ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1170
Скачиваний: 3
5) либеральный режим экономической жизни.
Демократический режим базируется на правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общества, а поэтому он возможен только в правовом государстве, связанном правом, обеспечивающим верховенство закона.
Недемократическим режимам присущи следующие черты:
1) господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности.
2) ограничение политических прав и свобод;
3) прямое вмешательство государства в экономику;
4) широкое использование карательных мер в отношении противников режима.
Ясно, что демократический режим в устройстве государства наиболее адекватен новым задачам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.
8. Функции государства: понятие и виды
В научной и учебной литературе под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Первое служит критерием разграничения функций государства, второе показывает, какие управленческие действия в данной сфере совершает государство.
Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене. Поэтому и функции государства по сферам действия подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним функциям белорусского государства следует отнести:
а) экономическую. Она характеризуется выработкой и координацией государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. Это, например, выражается в кредитной, налоговой, эмиссионной, инвестиционной политике государства.
б) идеологическую. Она выражается в деятельности государства по научной разработке и поддержке определенной гуманистической идеологии, в том числе политической, религиозной, патриотической, обеспечивающей соответствующую направленность образования, воспитания, деятельности средств массовой информации;
в) социальную. Она призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных и духовных благ;
г) функцию охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Она выражается в деятельности государства, содержанием которой является защита принципов правового государства — верховенства закона, равенства всех перед законом, разделения властей, строгого соблюдения основных прав и свобод человека, неотвратимости наказания за правонарушения и др.;
а) экологическую. Она состоит в установлении государством правового режима природопользования, в его обязательстве перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др;
ж) культурную. Ее составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — прежде всего национальной литературы, искусства, кино, средств массовой информации, науки, образования и др.
К внешним функциям современного белорусского государства можно отнести следующие:
а) обеспечение обороноспособности страны, которая базируется на принципе поддержания достаточного уровня военной защищенности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, защиты суверенитета и территориальной целостности;
б) взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, включающее установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы государства с интересами других стран.;
в) участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества предполагает недопущение новой глобальной войны, распространения ядерного оружия.
Практика свидетельствует, что ряд функций государства носит «пограничный», внутри-внешний, характер. Такой характер, например, все более приобретает экологическая функция. Поэтому разделение функций на внутренние и внешние на современном этапе развития государственно-организованного общества носит в некоторой степени условный характер.
Все большее значение приобретает выделение глобальных функций современного государства, характеризующих его деятельность в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, создания и использования ядерной, информационной технологий, защиты прав и свобод человека.
-
Понятие, назначение, принципы организации аппарата государства
Задачи и функции государства осуществляются при помощи государственного аппарата или механизма государства.
Понятия «механизм государства» и «аппарат государства» часто отождествляются. Однако в юридической науке существует и иная точка зрения (С.А.Комаров), в соответствии с которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих государственно-властную деятельность и наделенных для этого необходимыми полномочиями. Понятие государственного механизма трактуется более широко, в него включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, исправительно-трудовые учреждения и др.). Эта точка зрения представляется более обоснованной.
Механизм государства — это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства (А.Ф.Вишневский).
Для механизма государства характерны следующие признаки:
1) он состоит из особой группы людей, которая профессионально занимается управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений);
2) первичными элементами механизма государства являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие;
3) каждый государственный орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями;
4) государственные органы при необходимости имеют возможность использовать организационные и материальные орудия принуждения, соответствующие техническому уровню каждой исторической эпохи (вооруженные отряды людей, тюрьмы и др.).
Осуществляя функции государства, государственные органы используют как методы убеждения, рассчитанные на сознательное исполнение предписаний государственной власти, так и методы, предусматривающие применение средств правового воздействия — вплоть до принуждения.
Единый и целостный механизм современного государства весьма сложен и подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну подсистему образуют высшие органы государства, которые подразделяются на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Другую подсистему составляют органы правопорядка — суд, прокуратура, полиция, силовые структуры (армия, органы государственной безопасности и др.).
К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют функции в сфере экономики, здравоохранения, науки, образования, культуры и др.
В целях эффективного функционирования механизма государства выделяются следующие принципы его организации и деятельности:
1) принцип демократизма,, позволяющий учитывать разнообразные интересы большинства граждан, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;
2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который позволяет формировать государственные механизмы, исключающие произвол со стороны отдельных властных органов и должностных лиц;
3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата;
4) принцип профессионализма должностных лиц государственных органов;
6) принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.
Построение и деятельность механизма современного белорусского государства на основе вышеизложенных принципов будет способствовать стабилизации общественной жизни, углублению демократии и организованности в стране.
10. Понятие и виды органов государства
Орган государства — это структурно-обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями (А.Ф.Вишневский).
Из данного определения вытекают основные признаки государственного органа.
Во-первых, государственный орган является самостоятельным элементом аппарата государства и образуется в установленном законом порядке. Система государственных органов устанавливается обычно Конституцией.
Во-вторых, для осуществления своих задач каждый государственный орган наделяется необходимыми государственно-властными полномочиями, в соответствии с которыми издает обязательные к исполнению правовые акты.
В-третьих, государственный орган имеет свою особую внутреннюю структуру, состоящую из подразделений (управлений, отделов, отделений, комиссий и др.) .
В-четвертых, орган государства располагает материальной базой и финансовыми средствами (зданиями, средствами связи, прочим оборудованием, деньгами), которые требуются для осуществления его компетенции.
В-пятых, орган государства состоит из государственных служащих, находящихся в особых правоотношениях между собой, государственным органом и государством.
В-шестых, орган государства, участвуя в реализации функций государства, использует для этого соответствующие формы и методы правового воздействия.
В-седьмых, орган государства при необходимости ликвидируется в установленном законом порядке.
Органы государства классифицируются по различным основаниям. Так, по принципу разделения властей различают законодательные, исполнительные, судебные и контрольно-надзорные органы.
В зависимости от территориальной сферы деятельности органы государства подразделяются на высшие (президент, парламент, правительство, Верховный суд), центральные (министерства, ведомства) и местные (советы, исполкомы).
По способу осуществления своих полномочий различают коллегиальные (парламент, правительство, исполкомы) и единоначальные (министерства, управления, отделы) органы государства.
По характеру компетенции различают государственные органы общей компетенции (парламент, правительство, исполкомы, муниципалитеты, советы) и специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов).
Иногда органы государства классифицируются и по другим критериям. Например, по форме осуществления государственной деятельности они подразделяются на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы;
Все государственные органы и учреждения, выполняя определенные задачи, связаны между собой и являются частями общего механизма государства, в котором действуют согласованно, в единой системе.
-
Понятие и признаки права
Понятие «право» изучается с различных позиций. Существует множество подходов к его определению и социальному назначению.
Согласно наиболее распространенному (нормативному) подходу, право представляет собой систему общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством и служащих основным регулятором общественных отношений.
Право как социальное явление рассматривают в двух плоскостях: 1) как объективное право, которое получает свое выражение в законодательстве, т.е. в законах, указах, постановлениях и т.д.; 2) как субъективное право, которое выражается правах, свободах и обязанностях конкретного субъекта права.
В качестве отличительных признаков права называют:
1) нормативность;
2) всеобщность;
3) обязательность;
4) формальная определенность;
5) обеспечение мерами принуждения.
Нормативность права означает, что оно складывается из совокупности норм, правил поведения, рассчитанных на многократное применение. Норма права – это определенный стандарт поведения, мера должного или возможного поведения.
Всеобщность права предполагает его распространение на всех без исключения субъектов правоотношений. Нормы права адресуются широкому, неопределенному кругу лиц. В них не содержится конкретных фамилий. Право – это масштаб всеобщего поведения. В то же время право применяется в отношении конкретных лиц.
Обязательность права означает, что его предписания подлежат безусловному исполнению. В случае нарушения или несоблюдения норм права виновные подлежат привлечению к той или иной ответственности.
Формальная определенность права означает, что нормы права имеют точно установленную юридическую форму и, как правило, излагаются в виде отдельного документа (закона парламента, постановления правительства, международного акта, судебного решения и др.).
Обеспечение права мерами принуждения предполагает при необходимости использование мер со стороны уполномоченных государственных органов (полиции, прокуратуры, судов).
Сущность права проявляется в его нормативности и обязательности. Право по своей сути является мерой должного поведения, требованием, исходящим от компетентных государственных органов или иных уполномоченных субъектов.
Белорусские правоведы С.Г.Дробязко и В.С.Козлов определяют сущность права как общесоциальную справедливость, которая выражает баланс интересов всех социальных групп, личности и общества.
12. Социальное назначение и функции права
По мнению проф. Алексеева С.С., право как система общеобязательных норм выступает критерием правомерно-дозволенного поведения. Это означает, что право является масштабом поведения и позволяет судить о каждом юридически значимом действии (решении) как правомерном или неправомерном. Тем самым, право упорядочивает поведение субъектов правоотношений.
Право воздействует на волю и сознание людей. С одной стороны, нормы права предписывают обязательный алгоритм поведения или устанавливают определенные запреты, а с другой стороны, субъекты правоотношений осознают, что правовое поведение является социально полезным и оправданным. В случае же невыполнения правовых предписаний нарушитель может быть подвергнут ответственности.