ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1147

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5) либеральный режим экономической жизни.


Демократический режим базируется на правовой основе, ко­торая отражает объективные потребности развития личности и общества, а поэтому он возможен только в правовом государстве, связанном правом, обеспечивающим верховенство закона.

Недемократическим режимам присущи сле­дующие черты:

1) господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности.

2) ограничение политических прав и свобод;

3) прямое вмешательство государства в экономику;

4) широкое использование карательных мер в отношении противников режима.


Ясно, что демократический режим в устройстве государства наиболее адекватен новым задачам, которые ставит перед чело­вечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.


8. Функции государства: понятие и виды


В научной и учебной литературе под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности по осу­ществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Первое служит критерием разграничения функ­ций государства, второе показывает, какие управленческие дей­ствия в данной сфере совершает государство.

Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене. По­этому и функции государства по сферам действия подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним функциям белорусского государства сле­дует отнести:

а) экономическую. Она характеризуется выработкой и коорди­нацией государством стратегических направлений развития эконо­мики страны в наиболее оптимальном режиме. Это, например, вы­ражается в кредитной, налоговой, эмиссионной, инвестиционной политике государства.

б) идеологическую. Она выражается в деятельности государ­ства по научной разработке и поддержке определенной гуманис­тической идеологии, в том числе политической, религиозной, патриотической, обеспечивающей соответствующую направлен­ность образования, воспитания, деятельности средств массовой информации;

в) социальную. Она призвана обеспечить социальную защи­щенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в про­изводстве материальных и духовных благ;

г) функцию охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Она выражается в деятельности государства, содержанием которой является защита принципов правового государства — верховенства закона, равен­ства всех перед законом, разделения властей, строгого соблюдения основных прав и свобод человека, неотвратимости наказания за правонарушения и др.;


а) экологическую. Она состоит в установлении государством правового режима природопользования, в его обязательстве перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др;

ж) культурную. Ее составляет разносторонняя государствен­ная поддержка развития культуры — прежде всего национальной литературы, искусства, кино, средств массовой информации, нау­ки, образования и др.


К внешним функциям современного белорусского государства можно отнести следующие:

а) обеспечение обороноспособности страны, которая базируется на принципе поддержания достаточного уровня военной защищен­ности общества, отвечающего требованиям его национальной безо­пасности, защиты суверенитета и территориальной целостности;

б) взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, включающее установление и развитие экономических, полити­ческих, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы государства с интересами других стран.;

в) участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества предполагает недопущение новой гло­бальной войны, распространения ядерного оружия.

Практика свидетельствует, что ряд функций государства но­сит «пограничный», внутри-внешний, характер. Такой характер, например, все более приобретает экологическая функция. Поэтому разделение функций на внутренние и внешние на современном этапе развития государственно-организованного обще­ства носит в некоторой степени условный характер.

Все большее значение приобретает выделение глобальных функ­ций современного государства, характеризующих его деятельность в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, создания и использования ядерной, информационной технологий, защиты прав и свобод человека.


  1. Понятие, назначение, принципы организации аппарата государства


Задачи и функции государства осу­ществляются при помощи государственного аппарата или механиз­ма государства.

Понятия «механизм государства» и «аппарат госу­дарства» часто отождествляются. Однако в юридической науке существует и иная точка зрения (С.А.Комаров), в соответствии с которой под государственным аппаратом понима­ется система органов, непосредственно осуществляющих государ­ственно-властную деятельность и наделенных для этого необходи­мыми полномочиями. Понятие государственного механизма трактуется более широко, в него включаются также «материальные придатки» государственного ап­парата (вооруженные силы, полиция, исправительно-трудовые уч­реждения и др.). Эта точка зрения представляется более обоснованной.

Механизм государства — это целостная, иерархическая сис­тема государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих государственную власть, задачи и функции госу­дарства (А.Ф.Вишневский).


Для механизма государства характерны следующие признаки:

1) он состоит из особой группы людей, которая профессионально зани­мается управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений);

2) первичными элементами механизма государства являются государственные органы и учреждения, в которых рабо­тают государственные служащие;

3) каждый государственный орган обладает власт­ными, обязательными для всех полномочиями;

4) государ­ственные органы при необходимости имеют возможность исполь­зовать организационные и материальные орудия принуждения, со­ответствующие техническому уровню каждой исторической эпохи (вооруженные отряды людей, тюрьмы и др.).

Осуществляя функции государства, государственные органы используют как методы убеждения, рассчитанные на сознательное исполнение предписаний государственной власти, так и методы, предусматривающие применение средств правового воздействия — вплоть до принуждения.


Единый и целостный механизм современного государства весь­ма сложен и подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну подсистему образуют высшие органы государства, которые подразделяются на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Другую подсистему составляют органы право­порядка — суд, прокуратура, полиция, силовые структуры (армия, органы государственной безопасности и др.).

К органам государства примыкают государственные учрежде­ния, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют функции в сфере экономики, здравоохранения, науки, образования, культуры и др.

В целях эффективного функционирования механиз­ма государства выделяются следующие принципы его организации и деятельности:

1) принцип демократизма,, позволяющий учитывать разнообразные интересы большинства граждан, особенности национальной культуры, тради­ций, обычаев;

2) принцип разделения властей (законодательной, исполни­тельной, судебной), который позволяет формировать государствен­ные механизмы, исключающие произвол со стороны отдельных властных органов и должностных лиц;

3) принцип гласности и открытости в деятельности государ­ственного аппарата;

4) принцип профессионализма должностных лиц государственных органов;

6) принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.

Построение и деятельность механизма современного белорусского государства на основе вышеизло­женных принципов будет способствовать стабилизации общественной жизни, углублению демократии и организованности в стране.


10. Понятие и виды органов государства

Орган государства — это структурно-обособленное звено госу­дарственного аппарата, участвующее в осуществлении функций го­сударства и наделенное для этого властными полномочиями (А.Ф.Вишневский).

Из данного определения вытекают основные признаки государ­ственного органа.


Во-первых, государственный орган является самостоятельным элементом аппарата государства и образуется в установленном за­коном порядке. Система государственных органов устанавливается обычно Конституцией.

Во-вторых, для осуществления своих задач каждый государ­ственный орган наделяется необходимыми государственно-властны­ми полномочиями, в соответствии с которыми издает обязательные к исполнению правовые акты.

В-третьих, государственный орган имеет свою особую внут­реннюю структуру, состоящую из подразделений (управлений, отделов, отделений, комиссий и др.) .

В-четвертых, орган государства располагает материальной ба­зой и финансовыми средствами (зданиями, средствами связи, про­чим оборудованием, деньгами), которые требуются для осущес­твления его компетенции.

В-пятых, орган государства состоит из государственных слу­жащих, находящихся в особых правоотношениях между собой, го­сударственным органом и государством.

В-шестых, орган государства, участвуя в реализации функций государства, использует для этого соответствующие формы и мето­ды правового воздействия.

В-седьмых, орган государства при необходимости ликвидируется в установленном законом порядке.


Органы государства классифицируются по различным основа­ниям. Так, по принципу разделения властей различают законода­тельные, исполнительные, судебные и контрольно-надзорные органы.

В зависимости от территориальной сферы деятельности орга­ны государства подразделяются на высшие (президент, парламент, правительство, Верховный суд), центральные (министерства, ве­домства) и местные (советы, исполкомы).

По способу осуществления своих полномочий различают колле­гиальные (парламент, правительство, исполкомы) и единоначальные (министерства, управления, отделы) органы государства.

По характеру компетенции различают государственные орга­ны общей компетенции (парламент, правительство, исполкомы, му­ниципалитеты, советы) и специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов).

Иногда органы государства классифицируются и по другим критериям. Например, по форме осуществления государственной деятельности они подразделяются на представительные, испол­нительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные кон­трольно-надзорные органы;

Все государственные органы и учреждения, выполняя определенные задачи, связаны между собой и являются частями общего механизма государства, в котором действуют согла­сованно, в единой системе.


  1. Понятие и признаки права


Понятие «право» изучается с различных позиций. Существует множество подходов к его определению и социальному назначению.

Согласно наиболее распространенному (нормативному) подходу, право представляет собой систему общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством и служащих основным регулятором общественных отношений.


Право как социальное явление рассматривают в двух плоскостях: 1) как объективное право, которое получает свое выражение в законодательстве, т.е. в законах, указах, постановлениях и т.д.; 2) как субъективное право, которое выражается правах, свободах и обязанностях конкретного субъекта права.

В качестве отличительных признаков права называют:

1) нормативность;

2) всеобщность;

3) обязательность;

4) формальная определенность;

5) обеспечение мерами принуждения.

Нормативность права означает, что оно складывается из совокупности норм, правил поведения, рассчитанных на многократное применение. Норма права – это определенный стандарт поведения, мера должного или возможного поведения.

Всеобщность права предполагает его распространение на всех без исключения субъектов правоотношений. Нормы права адресуются широкому, неопределенному кругу лиц. В них не содержится конкретных фамилий. Право – это масштаб всеобщего поведения. В то же время право применяется в отношении конкретных лиц.

Обязательность права означает, что его предписания подлежат безусловному исполнению. В случае нарушения или несоблюдения норм права виновные подлежат привлечению к той или иной ответственности.

Формальная определенность права означает, что нормы права имеют точно установленную юридическую форму и, как правило, излагаются в виде отдельного документа (закона парламента, постановления правительства, международного акта, судебного решения и др.).

Обеспечение права мерами принуждения предполагает при необходимости использование мер со стороны уполномоченных государственных органов (полиции, прокуратуры, судов).

Сущность права проявляется в его нормативности и обязательности. Право по своей сути является мерой должного поведения, требованием, исходящим от компетентных государственных органов или иных уполномоченных субъектов.

Белорусские правоведы С.Г.Дробязко и В.С.Козлов определяют сущность права как общесоциальную справедливость, которая выражает баланс интересов всех социальных групп, личности и общества.


12. Социальное назначение и функции права


По мнению проф. Алексеева С.С., право как система общеобязательных норм выступает критерием правомерно-дозволенного поведения. Это означает, что право является масштабом поведения и позволяет судить о каждом юридически значимом действии (решении) как правомерном или неправомерном. Тем самым, право упорядочивает поведение субъектов правоотношений.

Право воздействует на волю и сознание людей. С одной стороны, нормы права предписывают обязательный алгоритм поведения или устанавливают определенные запреты, а с другой стороны, субъекты правоотношений осознают, что правовое поведение является социально полезным и оправданным. В случае же невыполнения правовых предписаний нарушитель может быть подвергнут ответственности.