ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1171

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6) опубликование закона и его вступление в силу.

Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если иное не установлено в самом законе (с момента опубликования или в более поздний срок).


17. Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов


Под нормативным правовым актом понимается официальный письменный документ субъектов правотворчества , содержащий правовые нормы.

Такое определение содержится в ст.1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г.

По сравнению с другими источниками права нормативный правовой акт обладает следующими отличительными признаками:

1) имеет точно установленную юридическую форму (закон, декрет, указ, постановление и др.);

2) издается уполномоченными на то субъектами правотворчества – государственными органами, должностными лицами или путем референдума;

3) содержит новые нормы права.

Указанные признаки предопределяют преимущества нормативных правовых актов. Они содержат четкие формулировки правовых предписаний для участников правоотношений, что делает их понятными для населения. Нормативными актами можно пользоваться многократно в типичных ситуациях, на которые они рассчитаны. При необходимости текст нормативных правовых актов можно поправить путем внесения соответствующих изменений и дополнений.

В странах с романо-германской правовой системой нормативный правовой акт является основным источником права.

В Республике Беларусь нормативный правовой акт имеет множество разновидностей. Основные из них перечислены в ст.2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г.

К их числу относятся: 1) Конституция; 2) решения референдумов; 3) программные законы; 4) кодексы; 5) законы; 6) декреты Президента; 7) указы Президента; 8) постановления палат Парламента; 9) постановления Правительства; 10) акты Конституционного суда, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, имеющие нормативный характер; 11) постановления республиканских органов государственного управления (Национального банка, министерств и ведомств); 12) регламенты государственных органов; 13) инструкции; правила, уставы, приказы, носящие нормативный характер; 14) решения местных органов управления и самоуправления.

Характерной особенностью всех нормативных правовых актов является то, что они содержат новые нормы права, то есть правила поведения, регулирующие определенную сферу общественных отношений, рассчитанные на широкий круг лиц и неоднократное применение в типичных ситуациях.


18. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, цели, виды


Под систематизацией нормативных правовых актов понимается целенаправленная деятельность государственных органов, а также с их разрешения -негосударственных организаций по упорядочению правового материала, приведению его в определенную согласованную систему (А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский).


Цели систематизации – приведение действующих нормативных актов в четко упорядоченную и согласованную систему для упрощения пользования ими.

Необходимость систематизации обусловлена тем, что с течением времени некоторые нормативные акты устаревают, входят в противоречие с другими актами, между ними возникают коллизии и т.п.

Современная юриспруденция использует, в основном, три вида систематизации: кодификацию, инкорпорацию и консолидацию.

Кодификация – такой вид систематизации, который предполагает коренную переработку нормативного правового материала или внесения в него новых существенных изменений и дополнений.

В результате кодификации создается новый нормативный акт, обладающий цельным характером. Он объединяет нормативный материал, регулирующий однородные общественные отношения и имеющий, как правило, сложную структуру. Примеры: кодексы, положения, уставы, правила.


Инкорпорация представляет собой объединение нормативных правовых актов, при котором они включаются в различные сборники без изменения их содержания.

Выделяются два вида инкорпорации: официальная и неофициальная.

Официальная инкорпорация предполагает издание сборников правовых актов государственными органами. Эти сборники являются официальными источниками права.

В настоящее время все нормативные правовые акты подлежат обязательной регистрации и опубликованию в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь.

Неофициальная инкорпорация включает в себя издание сборников правовых актов государственными и негосударственными юридическими учреждениями (научными и учебными), отдельными учеными и просто гражданами.

Консолидация как форма систематизации предполагает объединение в сводном правовом акте различных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений.

В процессе подготовки консолидированного акта осуществляется редакционная правка объединяемых правовых актов, производится внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем.

Консолидация имеет только официальный характер.

Примеры: Свод законов Российской империи; Свод законов СССР; Свод законов Республики Беларусь (работа над ним осуществляется Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь).


19. Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона


В Республике Беларусь указанные вопросы регулируются Законом от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 4 января 2002 г.).


Нормативно-правовые акты могут вступать в силу:

1) С момента принятия;

2) Со времени, указанного в самом нормативном акте;

3) По истечение установленного срока со дня их опубликования


Нормативные правовые акты утрачивают юридическую силу в случаях:

1) Истечения срока, установленного в самом нормативном акте;

2) Прямой отмены нормативного акта;

3) Замены акта другим, который устанавливает новые правила.


Нормативные правовые акты вступают в силу со следующего времени:


  • законы Республики Беларусь и декреты Президента Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок;

  • указы Президента, постановления Совета Министров и иные нормативные акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (ст. 65 Закона от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).


Под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизводства текстов в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь и иных официальных изданиях, определяемых президентом Республики Беларусь. К их числу относятся газеты «Советская Белоруссия», «Звязда», «Народная газета», «Рэспубліка”.

С действием нормативно-правовых актов во времени связано понятие «обратная сила закона», которое выступает исключением из общего правила действия. Обратная сила закона означает распространение действия акта на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу.

По общему правилу, закон обратной силы не имеет, кроме случаев:

  1. если он смягчает или отменяет ответственность граждан или

  2. иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта.


Следует отметить, что понятие «закон» в данном случае толкуется расширительно: под ним понимаются все законодательные акты, в том числе декреты Президента. Об этом говорится в статье 104 Конститу­ции Республики Беларусь и статье 67 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».




20. Действие нормативных правовых актов во пространстве и по кругу лиц


Действие нормативных правовых актов в пространстве связано с определением терри­тории, на которой нормы этих актов подлежат применению.

В международном праве под территорией государства понима­ется часть земного шара, принадлежащая определенному государ­ству и находящаяся под его суверенной властью. В состав террито­рии государства входят: вся суша в пределах его границ, включая недра; внутренние (национальные) и территориальные воды (при­брежные воды морей и океанов определенной ширины); воздушное пространство в пределах границ государства; военные суда (мор­ские и воздушные) под флагом государства; невоенные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве; космические корабли (станции) со знаком государ­ства, зарегистрировавшего объект. К территории государства при­равниваются территории посольств, консульств, миссий, находя­щихся за рубежом.

Эти теоретические положения нашли норматив­ное закрепление в статье 68 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: «Нормативные правовые акты респуб­ликанских (центральных) государственных органов имеют обяза­тельную силу на всей территории Республики Беларусь, норматив­ные правовые акты органов местного управления и самоуправле­ния — на соответствующей территории Республики Беларусь».

Законодательство Республики Беларусь может применяться также в случаях, если правонарушения совершены ее гражданами на территории другого государства. Так, согласно статье 6 УК Республики Беларусь граждане, совершившие преступление вне ее пределов, подле­жат ответственности по белорусскому законодательству, если со­вершенные ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понес­ли уголовную ответственность в этом государстве.

Что касается применения нормативных правовых актов одной страны на территории другой, то оно может осуществляться лишь в со­ответствии с международными соглашениями. Например, между странами, входящими в Содружество Независимых Государств, подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отно­шениях по гражданским, семейным и уголовным делам, в которой определен порядок взаимоотношения этих стран в случаях возник­новения юридических дел, связанных с территориальными преде­лами действия актов государств.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц означает их действие в отношении всех субъек­тов права, находящихся на его территории: граждан госу­дарства, лиц без гражданства, иност­ранцев, лиц с двойным гражданством, а также всех организаций, функционирующих на территории данного государства.

Такое положение закреплено в части 2 статьи 68 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: «Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республи­ки Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Рес­публики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц».


Некоторые нормативные правовые акты распространяют свое действие лишь на определенные категории лиц, государственных органов, организаций. Определенные акты распространяются только на военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и т.п.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на ее территории пользуются правами и свободами и несут обязанности наравне с гражданами страны, если иное не определено Конституцией, зако­нами и международными договорами Республики Беларусь. Так, в отношении указанных лиц имеются некоторые правовые ограниче­ния: они не могут избирать и быть избранными в представитель­ные органы государства, участвовать в референдумах; не могут вы­полнять обязанности по несению воинской службы; не вправе занимать определенные государственные должности, состоять на службе в органах внутренних дел.

Некоторые категории лиц пользуются на территории Республики Беларусь правом экстерриториальности. Так, в соответствии с международными соглашениями главы иностран­ных государств и правительств, сотрудники иностранных диплома­тических представительств (послы, посланники, поверенные в де­лах, советники, торгпреды и их заместители, военные атташе и их помощники, секретари и др.) в силу их определенной служебной принад­лежности наделены дипломатическим иммунитетом. Он состоит в том, что эти лица обладают правом личной неприкосновенности и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Вопросы уголовной или административной ответственности дипломатических представителей иностранных государств в слу­чаях совершения ими соответствующих правонарушений на территории страны пребывания разрешаются дипломатическим пу­тем.


21. Правосознание: его структура и виды. Правовая культура


Правосознание — это система правовых взглядов, теорий, идей, представлений, оценок, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к праву и правовой действительности. (А.Ф.Вишневский)

Правосознание, являясь составным элементом правовой систе­мы общества, тесно связано с другими частями этой системы. Так, оно пронизывает все стадии правотворческого процесса и находит свое выражение в содержании норм права. Правосознание играет важную роль и в правоприменительной дея­тельности государственных органов.

В структуре правосознания выделяется два взаимосвязанных элемента: правовая идеология и правовая психология .

Правовая идеология — это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности. То есть, в этой сфере правосознания преобладают теоретические и преимущес­твенно систематизированные знания о праве. Отсюда понятно, что правовая идеология вырабатывается специалистами и усваивается населе­нием в процессе правового воспитания, при получении юридичес­кого образования, знакомстве с норма­тивными актами.


Правовая психология — это такая сфера правосознания, которая включает оценки, чувства, эмоции, настрое­ния людей в отношении правовой действительности. Она формируется преимущественно на основе эмоций, переживаний («хорошая» или «пло­хая», «справедливая» или «несправедливая» и т.д.).

Как правило, правовую идеологию и правовую пси­хологию достаточно трудно отделить друг от друга, так как обе эти сферы правосознания тесно связаны и взаимодействуют между собой. Активно пропагандируемые юридические концепции (та же теория правового государства) воздействуют на правовую психологию. Однако эмоциональные, чувственные элементы правосознания также имеют огромное значение для развития правовой идеологии.

Некоторые белорусские ученые (профессор Н.А.Горбаток, доцент А.Ф.Лебедев) в качестве самостоятельного элемента правосознания выделяют правовую мораль как представления людей о действу­ющем праве с точки зрения их мораль­ных убеждений.

Классификация правосознания обычно проводится двум основаниям — по субъектам и по уровням развития.

По субъектам различают индивидуальное, групповое и обще­ственное правосознание. Индивидуальное правосознание — это представления, взгляды, эмоции и т.д. одного человека. Групповое правосознание формируется у определенных катего­рий граждан (молодежи, студентов, пенсионеров, педагогов, вра­чей, судей, адвокатов) В масштабах общества складывается общественное правосознание.

В зависимости от уровня развития различают обыденное, теоретическое и профес­сиональное правосознание.

Обыденное, или эмпирическое, правосознание складывается самопроизвольно. Оно представляет собой отражение правовых явлений на основе повседневного опыта. Теоретическое (на­учное) правосознание формируется на базе научных исследований и выражается в понятиях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления.

Особенностью профессионального правосознания является то, что оно базируется на глубоком зна­нии законодательства и практики его применения. Такое правосознание характерно для юристов — судей, прокуроров, адвокатов, юрис­консультов и т.д.

Правовая культура представляет собой часть культуры общества, которая отражает уровень развития правосознания общества и граждан, законодательства и в целом правовой системы.

Правовая культура общества проявляется в таких показателях, как качество (демократизм) законодательства, уровень работы правоохранительных органов, качество юридического образования, уровень развития юридической науки, состояние законности и правопорядка.

По субъектному признаку выделяют правовую культуру отдельно взятого индивида, групповую (социальной группы) и общества в целом.

Правовая культура индивида проявляется в его поведении (правомерном или неправомерном), отношении к праву (уважительное или пренебрежительное) и уровне развития правосознания.