Файл: Характеристика роли информационного права и информационной безопасности в современном обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап общественного развития отодвигает на задний план множество традиционных ресурсов, полученных посредством исторического и научного прогресса, изменяя их первоначальное значение. Возник новый ресурс, являющийся сегодня единственным продуктом, который не убывает, а лишь преумножается с течением времени временем, называемый информацией.

Сегодня информация выступает ключевым ресурсом научного, социального и экономического развития всего мирового сообщества. Непосредственно с процессом внедрения качественно новых информационных технологий в экономику и социальную инфраструктуру, тем выше уровень жизни населения, равно как и экономический и оборонный потенциал государства.

На данный момент, должным образом налаженная сеть информационных комплексов может сыграть роль в общественной жизни, аналогично той, которую ранее сыграли радио, телефон, электрификация и телевидение. Одним из примеров данного утверждения является развитие глобальной сети Интернет. Кроме того, в настоящее время принято говорить о становлении информационного общества.

Вместе с тем, приостановка информационных потоков даже на относительно короткий промежуток времени может повлечь к кризису, не меньшему по своему значению, чем разрыв экономических отношений между государствами.

В этой связи, в новых условиях возникает множество вопросов, обусловленных не только необходимостью обеспечения сохранности коммерческой информации как вида интеллектуальной собственности, однако и физических и юридических лиц, их имущества и личной безопасности.

К тому же, интеграция новых информационных технологий, их практическое применение, развитие всего комплекса производства информационного продукта и формирование рынка информационных услуг, включая информационный сервис, выступая компонентами процесса информатизации, получают и свою нормативную базу, отвечающую актуальным запросам времени.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью установления места и роли правового регулирования информации и обеспечения безопасности ее распространения и использования на современном этапе развития общества.

Цель исследования – характеристика роли информационного права и информационной безопасности в современном обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

  • раскрыть сущность информационного права и охарактеризовать его место в правовом регулировании общественных отношений на современном этапе;
  • охарактеризовать основные подходы к определению информационной безопасности и ее роли в развитии общества;
  • провести соотношение информационного права и информационной безопасности в контексте защиты интересов общества и обеспечении его развития.

Объект исследования – информационное право и информационная безопасность.

Предмет исследования – роль информационного права и информационной безопасности в современном обществе.

Теоретическую основу курсовой работы составляют нормативно–правовые акты, а также работы теоретиков права, среди которых Г. Ю. Арапова, А. В. Бабаш, Е. К. Баранова, а также иных авторов, чьи труды затрагивают рассматриваемый вопрос.

Методологическая основа работы включает всеобщий метод познания, отражающий диалектическую взаимосвязь теории и практики, системный подход, сравнительный и диалектический анализ, метод систематизации и обобщения, построение логических выводов по теме.

Структурно курсовая работа включает в себя введение, три главы, последовательно раскрывающие тему исследования, заключение, а также список использованных источников.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА И ЕГО МЕСТО В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1. Понятие информационного права

Непосредственно само понятие «информационное право» возникло сравнительно недавно и трактуется по–разному теоретиками права.

К примеру, В. А. Копылов трактует понятие «информационное право» в качестве системы социальных норм и отношений в информационной сфере (создания, обработки и использования информации), которая поставлена под защиту закона, относя к главным объектам правового регулирования в данной сфере непосредственно информационные отношения, которые возникают в процессе осуществлении информационных процессов – создания, обработки, накопления, поиска, хранения распространения и использования информации.[1]

В.Н. Лопатин пришел к заключению, что «информационное право» выступает совокупностью юридических положений, регламентирующих правоотношения в информационной среде, сопряженных с обращением информации, созданием и распоряжением информационными ресурсами, работой информационных систем для обеспечения безопасной реализации информационных потребностей физических и юридических лиц, а также государства и общества в целом.[2]


Рассматривая приведенные выше понятия, можно заключить, что данные трактовки определяются на основе объектов и предметной области информационного права, в отношении которых, либо же исходя из которых, возникают общественные правоотношения, подпадающие под правовое регулирование.

Основным объектом в информационном праве, в отношении которого возникают общественные отношения, подпадающие под регламентацию права, выступает информация, пребывающая в гражданском, административном либо другом общественном обороте.

Как справедливо подчеркивает В.А. Копылова, информация и ее распространение постоянные явления, а программные, технические, телекоммуникационные и прочие средства – создаются и эволюционируют в качестве инструментов, направленных на обеспечение и повышение эффективности информационных процессов в определенный временной интервал.[3]

Так или иначе, все упомянутые определения информационного права базируются на совокупности юридических положений, регламентирующих общественные отношения в информационной среде.

При этом, указанные положения обладают собственной спецификой, поскольку затрагивают непосредственно саму информацию. Можно с определенной уверенностью утверждать, что почти все общественные отношения обладают информационной составляющей.

Основываясь на данном утверждении, об информационном праве принято вести речь в широком и узком смысле.

Если отталкиваться от расширенной версии, то положения информационного права можно найти почти в любой тематике законодательства.

К примеру, информационно–правовым характером обладают положения Кодекса об административных правонарушениях, регламентирующие порядок проведения процессуальных действий со свидетелями и иными участниками административного процесса, положения налогового законодательства содержат в себе предписания о декларировании и отчетности и т.д.

Вместе с тем, в указанных случаях информационная деятельность играет хоть и существенную, но все же вспомогательную роль, выступая средством достижения цели, находящейся вне пределов информационной сферы (рассмотрение административного правонарушения и привлечение виновных к административной ответственности, взимание налогов и т.д.).

В узком же смысле, к информационному праву относят только нормы, прямо регулирующие информационные процессы, выступающие самоцелью, то есть когда информация выступает не только средством достижения какой либо цели, но и конечным итогом.[4]


По мнению автора оба подхода на сегодняшний день справедливы, однако большей перспективой обладает узкий подход, поскольку он непосредственно отражает объект правового регулирования информационного права, а не только (как в случае с широким подходом) описывает информацию в качестве инструмента выполнения правовых норм и предписаний.

1.2. Предмет и метод правового регулирования информационного права

Так как информационное право, как отмечалось выше, выступает относительно молодой и развивающейся отраслью права, его концептуальные основы, содержание и институты пребывают в процессе формирования.

Исходя из приведенных в предыдущем разделе позиций теоретиков права, можно прийти к выводу, что сегодня информационное право представляется сравнительно новым и самостоятельным направление правовой теории.

Основным предметом регулирования информационного права являются информационные отношения, то есть общественные отношения в информационной среде, которые возникаю в процессе течения конкретных информационных процессов – производства, обработки, накопления, хранения, распространения и потребления информации.[5]

Теория права говорит о том, что предмет правового регулирования, выступая ключевым критерием разграничения правовых отраслей, не дает возможности провести итоговое разделение системы права на отдельные отрасли.

В этой связи, в механизм правового регулирования входят и его непосредственные методы, при помощи которых можно раскрыть сущность регулируемых общественных отношений с точки зрения правовой науки – с позиций используемых юридических средств, способов и приемов правового воздействия.

Под методом правового регулирования принято понимать способы воздействия отрасли информационного права на действующие правоотношения в информационной среде. Специфика и многофункциональность информации обусловливают возникновение потребности в применении в информационном праве практически всего известного спектра методов правового регулирования исходя из вида информации и ее назначения.

В целом, правовой науке имеют место два метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный.


Способами воздействия на регулируемые отношения в рамках императивного метода выступают предписания и запрет, тогда как для диспозитивного – рекомендации и согласования.

В области правового регулирования имеет место разделение и административно–правовой и гражданско–правовой методы, которые обладают особым значением в процессе регламентации информационных отношений.

С. С. Алексеев, который в своих работах затрагивал проблемы информационного права, подразделил способы и методы правового регулирования.

Ученый выделяет централизованное, императивное регулирование и децентрализованное регулирование. Способами же правового регулирования, теоретик называет пути правового воздействия, находящие свое выражение в правовых нормах и прочих компонентах системы права. Это и позитивное обязывание, дозволение, а также ограничения и запреты.[6]

Все перечисленные способы широко применяются в информационном законодательстве.

К примеру, в информационном праве, в процессе регламентации отношений информационной собственности, в ходе создании и применения информационных технологий и методов их обеспечения используются диспозитивные методы.

Императивные методы используются в процессе реализации различных видов деятельности государственных органов в сфере информации:

  • созданию и реализации политики в сфере развития информационного общества;
  • регламентации компетенции органов государственной власти в области распоряжения информацией, касающейся интересов личности (в порядке обеспечения прав граждан относительно поиска и получения информации);
  • регламентации информационных отношений в сфере средств массовой информации, информационной безопасности и т.д.

М.А. Федотов утверждает, что современное общество пребывает на пороге возникновения нового метода правового регулирования.

Данный метод правового регулирования будет тесно сопряжен с функционированием права в телекоммуникационных сетях, применением новых коммуникационных и информационных технологий.[7]

Классические представления о методах правового регулирования, позволяющие выделять традиционные отрасли права, как то административное, гражданское, конституционное, уголовное право и т.д., использовать в случае с информационным правом будет не возможно.

Однако, если представить, что сети типа Интернета – это не просто средство коммуникации, а новая область деятельности социума, новая сфера человеческой активности и сфера использования права, можно прийти к выводу, что информационное право будет наделено особым метод правового регулирования, поскольку последний, в первую очередь, будет применяться в телекоммуникационных сетях и виртуальном пространстве.