ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1001
Скачиваний: 2
На состояние платежного баланса оказывают влияние следующие факторы:
1) степень открытости экономики (чем больше открыта экономика страны, тем активнее ее резиденты обмениваются товарами, услугами, капиталами, результатами НИОКР и т.д. с нерезидентами);
2) усиление международной финансовой взаимозависимости, связанной с вывозом капитала (в настоящее время страны стараются больше инвестировать средств в экономики других стран, а также активно привлекать иностранные инвестиции в собственную экономику);
3) циклические колебания мировой экономики (мировые экономические и финансовые кризисы снижают темпы экономического роста стран мира, что ведет к снижению объемов производимых внешнеэкономических операций);
4) рост государственных расходов (чем больше государство сосредоточено на решении проблем, связанных, например, с обслуживанием своего внешнего долга, тем меньше средств остается в его распоряжении на развитие экспортно-ориентированных предприятий, на создание у себя благоприятного инвестиционного климата для привлечения зарубежных инвестиций для развития отечественного бизнеса и т.д.).
Состояние платежного баланса оказывает значительное воздействие на различные экономические явления, например, на валютный курс и валютную политику. Так, ухудшение платежного баланса ведет к усилению валютного контроля в виде ужесточения правил проведения валютных операций, обесцениванию национальной валюты и увеличению заимствований страны за рубежом и в международных финансовых организациях.
С другой стороны, от состояния валютного курса и от проводимой страной валютной политики зависит и состояние ее платежного баланса: чем стабильнее курс национальной валюты и либеральнее валютная политика, тем активнее платежный баланс страны.
Государство осуществляет регулирование платежного баланса тремя основными методами:
1 Прямой контроль над импортом капитала (ужесточение таможенной политики, введение ограничений на перевод за границу доходов по иностранным инвестициям и т.д.). Подобные меры могут дать краткосрочный эффект, но в долгосрочном плане отрицательно повлияют на иностранных инвесторов и, как следствие, на конкурентоспособность отечественных предприятий.
2 Политика дефляции (антиинфляционная политика) – изъятие из обращения части избыточной денежной массы, ограничение совокупного спроса и, как следствие, замедление роста цен или их снижение. Дефляция осуществляется путем:
– изъятия и уничтожения денег, выведенных из оборота, замены их на новые купюры, но в меньшем количестве; замораживания банковских вкладов;
– уменьшения кредитных ресурсов коммерческих банков, установления прямого контроля центрального банка за соблюдением последними «рекомендованных» пределов предоставляемых кредитов;
– увеличения учетной ставки и выпуска государственных займов;
– ориентации бюджетно-кредитной политики на превышение государственных доходов над расходами.
Последствия дефляции двояки: с одной стороны, она, повышая процентную ставку, вызывает приток иностранного капитала, с другой, повышая валютный курс, стимулирует импорт и сокращает экспорт.
3 Регулирование валютного курса: снижение его стимулирует экспорт и сокращает импорт.
2 Основные статьи платежного баланса и их назначение
Статьи платежного баланса группируются по примерной схеме, рекомендуемой МВФ. Поэтому платежный баланс любой страны выглядит приблизительно следующим образом:
Раздел А. Текущие операции (баланс текущих операций).
-
Товары (торговый баланс).
-
Услуги (баланс услуг).
-
Доходы от инвестиций (баланс процентных платежей).
-
Частные односторонние переводы.
-
Государственные односторонние переводы.
-
Прочие услуги и доходы.
Раздел В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал.
-
Прямые инвестиции.
-
Портфельные инвестиции.
-
Прочий долгосрочный капитал.
Раздел С. Прочий краткосрочный капитал.
Раздел D. Ошибки и пропуски.
Раздел E. Компенсирующие статьи.
Раздел F. Чрезвычайные источники покрытия (финансирования) сальдо.
Раздел G. Обязательные резервы иностранных органов в центральном банке.
Раздел H. Итоговое изменение резервов.
В каждом разделе (статье) платежного баланса указывается движение средств (поступления или платежи) по каждой группе внешнеэкономических операций.
Раздел А:
1 Статья «Товары» (торговый баланс) отражает сальдо платежей по экспортным, импортным и реэкспортным операциям. Причем в платежный баланс включаются только фактически произведенные или немедленно осуществляемые платежи по внешним сделкам.
Торговый баланс наглядно отражает роль внешней торговли в достижении макроэкономического равновесия национальной экономики, так как в его основе лежит разница между товарным экспортом и товарным импортом. Положительное или отрицательное сальдо торгового баланса в значительной мере определяет состояние платежного баланса в целом. Для большинства стран равновесие платежного баланса в большей мере зависит от равновесия торгового баланса.
2 Статья «Услуги» (баланс услуг) включает поступления и платежи по экспорту и импорту услуг страны на мировом рынке. Сюда относятся такие услуги, как транспортные, финансовые, компьютерные, услуги связи, строительство, страхование и другие, оказываемые резидентами нерезидентам и наоборот. Значимость баланса услуг возрастает, особенно в развитых странах, из-за ускоренного развития в них непроизводственной сферы или сферы услуг.
3 Статья «Доходы от инвестиций» (баланс процентных платежей) показывает разницу между платежами за предоставленные страной кредиты и выплатами процентов по полученным кредитам, а также соотношение между доходами от вывезенных и ввезенных в страну инвестиций.
Доходы от инвестиций включают:
– доходы от прямых инвестиций, т.е. доходы прямого инвестора-резидента от капитала, вложенного им в предприятие-нерезидент, и наоборот;
– доходы от портфельных инвестиций, представляющие собой потоки денежных средств между резидентами и нерезидентами, возникающие в результате купли-продажи ценных бумаг;
– доходы от других инвестиций, т.е. поступления и выплаты по любым другим финансовым требованиям резидентов к нерезидентам, и наоборот.
Если иностранный капитал, вложенный в данной стране, приносит меньший доход, чем отечественный капитал, инвестированный за рубежом, то чистые доходы от инвестиций положительны, а в обратном случае – отрицательны.
4 Статья «Частные односторонние переводы» (трансферты) отражает межстрановую передачу материальных ресурсов без стоимостного эквивалента. Сюда включаются текущие трансферты органов государственного управления и остальных секторов. Первые отражают текущие переводы по международному сотрудничеству, различные виды гуманитарной помощи и т.д. Вторые – переводы денежных средств между частными лицами и негосударственными организациями (резидентами и нерезидентами), например, переводы родственникам, заработная плата работникам, алименты и др.
Величина частных трансфертов зависит от того, какой из встречных потоков трансфертов окажется интенсивнее: из страны или в страну.
5 Статья «Государственные односторонние переводы» включает выплаченные и полученные субсидии, доходы (расходы) от содержания военных баз, посольств, консульств, представительств (торговых, военных) и т.д.
6 Статья «Прочие услуги и доходы» не подлежит расшифровке, так как сюда чаще всего включают покупку-продажу страной оружия, финансирование военно-политических акций и т.д.
Разделы В и С отражают баланс движения капитала, т.е. соотношение ввоза и вывоза государственных и частных капиталов. В зависимости от сроков движения различают:
– долгосрочные операции (приобретение и строительство предприятий, купля-продажа ценных бумаг, получение и предоставление долгосрочных кредитов и государственных займов и т.д.). Такие операции осуществляются сроком свыше 2 лет;
– краткосрочные операции (кредиты в денежной и товарной форме сроком до 1-го года, движение средств по текущим счетам в иностранных банках, ввоз и вывоз капитала, национальной валюты и валютных ценностей и т.д.).
Раздел D группирует статьи, корректирующие ошибки статистических данных из разделов А, В, С, а также включает данные об объеме ВВП и размерах резервов центрального банка.
Баланс по разделам А, В, С, D в некоторых странах расценивается как итог платежного баланса. МВФ рекомендует включать в итоговый баланс также разделы E, F, G для большей его достоверности. Они включают резервные (компенсирующие) статьи, которые характеризуют источники и методы погашения сальдо платежного баланса: движение золота и СПЗ, состояние резервной позиции страны в МВФ, золотовалютные резервы центрального банка, кредиты МВФ и т.д.
Раздел Н показывает конечное состояние перечисленных источников после компенсации сальдо платежного баланса.
Платежный баланс страны может иметь как положительное, так и отрицательное сальдо: в первом случае он показывает, что в страну больше поступило различных активов, а во втором – что отток их из страны превысил приток. А это, в свою очередь, может иметь для экономики страны как положительные, так и отрицательные последствия. Так, постоянное отрицательное сальдо баланса текущих операций ведет к обесценению национальной валюты и побуждает к привлечению иностранного капитала. При этом для экономики важно, в какой форме будет происходить приток, так как в данном случае особое значение придается именно прямым иностранным инвестициям.
Приток долгосрочных
предпринимательских инвестиций может
способствовать оживлению экономики,
хотя и потребует в дальнейшем выплаты
доходов от них зарубежным инвесторам.
Долгосрочные государственные и частные
банковские кредиты увеличат внешний
долг страны,
и его обслуживание со
временем будет обходиться все дороже.
Устойчивое положительное сальдо баланса текущих операций создает основу для вывоза капитала и укрепляет положение национальной валюты. Отрицательные последствия для национальной экономики могут вызвать также резкие колебания сальдо баланса текущих операций – увеличение отрицательного сальдо дестабилизирует внешнеэкономические операции, так как провоцирует инфляцию и обесценение национальной валюты.
В любом случае состояние платежного баланса наиболее ярко характеризует общее состояние любой национальной экономики.
Выводы:
1 Платежный баланс – это соотношение между платежами, поступившими в страну из-за границы, и платежами, уплаченными страной за границу. Итоговое сальдо платежного баланса может быть положительным или отрицательным, что отражает либо превышение притока над оттоком платежей в страну, либо превышение оттока над притоком платежей из страны.
2 Платежный баланс состоит из нескольких разделов, которые отражают движение активов по определенным группам внешнеэкономических операций.
Разделы А, В, С являются основными, так как отражают международное движение реальных материальных ценностей. Разделы E, F, G, показывают резервные, компенсирующие активы, используемые для погашения отрицательного сальдо платежного баланса. Раздел Н отражает конечное состояние резервных разделов после компенсации сальдо.
Лекция
3. «Открытая»
экономика
и стабилизационная политика
План:
1 Национальное регулирование международных хозяйственных связей.
2 Межгосударственное регулирование экономических отношений в рамках интеграционных объединений.
3 Регулирование мирохозяйственных связей в масштабах мировой экономики.
1 Национальное регулирование международных
хозяйственных связей
Внешнеэкономическая политика – целенаправленные действия государства по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.
Составляющими внешнеэкономической политики являются:
1 Внешнеторговая политика – система государственных мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, стимулирование роста объема внешней торговли (экспорта/импорта), рационализацию структуры экспорта/импорта и направлений товарных потоков.
2 Политика привлечения иностранных инвестиций. Государство, с одной стороны, предоставляет вкладчикам гарантии права собственности и иные имущественные права на приобретение ими законным способом акций, облигаций, соучастие в капитале и защищает эти права, обеспечивает равенство прав и защиту интересов инвесторов; с другой стороны, для инициирования внешних инвестиций государство создает для них благоприятный режим: предоставляет льготы по налоговым и таможенным платежам, правительственные гарантии для исполнения обязательств заемщика перед кредитором и т.д.
3 Регулирование национальных капиталовложений за рубежом. Здесь главное, во-первых, государственные меры по сдерживанию «бегства» национальных капиталов за границу и, во вторых, рациональное размещение их за рубежом.
4 Регулирование экспорта/импорта капиталов.
5 Регулирование эмиграции и иммиграции рабочей силы с целью минимизации потерь и повышения экономического эффекта для страны от миграции рабочей силы.
6 Ограждение национальной экономики от негативных внешних влияний (недобросовестной конкуренции, ввоза некачественных и запрещенных товаров и т.д.).
7 Укрепление позиций отечественного бизнеса за рубежом.
8 Обеспечение географической сбалансированности торговли и других внешнеэкономических операций между странами и регионами.
2 Межгосударственное
регулирование экономических отношений
в рамках интеграционных объединений
Процессы интеграции обусловили необходимость регулировать внешнеэкономическую деятельность стран-участниц региональных экономических объединений. Так, поступательное движение интеграции и регулирование этого процесса в Европе обеспечиваются работой как наднациональных органов управления (Евросовет, Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Европарламент, Евросуд), так и межнациональных институтов (Еврофонд регионального развития, Европейский инвестиционный банк, Еврофонд сельскохозяйственных гарантий, Европейский социальный фонд и др.).
Деятельность Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), куда входит 21 страна, координируется Секретариатом, который формирует рабочие группы, обеспечивает контакты государственных, предпринимательских и других учреждений стран-членов, Комитетом по торговле и инвестициям, Экономическим комитетом, Комитетом по административно-бюджетным вопросам, ежегодными встречами министров, на которых определяются объем работ и финансирование программ комитетов и рабочих групп.