Файл: УМП_Курс лекций_Мировая экономика_Мертвищев.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1004

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) создана для снятия таможенных барьеров и поощрения свободы торговли, движения инвестиций между США, Канадой и Мексикой. Центральным координирующим институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят министры торговли трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за реализацией и дальнейшей разработкой соглашений, принимаемых в рамках НАФТА, координирует работу более чем 30 комитетов и рабочих групп, которые ведут работы в области таможенного дела, торговли сельхозпродукцией, стандартизации товаров и т.д.

В Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят 10 стран, высшим органом является Конференция глав государств и правительств. Центральный руководящий орган – ежегодная встреча министров иностранных дел, на которой корректируются формы и направления сотрудничества. Постоянно работающий Комитет включает послов стран-участниц и возглавляется министром иностранных дел той страны, которая в данный момент является председателем АСЕАН.
В структуре АСЕАН функционируют такие координационные специализированные учреждения, как Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и др. Регулярно проходящие встречи министров различных сфер (экономики, образования, энергетики, науки, технологии и т.д.) постоянно координируют отраслевое сотрудничество и развитие.

Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) является крупнейшим и наиболее динамичным интеграционным объединением, куда входят практически все страны Латинской Америки. Для руководства процессом интеграции и координации политики в области внешней торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, валютно-финансовой сферы созданы и функционируют наднациональные органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел стран-участниц; группа Общего рынка – исполнительный орган, функционирующий постоянно; десять технических комиссий, каждая из которых специализируется на вопросах внешней торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой и макроэкономической политики, сухопутного и морского транспорта, промышленных технологий, сельского хозяйства и энергетики.

В настоящее время в мировой экономике функционирует свыше 85 интеграционных экономических союзов. Они различаются по степени зрелости, динамике, эффективности деятельности и т.п. Общее у них то, что страны, входящие в эти союзы, стремятся координировать, регулировать свои экономические действия как внутри союза, так и по отношению к третьим странам. Каждая страна-участница экономического союза должна выполнять коллективные договоренности, правила и т.п., подписанные ею. Если, например, несколькими странами подписано соглашение о создании таможенного союза, о едином таможенном режиме в отношении стран, не входящих в союз, то ни одна страна-участница не имеет права по своему усмотрению снижать или повышать таможенные пошлины для какой-либо страны. Страна, не входящая в союз, желая заключить торговое соглашение с одной из стран-участниц, в своих условиях должна учитывать требования коллективного таможенного регламента, под которым стоит подпись будущего торгового партнера. Если этого учтено не будет, одна из сторон (в данном случае страна-участница союза) торговое соглашение не подпишет.


Процесс глобализации хозяйственной жизни обусловил необходимость регулирования межстрановой (мировой) внешнеэкономической деятельности.


3 Регулирование мирохозяйственных связей
в масштабах мировой экономики


Глобализация хозяйственной жизни привела к резкому увеличению числа проблем, связанных с мировой экономикой, которые требуют участия и координации действий большинства или даже всех государств мира. Усложнение характера вопросов, требующих решения в повседневной жизни, обусловливает необходимость их оперативного решения или регулирования на основе постоянно действующего механизма. Таким механизмом являются международные экономические организации, которые подразделяются на две категории:

– межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются государства;

неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие.

В данной теме мы рассмотрим экономические организации первой категории, которые классифицируются следующим образом:

1 Межгосударственные универсальные организации, деятельность которых касается всех стран мира, – это прежде всего специализированные объединения Организации Объединенных Наций (ООН), которые являются самостоятельными международными экономическими субъектами. Среди них можно выделить Международный валютный фонд (МВФ), группу Всемирного банка, куда входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР), Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

2 Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера. Примером организации первого типа является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), деятельность которого распространяется главным образом на Европу. Типичным примером второго типа организаций является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны различных регионов мира (Северная Америка, Европа, Южная Азия, Австралия).

3 Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка. К ним относятся Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Международное соглашение по олову, Международное соглашение по какао, Международное соглашение по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам и д.р.

4 Международные экономические организации типа «Большой семерки» (США, Япония, Канада, Италия, Германия, Франция, Великобритания). От состояния экономики данных лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая ситуация на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций главы государств и правительств этих стран рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики, направления ее развития, вырабатывают общую линию поведения. Принятые решения зачастую определяют политику МВФ, Всемирного банка, ВТО и других международных экономических организаций. С мая 1998 г. Россия принята в данную элитную группу, но приглашается к обсуждению далеко не всех вопросов. В современных кризисных условиях становятся регулярными встречи глав государств и правительств двадцати стран («Группа 20»), в которую помимо вышеназванных государств входят такие, как Австралия, Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия и др., представляющие все регионы земного шара.


К подобному типу организаций следует отнести «Парижский» и «Лондонский» клубы.

«Парижский клуб» – организация промышленно развитых стран, обсуждающая проблемы урегулирования и отсрочки платежей по государственному долгу.

«Лондонский клуб» – международный финансовый институт, объединяющий частные финансовые организации развитых стран, которые решают проблемы урегулирования платежей по частным задолженностям хозяйствующих субъектов всех стран мира.

5 Различные торгово-экономические, валютно-финансовые, кредитные, научно-технические межгосударственные организации.

Все вышеперечисленные международные экономические организации регулируют внешнеэкономическую деятельность в мировом масштабе. Учитывая их многочисленность, остановимся на деятельности лишь некоторых из них.

МВФ – одна из ведущих международных финансово-кредитных организаций, которая содействует развитию внешней торговли и международного валютно-финансового сотрудничества, поддержанию равновесия платежных балансов стран, входящих в его состав, и регулированию курса их валют. МВФ предоставляет краткосрочные (до года) и среднесрочные (до 3-5 лет) кредиты странам-членам для покрытия временных дефицитов платежных балансов, регулирования курса национальных валют, следит за устранением государствами-членами валютных ограничений [6].

Группа Всемирного банка. Основные цели: содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в их экономическом развитии, формировании и укреплении частного бизнеса посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов под конкретные проекты [6].

ВТО – играет основную роль в формировании и регулировании мировых товарных потоков. Основная цель ВТО – содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем:

ликвидации таможенных ограничений (снижение таможенных пошлин, отмена импортных квот и т.д.);

устранения всех форм дискриминации в мировой торговле;

международной защиты интеллектуальной собственности;

развития международной торговли на основе справедливой конкуренции;

предоставления льготного режима для развивающихся стран и т.д. [6].

ЮНКТАД – орган Генеральной Ассамблеи ООН – является представительной торгово-экономической организацией. Ее основные функции:

поощрять международную торговлю, в первую очередь между развитыми и развивающимися странами;

разрабатывать рекомендации по вопросам развития международных экономических отношений;

согласовывать политику правительств и региональных экономических группировок в торговле и развитии;

координировать деятельность других учреждений ООН по международной торговле.


Выводы:


1 Координация и регулирование ВЭД на уровне государств, региональных экономических союзов и в мировом масштабе являются объективной тенденцией развития мировой экономики.


2 Государственное регулирование ВЭД осуществляется посредством проведения внешнеэкономической политики, основными составляющими которой являются внешняя торговля, участие в международном движении капиталов, регулирование эмиграционных и иммиграционных потоков рабочей силы, ограждение национальной экономики от негативных внешних влияний и т.д.

3 В рамках интеграционных экономических объединений страны стремятся координировать, регулировать свои экономические действия как внутри объединения, так и по отношению к третьим странам.

4 В мировом масштабе регулирование ВЭД стран осуществляет большое количество межправительственных и неправительственных организаций, таких как ВТО, МВФ, группа Всемирного банка, организации «Большой восьмерки», «Лондонский» и «Парижский» клубы и др.



Лекция 4. Экономический рост:
мирохозяйственные аспекты


План:


1 Экономический рост: понятие, цели, типы, факторы.

2 Основные формы привлечения необходимых ресурсов из-за рубежа.


Общество тем богаче,
чем богаче каждый его гражданин.

А. Смит. Исследования о природе
и причинах богатства народов


Перефразируя данное положение А. Смита в отношении международной экономики, можно сказать, что мировое хозяйство будет тем богаче и стабильнее, чем богаче и благополучнее будет каждая страна. Каждая страна будет богаче в том случае, если будет обеспечивать стабильный экономический рост своей экономики, опираясь на свои и иностранные ресурсы.


1 Экономический рост: понятие, цели, типы, факторы


В настоящее время термин «экономический рост» – один из наиболее часто встречаемых. Его употребляют для характеристики развития национальных хозяйств, межстрановых сравнений. Оценка деятельности высших органов той или иной страны производится прежде всего с привлечением показателей динамики экономического роста. Экономический рост, его темпы, качества и другие характеристики зависят не только от экономической деятельности внутри страны и ее ресурсов, но и от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

Под экономическим ростом (ЭР) принято понимать увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое такими показателями, как валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). ЭР измеряется темпами роста этих показателей за определенный период времени, как правило, за год.

Цели экономического роста:

1) увеличение предложения товаров и услуг производственного и непроизводственного (личного) назначения, что означает насыщение внутреннего рынка, увеличение экспорта, расширение ассортимента, снижение цен;

2) увеличение доходов населения, что повышает совокупный спрос на товары и услуги непроизводственного назначения, который, в свою очередь, стимулирует развитие предприятий и отраслей, работающих на население (легкая, пищевая отрасли, сельское хозяйство и т.п.);


3) увеличение доходов хозяйствующих субъектов, что означает повышение совокупного спроса на товары и услуги производственного назначения, что, в свою очередь, стимулирует развитие соответствующих производств.

Таким образом, конечная цель ЭР – увеличение потребления, что обеспечивает достойную жизнь населению и динамику экономике.

В истории национальных экономик выделилось два основных типа ЭР:

1 Экстенсивный – увеличение объема производства материальных благ и услуг достигается за счет использования все большего (возрастающего) количества факторов производства: работников, земли, сырья, капитала, оборудования и т.д. Данный тип ЭР оправдан при освоении территорий, восстановлении экономики (например, Западная Европа в послевоенные годы), при создании новых отраслей и т.п. В длительном периоде экстенсивный тип ЭР приводит к тому, что национальная экономика приобретает затратный, неэффективный характер, так как ресурсы страны не безграничны и рано или поздно их станет не хватать для постоянного строительства новых фабрик и заводов.

2 Интенсивный – предполагает увеличение объема производства товаров и услуг за счет применения более совершенной техники и технологии, за счет максимального использования достижений НТП. Если, например, ВВП увеличится на 20% за счет интенсивных факторов, это означает, что 20% товаров и услуг произведено на новом техническом оборудовании и по новым технологиям, 20% номенклатуры товаров обновилось.

Полностью экстенсивного или интенсивного типа ЭР не существует. Практически всегда они сочетаются. В зависимости от того, какой из них доминирует, можно условно говорить, какой тип экономического роста преобладает в стране. Если, например, ВВП в стране возрастает лишь на 20–30% в год за счет интенсивных факторов, то в этом случае для данной страны характерен экстенсивный тип ЭР (бывший СССР). Если, например, прирост ВВП превышает 50% и обеспечивается новейшими техникой и технологиями (в развитых странах Западной Европы, США, Японии), здесь интенсивный тип экономического роста.

Экономический рост, его темпы, масштабы, качество всецело определяются его факторами (движущая сила, причины). Можно выделить следующие факторы экономического роста:

1 Природные ресурсы: земля, полезные ископаемые, водные и лесные ресурсы, воздух и др. Для обеспечения ЭР главное – наиболее полное их извлечение, комплексная и глубокая переработка, рациональное использование.

2 Трудовые ресурсы: численность населения страны, людей трудоспособного возраста, их квалификация, число студентов, получающих образование (будущие работники), удельный вес мужского населения, которое в большей степени занято в национальной экономике. Для обеспечения ЭР главное – повышение образования и квалификации, сохранение и улучшение здоровья, совершенствование организации труда и, в конечном итоге, повышение производительности труда.