государства

  5. Формы правления в современных государствах

  6. Формы государственного устройства

  7. Политико-правовой режим: понятие и виды

  8. Функции государства: понятие и виды

  9. Понятие, назначение, принципы организации аппарата (механизма) государства

  10. Понятие и виды органов государства

  11. Понятие и признаки права

  12. Социальное назначение и функции права

  13. Формы (источники) права. Источники права в Республике Беларусь

  14. Понятие и признаки правовой нормы. Ее структурные элементы

  15. Понятие системы права. Основания деления норм права на отрасли

  16. Правотворчество: понятие, виды, стадии.

  17. Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов

  18. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, цели и виды

  19. Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона

  20. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц

  21. Правосознание: его структура и виды. Правовая культура

  22. Понятие и основные формы реализации права

  23. Толкование норм права: понятие и виды

  24. Толкование норм права по субъекту (по юридической силе)

  25. Акты применения права: понятие, признаки, структура и виды

  26. Понятие и структура правоотношения

  27. Понятие правонарушения и его состав

  28. Юридическая ответственность: понятие, основания возникновения и виды

  29. Законность и правопорядок. Основные принципы законности

  30. Основные положения учения о правовом государстве



Краткие ответы


1. Предмет и методы общей теории права. Ее место и роль в системе общественных и юридических наук

Каждая наука имеет свой предмет исследования, то есть круг изучаемых вопросов. Своим специфическим предметом любая наука отличается от других наук.

Предметом науки и учебной дисциплины «общая теория права» выступают общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Общая теория права – это общетеоретическая юридическая наука, которая занимается исследованием проблем, общих для всех юридических наук. Она, в частности, изучает такие общие для юриспруденции вопросы, как: происхождение государства и права; сущность государства и его назначение; формы государства; государственный механизм (аппарат); сущность права и его назначение; формы (источники) права; система права и его структура; правоотношения; формы реализации права; правонарушение и юридическая ответственность.

Таким образом, общая теория права представляет собой систему знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений.


В системе юридических наук общая теория права занимает особое место.

Во-первых, она является вводной юридической дисциплиной, поскольку изучает основные правовые понятия. В этой связи говорят, что общая теория права выступает энциклопедией права.

Во-вторых, общая теория права является методологической правовой дисциплиной, так как дает исходные знания о праве и создает теоретические предпосылки для изучения других правовых дисциплин.

В-третьих, общая теория права является интегрирующей правовой дисциплиной, поскольку основывается на основных понятиях отраслевых правовых дисциплин.

Методы (методология) общей теории права представляет собой совокупность приемов (способов) научного познания.

Указанные методы подразделяются на две группы:

  1. общие (общенаучные), которые применяются во всех юридических науках;

  2. частные (частнонаучные), которые вырабатываются и применяются в конкретных юридических науках.

К общенаучным методам относят такие методы, как: системный, структурно-функциональный, анализа и синтеза, исторический, сравнительный, социологический.

К числу частнонаучных методов, используемых в общей теории права, относят специально-правовые методы исследования: структурно-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический (толкования права).

Среди перечисленных методов определяющее значение имеют системный и структурно-функциональный методы. Согласно первому методу, основные объекты исследования общей теории права – государство и права – представляются в виде самостоятельных систем, которые состоят из менее объемных частей – подсистем и т.д.

Структурно-функциональный метод основан на том, что все государственно-правовые явления имеют внутреннюю структуру, каждая из частей которой выполняет определенные функции. Например, государство состоит из государственного аппарата, который в свою очередь подразделяется на несколько групп государственных органов. Последние делятся на конкретные органы, выполняющие определенные функции в соответствии с предоставленной им компетенцией.

Все методы применяются комплексно, в различных сочетаниях, что определяется спецификой исследуемого объекта.

  1. Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе


Для первобытного общества характерно отсутствие полити­ческой организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.

Власть в догосударственный период носила сугубо обществен­ный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуще­ствляли все взрослые члены рода — мужчины и женщины, имев­шие равные права. В родовой общине самой высокой властной инстанцией было общее собрание сородичей.

Кроме родовых собраний органами общественной власти при первобытном строе являлись старейшины, военачальники и жре­цы, которые избирались из наиболее авторитетных и уважаемых членов рода. Их влияние в обществе, поддержка членов рода всеце­ло зависели от личных качеств (мудрости, опыта, ловкости, хозяй­ственной способности, военной доблести и т.д.).


Власть в первобытном обществе не имела территориального характера, т.к. распространялась только на членов рода и базировалась на кровных связях.

Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин (а во время войны — и военачальников). Совет старейшин избирал вождя племени. Эта долж­ность на ранних этапах общественного развития также была сме­няемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

Таким образом, в первобытном обществе отсутствовала специ­альная группа людей, которая затем выделяется из его состава с целью управления и осуществления власти.

Основным регулятором общественных отношений в догосударственный период были обычаи — исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократ­ного и длительного применения.

Обычаи закрепляли выработан­ные веками наиболее рациональные и полезные для общества ва­рианты поведения, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества.

Позд­нее появились нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливались, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, обеспечивающий регламентацию еще не очень сложных на том этапе общественных отношений.

Синкретичность (слитность, нерасчлененность) норм первобытной мора­ли, религиозных норм, обычаев, традиций вполне справедливо позволила историкам и этнографам назвать их «мононормами». Они имели естест­венно-природную основу, были продиктованы экономической не­обходимостью и существовали в самом поведении и сознании лю­дей, действовавших в силу привычки. Поэтому. для первобытного человека суще­ствовали единые правила поведения.

Применяя современные классификации правовых норм и спо­собов правового регулирования общественных отношений, нормы первобытного общества можно разделить на два вида: 1) устанавлива­ющие определенные правила поведения и 2) предусматривающие ответ­ственность за нарушение данных правил.

В первом случае социаль­ные нормы запрещают («нельзя»), позволяют («можно») или обязы­вают («необходимо») совершать какие-либо поступки. Запреты со­вершать определенные действия выступали в виде табу. Существовали, например, следующие запреты: на инцест — брак между кровными родственниками; убийство, телесные повреждения, воровство; нарушение распределения производственных функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и т.п.

Дозволения также определяли поведение отдельного че­ловека или объединений людей в первобытном обществе, указы­вая, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора, на промысловые районы и т.д. Позитив­ное обязывание имело своей целью упорядочить необходимое по­ведение человека в повседневной жизни (поддержании костра, изготовлении орудий труда и т.д.).


К нарушителям социальных норм первобытного общества применялись санкции — общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесно­го повреждения, смертная казнь.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что социальные нормы первобытного общества, регулируя поведение людей, выражали интересы всех членов рода, племени, объединяли их на выполнение той или другой зада­чи и тем самым служили воплощением единства, сплоченности своего коллектива. Не будучи закрепленными в письменной фор­ме, они существовали в сознании и поведении людей, обеспечива­ясь в основном силой привычки и соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода и др.).

Таким образом, особенности первобытного строя были таковыми, что не требовали стоящей над обществом специфической власти и спе­циальных абстрактных норм, отражающих интересы различных со­циальных групп. Общественная власть и нормы поведения входили в само содержание жизнедеятельности людей, выражая и обеспечи­вая глубокое экономическое и социальное единство данного со­общества — рода, племени.


  1. Основные теории о происхождении государства


В истории правовой мысли выделяются ряд теорий о происхождении государства:

1) патриархальная (Аристотель, Фильмер, Михайлов);

2) теологическая (Аквинский, Маритен);

3) теория насилия (Гумплович, Дюринг, Кауцкий);

4) договорная (Гроций, Гобс, Локк, Руссо, Радищев);

5) психологическая (Петражицкий, Тард);

6) историко-материалистическая (Морган, Маркс, Энгельс, Ленин).


Наиболее научной и подтвержденной на практике считается историко-материалистическая теория. Она исходит из того, что государство возникает прежде всего в силу экономических причин: обществен­ного разделения туда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем — раскола общества на классы с противопо­ложными экономическими интересами. Как объективный резуль­тат этих процессов, возникают государство и право, которые спе­циальными средствами управления и насилия сдерживают борьбу противоположных классов, защищая преимущественно интересы экономически господствующего сословия. Вышеизложенный под­ход возникновения государства и права занимал центральное место в советской правовой науке.


Смысл патриархальной теории заключается в том, что государ­ство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи, а также трансформации отцовской власти во власть монарха, явля­ющегося отцом всех своих подданных.

Эта теория зародилась в Древней Греции, обоснование получи­ла первоначально в трудах Аристотеля, свое развитие нашла в Евро­пе нового времени. Из патриархальной теории, как и из теологичес­кой, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти. Однако наукой установлено, что патриар­хальная семья появилась вместе с государством в процессе разложе­ния первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются. Следовательно, основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой.



Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства и права, утверждает и защищает тезис «Вся власть от Бога». Она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, не­обходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и дру­гие религиозные организации.

Понятно, что теологическая теория исходит из религиозных воззрений и не является строго научной. Однако она все же отражает отдельные реальные процессы, дей­ствительно имевшие место в ходе становления государств, прежде всего теократических.

Религиозное понимание сущности происхождения государства и права и в наше время остается одним из важных направлений тео­ретического осмысления этих социальных институтов (Ж. Маритен).


Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей XVII-XVIII вв. Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо. Согласно данной теории, государство возникло в результате заключения общественного договора между людьми, находивши­мися в «естественном» состоянии.

Сторонники естест­венного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порожден разумной воли людей. По мнению представителей этой теории, на основе первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма — государство, обеспечивающее охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении индивидов определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа, иначе на­род имеет право на восстание (Ж.Ж. Руссо, А. Радищев).

В своих трудах Дж. Локк обосновал идею конституционной монархии. По его мне­нию, общественный договор является определенным компромиссом между монархом и подданными, определенным ограничением сво­боды и монарха, и народа.

Договорная теория имела известное прогрессивное значение, так как была направлена против феодального государства и права.


Представители теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) объясняют происхождение государства и права не социально-экономическими причинами, а завоеванием, насилием, порабощением одних племен другими. С точки зрения этой тео­рии, именно для порабощения и создается особый аппарат при­нуждения — государство и принимаются законы.

К. Каутский объяснял возникновение государства и образова­ние классов покорением воинственными скотоводами-кочевника­ми мирных земледельцев.

Идеологи теории насилия в своих рассуждениях опираются на известные исторические факты, когда многие государства поя­вились в результате именно завоевания одним народом другого. Однако для возникновения государства необходим определенный уровень экономического развития общества. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению го­сударства.