Файл: «Органы, осуществляющие ОРД оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специальные («ведомственные») права оперативно-розыскных органов – это права,которые предоставлены отдельным оперативно-розыскным органам и изложенные в других нормативно-правовых актах (например, ст. 11 Закона «О полиции», ст. 9-11.2, 13, 14 закона о ФСБ, ст. 11, 15Федерального закона от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» и некоторых других открытых нормативных актах и др.).

Так, органы Федеральной службы безопасности имеют право:проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом:

а) осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления;

б) использовать подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности и применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов федеральной службы безопасности, а также физическую силу против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации[4].

В соответствии с нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности таможенные органы имеют право:

  • проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия;
  • сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать таможенным органам;
  • использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц;
  • использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;
  • создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач [6].

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены. Сотрудникам оперативных подразделений органов внутренних дел в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» предоставлены права для осуществления возложенных на них обязанностей.

Так, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 13 указанного Закона сотрудники полиции имеют право: требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов [7].

Сотрудники полиции вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации [20, С.183].

Сотрудники полиции вправе осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами[21, С.139].


Таким образом, права оперативно-розыскных органов – это предоставленные ему оперативно-розыскным законодательством возможности для надлежащего исполнения обязанностей по достижению целей оперативно-розыскной деятельности и решению ее задач.

Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Обязанностями оперативно-розыскных органов является круг возложенных законодателем на них безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения целей оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач [25, С.15].

Различают две группы обязанностей:

1) изложенные в предписаниях Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;

2) зафиксированные в некоторых иных законодательных актах России (для ОВД - в Законе о полиции, для органов ФСБ - в ФЗ о ФСБ и т.п.)[23, С.22].

Законодатель предъявляет следующие требования к обязанностям оперативно-розыскных органов:

  • все они могут устанавливаться исключительно в открытых нормативных правовых актах (как правило, законодательных). Не допускается их определение в закрытых подзаконных нормативных актах, включая ведомственные;
  • любые действия этих органов (связанные с реализацией обязанностей) будут законны исключительно при условии их направленности на достижение целей и решение задач оперативно-розыскной деятельности;
  • при коллизии основной и специальной обязанностей, изложенных в разных законодательных актах и непосредственно касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности, должны применяться правила основных обязанностей, зафиксированные в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [25, С.17].

Непосредственно изложенные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» обязанности оперативно-розыскных органов. Ими являются следующие две группы:

  1. предусмотренные в ст. 14. Так, органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, обязаны:
  • принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;
  • исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;
  • выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами России, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;
  • информировать другие российские оперативно-розыскные органы о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;
  • соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
  • содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством России, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств[6].

  1. изложенные в иных статьях Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Оперативно-розыскной орган также обязан:
  • соблюдать пределы своих полномочий при проведении оперативно-розыскной деятельности (ст. 1);
  • в процессе рассмотрения дела в суде доказывать обоснованность отказа в предоставлении сведений лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (ч. 4 ст. 5);
  • предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предъявлении которых было отказано заявителю (за исключением ряда сведений) (ч. 5 ст. 5);
  • за три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, уведомить об уничтожении соответствующего судью (ч. 7 ст. 5);
  • при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган в соответствии с российским законодательством обязан принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда (ч. 9 ст. 5);
  • в течение 48 ч с момента начала проведения «экстренного» оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (ч. 3 ст. 8);
  • в течение 48 ч уведомить соответствующий суд (судью) об «экстренном» прослушивании переговоров, ведущихся с телефона заявителя (ч. 4 ст. 8)[6];
  • представить суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим оперативно-розыскным органом оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, в порядке и случаях, установленных ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ч. 4 ст. 12);
  • при возникновении реальной угрозы противоправного посягатель

ства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких - принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством России (ч. 3 ст. 18) [22, С.217].

Статья 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет лишь наиболее общие группы обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Их конкретизация и детализация даны в федеральных законах, регулирующих деятельность указанных служб.


Так, таможенные органы как субъекты оперативно-розыскной деятельности имеют и определенные обязанности. Таковыми обязанностями в силу закона являются:

  1. соблюдение мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности и обеспечению безопасности общества и государства;
  2. исполнение письменных поручений органов дознания и предварительного следствия, указания прокурора и решений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  3. выполнение на основе договоров о правовой помощи запросов соответствующих международных правоохранительных организаций (Интерпола и др.);
  4. соблюдение правил конспирации [12, С.105].

Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с обязанностями органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предоставлены широкие права, позволяющие им эффективно решать задачи по борьбе с преступностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оперативно-розыскная деятельность – это особый вид правоохранительной государственно-правовой деятельности, который определен и поддерживается государством, регламентируется специальным законодательством. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется специально уполномоченными государственными органами и оперативными подразделениями. Исчерпывающий перечень таких органов содержится в ст. 13 ФЗ «Об Оперативно-розыскной деятельности». Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно в отношении предоставляющих оперативный интерес лиц, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Цель оперативно-розыскной деятельности – защита человека, общества и государства от преступных посягательств.

Отличие оперативно-розыскной деятельности от других видов правоохранительной деятельности заключается в специфических задачах оперативно-розыскной деятельности: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности; установление личности неопознанных трупов (п. 4 ч. 1 ст. 7); применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц (п. 5 ч. 1 ст. 7); сбор данных, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; об обеспечении безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (ч. 2 ст. 7). С учетом цели оперативно-розыскной деятельностисреди задач главенствующее положение занимает группа задач превентивного назначения: предупреждение совершения преступлений, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ.