ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1173
Скачиваний: 3
Следовательно, право по своей направленности выступает важнейшим социальным регулятором. Оно упорядочивает общественную жизнь, взаимоотношения людей, государственных органов и граждан, субъектов хозяйствования.
Назначение права в обществе проявляется в функциях, которые оно выполняет.
Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей.
В теории права функции права понимают в широком и узком смысле слова. В широком смысле функции права совпадают с функциями государства. В этой связи говорят о политических, экономических, идеологических и других функциях права.
В узком (собственном) смысле слова функции права подразделяют в зависимости от назначения права. В этой связи выделяют регулятивные и охранительные функции.
-
Регулятивная функция –
это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить закрепление определенных общественных отношений, их функционирование
и развитие.
Регулятивная функция права имеет две разновидности:
1) регулятивно-статическая (закрепляются основные положения общественных отношений, имеющие устойчивый характер);
2) регулятивно-динамическая (закрепляются положения, имеющие изменчивый характер, например, правовой статус личности, компетенция государственных органов, порядок рассмотрения судебных дел)
-
Охранительная функция –
это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану общественных отношений.
Охранительная функция реализуется путем:
-
установления запретов на совершение противоправных деяний;
-
применения санкций к лицам, совершившим правонарушения.
-
Регулятивная функция имеет первичное значение, а охранительная функция – вторичное. Она начинает действовать лишь в случае, если нарушаются установленные в праве запреты или не выполняются юридические обязанности.
Ряд ученых выделяют и другие функции права. Например, белорусские правоведы С.Г.Дробязко и В.С.Козлов к функциям права относят: стимулирующую (поощрительную), общедозволительную, разрешительную, запретительную, охранительную, принудительную, ориентационную, информационную, воспитательную. По их мнению, главной функцией является функция стимулирования социально полезной активности субъекта права.
-
Формы (источники) права. Источники права в Республике Беларусь
Формы (источники) права - это официальные формы выражения и закрепления правовых норм, действующих в данном государстве (М.Н.Марченко).
В юридической литературе термины «форма права» и «источник права» употребляются в одном и том же значении как внешняя форма выражения права. Термин «источник права» в юридическом смысле следует понимать как специфическую форму выражения правовых норм и придания им значения общеобязательности.
Источник права следует отличать от источника, обусловливающего возникновение правовых норм (материальных, социально-психологических, политических, нравственных факторов, влияющих на формирование права.
Виды источников (форм) права:
Правовой обычай |
Правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течении длительного времени, которому государство придало общеобязательное значение |
Юридический прецедент |
Судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится обязательным для решения аналогичных дел судом равной и низшей инстанции |
Нормативный правовой акт |
Документ, изданный в установленном порядке управомоченным государственным или иным компетентным органом и содержащий правовые нормы |
Нормативный договор |
Соглашение, устанавливающее общие правила, регулирующие отношения между несколькими субъектами права |
Правовая доктрина |
Система взглядов и концепций о проблемах права ученых-правоведов, изложенная в монографиях, комментариях к законодательству и справочной юридической литературе |
В странах англо-саксонского права – Англии, США, Канаде, Австралийском союзе и др. основным источником права является судебный прецедент, т.е. решения судов, которым придается значение «образца» для последующих решений, и, тем самым, устанавливающих нормы права.
В странах континентальной Европы, в том числе России, Беларуси, Украине, основным видом источников права являются законы и иные нормативные акты.
В странах азиатского континента важную роль в развитии права, наряду с законами и другими актами государственных органов, играют религиозные источники.
В Республике Беларусь среди источников права решающее значение имеют нормативные правовые акты, нормативный договор (особенно в сфере международных отношений) и правовой обычай.
-
Понятие и признаки правовой нормы. Ее структурные элементы
Нормы права - это установленные государством правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений, реализация которых обеспечивается мерами государственного принуждения (С.С.Алексеев).
Нормы права содержат в себе признаки, характеризующие право в целом. Объективное (позитивное) право и правовая норма соотносятся как целое и его часть.
Признаки нормы права:
-
Исходит от государства и представляет собой государственно-властное веление
-
Имеет общеобязательное значение и адресована неопределенному кругу лиц
-
Обладает формальной определенностью, что означает строгость внешней формы и точность правовых формулировок
-
Рассчитана на многократное применение в типичных ситуациях
-
Охраняется мерами государственного принуждения
Нормы права действуют как интеллектуально-волевой регулятор поведения. С одной стороны, они могут регулировать поведение людей будучи осознанными ими (интеллектуальный момент). С другой стороны, они оказывают воздействие на их волю (волевой момент).
Нормы права имеют также представительно - обязывающий характер, то есть они действуют через предоставление субъектам права субъективных прав и возложение на них юридических обязанностей. Причем, праву одного лица всегда корреспондирует обязанность другого лица.
В структуре нормы права традиционно выделяют три элемента, которые носят названия «гипотезы», «диспозиции» и «санкции».
Гипотеза – это часть нормы, которая указывает на условия ее применения (время, место, круг лиц, на которых рассчитана норма).
Диспозиция – это часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения (взаимные права и обязанности, возникающие у субъектов.
Санкция – это часть нормы, которая указывает на меры принуждения, применяемые за нарушение требований диспозиции.
С формально-юридической точки зрения структуру правовой нормы можно выразить следующей формулой: «Если имеют место определенные обстоятельства (гипотеза), то субъект обязан совершить определенные действия в интересах другого субъекта (диспозиция), иначе могут наступить установленные нормой неблагоприятные последствия (санкция)».
Трехзвенная конструкция правовой нормы не всегда применяется на практике. В текстах правовых актов нередко можно установить два или даже один из названных элементов. Происходит это по той причине, что законодатель не всегда конкретизирует гипотезу или санкцию, а в ряде случаев – просто их не упоминает. Такое положение дел привело к тому, что в современной юридической литературе высказывается точка зрения о двухуровневой концепции структуры правовой нормы (А.С.Пиголкин).
Классификация норм права
По содержанию предписания |
Обязывающие (устанавливают обязанности) Запрещающие (содержат запреты) Управомочивающие (предоставляют права) |
По юридической силе |
Законы Подзаконные акты |
По сфере действия |
Общие (касаются всех граждан и государственных органов) Специальные (только определенный круг лиц) |
По степени свободы воли адресатов |
Императивные (категоричность предписания) Диспозитивные (предполагают возможность выбора) |
По назначению |
Регулятивные (правоустановительные) Охранительные (указывают меру ответственности) |
По отраслям права |
Конституционные Гражданско-правовые Административно-правовые и др. |
По способу изложения |
Прямое изложение (содержит все элементы, необходимые для применения) Бланкетное (дается ссылка на статьи другого нормативно-правового акта) Отсылочное (дается ссылка на статьи того же нормативно-правового акта) |
-
Понятие системы права. Основания деления норм права на отрасли
Системность – одно из важнейших качеств права. Она предполагает единство права и деление его на составляющие части, взаимосвязанные между собой.
Системность права предполагает его следующие характеристики:
-
целостность; 2) наличие структуры; 3) наличие системообразующего фактора.
Система права – это внутренняя организация права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм, их делении на отрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.
Система права представляет собой сложную, многоуровневую систему:
Норма права |
правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений |
Институт права |
совокупность правовых норм, составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих конкретный вид общественных отношений (например, институт соучастия в уголовном праве) |
Подотрасль права |
обособленная часть отрасли права, объединяющая нормы и институты, регулирующая специальные виды общественных отношений (например, наследственное право) |
Отрасль права |
совокупность правовых институтов, объединенных общностью предмета и методов правового регулирования |
Основным структурным подразделением в системе права является отрасль права.
Для отрасли права характерны следующие признаки:
-- особые предмет и метод правового регулирования;
-- специфические отраслевые принципы;
-- количественная достаточность юридических норм;
-- наличие обособленного кодифицированного законодательства;
-- потребность общества в регулировании данной социальной сферы.
Основанием деления норм права на отрасли является особый предмет и методы правового регулирования. По этому критерию в праве Республики Беларусь выделяются множество отраслей права: конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, финансовое, жилищное и т.д.
-
Правотворчество: понятие, виды, стадии.
Под правотворчеством понимают специальную деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене.
Процесс формирования права детерминирован объективными потребностями экономического, социального, политического и др. характера, которые в комплексе порождают соответствующие правовые идеи.
В юриспруденции выработан ряд принципов правотворчества:
-
Демократизм
Научность
Законность
Профессионализм
Гласность
Плановость
Виды правотворчества:
-
принятие правовых актов органами государства;
-
принятие решений народом путем референдума;
-
заключение различного рода договоров (соглашений);
-
принятие правовых актов предприятиями, учреждениями, организациями.
В Республике Беларусь, как и в других европейских странах, наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативных актов органами государства.
Порядок подготовки, оформления, принятия, опубликования нормативных правовых актов в Республике Беларусь установлен Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 4 января 2002 года).
Правотворческая деятельность как достаточно сложная и длящаяся во времени процедура имеет свои стадии, на которых решаются конкретные задачи:
1) принятие решения об издании нормативного правового акта. В соответствии со ст.99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Национального собрания, Правительству, а также гражданам в количестве не менее 50 тыс. человек;
2) разработка проекта правового акта и его согласование. На этом этапе проводится экспертная оценка предложенного проекта, отработка его текста. Эта деятельность осуществляется в комиссиях и комитетах парламента с привлечением специалистов-практиков;
3) обсуждение и принятие нормативного правового акта. Рассмотрение проекта может осуществляться в нескольких чтениях. После принятия законопроекта в нижней палате парламента его передают на утверждение в верхнюю палату;
4) опубликование нормативного правового акта и введение его в действие.
В настоящее время все нормативные правовые акты подлежат регистрации и опубликованию в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь.
Законотворчество как процесс подготовки и принятия законов имеет свои особенности. Этот процесс регламентируется положениями Конституции и Регламентами палат Национального собрания Республики Беларусь.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие стадии законотворческого процесса:
1) законодательная инициатива, которой обладают Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и не менее 50 тыс. граждан;
2) внесение законопроекта в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
3) обсуждение законопроекта в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь и его принятие;
4) обсуждение законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и его принятие;
5) подписание законопроекта Президентом Республики Беларусь;