Файл: Коммерческий банк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хотя доктрина реальных векселей по-прежнему пользуется небольшой популярностью у некоторых современных экономистов, к концу 19-го века большинство банкиров отказались от практики ограничивать себя краткосрочными коммерческими кредитами, предпочитая вместо этого смешивать такие кредиты с высокодоходными долгосрочными вложения. Это изменение частично обусловлено повышенной прозрачностью и большей эффективностью на рынке долгосрочных ценных бумаг. Эти улучшения позволили отдельному банку найти покупателей для таких ценных бумаг всякий раз, когда он пытается обменять их на наличные деньги. Банки также стали более активно использовать активы денежного рынка, такие как казначейские векселя, которые сочетают короткие сроки погашения с готовностью на рынке и являются предпочтительной формой обеспечения для кредитов центрального банка.

Коммерческие банки в некоторых странах, включая Германию, также предоставляют долгосрочные кредиты промышленности (также известные как коммерческие кредиты), несмотря на тот факт, что такие кредиты не являются ни само ликвидирующимися (способными генерировать денежные средства), ни легко реализуемыми на рынке. Эти банки должны обеспечить свою ликвидность, поддерживая относительно высокий уровень капитала (включая консервативно оцениваемые доли в предприятиях, которые они помогают финансировать) и в большей степени полагаясь на долгосрочные займы (включая срочные депозиты, а также выпуск облигаций или необеспеченных облигаций). долг, такой как долговые обязательства).

Традиционный подход к управлению банковскими активами основан на допущении, что обязательства банка являются относительно стабильными. Исторически сложилось так, что каждый банк полагался на рынок своих долговых расписок по депозитам, на который оказывало влияние местоположение банка, что означало, что любые изменения в объеме рынка (и, следовательно, в общем объеме ресурсов, доступных для финансирования ссуд и инвестиций банка), выходили за рамки непосредственного контроля банка. Однако в 1960-х и 70-х годах это предположение было отвергнуто. Изменения произошли в первую очередь в Соединенных Штатах. Банкиры разработали множество альтернативных схем для получения средств, включая соглашения об обратном выкупе, которые предусматривают продажу ценных бумаг при условии, что покупатели согласятся выкупить их в установленный срок в будущем, и оборотные депозитные сертификаты (CD), которые могут быть проданы на вторичном рынке. Открыв новые способы получения средств, банки больше не ждали поступления средств в ходе обычной деятельности. Новые подходы позволили банкам управлять как пассивами, так и активами своих балансов. Такая активная покупка и продажа средств банками, известная как управление обязательствами, позволяет банкирам использовать выгодные возможности кредитования, не ограничиваясь нехваткой средств для кредитов. Как только управление обязательствами стало установившейся практикой в ​​Соединенных Штатах, оно быстро распространилось на Канаду и Великобританию и, в конечном итоге, на банковские системы по всему миру.


Более поздний подход к управлению банком объединяет подходы к управлению активами и пассивами. Этот подход, известный как управление рисками, по существу рассматривает банки как совокупность рисков; Основная задача менеджеров банка - установить приемлемые уровни подверженности риску. Это означает, что управляющие банком должны рассчитать достаточно надежную меру общей подверженности своего банка различным рискам, а затем скорректировать портфель банка для достижения как приемлемого общего уровня риска, так и максимальной акционерной стоимости, соответствующей этому уровню.

Российская Федерация

Депозиты пока являются основным инструментом привлечения финансирования для российских банков. За последние два года доля средств клиентов в пассивах российских банков увеличилась на 6%: с 53,6% до 59,7%. Этот рост обусловлен, прежде всего, увеличением доли депозитов юридических лиц. Доля депозитов физических лиц и средств предприятий и организаций не изменилась. Представленные данные свидетельствуют о том, что пока рано говорить о снижении роли депозитов как источника средств для банков.[10]

Оценивая более длительный период (5-6 лет), можно говорить о возрастающей роли депозитов. Доля вкладов физических лиц в пассивах банковского сектора в настоящее время демонстрирует положительную динамику. В начале 1999 года этот показатель составлял 19,1%, в начале этого - уже 28,3%. Даже если мы рассмотрим этот показатель исключительно для 20 крупнейших банков, доля депозитов «физиков» в пассивах составила 26,5% пассивов в январе 2001 года и уже 32,3% в мае 2006 года (май 2006 года). Такая же ситуация наблюдается со средствами, привлеченными от предприятий и организаций. В 1999 году на их долю приходилось 26,9% пассивов российских банков, в 2006 году - 30,3%.

Крупные банки имеют больше возможностей для привлечения ресурсов по разумным процентным ставкам, но депозиты по-прежнему остаются важным источником формирования ресурсной базы. В среднесрочной перспективе, в связи с экономическим ростом, всем банкам будет необходимо срочно привлекать средства, и депозиты останутся важным источником финансовых ресурсов. Тенденция перехода к другим источникам ресурсов, характерная для Европы, скоро не дойдет до нас. Пока что разница между процентными ставками и кредитными ставками на российском рынке достаточно высока, и это позволяет банкам получать хорошую процентную маржу.

Выбор источника финансирования зависит, в первую очередь, от целей привлечения средств. Банк должен обеспечить, чтобы в определенной степени соотношение привлеченных и размещенных средств соблюдалось с точки зрения срочности и стоимости привлечения. Примерный рейтинг источников привлечения средств банками в зависимости от их стоимости представлен в таблице 1. Этот рейтинг носит довольно произвольный характер. Стоимость привлечения средств банком, а также корпоративным заемщиком, будет значительно отличаться для разных банков и зависит от ряда факторов. Главным фактором является кредитный рейтинг (надежность), оцененный рейтинговыми агентствами. Другим фактором является структура кредитной организации и ее прозрачность. Также многое зависит от уровня развития банка и его стратегии. В частности, если банк планирует расширить сферу деятельности (например, экспансию в регионы страны), то банк может привлечь капитал. На Западе это стандартные «правила игры». В западных странах принято направлять средства от IPO именно на развитие бизнеса, а не «замораживать» чужие счета. Ведь потенциальные акционеры готовы платить высокую цену за банк только в том случае, если они четко видят перспективы развития его деятельности.


Также фонды облигационного займа могут быть использованы для кредитования и т.д. Некоторые международные организации (МФК, МБРР) открывают специальные целевые кредитные линии для российских банков, которые кредитуют малый и средний бизнес. Следует отметить то, что не все банки четко осознали, что прежде чем привлекать средства, необходимо иметь четкое представление о том, куда они будут направлены. Банку будет легче найти общий язык с потенциальными акционерами (заемщиками), если тот предоставит соответствующую информацию об объектах инвестирования для привлечения ресурсов.

Также, немаловажным фактором является размер банка. Банки, не входящие в топ-50 российских банков и не занимающие лидирующих позиций в том или ином сегменте рынка (потребительское кредитование, системы денежных переводов или факторинг), в той или иной степени будут ограничены в средствах сбора ресурсов финансирования. Для них дорога к IPO практически закрыта, а облигационные займы будут стоить слишком дорого. Не стоит забывать и тот факт, что привлечение ресурсов на сумму менее 50 миллионов долларов (через облигационный заем или IPO) практически не дает процентов ни иностранным, ни (даже) российским организаторам. И потенциальные инвесторы / кредиторы могут не иметь интереса к таким кредитам (или пакетам акций). Как правило, в настоящее время через эти механизмы банки привлекают суммы в 100 миллионов долларов и более. Поэтому для таких банков нет выбора в отношении источников привлечения средств: депозитов физических и юридических лиц, средств владельцев банков, выпуска векселей, кредитов Банка России и рынка межбанковского кредитования.[11]

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Присутствие необходимых и соответствующих финансовых источников и способность их мобилизации являются важными условиями существования и развития любого финансового хозяйства. В банковской деятельности проблема формирования финансовых ресурсов и источников для коммерческих банков имеет самое важное значение, чем для любых других субъектов. Задачи развития и модернизации российской банковской системы и обеспечения ее соответствия потребностям развития национальной экономики определяют решение проблемы привлечения средств из различных международных источников, создания приемлемой структуры капитала и соответствующей ресурсной базы банков, что требует активизации исследований в этом сегменте.


Деятельность современных коммерческих банков разнообразна. Это связано с сущностью банка, проявляющейся в функциях, выполняемых банками. Уникальность коммерческих банков заключается в том, что они являются одновременно компаниями, монетарными учреждениями, элементами банковской системы и финансовыми посредниками. Тот факт, что коммерческие банки работают в основном с привлеченными средствами, является наиболее важной особенностью этих коммерческих организаций в финансовых отношениях. Привлекаемые привлеченные ресурсы требуют их мобильной имплантации и создания условий

Реализация банковского процесса связана с поиском решений в области выявления возможных источников финансирования, мобилизации и повышения эффективности их использования. Для всех компаний источники финансирования делятся на три основные группы: собственные; привлеченные; заемные. Однако, банковский сектор имеет иное разделение источников финансирования на группы. Ни одно финансовое учреждение, за исключением банковского учреждения, не работает на условиях малого процента собственного капитала в ресурсах, используемых для его финансовой деятельности. Г. С. Панова подчеркивает: «Особенность собственного капитала банка по сравнению с капиталом других компаний заключается в том, что собственный капитал банка составляет около 10%, а в компаниях - около 40-50%.[12]

Масштабы привлечения ресурсов коммерческими банками и финансовая свобода их использования отличают банки от среды коммерческих организаций. Экономическое содержание и функциональная роль ресурсов, привлекаемых банками, существенно отличаются от понятия «средства, привлекаемые компаниями» (выпуск привилегированных акций и обыкновенных акций, вклад отечественных и иностранных инвесторов в целевой капитал). Специфическими чертами банковского сектора экономики являются особенности сектора «финансового банкинга» и финансовых отношений при создании и использовании заемных средств. В банковском секторе средства, полученные юридическими и частными лицами, имеют одинаковую экономическую природу, не принадлежат банку, но временно участвуют в обращении банковских средств как источника его активной деятельности. Привлекаемые средства отличаются по форме привлечения, но этого недостаточно, чтобы выделить заемные средства в отдельный источник.

Обсуждение касается классификации внешних финансовых ресурсов, которые могут быть привлеченными и заемными. Инициатива по привлечению средств в виде депозитов и межбанковских кредитов принадлежит, прежде всего, коммерческому банку, у которого есть финансовые потребности для активных операций. Коммерческий банк активно ищет финансовые ресурсы, разрабатывает условия его привлечения, организует маркетинговые компании и улучшает свою привлекательность.


Таким образом, клиент банка не должен считаться единственным инициатором депозитной операции, поскольку он отреагировал на инициативу банка и согласился с условиями средств, предложенных банком. Также недопустимо заменять категорию «заемные средства» фразой «заемные средства». Так, например, О.И. Для Сергеева характерны средства, привлеченные как «средства от физических лиц, юридических лиц, коммерческих банков, временно переведенные в этот банк, выступающий в качестве заемщика». Однако в этом случае некоторые обязательства исключаются из ресурсов банка, включая средства на текущих и расчетных счетах банка, расположенные в расчетно-кассовых службах банка или расчетных фондах. [13]

Хотя средства компаний, размещенные на расчетных и расчетных счетах, все еще можно условно охарактеризовать как депозиты до востребования, эти средства не могут быть распределены на средства, предоставленные на основании целей и условий размещения. Не все привлеченные средства размещаются в банках с точки зрения оплаты, срочности и погашения. Счета клиентов для расчетов могут быть сняты банками на других условиях.

аким образом, средства, привлеченные в составе финансовых ресурсов коммерческого банка, могут быть охарактеризованы как все средства клиентов, включая Банк России и другие кредитные организации, размещенные в соответствии с условиями договора на различных банковских счетах, отраженных в пассиве баланса. банка. Заемные средства (межбанковские кредиты и кредиты Банка России) включены в средства, привлеченные от коммерческих банков, поскольку они полностью соответствуют критериям этой экономической категорииотя заемные средства не имеют однородного состава, их объединяют следующие характеристики: они являются внешними источниками; они передаются во временное пользование на определенный срок, на определенную сумму и подлежат возмещению; эти средства как ресурсы используются при определенных условиях; риск потери, потери стоимости; являются банковскими обязательствами. Если финансовые ресурсы имеют эти характеристики, это ресурсы, привлеченные от коммерческих банков. Это не состав и классификация ресурсов, которые характеризуют категорию финансовых ресурсов, привлеченных от коммерческого банка (хотя они имеют большое значение в банковской деятельности), но степень соответствия определенных типов. ресурсов с общими критериями привлеченных ресурсов. Идеология привлечения средств коммерческими банками заключается не только в обеспечении сохранности денег, но и в получении доходов от клиентов, которые размещают средства на различных банковских счетах и ​​покупают ценные бумаги, выпущенные банками. Условие увеличения стоимости отличает привлеченные ресурсы коммерческих банков от других категорий финансовых ресурсов компании. Основываясь на представлении финансовых ресурсов как совокупности средств, находящихся в ведении государства, коммерческих структур и населения (семей), мы рассматриваем финансовые ресурсы, принадлежащие этим субъектам в финансовой системе компании, в качестве среды для привлечения средств для развития и расширения ресурсов. коммерческие банки. Персональные, корпоративные и общественные финансы представляют собой сложную и разветвленную иерархическую систему отношений между субъектами в отношении движения и изменения денежных ресурсов (стоимости). В этом наборе различных сфер финансовых отношений выделяется группа финансовых отношений, связанных с передачей денежных средств во временное пользование кредитным организациям, привлечением финансовых ресурсов банковскими посредниками, формированием и использованием денежных средств, созданных на основе на его базах.