Файл: «Органы, осуществляющие ОРД оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции), реальным содержанием. Наряду с этим признанные и гарантированные в главе 2 Конституции права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств[20, С.37].

В частности, таким «охранным» средством является осуществление оперативно-розыскная деятельность в необходимых и допустимых законом случаях.

С помощью оперативно-розыскной деятельности государство осуществляет охрану собственности (собственность – экономическая категория, отражающая право владения имуществом). Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности [1].

Целью оперативно-розыскной деятельностиявляется также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз[4]. Приоритет в целях законодатель отдает правам и свободам личности.

Цели оперативно-розыскной деятельности конкретизируются в ее задачах.

Задачами оперативно-розыскной деятельностиявляются требующие разрешения поручения (волеизъявление, наказ) законодателя, предусмотренные ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»и другими законодательными актами, составляющими оперативно-розыскное законодательство, посредством выполнения которых достигается цель оперативно-розыскной деятельности(защита от преступных посягательств). Следовательно, задачи оперативно-розыскной деятельности есть определенный этап в достижении цели этой деятельности и одновременно способ такого достижения [22, С.154].

К числузадач оперативно-розыскной деятельности ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»относит следующие:

– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

– осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

– добывание информации о событиях или действиях, бездействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасностиРоссийской Федерации[6].


Задачи оперативно-розыскной деятельности можно рассматривать как определенные этапы в достижении ее основных целей. В то же время специфичность задач оперативно-розыскной деятельностиотличает ее от других видов правоохранительной деятельности государственных органов.

По мнению Ремизова М.В. с учетом цели оперативно-розыскной деятельности среди задач главенствующее положение занимает группа задач превентивного назначения: предупреждение совершения преступлений, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ [25,C.5].

Указанные в законе задачи разделены на три основные группы, каждая из которых достаточно автономна и имеет свои способы решения. В то же время они носят весьмаобщий характер и конкретизируются в нормативных правовых актах, регламентирующихдеятельность отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Первая группа задач включает в себя четыре самостоятельные задачи: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, каждая из которых органично включает в себянеобходимость выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих илисовершивших преступления[21, С.136].

Выявление преступлений как самостоятельная задача оперативно-розыскной деятельностипредполагает установление фактов совершения прежде всего латентных преступлений, информация о которых в правоохранительные органы по официальным каналам не поступает. Пооценкам криминологов, размеры латентной преступности в несколько раз превышаютофициально зарегистрированную. Весьма существенная доля преступлений остаетсяскрытой по причине не обращения потерпевших за помощью в правоохранительныеорганы. Другой составляющей латентной преступности являются деяния, причиняющиеущерб не отдельным гражданам, а общественным или государственным интересам. К ихчислу, прежде всего, относятся незаконный оборот наркотиков, оружия, взрывчатыхвеществ, многие экономические преступления, отдельные виды мошенничества и некоторые другие. Латентная преступность является одним из условий формирования идлительного существования устойчивых преступных групп, увеличения количествапреступников-профессионалов [24,C.69]. В связи с этим задача выявления латентных преступленийв процессе оперативно-розыскной деятельности приобретает особую актуальность.

Задача выявления преступлений включает в себя три составных элемента: обнаружение лиц, их совершивших, установление в их действиях признаков состава уголовного наказуемого деяния для решения вопроса о возбуждении уголовного дела иустановление потерпевшей стороны[13, С.211].


Данная задача решается путем осуществленияоперативного поиска– одной из организационно-тактических форм оперативно-розыскной деятельности, в ходе которойпроводится инициативный сбор первичной оперативно-розыскной информации опризнаках преступной деятельности и причастных к ней лицах.

Задача предупреждения преступлений - данное направление деятельности содержит целый ряд самостоятельных, имеющих свою специфику действий:

а) общая профилактика: выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений;

б) индивидуальная профилактика: воспитательные и иные виды воздействия на лиц, от которых в силу их антиобщественного поведения можно ожидать совершения правонарушения;

в) предотвращение преступлений на стадии замысла и подготовки;

г) пресечение преступлений на стадии покушения.

Общая профилактика состоит в выявлении иустранении конкретных причин и условий, способствующих совершению преступлений[23, С.9]. Такие факторы, негативно влияющие на оперативную обстановку в целом и провоцирующие отдельных лиц на совершение правонарушений, необходимо выявлять по каждому конкретному уголовному делу, а также на основе анализа целого ряда схожих по способу совершения преступлений.

Индивидуальная профилактика направлена на выявление, постановку на учет лиц, допускающих антиобщественное поведение, и осуществление в отношении их индивидуальных воспитательных мер воздействия в целях понуждения их к отказу от совершения правонарушений. Предотвращением преступлений оперативные аппараты вынуждены заниматься в тех случаях, когда поступает информация о том, что конкретное лицо либо группа лиц замышляют совершение преступления либо приступили к его активной под- готовке. И наконец, пресечение преступлений как задача оперативно-розыскной деятельности возникает в ситуации, когда поступает сигнал о том, что лицо либо группа лиц приступили к осуществлению своего преступного замысла. Для решения каждой из самостоятельных задач предупреждения преступлений оперативные подразделения применяют свои специфические тактические приемы, многие из которых носят негласный характер [16, С.14].

Решениезадачи предупреждения преступлений следует признать приоритетной по отношению кдругим задачам оперативно-розыскной деятельности, поскольку в случае ее решения отпадает необходимость в решениидвух других– пресечении и раскрытии.

Система мер по решению задачи предупреждения преступлений выделяется вотдельную организационно-тактическую форму оперативно-розыскной деятельности, получившую название оперативно-розыскной профилактики[12, С.27].


Пресечение преступлений означает лишение лица реальной возможности завершить начатое преступление, довести его до конца, не допустить вредныхпоследствий. Решение задачи пресечения преступлений в оперативно-розыскной деятельности, как правило, связано сзадержанием лица с поличным в момент приготовления или покушения напротивоправное деяние[10]. Пресечению преступлений в большинстве случаев предшествует решение задачи по выявлению лица, его замышляющего или подготавливающего, и онареализуется в том случае, если невозможно предупредить заранее планируемое деяние.

Раскрытие преступлений включает в себя систему мер по установлению лиц, совершивших преступления, и обеспечению возможности их привлечения к уголовнойответственности путем сбора информации, имеющей доказательственное значение[12, С.30].

Необходимость решения такой задачи возникает в случаях совершения неочевидных преступлений, при которых потерпевшей стороне и правоохранительным органамнеизвестна личность виновного лица.

Задача раскрытия преступлений носит комплексный характер, поскольку еерешение невозможно без применения уголовно-процессуальных мер. По каждому факту выявленного преступления должно возбуждаться уголовное дело, и оперативно-розыскные мероприятия по его раскрытию осуществляются параллельно соследственными действиями.

Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихсяот уголовного наказания, без вести пропавших, как задача оперативно-розыскной деятельности представляет собойсистему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальныхмероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает обнаружение местанахождения и, в случае необходимости, задержание разыскиваемых [18, С.77].

Задача розыска без вести пропавших, кроме перечисленных, включает в себя ещеодно направление– установление личности граждан по неопознанным трупам и лиц, немогущих сообщить о себе сведений по возрасту или состоянию здоровья.

Решение данной задачи оперативно-розыскной деятельности обеспечивается созданием специализированныхрозыскных подразделений. Такие подразделения в наиболее развитом виде существуют ворганах внутренних дел, осуществляющих розыск большей части категорийразыскиваемых.

Третья задача оперативно-розыскной деятельности, касающаяся добывания информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической илиэкологической безопасности Российской Федерации, в отличие от других, не носитуниверсального характера и касается, прежде всего, деятельности органов ФСБ. Вместе сэтим все остальные субъекты оперативно-розыскной деятельности при осуществлении своих непосредственных задачобязаны оказывать содействие ФСБ в добывании такой информации, а также привыявлении и раскрытии преступлений своей компетенции.


Добывание информации включает в себя инициативный поиск указанных сведений(данных) с помощью проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования помощи лиц, оказывающих конфиденциальную помощь правоохранительным органам. Добывание информации об угрозах безопасности России является обязательным элементом обеспечения такойбезопасности, как одной из целей оперативно-розыскной деятельности[10, С.38].

Решение задачи добывания информации об угрозах государственной илиэкологической безопасности включает в себя сбор данных, необходимых для принятиярешения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске кработам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; по обеспечениюбезопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Решение последней задачи осуществляется также путем выявления фактовподготавливаемых и совершаемых преступлений против основ конституционного строя ибезопасности государства(гл. 29 УК РФ), преступлений против мира и безопасностичеловечества(гл. 34 УК РФ), некоторых видов экономических преступлений(ст. ст. 172, 173, 178, 188 и др.), экологических преступлений(гл. 26 УК РФ)[16, С.37].

Следовательно, цели, задачи оперативно-розыскной деятельности и способы их достижения определяют ееположение в системе государственных мер борьбы с преступностью [23, С.9].

Таким образом, определение целей и задач имеет большое значение, поскольку, согласно ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных данных законом.

Оперативно-розыскные органы

Понятие оперативно-розыскного органа

Основная нагрузка в борьбе с преступностью закономерно ложится на оперативно-розыскные и следственные органы.

В сфере оперативно-розыскной деятельности участвуют предусмотренные законом государственные органы, их оперативные аппараты, должностные лица, а также отдельные граждане и иные структуры.

Оперативно-розыскной орган –функционирующая в соответствии с оперативно-розыскным законодательством в рамках определенного правоохранительного органа (МВД России и др.) или специальной службы России (СВР России и др.) система его оперативных подразделений и должностных лиц, включая первых руководителей, предназначенная непосредственно полностью или частично осуществлять оперативно-розыскную деятельность или ее контролировать (оперативно-розыскной орган в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» назван как «орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность») [22, С.173].