Файл: Шпоры по менеджменту.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1714

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Двухфакторная теория Ф. Герцберга анализирует факторы гигиены (условия труда, стиль руководства, социально-психологический климат в коллективе, вознаграждение за труд и т. д.) и факторы мотивации (успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов труда, высокая степень ответственности, возможность карьерного роста и т. д.).

Теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей:

Теория справедливости показывает, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей в зависимости от вознаграждений. Человек субъективно соизмеряет вознаграждение за труд с затраченными усилиями и затем соотносит его с вознаграждением других людей, которые выполняют аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. Несправедливость в оплате создает давление на работников. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс, если он существует. Квалифицированный менеджер всегда стремится к тому, чтобы подчиненные воспринимали его решения как справедливые. В противном случае мотивация сотрудников к труду существенно снижается.

Модель Портера – Лоулера – комплексная процессуальная теория мотивации, включающая элементы теории ожидания и теории справедливости. Она состоит из пяти переменных (факторов): затраченные усилия; восприятие; полученные результаты; вознаграждение за труд; степень удовлетворения от выполненной работы. Согласно этой модели, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, осознания им своей роли. Уровень затраченных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью удовлетворенности тем, что усилия действительно повлекли за собой определенное вознаграждение. В теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами.

15. Организационные структуры управления предприятиями

16. Организационные структуры управления предприятиями

23. Социально-психологические методы менеджмента

Процесс принятия и реализации решений включает следующие этапы:

1.Сущность менеджмента. Его роль и задачи.

«Менеджмент – это управление людьми в организациях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей путем использования запланированных, организованных и контролируемых средств».

Менеджмент, во-первых, – это управление в условиях рыночной экономики и как таковой:

  • основан на изучении и применении объективных экономических законов с учетом специфики и принципов рыночной экономики страны;

  • ориентирован на удовлетворение потребностей рынка, на клиентов, на производство тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести прибыль;

  • осуществляется в интересах собственника имущества организации;

  • динамично развивается, гибко и оперативно адаптируется к условиям рыночной среды путем изменения в той или иной степени всех своих элементов: целей, функций, структур, методов, стилей, технологий, решений;

  • постоянно нацелен на эффективность, так как осуществляется в условиях ограниченных ресурсов;

  • учитывает хозяйственный риск.

Во-вторых, менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности по управлению людьми (персоналом). Менеджер создает систему разделения и кооперации труда для достижения целей, выполняя функции планирования, организации, мотивации и контроля, применяя различные методы и стили управления, руководствуясь принципами менеджмента. Деятельность по управлению людьми осуществляется по определенной технологии, которая включает три этапа: работу по принятию управленческих решений; организацию исполнения управленческих решений; контроль исполнения управленческих решений.

В-третьих, менеджмент – это наука, практика и искусство управления. Научный подход необходим потому, что каждая управляемая система, состоящая из людей, имеет собственные элементы, связи, свойства, динамически изменяющиеся параметры. Для их описания и управления ими разрабатывается и развивается теория менеджмента, которая основывается на использовании знаний многих наук. К ним относятся: экономика, социология, психология, социальная психология, право, системный анализ, статистика, математика и другие.

Менеджеры являются носителями информации, раскрывающей сущность многочисленных экспериментов, проведенных в сфере практической деятельности различных коммерческих организаций, отличающихся друг от друга объемами и мощностями производства, видами выпускаемой продукции и услуг, рынками и др. Эти специалисты владеют методами воздействия на людей, а также имеют опыт работы в различных непредвиденных ситуациях.

Искусство управления проявляется в креативном отношении к делу, в способности руководителя к анализу, оценке и синтезу, принятию неординарных решений. Искусство требует личных способностей и таланта, менеджеры, несомненно, люди творческой профессии.


Менеджмент придает смысл существованию организации, задавая цели ее деятельности и развития, а также обеспечивая их достижение. Он основан на системном эффекте, способности добиваться нужных результатов на основе соединения научных знаний, таланта и личных качеств руководителя (опыта, навыков, компетентности).


2.Субъект и объект управления.

Процессы управления осуществляются в системах, которые состоят из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Примерами таких систем являются предприятие, системы «руководитель – подчиненный», «собственник – менеджер», «государство – экономика» и др.

Субъект и объект управления взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом. Связь осуществляется с помощью информации, которая передается по каналам прямой и обратной связи (рис. 1.1).



Объект управления


Субъект управления

Прямая связь

(управляющее воздействие)



Обратная связь

(информация о состоянии объекта)


Рисунок 1.1 – Система управления

Субъект управления осущ деят-ть по принятию управленческих решений, кот в виде инф-ции передаются по каналу прямой связи и должны восприниматься объектом управления как команда. Объект управления выполняет принятую команду. Для того чтобы управленческое решение стало командой, формулой, в соответствии с кот будет действовать объект управления, субъект управления должен организовать исполнение управленческих решений. Контроль за началом, ходом и результатами выполнения команды также производится субъектом управления на основе поступающей по каналу обратной связи учетно-контрольной информации.

Анализ взаимодействия субъекта и объекта управления позволяет выделить осн характеристики управления и соответственно этапы управленческого процесса :

Таблица 1.1 – Основные характеристики управления и этапы управленческого процесса

Характеристики управления

Этапы процесса управления

Деятельность субъекта управления по разработке управляющих воздействий, команд

Принятие управленческих решений

Процесс воздействия субъекта на объект управления

Организация исполнения управленческих решений

Налаживание обратной связи

Контроль исполнения управленческих решений


На предприятии как системе субъектом управления является аппарат управления предприятием. При этом аппарат управления предприятием рассматривается не только как дирекция предприятия. В акционерном обществе к субъекту управления относятся все органы управления обществом: общее собрание акционеров, совет директоров (правление), исполнительная дирекция, контрольно-ревизионная комиссия. На государственном унитарном предприятии функции субъекта управления выполняет не только дирекция предприятия, но также вышестоящий орган государственного управления.


Объект управления для системы «предприятие» – это работники, соединенные со средствами производства, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных благ или оказания услуг.


4. Признаки менеджера.

Менеджер является наемным управляющим. Наем менеджера осуществляет собственник имущества, который наделяет его задачами, полномочиями и устанавливает ответственность. Полученные полномочия менеджеры используют для осуществления управленческих функций, приобретая реальную власть и неся ответственность за их выполнение.

Менеджер – должностное лицо. Менеджер всегда занимает определенную должность в организации. На предприятии к таким должностям относятся:

директор, его заместители: главный инженер, главный экономист, зам. директора по маркетингу, кадрам, производству и др.;

начальники управлений, отделов: маркетинга, сбыта, планового, производственного, финансового и т.п.;

начальники производств, цехов, участков, смен;

директора дочерних предприятий и т.д.

Управленческая деятельность характеризуется объемом и качеством решения задач и выполнения функций, использованием полномочий, а также ответственностью. Как должностное лицо менеджер выполняет управленческие функции, решает управленческие задачи, для чего использует предоставленные ему полномочия, несет ответственность перед вышестоящим руководителем, а главный менеджер – перед собственником.

Используя предоставленные полномочия, менеджер распоряжается ресурсами организации (персонал, информация, время, а также природные ресурсы и капитал). Ресурсы организации всегда ограничены.

Менеджер имеет власть. Власть менеджера в организации заключается в его полномочиях, иерархии организации, установленной системой разделения и кооперации труда (власть формального лидера), а также системой психологических взаимоотношений людей (власть неформального лидера). Власть формального лидера осуществляется с помощью вознаграждений, поощрений, наложения взысканий, использования других полномочий, установленных законом и иерархией организации. Власть неформального лидера связана с его авторитетом, профессиональными знаниями, компетентностью, а также личностными достоинствами, вызывающими уважение и преклонение сотрудников. Структура власти менеджера – это единство формального (должностного) и неформального (авторитетного) признаков.

Менеджер управляет людьми. В его подчинении всегда находятся сотрудники. Их знания, умения, навыки – основной ресурс менеджера. Качество используемых ресурсов оказывает существенное влияние на продуктивность работы менеджера.

Управляя, менеджер принимает и реализует управленческие решения. Принятие управленческих решений – родовой признак менеджера, выделивший управленческий труд из системы общественного труда.


Менеджер – профессионально подготовленный управляющий. Профессиональная подготовка в сфере управления необходима и не может быть заменена подготовкой по отдельным специальностям: гуманитарным, экономическим, техническим, естественно-научным и др.

Организационные роли менеджера. Менеджер направляет усилия группы и отдельных личностей на выполнение общих задач организации. Рассмотрим механизм руководства. Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку» – это человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее результаты. Как организатор руководитель вносит порядок и последовательность в выполняемую работу, а свое взаимодействие с подчиненными строит в рамках установленных целей.

Наиболее полное описание организационных ролей, которые выполняют менеджеры, приведено в работе Генри Минцберга. В данной работе роли объедены по признаку однородности в три группы: межличностные, информационные, по принятию решений:


Управленческие

роли

Межличностные роли

Символическая фигура

Лидер

Связующее звено


Информационные роли

Приемник информации

Распространитель информации

Представитель во внешней среде


Роли по принятию решений

Предприниматель

Устраняющий помехи

Распределитель ресурсов

Ведущий переговоры





















Рисунок 6.3.1 – Организационные роли менеджера

В межличностных контактах менеджер выполняет роль главного руководителя и рассматривается как:

1. Символическая фигура, которая представляет организацию (церемонии, посещения, приемы и др. мероприятия).

2. Лидер – человек, оказывающий влияние и ведущий за собой других работников (лидерское поведение позволяет максимально использовать формальные связи, полномочия и ответственность, установленные в организации, а также мотивировать людей).

3. Связующее звено – налаживание контактов с теми, кто формально не подчиняется менеджерам (поставщики, потребители, официальные правительственные лица, деловые партнеры), через переписку, личные контакты и др.

Информационные роли менеджеров пронизывают все межличностные контакты и отражают важность создаваемой и поддерживаемой сети коммуникаций. Менеджеры выступают как:

1. Приемник информации – менеджер находится в постоянном поиске разнообразной информации, необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы. Исходная информация необходима для принятия управленческих решений, и от ее полноты, достоверности, своевременности получения зависит эффективность управления.

2. Распространитель информации – распространяет полученную информацию по каналам связи, которые обеспечивают достижение целей и решение задач.

3. Представитель во внешней среде – менеджеры передают информацию о планах и политике организации для налаживания контактов во внешней среде с заинтересованными лицами.


В зависимости от действий, связанных с принятием решений, менеджер может выступать как:

1. Предприниматель – принимает решения, связанные с началом новых проектов, использованием новых возможностей, с оценкой практической полезности и степени риска.

2. Устраняющий помехи – он устраняет помехи, возникающие в процессе производственной и управленческой деятельности.

3. Распределитель ресурсов – одна из важнейших ролей менеджера, когда в условиях ограниченных ресурсов приходится принимать компромиссные решения, устанавливать приоритет определенных видов работ и подразделений, от которых в наибольшей степени зависит получение запланированных результатов.

4. Ведущий переговоры – выполнение данной роли отражает необходимость менеджера постоянно согласовывать свои действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из других компаний.

Значение каждой из вышеперечисленных ролей в работе менеджера зависит от выполняемой им работы и позиции, занимаемой в организации.

Требования к компетенции менеджера. Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью реализовать их в повседневной работе по управлению. Требования к профессиональной компетенции менеджеров можно условно разделить на две группы (табл. 6.3.1).

Таблица 6.3.1 – Требования к профессиональной компетенции менеджеров


Специальные знания

Человеческие качества

Понимание сущности и природы управленческого труда и процессов управления

Владение искусством управления персоналом организации

Знание должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей и эффективности работы

Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами государственного управления

Умение использовать современные средства связи и информационные технологии для работы с информацией и принятия решений

Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий и непрерывному повышению квалификации

Умение мыслить стратегически и управлять в реальном времени

Искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий


Первую группу требований составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в сложнейших условиях дефицита времени, неполной информации, часто в ситуациях неопределенности.

Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми. Менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц, различающихся по своему статусу и интересам: коллегами, подчиненными, высшими руководителями, акционерами, потребителями, поставщиками и др. При этом менеджеры должны иметь такие личные качества, которые усиливают доверие и уважение тех, с кем они вступают в контакт (умение четко выражать свои мысли и убеждать; честность; уважительное и заботливое отношение и др.).