ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1167
Скачиваний: 3
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО СРЕЗА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА»
-
Предмет и методы общей теории права. Ее место и роль в системе общественных и юридических наук.
-
Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
-
Основные теории о происхождении государства
-
Понятие, признаки и социальное назначение государства
-
Формы правления в современных государствах
-
Формы государственного устройства
-
Политико-правовой режим: понятие и виды
-
Функции государства: понятие и виды
-
Понятие, назначение, принципы организации аппарата (механизма) государства
-
Понятие и виды органов государства
-
Понятие и признаки права
-
Социальное назначение и функции права
-
Формы (источники) права. Источники права в Республике Беларусь
-
Понятие и признаки правовой нормы. Ее структурные элементы
-
Понятие системы права. Основания деления норм права на отрасли
-
Правотворчество: понятие, виды, стадии.
-
Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов
-
Систематизация нормативных правовых актов: понятие, цели и виды
-
Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона
-
Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц
-
Правосознание: его структура и виды. Правовая культура
-
Понятие и основные формы реализации права
-
Толкование норм права: понятие и виды
-
Толкование норм права по субъекту (по юридической силе)
-
Акты применения права: понятие, признаки, структура и виды
-
Понятие и структура правоотношения
-
Понятие правонарушения и его состав
-
Юридическая ответственность: понятие, основания возникновения и виды
-
Законность и правопорядок. Основные принципы законности
-
Основные положения учения о правовом государстве
Краткие ответы
1. Предмет и методы общей теории права. Ее место и роль в системе общественных и юридических наук
Каждая наука имеет свой предмет исследования, то есть круг изучаемых вопросов. Своим специфическим предметом любая наука отличается от других наук.
Предметом науки и учебной дисциплины «общая теория права» выступают общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.
Общая теория права – это общетеоретическая юридическая наука, которая занимается исследованием проблем, общих для всех юридических наук. Она, в частности, изучает такие общие для юриспруденции вопросы, как: происхождение государства и права; сущность государства и его назначение; формы государства; государственный механизм (аппарат); сущность права и его назначение; формы (источники) права; система права и его структура; правоотношения; формы реализации права; правонарушение и юридическая ответственность.
Таким образом, общая теория права представляет собой систему знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений.
В системе юридических наук общая теория права занимает особое место.
Во-первых, она является вводной юридической дисциплиной, поскольку изучает основные правовые понятия. В этой связи говорят, что общая теория права выступает энциклопедией права.
Во-вторых, общая теория права является методологической правовой дисциплиной, так как дает исходные знания о праве и создает теоретические предпосылки для изучения других правовых дисциплин.
В-третьих, общая теория права является интегрирующей правовой дисциплиной, поскольку основывается на основных понятиях отраслевых правовых дисциплин.
Методы (методология) общей теории права представляет собой совокупность приемов (способов) научного познания.
Указанные методы подразделяются на две группы:
-
общие (общенаучные), которые применяются во всех юридических науках;
-
частные (частнонаучные), которые вырабатываются и применяются в конкретных юридических науках.
К общенаучным методам относят такие методы, как: системный, структурно-функциональный, анализа и синтеза, исторический, сравнительный, социологический.
К числу частнонаучных методов, используемых в общей теории права, относят специально-правовые методы исследования: структурно-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический (толкования права).
Среди перечисленных методов определяющее значение имеют системный и структурно-функциональный методы. Согласно первому методу, основные объекты исследования общей теории права – государство и права – представляются в виде самостоятельных систем, которые состоят из менее объемных частей – подсистем и т.д.
Структурно-функциональный метод основан на том, что все государственно-правовые явления имеют внутреннюю структуру, каждая из частей которой выполняет определенные функции. Например, государство состоит из государственного аппарата, который в свою очередь подразделяется на несколько групп государственных органов. Последние делятся на конкретные органы, выполняющие определенные функции в соответствии с предоставленной им компетенцией.
Все методы применяются комплексно, в различных сочетаниях, что определяется спецификой исследуемого объекта.
-
Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
Для первобытного общества характерно отсутствие политической организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.
Власть в догосударственный период носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода — мужчины и женщины, имевшие равные права. В родовой общине самой высокой властной инстанцией было общее собрание сородичей.
Кроме родовых собраний органами общественной власти при первобытном строе являлись старейшины, военачальники и жрецы, которые избирались из наиболее авторитетных и уважаемых членов рода. Их влияние в обществе, поддержка членов рода всецело зависели от личных качеств (мудрости, опыта, ловкости, хозяйственной способности, военной доблести и т.д.).
Власть в первобытном обществе не имела территориального характера, т.к. распространялась только на членов рода и базировалась на кровных связях.
Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин (а во время войны — и военачальников). Совет старейшин избирал вождя племени. Эта должность на ранних этапах общественного развития также была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).
Таким образом, в первобытном обществе отсутствовала специальная группа людей, которая затем выделяется из его состава с целью управления и осуществления власти.
Основным регулятором общественных отношений в догосударственный период были обычаи — исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного и длительного применения.
Обычаи закрепляли выработанные веками наиболее рациональные и полезные для общества варианты поведения, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества.
Позднее появились нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливались, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, обеспечивающий регламентацию еще не очень сложных на том этапе общественных отношений.
Синкретичность (слитность, нерасчлененность) норм первобытной морали, религиозных норм, обычаев, традиций вполне справедливо позволила историкам и этнографам назвать их «мононормами». Они имели естественно-природную основу, были продиктованы экономической необходимостью и существовали в самом поведении и сознании людей, действовавших в силу привычки. Поэтому. для первобытного человека существовали единые правила поведения.
Применяя современные классификации правовых норм и способов правового регулирования общественных отношений, нормы первобытного общества можно разделить на два вида: 1) устанавливающие определенные правила поведения и 2) предусматривающие ответственность за нарушение данных правил.
В первом случае социальные нормы запрещают («нельзя»), позволяют («можно») или обязывают («необходимо») совершать какие-либо поступки. Запреты совершать определенные действия выступали в виде табу. Существовали, например, следующие запреты: на инцест — брак между кровными родственниками; убийство, телесные повреждения, воровство; нарушение распределения производственных функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и т.п.
Дозволения также определяли поведение отдельного человека или объединений людей в первобытном обществе, указывая, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора, на промысловые районы и т.д. Позитивное обязывание имело своей целью упорядочить необходимое поведение человека в повседневной жизни (поддержании костра, изготовлении орудий труда и т.д.).
К нарушителям социальных норм первобытного общества применялись санкции — общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что социальные нормы первобытного общества, регулируя поведение людей, выражали интересы всех членов рода, племени, объединяли их на выполнение той или другой задачи и тем самым служили воплощением единства, сплоченности своего коллектива. Не будучи закрепленными в письменной форме, они существовали в сознании и поведении людей, обеспечиваясь в основном силой привычки и соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода и др.).
Таким образом, особенности первобытного строя были таковыми, что не требовали стоящей над обществом специфической власти и специальных абстрактных норм, отражающих интересы различных социальных групп. Общественная власть и нормы поведения входили в само содержание жизнедеятельности людей, выражая и обеспечивая глубокое экономическое и социальное единство данного сообщества — рода, племени.
-
Основные теории о происхождении государства
В истории правовой мысли выделяются ряд теорий о происхождении государства:
1) патриархальная (Аристотель, Фильмер, Михайлов);
2) теологическая (Аквинский, Маритен);
3) теория насилия (Гумплович, Дюринг, Кауцкий);
4) договорная (Гроций, Гобс, Локк, Руссо, Радищев);
5) психологическая (Петражицкий, Тард);
6) историко-материалистическая (Морган, Маркс, Энгельс, Ленин).
Наиболее научной и подтвержденной на практике считается историко-материалистическая теория. Она исходит из того, что государство возникает прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения туда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем — раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов, возникают государство и право, которые специальными средствами управления и насилия сдерживают борьбу противоположных классов, защищая преимущественно интересы экономически господствующего сословия. Вышеизложенный подход возникновения государства и права занимал центральное место в советской правовой науке.
Смысл патриархальной теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи, а также трансформации отцовской власти во власть монарха, являющегося отцом всех своих подданных.
Эта теория зародилась в Древней Греции, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, свое развитие нашла в Европе нового времени. Из патриархальной теории, как и из теологической, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти. Однако наукой установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются. Следовательно, основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой.
Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства и права, утверждает и защищает тезис «Вся власть от Бога». Она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.
Понятно, что теологическая теория исходит из религиозных воззрений и не является строго научной. Однако она все же отражает отдельные реальные процессы, действительно имевшие место в ходе становления государств, прежде всего теократических.
Религиозное понимание сущности происхождения государства и права и в наше время остается одним из важных направлений теоретического осмысления этих социальных институтов (Ж. Маритен).
Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей XVII-XVIII вв. Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо. Согласно данной теории, государство возникло в результате заключения общественного договора между людьми, находившимися в «естественном» состоянии.
Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порожден разумной воли людей. По мнению представителей этой теории, на основе первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма — государство, обеспечивающее охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении индивидов определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа, иначе народ имеет право на восстание (Ж.Ж. Руссо, А. Радищев).
В своих трудах Дж. Локк обосновал идею конституционной монархии. По его мнению, общественный договор является определенным компромиссом между монархом и подданными, определенным ограничением свободы и монарха, и народа.
Договорная теория имела известное прогрессивное значение, так как была направлена против феодального государства и права.
Представители теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) объясняют происхождение государства и права не социально-экономическими причинами, а завоеванием, насилием, порабощением одних племен другими. С точки зрения этой теории, именно для порабощения и создается особый аппарат принуждения — государство и принимаются законы.
К. Каутский объяснял возникновение государства и образование классов покорением воинственными скотоводами-кочевниками мирных земледельцев.
Идеологи теории насилия в своих рассуждениях опираются на известные исторические факты, когда многие государства появились в результате именно завоевания одним народом другого. Однако для возникновения государства необходим определенный уровень экономического развития общества. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.