ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 773
Скачиваний: 2
1.ПОНЯТИЕ,
ПРИНЦИПЫ И
ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
Предпринимательство
– это самостоятельная деятельность
физических и юридических лиц, осуществляемая
ими в гражданском обороте от своего
имени, на свой риск и под свою имущественную
ответственность
и направленная на
систематическое получение прибыли
(реализация товаров, услуг и работ).
формы предпринимательства:
– индивидуальное предпринимательство, осуществляемое субъектом предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;
– коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе объединенного совместного имущества либо имущества, полученного и используемого на законном основании;
– особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.
принципы предпринимательства:
– свобода предпринимательской деятельности – ст. 13 Конституция Республики Беларусь;
– признание многообразия форм собственности – ст. 13 Конституции Республики Беларусь;
– поддержание конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;
– государственное регулирование предпринимательской деятельности;
– единое экономическое пространство.
2.
ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
Осуществление предпринимательской деятельности и отношения, связанные с предпринимательством, независимо от форм собственности, вида и сферы деятельности регулируются актами законодательства. Под источниками права в юридической литературе понимаются акты компетентных органов, регулирующие соответствующие общественные отношения. Особенностью хозяйственного законодательства является не только особая сфера его применения, но и то, что оно включает в себя достаточно много правовых актов, принятых на уровне министерств и ведомств. Это положение вызвано динамикой развития хозяйственных отношений.
Основным актом, регулирующим предпринимательскую деятельность, является Гражданский кодекс. В нем закреплены основные ее принципы, статус предпринимательских структур, в том числе основы правового положения юридических лиц, им регулируются отношения собственности, обязательственные правоотношения и т. д.
Помимо Гражданского кодекса существуют другие акты законодательства, регулирующие предпринимательскую деятельность. Гражданский кодекс (ст. 3) определяет источники гражданского права, следовательно, и предпринимательского:
– законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь);
– распоряжения Президента Республики Беларусь;
– постановления Правительства Республики Беларусь;
– акты Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских отношений;
– акты
министерств, иных республиканских
органов государственного управления,
местных органов управления и самоуправления,
изданные
в случаях и пределах,
предусмотренных законодательными
актами.
3.правовая
поддержка субъектов
малого и СРЕДНЕГО
предпринимательства в Республике
Беларусь
Поддержка малого и среднего предпринимательства - реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Критерием для отнесения субъекта ПД к малому предпринимательству является-
-
Среднесписочная численность работников;
-
Сфера деятельности;
Поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
– формирование инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
– создание льготных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым, материально-техническим средствам;
– введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства и лицензирования их деятельности;
– организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
К субъектам малого предпринимательства относятся:
индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Данная численность работников определяется в целом по юридическому лицу, включая филиалы, представительства и иные его обособленные подразделения
4.СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Субъектом предпринимательства является носитель хозяйственных прав и обязанностей, обладающий соответствующими признаками юридического лица, который:
– зарегистрирован в установленном порядке.
– обладает хозяйственной компетенцией. Виды хозяйственной компетенции:
1) общая, ею обладают коммерческие организации; 2) ограниченная, субъекты хозяйствования в учредительных документах самостоятельно ограничивают свою компетенцию; 3) специальная, обладают некоммерческие организации и унитарные предприятия, которые наделены правами, соответствующими целям деятельности и предусмотренными в уставе, и несут связанные с этой деятельностью обязанности; 4) исключительная, обладают субъекты хозяйствования, избравшие для себя такой вид деятельности, при ведении которой законодательством установлен запрет на осуществление каких-либо иных видов предпринимательской деятельности (страховая, банковская деятельность);
– имеет в наличии обособленное имущество
– несет самостоятельную имущественную ответственность Действующее законодательство предусматривает предпринимательство с образованием юридического лица (коммерческие организации-ООО, ОДО,АО, УП, хоз. товарищества, КФХ, производственный кооператив; некоммерческие организации-религ. орг-ции, потреб. кооператив,фонды политические партии, союзы) и предпринимательство без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель).
Коммерческие организации: цель- извлечение прибыли и распределение прибыли между участниками организации. Некоммерческие организации не преследуют такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, но всю полученную прибыль могут направлять на цели своей деятельности. Физическое лицо может получить статус индивидуального предпринимателя при наличии следующих условий:
– физическое лицо должно обладать полной дееспособностью
–обязательна государственная регистрация.
Имущественная ответственность индивидуального предпринимателя является полной, т. е. гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.
5.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется по месту жительства в том же порядке и теми же органами, что и регистрация юридических лиц. Для государственной регистрации индивидуальный предприниматель должен представить в регистрирующий орган:
– заявление;
– фотографию;
– документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию. (0,5 Б. в.). Не взимается плата за государственную регистрацию с граждан, состоящих на учете в государственной службе занятости, учащихся общеобразовательных школ, гимназий и студентов высших учебных заведений дневной формы обучения, а также выпускников указанных учебных заведений в течение года после их окончания.
Регистрирующий орган не вправе требовать иных документов, а также указания вида деятельности ИП.
Государственная регистрация ИП осуществляется на основании заявительного принципа в день подачи документов, необходимых для ее проведения;
Положения о гос. регистрции ИП регулируются Декретом Президента Республики Беларусь №1 от 16.01.2009.
Правовой статус ИП приобретает с момента гос. регистрации.
6. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Принять решение о прекращении деятельности ИП могут:
– сам индивидуальный предприниматель (прекращение деятельности);
- хозяйственного суд в случае:
осуществления деятельности без лицензии, либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
- регистрирующий орган в случае:
неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности,
внесения налоговым органом представления о ликвидации ИП в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.
Деятельность ИП признается прекращенной с даты внесения регистрирующим органом записи в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении их из этого регистра.
Решения регистрирующих органов о прекращении деятельности ИП, иные действия (бездействие) регистрирующих органов, связанные с прекращением деятельности ИП, могут быть обжалованы в хозяйственный суд.
Деятельность ИП признается также прекращенной со смертью ИП, признания его умершим, безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно-дееспособным в силу решения суда.
Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам
7. Порядок получения лицензии
Лицензированию подлежит деятельность, которая может наносить вред национальной безопасности, общественному порядку, защите прав и свобод, нравственности и здоровью населения, охране окружающей среды.
Право на получение лицензии имеют:
– юридические лица и индивидуальные предприниматели;
– физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:
- заявление о выдаче лицензии.
- копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- легализованную выписку из торгового реестра страны, в которой иностранная организация учреждена;
- документ об уплате госпошлины за выдачу лицензии;(8 Баз.Вел)
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии в срок 15 рабочих дней. Лицензирующий орган вправе назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, срок которой не превышает 10 дней. Расходы, связанные с проведением экспертизы, возмещаются соискателем лицензии.
Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Ее срок может быть продлен по заявлению лицензиата, который обязан обратиться не позднее, чем за один месяц и не ранее, чем за три месяца до истечения этого срока.
8.ДОГОВОР В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Согласно ст. 390 ГК, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Хозяйственно-правовой договор отличается от гражданско-правового субъектным составом – заключается только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; объектом – заключается по поводу объектов, обеспечивающих осуществление производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности.
Договор должен соответствовать действующему законодательству и содержать существенные (необходимые) условия.
Существенными признаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также условия, относительно которых должно быть достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон.
Обычные- условия о цене и сроке исполнения договора, если они не названы в законодательстве существенными применительно к определенным договорам и ни одна из сторон не заявила о необходимости достижения соглашения по этим условиям.
Условия, которые не предусмотрены законодательством и отсутствие которых не имеет значения для признания договора заключенным, считаются случайными.
Обычно в договорах принято указывать: предмет договора; цену; сроки и условия исполнения обязательств; права и обязанности сторон; порядок изменения и расторжения договора; ответственность сторон и т. д.
При заключении договора физические и юридические лица свободны в его заключении. Понуждение к заключению договора допускается при заключении публичного договора, контракта на поставку товаров для государственных нужд, при смене собственника арендуемого имущества, с выигравшим торги, при наличии предварительного договора.