Файл: Теоретические основы управления важнейшими ресурсами современного менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Знание ‒ любая форма представления частей реального и предполагаемого мира на некотором носителе. Носителем знания может быть индивидуум, группа, организация, знания также могут располагаться на материальном носителе (оборудование, продукт и др.) и квазиматериальном носителе (права, патент, знаки и др.) [16, с. 23].

Важно понимать, что знания различаются по их способности поддерживать конкурентоспособность компании. По этому признаку знания имеют свою классификацию [14, с. 83]:

  • Базовые знания. Обеспечивают минимальный набор и уровень знания для «участия в игре». Такие знания являются базовым барьером входа в отрасль, но не формируют долгосрочного конкурентного преимущества. Все участники отрасли обладают подобным уровнем знания.
  • Продвинутые знания. Позволяют компании быть конкурентоспособной за счет дифференциации знаний по их конкретному содержанию.
  • Новаторские знания. Могут стать основой лидерства фирмы в отрасли, позволить фирме менять правила игры.

Теория и практика управления знаниями показала, что градация знаний на явные и неявные, впервые предложенная Поланьи, стала базовой в работе современных компаний и консалтинговых агентств.

Явное (формализованное, explicit) знание включает в себя факты, теории и наборы инструкций, его часто называют «знание о…». Его определяют также как кодифицированное знание, та как оно легко поддается передаче, пересекая пространственные и временные границы. К формализованным знаниям могут быть отнесены знания, содержащиеся в докладах, отчетах и проч. К ним относится, как правило, около 20% знаний компании.

Второй вид знания ‒ «знание как…» (или know-how) является неявным (неформализованным) и включает в себя навыки, опыт сотрудников организации, ментальные модели, организационные рутины. Неформализованное (неявное, неотделяемое, tacit) знание приобретается на практике и только частично может передаваться от одного лица другому; люди имеют разные способности к приобретению неявного знания. При этом оно рассматривается в качестве наиболее важного компонента человеческого поведения. К неявным знаниям организации могут быть также отнесены уникальные бизнес-процессы, включающие сочетание организационной структуры компании, культуры, системы стимулирования и непосредственно процесса производства [2, с. 192].

Одним из ключевых факторов успеха современного предприятия, связанного с концепцией обучения на протяжении всей жизни, являются сложно копируемые и неисчерпаемые знания и их управление. На успешное применение принципов управления знаниями может влиять отношение руководства к персоналу, подобающая оценка их мастерства и компетентности. А также развитие других деятельностей (систем мотиваций), связанных с управление человеческими ресурсами. Персонал являются наиболее важным элементом в управлении знаниями, потому что сотрудники, накапливая опыт. Также создают и копят знания, необходимые для успешного достижения стратегических целей предприятия. Управление знаниями побуждает сотрудников соединять имеющиеся знания, тем самым создавая благоприятную среду для сотрудничества [5, с. 72].


Управление знаниями ‒ это совокупность управленческих воздействий на способы, методы и формы организации социальных отношений в сфере производства, распространения и использования знаний, нацеленная на повышение эффективности этих процессов и осуществляемая в конкретных экономических рамках (предприятия, учреждения, подразделения, различные формы кооперации и т.д.). Есть и другие многочисленные определения, более лаконичные, но принципиально одинаковые.

Например, М. К. Румизен считает, что «управление знанием - это систематический процесс, благодаря которому знания, необходимые для успеха компании, создаются, сохраняются, распределяются и применяются», а У. Букович и Р. Уилльямс определяют «управление знаниями как процесс, с помощью которого организации удается извлечь прибыль из объема знаний или интеллектуального капитала, находящегося в ее распоряжении» [19, с. 204].

Управление знаниями на современном предприятии способствует взаимодействию между бизнес-процессами, сочетая различные деятельности [14, с. 85]:

  • опыт, накопленные знания;
  • высокое качество обслуживания клиентов, используя ранее накопленные знания об их потребностях;
  • повышению конкурентоспособности за счет новых знаний, которые позволили бы сократить затраты и оптимально удовлетворить потребности клиентов;
  • увеличивая производительность труда сотрудников, продвигая (стимулируя) инновационную деятельность, внедряя новые технологии, обучая персонал, расширения сферы деятельности и совершенствуя поставляемую продукцию, или качество услуг.

Основная цель управления знаниями на предприятии - превращение знания сотрудников в конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество зависит не только от физических активов или одноразового финансового вложения, но и от эффективного направления интеллектуального капитала. Если ранее конкурентное преимущество зависело от технологического и программного обеспечения и информации, то сегодня конкурентоспособность определяет персонал [17, с. 160].

Именно обучение персонала и управление знаниями являются одними из ключевых факторов успеха и конкурентного преимущества современного предприятия. В целях развития потенциала сотрудников, не достаточно только правильно их подобрать, требуется постоянное сотрудничество. А так же создание тесных отношений, стараясь постепенно развивать базу организационных знаний.

Управление знаниями имеет две основные задачи. Одна ‒ это эффективность, использование знаний для роста производительности путем увеличения быстродействия или снижения затрат. Другая ‒ инновации, создание новых продуктов и услуг, новых предприятий и новых бизнес-процессов [18, с. 120].


«Незримое» достояние ‒ это интеллектуальные активы, способные приносить и приносящие компаниям реальные дивиденды. Речь идет о патентах и авторских правах, знаниях и профессиональных качествах сотрудников, торговых марках, клиентской базе, сети лояльных поставщиков и партнеров, культуре реализации нововведений, корпоративной памяти и базах данных, качестве рабочих процессов и т.п. [16, с. 105]

Важно стремиться к формированию такого подхода к управлению знаниями, который соотносит, уравновешивает и интегрирует организационные, человеческие и технологические компоненты знаний.

Взаимосвязь знаний, обучения и ключевой компетенции организации представлена на рисунке 1, где сделана попытка показать, как на знаниях базируются все хозяйственные и управленческие отношения, выявляются предпочтения хозяйствующих субъектов, происходит обмен и поставляется информация на рынки.

Существенное расширение доступа к знаниям, ставшее возможным благодаря современным информационным технологиям, меняет саму природу отношений между специалистом и непрофессионалом, между организацией и работником, между источником и получателем благ. Знания исключают статичность и однонаправленность, поскольку создают основу для непрерывного поступательного движения по динамично меняющейся сети с участием, как создателей, так и пользователей информации.

Рис. 1. Знание, обучение и базовая компетенция организации [14, с. 96]

Для того чтобы постоянно сокращать дефицит знаний, организации должны решать такие важнейшие задачи, как [17, с. 238]:

  • приобретение знаний ‒ использование уже имеющихся в мире знаний и их приспособление для нужд организации (например, при помощи режима открытой торговли, привлечения иностранных инвестиций и заключения лицензионных соглашений), а также получение новых знаний путем ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • усвоение знаний (например, обеспечение всеобщего начального образования, создание возможностей для обучения на протяжении жизни и развитие системы высшего образования);
  • передача знаний ‒ использование новых информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующее нормативно-правовое регулирование и обеспечение доступа к информационным ресурсам.

В условиях революционных изменений в производственных и информационных технологиях формируется новая функция управления, в задачу которой входит аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для распространения и передачи знаний.


Использование интеллектуального капитала и связанная с этим профессиональная компетенция кадров обеспечивают выживание и экономический успех компаний. Именно знания становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ [14, с. 152].

В конкретном приложении управление знаниями как функция и как вид управленческой деятельности охватывает [18, с. 150]:

  • практику придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения и распространения знаний;
  • придание знаниям потребительского характера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя информацию;
  • создание интерактивного обучающего окружения, где люди постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых знаний.

Функция управления знаниями охватывает использование различных методов в зависимости от особенностей того или иного этапа организации приобретения и освоения новых знаний.

Таким образом, управление знаниями является основой инновационной деятельности. Аспекты управления знаниями, такие как генерирование идей, методы обучения, процессы управления знаниями, организационная культура. А так же способствующая обмену знаниями, системы управления знаниями, непосредственно влияют на инновационные процессы и эффективность, а также конкурентоспособность современного предприятия.

1.4. Роль инноваций в управлении знаниями

Организационные инновации, заключающиеся в разработке новых товаров или услуг, а также новых систем управления, стали важным путем достижения устойчивого конкурентного преимущества. Процесс инновации включает приобретение, распространение и использование новых и уже существующих знаний. Инновационность компании тесно связана с ее способностью использовать собственные интеллектуальные ресурсы.

Управление знаниями – это подход, заключающийся в более активном использовании знаний для создания ценности и повышения результативности организации. Компании, которые демонстрируют более высокий уровень способности управлять знаниями, могут достичь эффекта накопленного опыта и тем самым усовершенствовать такие процессы как оптимизация численности, оперативный ответ на изменения, развитие креативных идей и инноваций. Эффективное управление знаниями усиливает процесс передачи и обмена знаниями, необходимый для инновационного процесса, а также повышает эффективность инноваций, поскольку стимулирует развитие новых открытий и способностей [18, с. 174].


Следовательно, способность управлять знаниями играет главную роль в поддержке и ускорении инноваций. Поскольку процесс управления знаниями в рамках инновации является сложным, данная работа фокусируется на механизмах, которые используются организациями для получения, обмена и применения новых или усовершенствованных знаний.

Получение знаний со стороны внешнего рынка и изнутри – от сотрудников – создает для компаний возможности реструктуризировать существующие знания и создать новые [3, с. 159].

Поступившие новые знания, во взаимодействии с уже имеющимися, могут обновить запас знаний организации и увеличить ширину и глубину доступных компании знаний, тем самым увеличивая потенциал к новым инновациям. Концепция знаний предполагает, что деятельность по получению знаний усиливает способность компании эффективно выполнять свою роль. Компании с высокой способностью приобретать внешние и внутренние знания смогут снизить неопределенность и достичь большого количества управленческих и технологических преимуществ.

Обмен знаниями относится к коллективным идеям или образцам поведения, когда знание распространяется между индивидуумами или подразделениями компании. В предыдущих исследованиях был сделан вывод, что обмен знаниями может привести к росту инновационности компании. В частности, исследователи ранее утверждали, что обмен знаниями ведет к новой комбинации знаний, ранее существовавших по отдельности, что в итоге может привести к усовершенствованию процессов или новым товарам. Поскольку знание рассредоточено по разным индивидуумам и разным подразделениям организации, сотрудники должны делиться им. Когда индивидуумы добровольно делятся и обмениваются знаниями, они могут создать коллективное знание и получить синергетический эффект от процессов обмена знаниями и ресурсами. Инновации происходят в случае, когда сотрудники организации делятся своей экспертизой и реализуют ее в форме товаров и услуг. Таким образом, компании, которые способны наладить эффективный обмен знаниями между сотрудниками, окажутся более инновационными. Применение знаний – это центральный элемент процесса управления знаниями [1, с. 197].

С точки зрения концепции знаний нужно учитывать такие характеристики знаний как прикрепляемость и неявность, а следовательно ценность частных и организационных знаний заключается именно в их применении. Разработка новых товаров и инноваций требует применения и комбинации специализированных знаний, почерпнутых из многих источников [5, с. 202].