ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1172
Скачиваний: 3
Представители психологической теории (Г. Тард, Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др.) объясняют возникновение государства и права проявлением особых свойств человеческой психики, психической потребностью людей подчиняться. Сторонники этой теории в ряде случаев выдвигают мысль о том, что государство представляет собой организацию для руководства обществом со стороны выдающихся, психически сильных личностей.
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческую деятельность, на которую определенное влияние оказывает психика индивидуума. Однако последняя формируется под воздействием соответствующих экономических, социальных и иных условий, которые и должны учитываться прежде всего.
Необходимо также отметить, что ни одна значительная теория происхождения государства и права не возникла на пустом месте, как просто рациональный плод абстрактной мысли. Все указанные теории были так или иначе порождены социальными и политическими условиями своего времени.
-
Понятие, признаки и социальное назначение государства
Государство – универсальная политико-территориальная организация общества, предназначенная для его управления и развития.
Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечить с помощью аппарата власти целостность общества и его надлежащее функционирование (С.С.Алексеев).
Выделяется два подхода к сущности государства: 1) классовый, в рамках которого государство определяется как политическая организация экономически господствующего класса; 2) общесоциальный, в рамках которого государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных социальных групп.
Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.
Для государства характерны следующие признаки:
-
наличие властного аппарата;
-
разделение населения по территориальному принципу;
-
система налогов и сборов;
-
наличие права;
-
суверенитет.
Первым и самым важным признаком государства является наличие такой власти, интересы которой не совпадают с интересами населения (в отличие от коллективной власти родового общества). Государственная власть стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы экономически сильного меньшинства, у не всего общества. Такую власть называют публичной, поскольку от имени всего народа.
Другими словами, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, превращением ее в политическую власть. Осуществление этой власти требует определенной организации — формирования государственных учреждений, специального аппарата (чиновников, армии, полиции, судей и т.д.).
Вторым признаком государства является разделение населения и власти по административно-территориальному принципу. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет и охраняет свои границы. Территория является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать.
Население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой как внутри страны, так и за ее пределами.
Третьим признаком государства являются налоги и сборы, взыскиваемые принудительно. Они обусловлены тем, что государство, выполняя общие дела, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности, поддержания правопорядка внутри страны, реализации социальных программ, содержания управленческого аппарата и т.д.
Четвертым признаком является издание правовых норм. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными.
Пятым признаком государства является суверенитет. Он означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях при условии соблюдения суверенитета других государств.
Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. В современной юридической литературе предлагается следующее определение государства: это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более широкие общесоциальные функции (профессор А.В.Вишневский).
-
Формы правления в современных государствах
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и с населением.
Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором — республиканская.
Монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными юридическими свойствами классической монархической формы правления являются: пожизненное пользование властью главой государства (царем, королем, императором, шахом); занятие трона по наследству или по праву родства.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.
Республика — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими юридическими признаками республиканской формы правления являются: выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти по поручению народа; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; взаимная ответственность государства (всех его органов) и личности и др.
Современные республики делятся на два вида: парламентарные и президентские.
Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к партиям, имеющим большинство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятельность несут ответственность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Главной функцией парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.
Второй разновидностью республиканской формы правления является президентская республика. В ней президент сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы исполнительной власти.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Однако для всех президентских республик характерным является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице, либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании правительства.
Кроме парламентарной и президентской республики существует еще и смешанная (полупрезидентская) республика. Она характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики.
Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (такое правомочие президента закреплено, например, в России, Франции, Беларуси).
Таким образом, парламентарная и президентская республики в основном различаются в зависимости от того, какой из органов высшей власти — президент или парламент — формирует правительство и осуществляет прямое руководство им, а следовательно, перед кем — президентом или парламентом — правительство непосредственно несет ответственность.
-
Формы государственного устройства
Форма государственного устройства – это национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государство как целым, так и его частями (А.Ф.Вишневский)
В теории и практике выделяют две формы государственного устройства – простые (унитарные) и сложные (федерации и конфедерации).
Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства. Они представляют собой цельные государственные образования, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают, не имеют никаких атрибутов государственности. В унитарном государстве действуют единые система высших органов власти и управления, конституция, система законодательства, денежная система, налоговая и кредитная политика, гражданство, вооруженные силы.
По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Для первого характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью. Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и правотворческую автономию. Однако нормотворческая деятельность местных органов того или иного уровня административно-территориальных единиц носит подчиненный, подзаконный характер. Унитарное государство может быть однонациональным (Беларусь, Польша, Франция) и многонациональным (Китай, Афганистан).
Федерация (от лат.— объединение, союз) — сложное союзное государство, части (субъекты) которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере суверенитетом и другими признаками государственности.
Для большинства федеративных государств характерны следующие признаки:
1) компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;
2) существует федеральная система законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона.
3) парламент имеет двухпалатное строение, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;
4) существуют единые финансовая и денежная системы;
5) у субъектов отсутствует право выхода из федерации (сецессия).
В зависимости от принципа формирования различают два основных вида федераций: административно-территориальную (образованную на основе территориального принципа) и национально-государственную (образованную по национальному принципу).
Менее распространенной формой государственного устройства является конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы, функционирующие лишь в строго определенных целях.
Конфедерация, как правило, носит временный характер и нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации (США, Швейцария) или распадается (Речь Посполитая). В настоящее время конфедерацией считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации также имеются в Содружестве Независимых Государств (СНГ).
-
Политико-правовой режим
Политико-правовой режим — это совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Это наиболее динамичная сторона государства, чутко реагирующая на важные процессы и изменения, происходящие в экономической и социальной сферах (А.Ф.Вишневский).
Политико-правовой режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества.
Политико-правовой режим включает в себя как методы государственного властвования, так и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т.д.).
Политических режимов (в узком и широком смысле) существует много, поскольку на разновидность их оказывает влияние целый ряд обстоятельств: сущность и форма государства, соотношение политических сил в стране, международная обстановка и др.
Демократическому режиму присущи следующие основные черты:
1) плюрализм в общественно-политической жизни. Этот принцип проявляется в деятельности различных партий, других общественных организаций и объединений, которые представляют интересы самых различных социальных групп и слоев населения.
2) реализация в практике принципа разделения властей.
3) признание и уважение прав и свобод личности;
4) наличие эффективных средств защиты прав и свобод личности;