ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1169
Скачиваний: 3
22. Понятие и основные формы реализации права
Реализация права - это осуществление правовых предписаний в правомерном поведении субъектов права (граждан, органов государства, субъектов хозяйствования и других организаций).
В зависимости от способов претворения в жизнь правовых предписаний четыре формы реализации права: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение (правоприменительная деятельность).
Соблюдение права – это такая форма его реализации, которая состоит в воздержании от совершения действий, запрещенных нормами права. Подобные запреты установлены в уголовном, административном, налоговом и ином законодательстве.
Исполнение права – это такая форма его реализации, при которой субъекты правоотношения обязываются совершить определенные действия. Так, налогоплательщик обязан своевременно уплатить налоги независимо от своего желания; пассажир общественного транспорта оплатить проезд и т.д.
Использование права – это такая форма реализации права, которая предоставляет субъекту правоотношения возможность осуществления каких-либо прав. Например, реализация права на участие в выборах, получение образования, трудоустройства и др.
Данные формы реализации права осуществляются гражданами, должностными лицами, субъектами хозяйствования добровольно, по своему усмотрению, без участия компетентных государственных органов. Поэтому право в таких случаях реализуется непосредственно. Однако в ряде случаев участие компетентных государственных органов в реализации права является необходимым в силу ряда причин.
Во-первых, для использования субъектами правоотношений большинства своих прав и свобод. Например, для получения пенсии или социального пособия, для занятия определенными видами деятельности, на которые требуется получение лицензии и т.д.
Во-вторых, для разрешения правового спора между субъектами правоотношений, когда требуется принятие судебного решения.
В- третьих, когда совершается правонарушение и возникает необходимость в привлечении виновного к юридической ответственности.
На практике могут возникать и другие случаи, когда требуется вмешательство компетентных государственных органов в процесс реализации права.
С учетом изложенного, применение права представляет собой особую форму реализации права, которая выражается в деятельности компетентных государственных органов и должностных лиц, осуществляется в определенной процессуальной форме и состоит в вынесении индивидуально-правовых решений (А.Ф.Вишневский).
Для применения права характерны следующие отличительные признаки:
1) осуществляется государственными органами и должностными лицами;
2) носит государственно-властный характер;
3) осуществляется в установленных процессуальных формах;
4) выражается в издании индивидуально-правовых актов.
Правоприменение (правоприменительная деятельность) осуществляется в отношении точно определенных субъектов при наличии к тому законных оснований и завершается вынесением индивидуально-правового акта (например, зачисление на работу, назначение пенсии, выделение кредита, принятие решения о привлечении лица к уголовной ответственности, вынесение судебного решения по гражданскому, административному или уголовному делу).
23. Толкование норм права: понятие и виды
Толкование правовых норм — это деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, и действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений (А.Ф.Вишневский).
Толкование правовых норм — это сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла нормы права.
Данный процесс состоит из двух элементов: толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, а затем в целях установления одинакового ее понимания и применения разъясняет смысл правового предписания всем заинтересованным лицам.
Первая часть этой деятельности — уяснение — характеризует гносеологическую природу толкования, направленную на познание права. Уяснение выступает как мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права.
Разъяснение — вторая часть единого процесса толкования права, адресованная другим участникам отношений. Она осуществляется компетентными органами и лицами для того, чтобы устранить неясности в понимании содержания нормы и обеспечить таким образом правильное ее применение к тем обстоятельствам, на которые она рассчитана.
Субъектами толкования могут выступать государственные органы, должностные лица, организации, предприятия, учреждения, физические лица.
Объектами толкования выступают законы и подзаконные акты.
В теории права выделяются следующие виды актов толкования права.
В зависимости от юридических последствий различают акты официального и неофициального толкования.
Актами официального толкования являются решения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.
Актами неофициального толкования являются комментарии кодексов, учебники и другие акты доктринального толкования. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.
По юридической значимости различают акты нормативного и казуального толкования. Акты нормативного толкования (постановления пленума Верховного Суда Республики Беларусь) распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на многократное применение. В этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты (разъяснения судов, административных органов) относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц.
В зависимости от органов толкования выделяют акты органов законодательной власти, органов исполнительной власти, органов судебной власти.
24. Токования норм права по субъекту (юридической силе)
В зависимости от субъектов, толкующих правовую норму, и юридической силы результатов толкования, выделяют официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование - это разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от уполномоченных на то органов, которое является обязательным для субъектов, осуществляющих применение этой нормы.
Основная цель официального толкования заключается в обеспечении единообразного понимания норм права и достижения их одинакового применения.
Официальное толкование подразделяется на аутентическое (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное). Аутентическое толкование — это разъяснение правовой нормы, исходящее от издавшего ее органа. Такое толкование может давать любой правотворческий орган в отношении изданных им нормативных правовых актов (Национальное собрание, Президент, Совет Министров и т.д.). Результат толкования обычно облекается в ту же юридическую форму, что и сам толкуемый акт.
Легальное толкование представляет собой официальное разъяснение содержания нормы, исходящее от компетентного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу представленных ему специальных постоянных полномочий или отдельного поручения вышестоящих органов правомочен осуществлять эту деятельность.
Как правило, эти разъяснения распространяются на тех субъектов и отношения, на которые распространяются правомочия органа, дающего толкование. Наиболее показательными видами легального толкования являются руководящие разъяснения высших судебных органов в связи с обобщением судебной практики.
В зависимости от того, распространяется ли толкование на все случаи, предусмотренные нормой права, или касается лишь отдельного юридического дела, официальное толкование подразделяется на нормативное и казуальное.
Нормативное толкование - это толкование общего характера, которое является обязательным при разрешении всех дел определенного вида.
Нормативное толкование применяется всякий раз, когда применяется толкуемая норма. В этом смысле оно не имеет самостоятельного значения. С утратой силы или с изменением толкуемой нормы теряет силу или изменяется и нормативное толкование.
Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Подобно норме права, оно имеет общий характер и является обязательным.
Казуальное толкование — это официальное разъяснение содержания правовой нормы, даваемое компетентным органом (преимущественно судами) для правильного разрешения конкретного юридического дела. Примерами такого толкования являются разъяснения вышестоящих судов. Подобного рода разъяснения касаются только этой ситуации и формально обязательны лишь при ее рассмотрении.
Неофициальным является такое толкование, которое исходит от органов и лиц, не наделенных официальными полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юридических норм. Оно не является обязательным при применении норм права, на него нельзя официально ссылаться при рассмотрении конкретных дел.
Вместе с тем, этот вид толкования оказывает большое влияние на формирование правосознания в обществе, правотворческий процесс, развитие юридической науки.
25. Акты применения права: понятие, признаки, структура и виды
Акт применения права представляет собой индивидуальный юридический акт государственно-властного характера, принятый компетентным органом по конкретному вопросу и устанавливающий определенное юридическое состояние: конкретные права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных субъектов права.
Его признаки:
- они издаются компетентными органами государства или должностными лицами;
- они строго индивидуальны, т.е. адресованы конкретным лицам;
- их реализация обеспечена государственным принуждением;
- должны быть законными и обоснованными;
- направлены на реализацию юридических норм;
- имеют определенную, установленную законом форму: приказ, решение, приговор, распоряжение и др.
Для актов применения права предусмотрена особая структура:
1.Вводная часть – указывается наименование акта, название органа его издавшего, время и место издания, к какому лицу акт относится.
2.Констатирующая (описательная) часть или фабула – подробно излагаются фактические обстоятельства дела.
3.Мотивировочная часть – дается фактическое и юридическое обоснование принятого решения.
4.Резолютивная часть – указывается содержание принятого решения.
Виды актов применения права:
1.По субъектам принятия: акты органов государственной власти, акты органов управления, акты органов суда и др.
2.По способам принятия: коллегиально, единолично.
3.По способу правового воздействия:
- регулятивные (устанавливают субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений);
- правоохранительные (принимаются для определения конкретного вида и меры юридической ответственности за противоправное деяние).
4.В зависимости от предмета правового регулирования:
- гражданско – правовые;
- уголовно – правовые;
- административно – правовые и т.д.
5.В зависимости от действия во времени
- акты однократного действия (наложение штрафа);
- длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии).
26. Понятие и структура правоотношения
Правоотношениями признаются урегулированные нормами права общественные отношения, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.
Правоотношения – это прежде всего. отношения между отдельными лицами (гражданами, организациями, государственными органами и гражданами и т.д.), связанными между собой правами и обязанностями. Такие отношения возникают при наступлении предусмотренных законом юридических фактов (поступлении на службу, заключении брака, выхода на пенсию, совершения правонарушения и т.д.).
В качестве признаков правоотношений в теории права называют:
1) отношения, которые возникают на основе норм права между двумя и (или) более субъектами;
2) отношения, которые порождают взаимные права и обязанности участников;
3) отношения, определяемые юридическими фактами;
4) отношения, которые носят волевой, осознанный характер;
5) отношение, которые обеспечиваются мерами государственного принуждения.
По своей структуре любое правоотношение состоит из следующих элементов: 1) субъекты; 2) объекты; 3) юридическое содержание.
Субъекты — это участники различных правовых отношений, обладающие право- и дееспособностью. Правоспособность - это способность индивида иметь права и обязанности, а дееспособность- способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность в отличие от правоспособности связана с психическими и возрастными свойствами человека. Она может быть полной (с 18 лет) и частичной (с 14 до 18 лет). В случаях, предусмотренных гражданским законодательством, несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация). Такое решение принимается органом опеки и попечительства - с согласия родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия — по решению суда.
Объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.
Выделяют два подхода к пониманию объекта правоотношения. Согласно первому подходу, объектом могут выступать только действия (поступки) субъектов. В соответствии с другим подходом объектами правоотношений могут быть: 1) материальные блага (вещи, ценности, имущество и т. п.); 2) нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т. п.); 3) результаты духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т.д.); 4) действия участников правоотношений (например, заключение различных гражданских, трудовых и иных договоров); 5) ценные бумаги и документы (деньги, акции и т.д.).
27. Понятие правонарушения и его состав
Правонарушение – это виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние дееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.
Отличительными признаками правонарушения являются:
-
акт поведения, выражающийся в действии или бездействии;
-
общественная опасность (для преступления) или социальная вредность (для иных правонарушений);
-
противоправность деяния;
-
совершенное дееспособным лицом, достигшим установленного возраста;
-
виновное деяние;
-
наказуемое деяние.
Состав правонарушения образуют четыре элемента:
1) субъект правонарушения;
2) объект правонарушения;
3) объективная сторона правонарушения;
4) субъективная сторона правонарушения.
Субъект правонарушения – это дееспособное лицо, достигшее возраста, с которого наступает юридическая ответственность. По общему правилу, юридическая ответственность наступает по достижении лицом 16-летнего возраста. За совершение ряда особо тяжких преступлений установлена ответственность с 14 лет.