Файл: «Органы, осуществляющие ОРД оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оперативное подразделение – это организационно-штатное звено, входящее в структуру соответствующего российского правоохранительного органа или спецслужбы, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-розыскных, контрразведывательных или разведывательных задач, предусмотренных федеральными законами [12,C.85].

Оперативные подразделения конкретного оперативно-розыскного органа структурированы в соответствующие организационно-административные единицы. Это может быть оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное, разведывательное или информационно-аналитическое отделение (группа), отдел, служба, управление, главное управление, а равно подразделение собственной безопасности и др. [16,C.38]. В различных оперативно-розыскных органах неодинаково определены структура оперативных подразделений и их названия, что вызвано спецификой решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.

Перечень оперативных подразделений определяется нормативными правовыми актами соответствующих оперативно-розыскных органов, перечисленных в ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Перечень органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, предусмотрен ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». К ним относятся оперативные подразделения органов:

1) Мини­стерства внутренних дел РФ;

2) Федеральной службы безопасности РФ;

3) Федеральной службы охраны РФ;

4) Федеральной таможенной службы РФ;

5) Службы внешней разведки РФ;

6) Федеральной службы исполнения на­казаний Министерства юстиции РФ;

7) Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков [6].

Указанные федеральные органы осуществляют свои полномочия в пределах, предусмотренных зако­нодательством. Перечень этих органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Перечень оперативных подразделений, пра­вомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномо­чия, структуру, организацию работы определяют руководители указанных органов. Правом на частичное осуществление оперативно-розыскной деятельности предоставлено опера­тивным подразделениям органа внешней разведки Минобороны России. Оно возникает в случаях, если необходимо обеспечить безопасность ука­занных органов, если их проведение не затрагивает полномочий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность полностью[18, С.78].


Так, согласно Приказу Министра внутренних дел Российской Федерации от 19.06.2012 № 608 (ред. от 29.09.2016) «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» в центральном аппарате МВД РФ к оперативно-розыскной деятельности допускаются Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, начальники Главного управления уголовного розыска МВД, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, Главного управления по противодействию экстремизму МВД, Главного управления собственной безопасности МВД, Главного управления на транспорте МВД, Национального центрального бюро Интерпола МВД России, Управления МВД по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Управления оперативно-розыскной информации МВД России и их заместители[8].

В территориальных органах МВД такими лицами являются начальники территориальных органов МВД России, их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также заместители начальников полиции по оперативной работе; начальники межрегиональных оперативно-розыскных отделов (отделений), оперативно-розыскных частей, центров по противодействию экстремизму, центров специального назначения сил оперативного реагирования и ряд других должностных лиц, а также начальники отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на районном уровне и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность [24, С.84].

Федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в целях обеспечения безопасности высших должностных лиц государства. Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» под государственной охраной понимается деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в РФ и исполнения международных обязательств РФ, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер [5]. Федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», Указом Президента РФ от 07.08.2004 № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации», которым утверждены Положение о Федеральной службе охраны РФ и структура органов государственной охраны [11, С.21].


В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел и внутренние войска МВД РФ, органы внешней разведки, федеральные Вооруженные Силы и иные государственные органы обеспечения безопасности РФ.

К объектам государственной охраны относятся: Президент РФ и члены его семьи, проживающие совместно с ним или сопровождающие его; Председатель Правительства РФ; Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Председатель Конституционного Суда РФ; Председатель Верховного Суда РФ; Генеральный прокурор РФ, Председатель Следственного комитета РФ (указанным лицам государственная охрана предоставляется в течение срока их полномочий); главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ[5].

Отличие оперативно-розыскных органов от:

- правоохранительных органов: с одной стороны, не все оперативно-розыскные органы являются сугубо правоохранительными (например, ГРУ ГШ ВС РФ), а с другой - не все правоохранительные органы являются оперативно-розыскными (в частности, органы прокуратуры, суд);

- органов дознания: во-первых, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК оперативно-розыскные органы одновременно являются органами дознания (кроме ФОГО и СВР); во-вторых, некоторые органы дознания, в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»не являются оперативно-розыскными органами (судебные приставы, командиры воинских частей, органы государственного пожарного надзора);

- российских контрразведывательных и разведывательных органов: согласно ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»не все оперативно-розыскные органы одновременно являются контрразведывательными и разведывательными органами. И первыми, и вторыми одновременно выступают только три: ФСБ, СВР России и ГРУ ГШ ВС РФ [25, С.13].

Таким образом, законодатель особо обратил внимание правоприменителей на то, что в России никто, кроме указанных в ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» подразделений государственных органов, не вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность комплексно, с применением всего арсенала средств и методов оперативно-розыскной деятельности[6]. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 13 вышеуказанного закона право на частичное осуществление оперативно-розыскной деятельности предоставлено оперативным подразделениям органа внешней разведки Минобороны России (ГРУ ГШВС). Для выполнения своих функций оперативно-розыскных органы наделены конкретными правами и обязанностями.


Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Дости­жение целей оперативно-розыскной деятельности обеспечивается посредством ус­пешного решения оперативно-розыскных задач.

Киселев А.П.выделяет следующие задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам; выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств; информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь; соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности[20, С.42].

Для органов внутренних дел оперативно-розыскная деятельность – одна из основных функций.В зависимости от указанных направлений деятельности и специализации оперативные подразделения органов внутренних дел выполняют различные задачи.

Так, основными задачами подразделений уголовного розыска являются следующие: предупреждение и раскрытие преступлений против личности; предупреждение и раскрытие имущественных преступлений; предупреждение и раскрытие преступлений несовершеннолетних; содействие подразделениям по борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков; осуществление розыскной работы[27, С.82].

Для подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями основными задачами являются: борьба с преступлениями в агропромышленном комплексе; преступлениями в промышленности и сельском хозяйстве; преступлениями во внешнеэкономической деятельности; преступлениями на потребительском рынке; преступлениями в сфере приватизации и кредитно-финансовых отношений;фальшивомонетничеством; раскрытие налоговых преступлений[19, С.63].


Перед подразделениями обеспечения собственной безопасности (служба собственной безопасности) поставлены задачи реализации системы мер по нейтрализации потенциальных и реальных угроз: нормальному функционированию органов внутренних дел, в т.ч. подразделений, осуществляющих ОРД; личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, членов их семей и близких, а также лиц, оказывающих содействие подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Поскольку такие угрозы могут носить внутреннюю и внешнюю направленность, то и деятельность ССБ направлена на решение двух групп задач.

Первая группа:

- выявление среди сотрудников ОВД коррумпированных лиц, а также лиц, замышляющих, подготавливающих или совершающих должностные и иные преступления;

- недопущение наступления вредных для деятельности органов внутренних дел последствий правонарушений сотрудников.

Вторая группа:

- установление преступных устремлений против органов внутренних дел;

- обнаружение и нейтрализация деятельности лиц, замышляющих, подготавливающих или совершающих преступления против органов внутренних дел, их сотрудников и других лиц, защита которых отнесена к их компетенции;

- выявление, предупреждение и пресечение попыток проникновения преступных элементов в систему органов внутренних дел или оказания негативного влияния на ее деятельность[27, С.84].

Систему органов Федеральной службы безопасности (ФСБ), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, составляют территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках. Основными направлениями деятельности органов федеральной службы безопасности являются: контрразведывательная и разведывательная деятельность; борьба с преступностью.

Согласно ст. 10  Федерального закона «О безопасности» оперативные подразделения ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации[4]. На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.