Файл: УМП_Курс лекций_Мировая экономика_Мертвищев.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1001

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На состояние платежного баланса оказывают влияние следующие факторы:

1) степень открытости экономики (чем больше открыта экономика страны, тем активнее ее резиденты обмениваются товарами, услугами, капиталами, результатами НИОКР и т.д. с нерезидентами);

2) усиление международной финансовой взаимозависимости, связанной с вывозом капитала (в настоящее время страны стараются больше инвестировать средств в экономики других стран, а также активно привлекать иностранные инвестиции в собственную экономику);

3) циклические колебания мировой экономики (мировые экономические и финансовые кризисы снижают темпы экономического роста стран мира, что ведет к снижению объемов производимых внешнеэкономических операций);

4) рост государственных расходов (чем больше государство сосредоточено на решении проблем, связанных, например, с обслуживанием своего внешнего долга, тем меньше средств остается в его распоряжении на развитие экспортно-ориентированных предприятий, на создание у себя благоприятного инвестиционного климата для привлечения зарубежных инвестиций для развития отечественного бизнеса и т.д.).

Состояние платежного баланса оказывает значительное воздействие на различные экономические явления, например, на валютный курс и валютную политику. Так, ухудшение платежного баланса ведет к усилению валютного контроля в виде ужесточения правил проведения валютных операций, обесцениванию национальной валюты и увеличению заимствований страны за рубежом и в международных финансовых организациях.

С другой стороны, от состояния валютного курса и от проводимой страной валютной политики зависит и состояние ее платежного баланса: чем стабильнее курс национальной валюты и либеральнее валютная политика, тем активнее платежный баланс страны.

Государство осуществляет регулирование платежного баланса тремя основными методами:

1 Прямой контроль над импортом капитала (ужесточение таможенной политики, введение ограничений на перевод за границу доходов по иностранным инвестициям и т.д.). Подобные меры могут дать краткосрочный эффект, но в долгосрочном плане отрицательно повлияют на иностранных инвесторов и, как следствие, на конкурентоспособность отечественных предприятий.

2 Политика дефляции (антиинфляционная политика) – изъятие из обращения части избыточной денежной массы, ограничение совокупного спроса и, как следствие, замедление роста цен или их снижение. Дефляция осуществляется путем:

изъятия и уничтожения денег, выведенных из оборота, замены их на новые купюры, но в меньшем количестве; замораживания банковских вкладов;

уменьшения кредитных ресурсов коммерческих банков, установления прямого контроля центрального банка за соблюдением последними «рекомендованных» пределов предоставляемых кредитов;


увеличения учетной ставки и выпуска государственных займов;

ориентации бюджетно-кредитной политики на превышение государственных доходов над расходами.

Последствия дефляции двояки: с одной стороны, она, повышая процентную ставку, вызывает приток иностранного капитала, с другой, повышая валютный курс, стимулирует импорт и сокращает экспорт.

3 Регулирование валютного курса: снижение его стимулирует экспорт и сокращает импорт.


2 Основные статьи платежного баланса и их назначение


Статьи платежного баланса группируются по примерной схеме, рекомендуемой МВФ. Поэтому платежный баланс любой страны выглядит приблизительно следующим образом:

Раздел А. Текущие операции (баланс текущих операций).

  1. Товары (торговый баланс).

  2. Услуги (баланс услуг).

  3. Доходы от инвестиций (баланс процентных платежей).

  4. Частные односторонние переводы.

  5. Государственные односторонние переводы.

  6. Прочие услуги и доходы.

Раздел В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал.

  1. Прямые инвестиции.

  2. Портфельные инвестиции.

  3. Прочий долгосрочный капитал.

Раздел С. Прочий краткосрочный капитал.

Раздел D. Ошибки и пропуски.

Раздел E. Компенсирующие статьи.

Раздел F. Чрезвычайные источники покрытия (финансирования) сальдо.

Раздел G. Обязательные резервы иностранных органов в центральном банке.

Раздел H. Итоговое изменение резервов.

В каждом разделе (статье) платежного баланса указывается движение средств (поступления или платежи) по каждой группе внешнеэкономических операций.

Раздел А:

1 Статья «Товары» (торговый баланс) отражает сальдо платежей по экспортным, импортным и реэкспортным операциям. Причем в платежный баланс включаются только фактически произведенные или немедленно осуществляемые платежи по внешним сделкам.

Торговый баланс наглядно отражает роль внешней торговли в достижении макроэкономического равновесия национальной экономики, так как в его основе лежит разница между товарным экспортом и товарным импортом. Положительное или отрицательное сальдо торгового баланса в значительной мере определяет состояние платежного баланса в целом. Для большинства стран равновесие платежного баланса в большей мере зависит от равновесия торгового баланса.

2 Статья «Услуги» (баланс услуг) включает поступления и платежи по экспорту и импорту услуг страны на мировом рынке. Сюда относятся такие услуги, как транспортные, финансовые, компьютерные, услуги связи, строительство, страхование и другие, оказываемые резидентами нерезидентам и наоборот. Значимость баланса услуг возрастает, особенно в развитых странах, из-за ускоренного развития в них непроизводственной сферы или сферы услуг.

3 Статья «Доходы от инвестиций» (баланс процентных платежей) показывает разницу между платежами за предоставленные страной кредиты и выплатами процентов по полученным кредитам, а также соотношение между доходами от вывезенных и ввезенных в страну инвестиций.


Доходы от инвестиций включают:

доходы от прямых инвестиций, т.е. доходы прямого инвестора-резидента от капитала, вложенного им в предприятие-нерезидент, и наоборот;

доходы от портфельных инвестиций, представляющие собой потоки денежных средств между резидентами и нерезидентами, возникающие в результате купли-продажи ценных бумаг;

доходы от других инвестиций, т.е. поступления и выплаты по любым другим финансовым требованиям резидентов к нерезидентам, и наоборот.

Если иностранный капитал, вложенный в данной стране, приносит меньший доход, чем отечественный капитал, инвестированный за рубежом, то чистые доходы от инвестиций положительны, а в обратном случае – отрицательны.

4 Статья «Частные односторонние переводы» (трансферты) отражает межстрановую передачу материальных ресурсов без стоимостного эквивалента. Сюда включаются текущие трансферты органов государственного управления и остальных секторов. Первые отражают текущие переводы по международному сотрудничеству, различные виды гуманитарной помощи и т.д. Вторые – переводы денежных средств между частными лицами и негосударственными организациями (резидентами и нерезидентами), например, переводы родственникам, заработная плата работникам, алименты и др.

Величина частных трансфертов зависит от того, какой из встречных потоков трансфертов окажется интенсивнее: из страны или в страну.

5 Статья «Государственные односторонние переводы» включает выплаченные и полученные субсидии, доходы (расходы) от содержания военных баз, посольств, консульств, представительств (торговых, военных) и т.д.

6 Статья «Прочие услуги и доходы» не подлежит расшифровке, так как сюда чаще всего включают покупку-продажу страной оружия, финансирование военно-политических акций и т.д.

Разделы В и С отражают баланс движения капитала, т.е. соотношение ввоза и вывоза государственных и частных капиталов. В зависимости от сроков движения различают:

долгосрочные операции (приобретение и строительство предприятий, купля-продажа ценных бумаг, получение и предоставление долгосрочных кредитов и государственных займов и т.д.). Такие операции осуществляются сроком свыше 2 лет;

краткосрочные операции (кредиты в денежной и товарной форме сроком до 1-го года, движение средств по текущим счетам в иностранных банках, ввоз и вывоз капитала, национальной валюты и валютных ценностей и т.д.).

Раздел D группирует статьи, корректирующие ошибки статистических данных из разделов А, В, С, а также включает данные об объеме ВВП и размерах резервов центрального банка.

Баланс по разделам А, В, С, D в некоторых странах расценивается как итог платежного баланса. МВФ рекомендует включать в итоговый баланс также разделы E, F, G для большей его достоверности. Они включают резервные (компенсирующие) статьи, которые характеризуют источники и методы погашения сальдо платежного баланса: движение золота и СПЗ, состояние резервной позиции страны в МВФ, золотовалютные резервы центрального банка, кредиты МВФ и т.д.


Раздел Н показывает конечное состояние перечисленных источников после компенсации сальдо платежного баланса.

Платежный баланс страны может иметь как положительное, так и отрицательное сальдо: в первом случае он показывает, что в страну больше поступило различных активов, а во втором – что отток их из страны превысил приток. А это, в свою очередь, может иметь для экономики страны как положительные, так и отрицательные последствия. Так, постоянное отрицательное сальдо баланса текущих операций ведет к обесценению национальной валюты и побуждает к привлечению иностранного капитала. При этом для экономики важно, в какой форме будет происходить приток, так как в данном случае особое значение придается именно прямым иностранным инвестициям.

Приток долгосрочных предпринимательских инвестиций может способствовать оживлению экономики, хотя и потребует в дальнейшем выплаты доходов от них зарубежным инвесторам. Долгосрочные государственные и частные банковские кредиты увеличат внешний долг страны,
и его обслуживание со временем будет обходиться все дороже.

Устойчивое положительное сальдо баланса текущих операций создает основу для вывоза капитала и укрепляет положение национальной валюты. Отрицательные последствия для национальной экономики могут вызвать также резкие колебания сальдо баланса текущих операций – увеличение отрицательного сальдо дестабилизирует внешнеэкономические операции, так как провоцирует инфляцию и обесценение национальной валюты.

В любом случае состояние платежного баланса наиболее ярко характеризует общее состояние любой национальной экономики.


Выводы:


1 Платежный баланс – это соотношение между платежами, поступившими в страну из-за границы, и платежами, уплаченными страной за границу. Итоговое сальдо платежного баланса может быть положительным или отрицательным, что отражает либо превышение притока над оттоком платежей в страну, либо превышение оттока над притоком платежей из страны.

2 Платежный баланс состоит из нескольких разделов, которые отражают движение активов по определенным группам внешнеэкономических операций.

Разделы А, В, С являются основными, так как отражают международное движение реальных материальных ценностей. Разделы E, F, G, показывают резервные, компенсирующие активы, используемые для погашения отрицательного сальдо платежного баланса. Раздел Н отражает конечное состояние резервных разделов после компенсации сальдо.



Лекция 3. «Открытая» экономика
и стабилизационная политика


План:


1 Национальное регулирование международных хозяйственных связей.

2 Межгосударственное регулирование экономических отношений в рамках интеграционных объединений.

3 Регулирование мирохозяйственных связей в масштабах мировой экономики.


1 Национальное регулирование международных


хозяйственных связей


Внешнеэкономическая политика – целенаправленные действия государства по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

Составляющими внешнеэкономической политики являются:

1 Внешнеторговая политика – система государственных мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, стимулирование роста объема внешней торговли (экспорта/импорта), рационализацию структуры экспорта/импорта и направлений товарных потоков.

2 Политика привлечения иностранных инвестиций. Государство, с одной стороны, предоставляет вкладчикам гарантии права собственности и иные имущественные права на приобретение ими законным способом акций, облигаций, соучастие в капитале и защищает эти права, обеспечивает равенство прав и защиту интересов инвесторов; с другой стороны, для инициирования внешних инвестиций государство создает для них благоприятный режим: предоставляет льготы по налоговым и таможенным платежам, правительственные гарантии для исполнения обязательств заемщика перед кредитором и т.д.

3 Регулирование национальных капиталовложений за рубежом. Здесь главное, во-первых, государственные меры по сдерживанию «бегства» национальных капиталов за границу и, во вторых, рациональное размещение их за рубежом.

4 Регулирование экспорта/импорта капиталов.

5 Регулирование эмиграции и иммиграции рабочей силы с целью минимизации потерь и повышения экономического эффекта для страны от миграции рабочей силы.

6 Ограждение национальной экономики от негативных внешних влияний (недобросовестной конкуренции, ввоза некачественных и запрещенных товаров и т.д.).

7 Укрепление позиций отечественного бизнеса за рубежом.

8 Обеспечение географической сбалансированности торговли и других внешнеэкономических операций между странами и регионами.


2 Межгосударственное регулирование экономических отношений
в рамках интеграционных объединений


Процессы интеграции обусловили необходимость регулировать внешнеэкономическую деятельность стран-участниц региональных экономических объединений. Так, поступательное движение интеграции и регулирование этого процесса в Европе обеспечиваются работой как наднациональных органов управления (Евросовет, Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Европарламент, Евросуд), так и межнациональных институтов (Еврофонд регионального развития, Европейский инвестиционный банк, Еврофонд сельскохозяйственных гарантий, Европейский социальный фонд и др.).

Деятельность Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), куда входит 21 страна, координируется Секретариатом, который формирует рабочие группы, обеспечивает контакты государственных, предпринимательских и других учреждений стран-членов, Комитетом по торговле и инвестициям, Экономическим комитетом, Комитетом по административно-бюджетным вопросам, ежегодными встречами министров, на которых определяются объем работ и финансирование программ комитетов и рабочих групп.