ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1169

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


22. Понятие и основные формы реализации права


Реализация права - это осуществление правовых предписаний в правомерном поведении субъектов права (граждан, органов государства, субъектов хозяйствования и других организаций).

В зависимости от способов претворения в жизнь правовых предписаний четыре формы реализации права: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение (правоприменительная деятельность).

Соблюдение права – это такая форма его реализации, которая состоит в воздержании от совершения действий, запрещенных нормами права. Подобные запреты установлены в уголовном, административном, налоговом и ином законодательстве.

Исполнение права – это такая форма его реализации, при которой субъекты правоотношения обязываются совершить определенные действия. Так, налогоплательщик обязан своевременно уплатить налоги независимо от своего желания; пассажир общественного транспорта оплатить проезд и т.д.

Использование права – это такая форма реализации права, которая предоставляет субъекту правоотношения возможность осуществления каких-либо прав. Например, реализация права на участие в выборах, получение образования, трудоустройства и др.

Данные формы реализации права осуществляются гражданами, должностными лицами, субъектами хозяйствования добровольно, по своему усмотрению, без участия компетентных государственных органов. Поэтому право в таких случаях реализуется непосредственно. Однако в ряде случаев участие компетентных государственных органов в реализации права является необходимым в силу ряда причин.

Во-первых, для использования субъектами правоотношений большинства своих прав и свобод. Например, для получения пенсии или социального пособия, для занятия определенными видами деятельности, на которые требуется получение лицензии и т.д.

Во-вторых, для разрешения правового спора между субъектами правоотношений, когда требуется принятие судебного решения.

В- третьих, когда совершается правонарушение и возникает необходимость в привлечении виновного к юридической ответственности.

На практике могут возникать и другие случаи, когда требуется вмешательство компетентных государственных органов в процесс реализации права.

С учетом изложенного, применение права представляет собой особую форму реализации права, которая выражается в деятельности компетентных государственных органов и должностных лиц, осуществляется в определенной процессуальной форме и состоит в вынесении индивидуально-правовых решений (А.Ф.Вишневский).

Для применения права характерны следующие отличительные признаки:

1) осуществляется государственными органами и должностными лицами;

2) носит государственно-властный характер;

3) осуществляется в установленных процессуальных формах;

4) выражается в издании индивидуально-правовых актов.


Правоприменение (правоприменительная деятельность) осуществляется в отношении точно определенных субъектов при наличии к тому законных оснований и завершается вынесением индивидуально-правового акта (например, зачисление на работу, назначение пенсии, выделение кредита, принятие решения о привлечении лица к уголовной ответственности, вынесение судебного решения по гражданскому, административному или уголовному делу).


23. Толкование норм права: понятие и виды

Толкование правовых норм — это деятельность государствен­ных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, и действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их пра­вильной реализации и повышения эффективности правового регули­рования общественных отношений (А.Ф.Вишневский).


Толкование правовых норм — это сложный воле­вой процесс, направленный на установление точного смысла нормы права.

Данный процесс состоит из двух элементов: толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, а затем в целях установления одинакового ее понимания и применения разъясняет смысл правового предписания всем заинтересованным лицам.

Первая часть этой деятельности — уяснение — характеризует гносеологическую природу толкования, направленную на познание права. Уяснение выступает как мысли­тельный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяю­щего норму права.

Разъяснение — вторая часть единого процесса толкования пра­ва, адресованная другим участникам отношений. Она осуществляет­ся компетентными органами и лицами для того, чтобы устранить неясности в понимании содержания нормы и обеспечить таким образом правильное ее применение к тем обстоятельствам, на ко­торые она рассчитана.

Субъектами толкования могут выступать государственные органы, должностные лица, организа­ции, предприятия, учреждения, физические лица.

Объектами толкования выступают законы и подзаконные акты.


В теории права выделяются следующие виды актов толкования права.

В зависимости от юридических последствий раз­личают акты официального и неофициального толкования.

Актами официального толкования являются решения государственных органов, обязательные для правоприме­нительных органов.

Актами неофициального толкования являются комментарии кодексов, учебники и другие акты доктринального толкования. Их практическая значимость определя­ется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.


По юридической значимости различают акты нормативного и казуального толкования. Акты нормативного толкования (постановления пленума Верховного Суда Республики Беларусь) распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на многократное применение. В этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты (разъяснения судов, административных органов) относятся к конкретному случаю и ка­саются конкретных лиц.


В зависимости от органов толкования выделяют акты органов законодательной власти, органов исполнительной власти, органов судебной власти.


24. Токования норм права по субъекту (юридической силе)


В зависимос­ти от субъектов, толкующих правовую норму, и юридической силы результатов толкования, выделяют официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование - это разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от уполномоченных на то органов, которое является обязательным для субъектов, осуществляющих примене­ние этой нормы.

Основная цель официального толкова­ния заключается в обеспечении единообразного по­нимания норм права и достижения их одинакового применения.

Офици­альное толкование подразделяется на аутентическое (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное). Аутентическое толко­вание — это разъяснение правовой нормы, исходящее от издавшего ее органа. Такое толкование может давать любой правотворческий орган в отноше­нии изданных им нормативных правовых актов (Национальное собрание, Президент, Совет Министров и т.д.). Результат толкования обычно облекается в ту же юридическую форму, что и сам толкуемый акт.

Легальное толкование представляет собой официальное разъяс­нение содержания нормы, исходящее от компетентного органа, ко­торый сам не принимал толкуемую норму, но в силу представлен­ных ему специальных постоянных полномочий или отдельного поручения вышестоящих органов правомочен осуществлять эту де­ятельность.

Как правило, эти разъяснения распространяются на тех субъектов и отношения, на которые распространяются право­мочия органа, дающего толкование. Наиболее показательными ви­дами легального толкования являются руководящие разъяснения высших судебных органов в связи с обобщением судебной практи­ки.


В зависимости от того, распространяется ли толкование на все случаи, предусмот­ренные нормой права, или касается лишь отдельного юридического дела, официальное толкование подразделяется на нормативное и казуальное.

Нормативное толкование - это толкование общего характера, которое является обязательным при разрешении всех дел опреде­ленного вида.

Нормативное толкование применяется всякий раз, когда при­меняется толкуемая норма. В этом смысле оно не имеет самостоя­тельного значения. С утратой силы или с изменением толкуемой нормы теряет силу или изменяется и нормативное толкование.

Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действую­щих. Подобно норме права, оно имеет общий характер и является обязательным.

Казуальное толкование — это официальное разъяснение содер­жания правовой нормы, даваемое компетентным органом (преиму­щественно судами) для правильного разрешения конкретного юридического дела. Примерами такого толкования являются разъ­яснения вышестоящих судов. Подобного рода разъ­яснения касаются только этой ситуации и формально обязательны лишь при ее рассмотрении.



Неофициальным является такое толкование, которое исходит от органов и лиц, не наделенных официальными полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юридических норм. Оно не является обязательным при применении норм права, на него нельзя официально ссылаться при рассмотре­нии конкретных дел.

Вместе с тем, этот вид толкования оказывает большое влияние на формирование правосознания в обществе, правотворческий процесс, развитие юридической науки.


25. Акты применения права: понятие, признаки, структура и виды


Акт применения права представляет собой индивидуальный юридический акт государственно-властного характера, принятый компетентным органом по конкретному вопросу и устанавливающий определенное юридическое состояние: конкретные права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных субъектов права.

Его признаки:

- они издаются компетентными органами государства или должностными лицами;

- они строго индивидуальны, т.е. адресованы конкретным лицам;

- их реализация обеспечена государственным принуждением;

- должны быть законными и обоснованными;

- направлены на реализацию юридических норм;

- имеют определенную, установленную законом форму: приказ, решение, приговор, распоряжение и др.

Для актов применения права предусмотрена особая структура:

1.Вводная часть – указывается наименование акта, название органа его издавшего, время и место издания, к какому лицу акт относится.

2.Констатирующая (описательная) часть или фабула – подробно излагаются фактические обстоятельства дела.

3.Мотивировочная часть – дается фактическое и юридическое обоснование принятого решения.

4.Резолютивная часть – указывается содержание принятого решения.


Виды актов применения права:

1.По субъектам принятия: акты органов государственной власти, акты органов управления, акты органов суда и др.

2.По способам принятия: коллегиально, единолично.

3.По способу правового воздействия:

- регулятивные (устанавливают субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений);

- правоохранительные (принимаются для определения конкретного вида и меры юридической ответственности за противоправное деяние).

4.В зависимости от предмета правового регулирования:

- гражданско – правовые;

- уголовно – правовые;

- административно – правовые и т.д.

5.В зависимости от действия во времени

- акты однократного действия (наложение штрафа);

- длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии).




26. Понятие и структура правоотношения


Правоотношениями признаются урегулированные нормами права общественные отношения, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Правоотношения – это прежде всего. отношения между отдельными лицами (гражданами, организациями, государственными органами и гражданами и т.д.), связанными между собой правами и обязанностями. Такие отношения возникают при наступлении предусмотренных законом юридических фактов (поступлении на службу, заключении брака, выхода на пенсию, совершения правонарушения и т.д.).



В качестве признаков правоотношений в теории права называют:

1) отношения, которые возникают на основе норм права между двумя и (или) более субъектами;

2) отношения, которые порождают взаимные права и обязанности участников;

3) отношения, определяемые юридическими фактами;

4) отношения, которые носят волевой, осознанный характер;

5) отношение, которые обеспечиваются мерами государственного принуждения.


По своей структуре любое правоотношение состоит из следующих элементов: 1) субъекты; 2) объекты; 3) юридическое содержание.

Субъекты — это участники различных правовых отношений, обладающие право- и дееспособностью. Правоспособность - это способность индивида иметь права и обязанности, а дееспособность- способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность в отличие от правоспособности связана с психическими и возрастными свойствами человека. Она может быть полной (с 18 лет) и частичной (с 14 до 18 лет). В случаях, предусмотренных гражданским законодательством, несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация). Такое решение принимается органом опеки и попечительства - с согласия родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия — по решению суда.

Объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Выделяют два подхода к пониманию объекта правоотношения. Согласно первому подходу, объектом могут выступать только действия (поступки) субъектов. В соответствии с другим подходом объектами правоотношений могут быть: 1) материальные блага (вещи, ценности, имущество и т. п.); 2) нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т. п.); 3) результаты духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т.д.); 4) действия участников правоотношений (например, заключение различных гражданских, трудовых и иных договоров); 5) ценные бумаги и документы (деньги, акции и т.д.).


27. Понятие правонарушения и его состав

Правонарушениеэто виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние дееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

Отличительными признаками правонарушения являются:

  1. акт поведения, выражающийся в действии или бездействии;

  2. общественная опасность (для преступления) или социальная вредность (для иных правонарушений);

  3. противоправность деяния;

  4. совершенное дееспособным лицом, достигшим установленного возраста;

  5. виновное деяние;

  6. наказуемое деяние.


Состав правонарушения образуют четыре элемента:

1) субъект правонарушения;

2) объект правонарушения;

3) объективная сторона правонарушения;

4) субъективная сторона правонарушения.

Субъект правонарушения – это дееспособное лицо, достигшее возраста, с которого наступает юридическая ответственность. По общему правилу, юридическая ответственность наступает по достижении лицом 16-летнего возраста. За совершение ряда особо тяжких преступлений установлена ответственность с 14 лет.