Файл: Понятие и общая характеристика рынка ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Операции на биржах проводят только профессионалы, объединенные биржевым комитетом. Вначале это были простые посредники – маклеры, но впоследствии среди них произошла четкая специализация по различным видам биржевой деятельности. Посредников в биржевых операциях называют по-разному: биржевые маклеры, куртье, комиссионеры, брокеры и стокброкеры. Все они работают за вознаграждение – куртаж, выраженный в процентах или долях процента от общей суммы сделки. Маклеры ведут расчетные записи - бродеро, которые подписывают обе стороны. Они обязаны быть беспристрастными, не должны за свой счет участвовать в коммерческих делах клиентов, не могут передавать кому-либо свои функции[40].

Важнейшую посредническую роль на рынке ценных капитальных бумаг играют инвестиционные банки - особые финансовые институты, которые занимаются организацией и гарантированием реализации публичного размещения прежде всего акций. В качестве консультанта по всем финансовым вопросам, связанным с эмиссией, банк вместе с потенциальным эмитентом определяет реальные и наиболее экономичные возможности выхода на конкретный рынок, а затем в качестве ведущего гаранта берет на себя обязанность организовать синдикат или другую группу, которая обеспечит полное размещение выпущенных ценных бумаг. В случае неправильной оценки ситуации банк рискует не разместить бумаги, оставить их у себя, а затем продать со скидкой[41].

Профессиональные участники рынка ценных бумаг в зависимости от функций, выполняемых ими, подразделяются на профессиональных участников, совершающих сделки с ценными бумагами, и профессиональных участников, образующих учетную систему рынка ценных бумаг. К первой группе относятся (ст. ст. 3 -5 Закона о рынке ценных бумаг):

- брокеры - осуществляют деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, которые являются производными финансовыми инструментами, по поручению клиента, от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом;

- дилеры - совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи данных ценных бумаг;

- управляющие - осуществляют деятельность по доверительному управлению ценными бумагами (денежными средствами), предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами[42].


Ко второй группе относятся (ст. ст. 7 - 8 Закона о рынке ценных бумаг):

- депозитарии - оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги;

- регистраторы - осуществляют сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг;

- вспомогательными финансовыми организациями являются субъекты, выполняющие определенные дополнительные функции на рынке ценных бумаг[43].

К указанным субъектам относятся:

1) субъекты, выполняющие организационные функции:

- клиринговые организации - осуществляют деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации и подготовка бухгалтерских документов) и их зачету по поставкам ценных бумаг, а также расчетам по ним;

- организаторы торговли - устанавливают правила заключения сделок с определенным ими кругом финансовых инструментов и обеспечивают их реализацию;

2) другие вспомогательные организации - информационные агентства, рейтинговые агентства, расчетные центры и др.[44]

Таким образом, участники рынка ценных бумаг – это юридические и физические лица, вступающие в определенные экономические отношения по поводу ценных бумаг.

2. Развитие рынка ценных бумаг

2.1 История возникновения и развития рынка ценных бумаг в России

По мнению Григорьева Д.В. условно современная история российского рынка ценных бумаг может быть разделена на четыре этапа.

На первом этапе (1990–1992 гг.) складывались предпосылки для развития фондового рынка: образовывались фондовые биржи и рынок акций коммерческих банков, появились товарные биржи[45].

На втором этапе (начиная с 1993 г.) фондовый рынок существовал в форме рынка приватизационных чеков. Особенностью данного этапа было наличие на российском фондовом рынке, кроме приватизационных чеков, различного рода псевдоценных бумаг (типа акций «МММ» и др.), которые активно покупались населением под влиянием, с одной стороны, соответствующей рекламы, а с другой – внешних обстоятельств: высочайшей инфляции, нищеты и т. п., что провоцировало широкие слои населения вкладывать свои средства в «высокодоходные ценные бумаги», которые оказывались в дальнейшем совсем не ценными, хотя и бумагами. Обманутые ожидания населения на рынке ценных бумаг подорвали веру частного инвестора в этот рынок на многие годы вперед[46].


Третий этап (1994–1996 гг.) связан с началом обращения акций россий-ских акционерных обществ; зарождением общепринятого рынка корпоративных ценных бумаг. Характерной особенностью этого периода стало широкое использование векселей, что отражало стремление эмитентов обойти правовые ограничения и уклониться от государственного регулирования, связанного с выпуском классических финансовых инструментов рынка ценных бумаг[47]. В этот период отсутствовала система регулирования и надзора за деятельностью профессиональных участников данного рынка, а также какая-

либо система сбора и раскрытия информации о них.

Четвертый этап развития рынка ценных бумаг, продолжающийся по сей день. Важнейшей его особенностью является формирование современного законодательства, определившего пути цивилизованного развития фондового рынка. К началу 1996 г. были приняты и вступили в силу части первая и вторая Гражданского кодекса РФ, а также Федеральный закон «Об акционерных обществах», издан ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, способствовавших быстрому развитию нормативно-правовой базы в данной сфере регулирования. Важнейшим шагом в развитии российского фондового рынка стало принятие Федерального закона «О рынке ценных бумаг», который пресек обращение суррогатов ценных бумаг, определив понятие «эмиссионная ценная бумага» и установив требования к эмиссионным ценным бумагам, которые являются объектом массовых сделок на рынке ценных бумаг[48].

Увеличилось число участников фондового рынка, произошло быстрое развитие страховых и негосударственных пенсионных фондов, в стране образовался крупный вексельный рынок. Особо следует отметить создание организаций инфраструктуры фондового рынка (регистраторов, депозитариев).

Одной из определяющих особенностей функционирования российского фондового рынка на всех этапах его истории является то, что ведущее место в общем объеме рынка ценных бумаг долгое время занимал рынок государственных ценных бумаг[49]. До сих пор количество государственных ценных бумаг на фондовом рынке России значительно. Они считаются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга, обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающих из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета. Кроме того, они выступают при проведении денежно-кредитной политики государства регулятором не только денежного обращения, но и развития экономики в целом, могут быть залогом по кредиту, предоставленному Центральным банком РФ Правительству РФ, по ссудам, взятым коммерческими банками у Центрального банка РФ, а также по кредитам, получаемым предприятиями в коммерческих банках. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих большое социально-экономическое значение[50].


Российский рынок государственных ценных бумаг имеет недолгую историю. В настоящее время он представлен несколькими видами государственных долговых обязательств, которые во многом еще несут черты переходного этапа.

Размещение государственных ценных бумаг обычно происходит через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, страховые компании, банки, инвестиционные компании и фонды. Государственные ценные бумаги могут быть в бумажной (бланковой) или безбумажной форме, т. е. в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях. Имеется четкая тенденция к увеличению выпуска государственных ценных бумаг в безбумажной форме. Государственные ценные бумаги размещаются разнообразными методами: это аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т. д. Государственные ценные бумаги, как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50 %, а значит, и на всем рынке ценных бумаг, поскольку на последнем преобладают облигации[51]. В целом же в Российской Федерации сложилась смешанная, полицентрическая модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты.

В 1993-1996 годах происходило быстрое развитие рынка государственных долговых обязательств. Помимо позитивного влияния на бюджетный процесс развитие этого рынка также частично способствовало отвлечению средств вкладчиков, ранее направлявшихся на вложения в ценные бумаги и суррогаты ценных бумаг, выпускавшиеся новыми коммерческими структурами[52].

К настоящему времени ввиду высокой надежности ГКО - ОФЗ и их доходности, несопоставимой с доходностью других финансовых инструментов, этот сегмент рынка ценных бумаг оказывает доминирующее влияние на ценовую динамику. Острейшей проблемой, без решения которой крайне трудно привлечь средства на развитие предприятий, является снижение доходности по государственным долговым инструментам[53].

В развитии рынка капиталов Россией уже пройден значительный путь. По целому ряду позиций Россия имеет сходство с наиболее развитыми финансовыми рынками мира. Оно выражается: 1) в большом количестве реально функционирующих корпораций, акции которых могут обращаться на рынке;2) значительном числе финансовых институтов, действующих на рынке; 3) склонности населения к операциям с фондовыми ценностями; 4) высокой степени открытости внутреннего рынка; 5) многообразии обращающихся на рынке инструментов и значительной концентрации интеллектуальных ресурсов, задействованных в его развитии[54].


Таким образом, российский рынок ценных бумаг с момента его воссоздания в начале 90-х годов прошлого столетия претерпел существенную эволюцию. От рынка, маленького по объемам и составу участников и совершенно не влияющего ни на что, кроме настроения его игроков, до полноценного рыночного механизма перераспределения капитала.

С точки зрения мобилизации свободных финансовых ресурсов наиболее высокими темпами развивался рынок государственных ценных бумаг и рынок ценных бумаг коммерческих банков, а также (в 1991 - 1994 годах) рынок ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг, выпускаемых вновь созданными компаниями, включая нелицензированные финансовые компании, привлекавшие средства населения. Таким образом, мобилизация финансовых ресурсов через рынок ценных бумаг государством, банками, а до начала 1995 года и венчурными компаниями приобрела доминирующее значение[55].

Потрясения на фондовом рынке в настоящее время - это уже не забота только самих его игроков, это проблема безопасности страны, поскольку состояние рынка прямо и непосредственно влияет на экономику. Тесная связь реальной экономики и рынка ценных бумаг доказывается и современным кризисным состоянием мировой экономики: то, что сначала казалось проблемами фондовых спекулянтов с WallStreet, впоследствии переросло в проблемы экономического роста и связанных с ним макроэкономических показателей (занятости и инфляции) и в, конечном счете, сказалось на социальной сфере, жизни каждого[56].

2.2. Регулирование рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных рынков в мире. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущий рынку риск, интересы безопасности его участников обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на рынке, а также привлечения к вопросам регулирования различных государственных органов и саморегулируемых организаций[57].

В любой правовой системе существует необходимость государственного воздействия на экономику. Необходимость государственного воздействия на экономику в условиях рынка определяется, прежде всего, требованиями защиты как интересов общества в целом, так и отдельных участников хозяйственного оборота. В особенности это касается выпуска и обращения ценных бумаг, поскольку это затрагивает интересы большого количества физических и юридических лиц.