ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1148

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Представители психологической теории (Г. Тард, Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др.) объясняют возникновение государства и права проявлением особых свойств человеческой психики, психической потребностью людей подчиняться. Сторонники этой теории в ряде случаев выдвигают мысль о том, что государство представляет собой организацию для руководства обществом со стороны выдающихся, психически сильных личностей.

Естественно, что социальные закономерности реализуются че­рез человеческую деятельность, на которую определенное влияние оказывает психика индивидуума. Однако последняя формируется под воздействием соответствующих экономических, социальных и иных условий, которые и должны учитываться прежде всего.

Необходимо также отметить, что ни одна значительная теория происхождения государства и права не возникла на пустом месте, как просто рациональный плод абстрактной мысли. Все указанные теории были так или иначе порождены социальными и политиче­скими условиями своего времени.


  1. Понятие, признаки и социальное назначение государства


Государствоуниверсальная политико-территориальная организация общества, предназначенная для его управления и развития.

Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечить с помощью аппарата власти целостность общества и его надлежащее функционирование (С.С.Алексеев).

Выделяется два подхода к сущности государства: 1) классовый, в рамках которого государство определяется как политическая организация экономически господствующего класса; 2) общесоциальный, в рамках которого государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных социальных групп.

Социальное назначение государства служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.


Для государства характерны следующие признаки:

  1. наличие властного аппарата;

  2. разделение населения по территориальному принципу;

  3. система налогов и сборов;

  4. наличие права;

  5. суверенитет.

Первым и самым важным признаком государства является на­личие такой власти, интересы которой не совпадают с интересами населения (в отличие от коллективной власти родового общества). Государственная власть стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы экономически сильного меньшинства, у не всего общества. Такую власть называют публичной, поскольку от имени всего народа.

Другими словами, возникнове­ние государства всегда связано с изменением характера публичной власти, превращением ее в политическую власть. Осуществление этой власти требует определенной организации — формирования государственных учреждений, специального аппарата (чиновни­ков, армии, полиции, судей и т.д.).


Вторым признаком государства является разделение населе­ния и власти по административно-территориальному принципу. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет и охраняет свои границы. Территория является своего рода мате­риальной базой любого государства, без которой оно не может су­ществовать.

Население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или граждан­ства и пользуется его защитой как внутри страны, так и за ее пре­делами.

Третьим признаком государства являются налоги и сборы, взыски­ваемые принудительно. Они обусловлены тем, что государство, вы­полняя общие дела, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности, поддержания правопорядка внутри страны, реализации социальных программ, содержания управленческого аппарата и т.д.

Четвертым признаком является издание пра­вовых норм. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными.

Пятым признаком государства является суверенитет. Он означает самос­тоятельность, независимость государства в осуществлении им сво­ей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях при условии соблюдения суверените­та других государств.


Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. В современной юридической литературе предлагается следующее определение государства: это политико-территориаль­ная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предпи­саний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на право­вой основе все более широкие общесоциальные функции (профессор А.В.Вишневский).


  1. Формы правления в современных государствах


Форма правления представляет собой структуру высших орга­нов государственной власти, порядок их образования и взаимодей­ствия между собой и с населением.

Формы правления в значительной мере различаются в зависи­мости от того, осуществляется власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором — республиканская.

Монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными юридическими свойствами клас­сической монархической формы правления являются: пожизненное пользование властью главой государства (царем, королем, императо­ром, шахом); занятие трона по наследству или по праву родства.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традици­онные, в основном формальные черты монархического правления.



Республика — это такая форма правления, при которой вер­ховная государственная власть осуществляется выборными орга­нами, избираемыми населением на определенный срок. Общими юридическими признаками республиканской формы правления являются: выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти по поручению народа; разделе­ние власти на законодательную, исполнительную и судебную; взаимная ответственность государства (всех его органов) и лич­ности и др.

Современные республики делятся на два вида: парламентарные и президентские.

Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к партиям, имеющим большин­ство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятель­ность несут ответственность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парла­ментских выборов.

Главной функцией парламента являются законодательная дея­тельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, реше­ние вопросов внешней политики.

Второй разновидностью республиканской формы правления является президентская республика. В ней президент сосредоточи­вает в своих руках полномочия главы государства и главы исполнительной власти.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Однако для всех президентских республик ха­рактерным является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице, либо не­посредственно назначает главу правительства и участвует в форми­ровании правительства.

Кроме парламентарной и президентской республики сущес­твует еще и смешанная (полупрезидентская) республика. Она ха­рактеризуется сочетанием основных черт обоих типов республи­канской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конститу­ции страны возможность роспуска парламента или его нижней па­латы по инициативе президента в случае возникновения непреодо­лимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (такое правомочие президента закреплено, например, в России, Франции, Беларуси).


Таким образом, парламентарная и президентская республики в основном различаются в зависимости от того, какой из органов высшей власти — президент или парламент — формирует прави­тельство и осуществляет прямое руководство им, а следовательно, перед кем — президентом или парламентом — правительство не­посредственно несет ответственность.


  1. Формы государственного устройства


Форма государственного устройства – это национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государство как целым, так и его частями (А.Ф.Вишневский)

В теории и практике выделяют две формы государственного устройства – простые (унитарные) и сложные (федерации и конфедерации).

Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства. Они представляют собой цельные государственные образования, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются централь­ным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают, не имеют никаких атрибутов государственности. В унитарном государстве действуют единые система высших орга­нов власти и управления, конституция, система законодательства, денежная система, налоговая и кредитная политика, гражданство, вооруженные силы.

По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Для первого характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной само­стоятельностью. Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и правотворческую автономию. Од­нако нормотворческая деятельность местных органов того или иного уровня административно-территориальных единиц носит подчиненный, подзаконный характер. Унитарное государство мо­жет быть однонациональным (Беларусь, Польша, Франция) и мно­гонациональным (Китай, Афганистан).


Федерация (от лат.— объединение, союз) — сложное союзное государство, части (субъекты) которого являются государственны­ми образованиями и обладают в той или иной мере суверенитетом и другими признаками государственности.

Для большинства федеративных государств характерны следующие признаки:

1) компетенция между федерацией и ее субъектами разграни­чивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

2) существует федеральная система законодательства и зако­нодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона.


3) парламент имеет двухпалатное строение, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;

4) существуют единые финансовая и денежная системы;

5) у субъектов отсутствует право выхода из федерации (сецессия).

В зависимости от принципа формирования различают два основных вида федераций: административно-территориальную (образованную на основе территориального принципа) и националь­но-государственную (образованную по национальному принципу).

Менее распространенной формой государственного устройства явля­ется конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют собствен­ные высшие органы власти, управления и правосудия. Для коорди­нации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы, функционирующие лишь в строго определенных целях.

Конфедерация, как правило, носит временный характер и не­редко рассматривается как промежуточное звено на пути движе­ния государств к образованию федерации (США, Швейцария) или распадается (Речь Посполитая). В настоящее время конфедерацией считается Швейцария, хотя фактичес­ки она является федерацией. Признаки конфедерации также име­ются в Содружестве Независимых Государств (СНГ).


  1. Политико-правовой режим


Политико-правовой режим — это совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Это наиболее динамичная сторона государства, чутко реагирующая на важные процессы и изменения, происходящие в экономической и социальной сферах (А.Ф.Вишневский).

Политико-правовой режим в значительной мере индивидуали­зирует форму государства. Он охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества.

Политико-правовой режим включает в себя как методы государственного властвования, так и характерные способы дея­тельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т.д.).

Политических режимов (в узком и широком смысле) существу­ет много, поскольку на разновидность их оказывает влияние целый ряд обстоятельств: сущность и форма государства, соотношение политических сил в стране, международная обстановка и др.

Демократическому режиму прису­щи следующие основные черты:

1) плюрализм в общественно-политической жизни. Этот прин­цип проявляется в деятельности различных партий, других обще­ственных организаций и объединений, которые представляют ин­тересы самых различных социальных групп и слоев населения.

2) реализация в практике прин­ципа разделения властей.

3) признание и уважение прав и свобод личности;

4) наличие эффективных средств защиты прав и свобод личности;