Файл: «Органы, осуществляющие ОРД оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» стать 13 указывается на существование оперативных подразделений федеральных органов государственной охраны, которые призваны обеспечитьбезопасность объектов государственной охраны: руководителей страны, важны зарубежных гостей, а также мест их постоянного пребывания. Поэтому на оперативные подразделения, создаваемые в их составе, возлагается проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение противоправных замыслов и подготовляемых действий по их осуществлению в отношении объектов охраны [6].

Таможенные органы РФ в соответствии со ст. 224 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством Российской Федерации преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенным вопросам [11, С.94].

Задачами оперативно-розыскной деятельности таможенных органов являются:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, преступлений в сфере таможенного дела, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) получение упреждающей оперативной информации об обстановке в зоне таможенной деятельности для принятия правильных решений с целью защиты экономических интересов Российской Федерации;

3) оказание помощи органам расследования, прокуратуры и суда в сборе доказательств по уголовному делу, выполнение их поручений;

4) розыск лиц, скрывающихся от органов расследования и суда и уклоняющихся от уголовного наказания за преступления, а также розыск без вести пропавших;

5) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической или экологической безопасности РФ;

6) участие в совместных оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых ФСБ, МВД, ФПС и другими компетентными органами в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

7) оказание помощи международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ;


8) обеспечение собственной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

9) обеспечение безопасности сотрудников таможенных органов, членов их семей, их имущества, а также лиц, оказывающих таможенным органам конфиденциальную помощь;

10) выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции и других должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов[9].

Оперативно-розыскные подразделения, решая поставленные задачи, должны тесно взаимодействовать со всеми структурными подразделениями таможенных органов.

 Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны РФ и органа внешней разведки ФАПСИ проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности, что объясняется целями и задачами указанных органов.

Органы Федеральной службы исполнения наказаний России реализуют оперативно-розыскную функцию через структурные оперативные подразделения: управление собственной безопасности, оперативное управление, управление оперативно-технических мероприятий. В территориальных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, исправительные колонии, тюрьмы) ОРД осуществляют оперативные отделы, оперативные части [16, С.54].

Задачами оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях согласно ст. 84 УИК РФ являются:

  • обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;
  • выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;
  • розыск осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;
  • содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение [20, С.165].

Решение указанных задач невозможно без осуществления оперативно-розыскных мероприятий, которые проводятся в отношении все видов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации[16, С.37].

Органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ являются:Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков;территориальные органы: региональные управления Федеральной службы РФ, главные управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по федеральным округам и управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по субъектам РФ[18, С.78].


Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ созданы для выполнения следующих задач:

- пресечение деятельности преступных сообществ (организаций), банд и организованных групп, имеющих региональные, межрегиональные и международные связи;

- изобличение в совершении преступлений их организаторов и участников;

- выявление и перекрытие источников и каналов поступления в незаконный оборот наркотиков на обслуживаемой территории;

- борьба с коррупцией в органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают возложенные на них задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Каждый субъект оперативно-розыскной деятельности наделен кругом своих прав и полномочий, обусловленных, во-первых, их ведомственной принадлежностью и, во-вторых, внутриведомственнымразделением функций.

По мнению М. В. Ремизов и Р. Н. Ласточкинаправа оперативно-розыскных органов –есть круг предоставленных законодателем оперативно-розыскным органам возможностей для надлежащего исполнения обязанностей по достижению целей оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач [ 25, С.174].

Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует понимать не только как узаконенные государством возможности выполнять те или иные действия, но и как полномочия, которыми наделяются соответствующие службы только для решения задач оперативно-розыскной деятельности [20, С.169].

Полномочия оперативных подразделений различныхправоохранительных органов зависят, прежде всего, от их уголовно-правовойкомпетенции, т.е. перечня преступлений, предупреждением и раскрытием которых ониобязаны заниматься, а также кругом основных задач, определенных в правовых актах, регламентирующих деятельность этих органов [23, С.7].

В статье 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано, что при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.


2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

3. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

5. Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом[6].

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации [20, С.169].

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить предусмотренные Законом оперативно-розыскные мероприятия гласно и негласно и производить при этом изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ. Под гласным проведением мероприятий следует понимать действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, без сокрытия от посторонних лиц своего юридического статуса, ведомственной принадлежности, а возможно, цели и характера мероприятия. Например, опрос оперативным работником лиц, находящихся на месте происшествия, с целью выявления очевидцев и установления обстоятельств совершенного преступления проводится, как правило, гласно. При гласном проведении оперативно-розыскных мероприятий может быть зашифрована (скрыта) их истинная цель[20, C.173].


Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечень должностных лиц органов внутренних дел РФ, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утверждены Приказом МВД России от 01.04.2014 № 199[11, С. 49].

Негласное проведение оперативно-розыскных мероприятий предполагает сокрытие от заинтересованных лиц (заподозренных, разрабатываемых, подозреваемых, обвиняемых и др.) факта осуществления каких-либо действий и лиц, их проводящих (оперативных работников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и др.)[20, C.174].

В ряде случаев при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, испытывают потребность в использовании предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или оборот которых ограничен (оружие, взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, наркотики и др.), например, при проведении оперативного эксперимента, оперативного внедрения, контролируемой поставки и др. Решая данную проблему, законодатель допускает возможность использования оперативными подразделениями веществ, оборот которых находится под специальным контролем государства. Так, в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий разрешается использование наркотических средств и психотропных веществ без лицензии [18, С.80].

Ремизов М.В. различает две группы прав: общие и специальные.

Общие права –это предусмотренный ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» основной круг прав, который распространяется на всех оперативно-розыскных органов[25, С.171]. Такие права предусмотрены в ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которая определяет наиболее общие группы прав оперативно-розыскных органов; соответственно, права этих органов не ограничиваются предписаниями указанной статьи, а изложены и в иных нормах ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и других ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»:1, ч. 3 ст. 6, ч. 4, 5 и 7 ст. 5, ч. 3 ст. 9, ч. 7 ст. 5, ч. 2 ст. 7, ч. 2, 4, 8 ст. 8, ч. 6 ст. 9, ч. 1 ст. 10, использовать результаты оперативно-розыскной деятельности согласно правилам ч. 1, 2 ст. 11, ч. 2, 4 ст. 12, ч. 4 ст. 12, ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 17, ч. 7 ст. 18[6].