Файл: Теоретические основы управления важнейшими ресурсами современного менеджмента.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления важнейшими ресурсами современного менеджмента
1.2. Принципы системного управления инновациями
1.3. Управление знаниями на современном предприятии
1.4. Роль инноваций в управлении знаниями
2. Практика управления знаниями и инновациями: российский и зарубежный опыт
2.1. Опыт российских компаний по управлению знаниями и инновациями
2.2. Практика управления знаниями и инновациями за рубежом
ВВЕДЕНИЕ
В постиндустриальном обществе, основанном на экономике услуг, преобладает интенсивность создания и передачи информации и знаний, постоянно растет значение продуктивных знаний. Производственное обучение и совершенствование навыков (индустрия знаний, экономика знаний) рассматривается как непрерывный процесс, как одна из сфер внутренней деятельности предприятия. Таким образом, современное предприятие должно быть способно к постоянному организационному обучению, должно оперативно реагировать на постоянные изменения событий и ценить сотрудников и их знания в качестве ключевого ресурса, способствующего повышению конкурентных преимуществ и источника эффективной деятельности.
В современных условиях, когда на социальную и экономическую среду влияет множество внешний и внутренних факторов, выживание бизнес структур зависит от их конкурентоспособности. Предприятия больше не могут рассчитывать на то, что раннее на протяжении долгого времени успешно создаваемые продукты/услуги обеспечат постоянную высокую производительность. Несмотря на стратегии низких цен, дифференциацию продуктов и услуг, инновации являются ключевым фактором выживания предприятия, в то время как знания являются источником инноваций. Предприятия с более высоким уровнем знаний способны управлять и использовать имеющиеся у них ресурсы и возможности по-новому, предоставляя более конкурентную продукцию для клиентов.
Целью работы является изучение таких важнейших ресурсов современного менеджмента, как инновация и знания.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- определить понятие инноваций;
- рассмотреть принципы системного управления инновациями;
- изучить управление знаниями на современном предприятии;
- выявить роль инноваций в управлении знаниями;
- исследовать опыт российских компаний по управлению знаниями и инновациями;
- изучить практику управления знаниями и инновациями за рубежом;
- представить перспективы развития управления знаниями и инновациями.
Объектом исследования являются ресурсы современного менеджмента - знания и инновации.
Предметом исследования является процесс управления знаниями и инновациями на современных предприятиях.
Теоретическую основу исследования составили положения и выводы, содержащиеся в работах ведущих российских и зарубежных ученых в области менеджмента, теории и методологии управления знаниями.
1. Теоретические основы управления важнейшими ресурсами современного менеджмента
1.1. Понятие инноваций
Понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно, речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. И только в начале ХХ столетия стали изучаться закономерности технических нововведений.
Основоположником теории инноваций считают австрийского ученого Йозефа Шумпетера. Он ввел термин «инновация» в 30-е годы 20 века, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
По замечанию научного обозревателя «Известий» С. Лескова, «Про инновации говорят чаще, чем о футболе, но каждый под инновациями понимает что-то свое». И действительно, сравнительно недавний социологический опрос, проведенный ВЦИОМ, показал, что в России 47% толкуют этот термин по-разному, а 53% вообще не знают – что это такое [6, с. 43].
В современной профильной литературе представлены многочисленные трактовки этого понятия, которые определяют инновацию как конечный результат инновационной деятельности, получивший результат в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [3, с. 26], [1, с. 65]; как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях [10, с. 30]; как конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам [13, с. 11]; как непосредственно процесс внедрения новшества [18, с. 35]; как материализованный результат, полученный от вложения капитала в новые продукты или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п. [15, с. 294]; как такой процесс или результат процесса, в котором: используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих или превышающих мировой уровень; достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта [19, с. 5].
Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832.
В частности, в этом документе дается следующее определение инновации: «Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».
Несмотря на различные точки зрения, можно выделить основные черты инноваций, которые приняты большинством исследователей:
- главным признаком инноваций должна быть новизна, т.е. продукт, процесс, метод маркетинга или организации должен быть новым;
- инновация должна быть внедрена на практике, т.е. изобретение или открытие – еще не инновация, а лишь ее возможность;
- инновации не распределяются во времени равномерно, они появляются «время от времени группами или роями»;
- целью внедрения инноваций является извлечение положительных экономических, социальных, экологических и иных эффектов;
Инновацией называют какое – либо внедренное новшество, которое обеспечивает качественный рост показателей выпускаемой продукции или же предоставляемых услуг. Абсолютно все инновации являются результатом интеллектуального, умственного труда людей, их способностей находить новые подходы, возможность смотреть на проблему с другой, новой стороны. Инновации предполагают выход на качественно новый уровень, позволяющий увеличить производительность, упростить и удешевить технологические процессы, придать выпускаемой продукции определенные новые, не существовавшие до данного времени, качества [17, с. 62].
Роль инноваций в современном мире трудно переоценить. Они выполняют социальные и экономические функции, охватывают все стороны жизни современного общества. Инновации способствуют [15, с. 295]:
- экономическому росту страны;
- созданию новых отраслей экономики;
- созданию единого рыночного пространства;
- повышению конкурентоспособности отдельного физического лица, организации, страны;
- взаимопроникновению культур и экономик разных стран;
- укреплению обороноспособности, экономической, безопасности страны и т.д.;
- развитию и совершенствованию и развитию законодательства в области защиты интеллектуальных прав;
- получению коммерческой выгоды;
- увеличению доли рынка, завоеванию новых сегментов рынка, увеличению покупателей, закреплению положения на рынке;
- снижению издержек производства за счет использования более экономичных технологий, позволяющих сокращать объемы потребления воды, энергии и т.д.;
- повышению качества производимой продукции;
- развитию человека как личности, росту количества квалифицированных кадров; росту уровня жизни населения.
Таким образом, инновация ‒ это процесс первоначальной коммерциализации изобретений путем производства и маркетинга новых продуктов (товаров или услуг), либо путем использования новых методов для их производства.
1.2. Принципы системного управления инновациями
Управление инновациями осуществляется на основе общих принципов управления и специфических принципов, обусловленных особенностями инноваций и содержанием инновационной деятельности. Последние важны для формирования самой системы управления инновационным процессом, т. е. для построения эндогенной системы управления [18, с. 120].
К специфическим принципам управления инновационным процессом относятся принципы гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого характера [3, с. 84].
Важнейший принцип – это принцип гибкости. Он обусловлен циклическим характером научно-технического прогресса, трудно предсказуемостью (или даже непредсказуемостью) результатов научных исследований. Принцип гибкости требует применения особых видов планирования (например, не по конкретным детализированным заданиям, а по отдельным направлениям исследовательских работ) и форм финансирования, оказывает влияние на состав научно-технических кадров и выбор методов управления [1, с. 29].
Принцип учета фактора времени обусловлен значительной длительностью инновационного цикла, неравномерностью временного периода выполнения отдельных его стадий и этапов.
Принцип комплексности предполагает техническое, экономическое, организационное и информационное единство во всех звеньях, на всех стадиях и этапах инновационного процесса.
Принцип учета неопределенности инновационных работ и их рискового характера находит проявление в прогнозировании и планировании, финансировании и методах оценки эффективности нововведений [11, с. 75].
Принцип учета творческого характера инновационных работ основан на том, что творческий характер создания и внедрения новшеств оказывает влияние на систему управления инновационным процессом.
Выделяют также следующие основные принципы эффективного управления инновационным процессом и создания организации, нацеленной на инновации [4, с. 95]:
‒ к инновации следует подходить, как к дисциплине.
Должны быть созданы технологии от выдвижения новых идей (креативности) до трансформации идеи в показатели валовой и чистой прибыли (собственно инновации)
‒ к инновации следует подходить всесторонне [13, с. 57].
Инновационный процесс – это процесс системного обновления бизнеса (на уровне стратегии, процессов и продуктов), это ДНК современных организаций, работающих в динамичной среде.
‒ инновация предполагает организованный, систематический и постоянный поиск возможностей (сканирование факторов внешнего окружения и внутренних факторов, прогнозирование спроса и предложения, анализ технологических трендов, включая ранее выявление «подрывных» инноваций).
Должны быть созданы специальные организационные структуры и специальные должности для организации этой деятельности.
‒ к инновации должны привлекаться все сотрудники организации.
Должны быть внедрены системы и процедуры аккумулирования и отбора идей, оценки деятельности людей по критериям их инновационной деятельности (например, глобальные сети управления идеями в Siemens и EDS, конкурс GongShow 3 раза в год в Disney).
‒ инновация должна быть ориентирована на потребителя.
Нужно широко изучать и привлекать клиентов к инновационной деятельности.
1.3. Управление знаниями на современном предприятии
Современное предприятие можно охарактеризовать как организацию, основанную на знаниях. Чьи сотрудники и их имеющийся интеллектуальный потенциал являются одним из главных условий для обеспечения оптимальной производительности труда и эффективной деятельности предприятия. Такое предприятие является гибким и способным адаптироваться к непрерывным изменениям, избегая рисков и развивая компетенции своих сотрудников постоянным обучением [5, с. 13].
Знание ‒ это сложная комбинация данных, информации, экспертного мнения, навыков и опыта, представляющая в результате ценный актив компании, используемый при принятии управленческих решений. Знание может быть формализованным и/или неформализованным, индивидуальным и/или коллективным [7, с. 50].
Знание ‒ это подвижная плазма, состоящая из накопленного опыта, ценностей, контекстной информации и экспертных знаний, которые определяют правила оценки и внедрения нового опыта и информации. Знание возникает и используется в умах специалистов, работающих в организациях. В организациях оно часто оседает не только в документах или хранилищах, но и в повседневной работе, процессах, методах и нормах.