Файл: Характеристика роли информационного права и информационной безопасности в современном обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иначе говоря, индивид будет не просто оперировать телекоммуникационными сетями, но и вступать в правовые отношения, подпадать под воздействие правового регулирования посредством телекоммуникационных сетей и внутри них.

Методы правового регулирования необходимо отделять от методов науки информационного права, в ряду которых действуют общенаучные (логический, статистический, социологический и др.) и специфические – информационные. В процессе решения вопроса о методологии информационного права, по крайней мере, следует отталкиваться от необходимости учета специфических качеств информации, терминологии информационной среды и информационного общества.

В процессе изучения информации в качестве главного объекта правоотношений используют методы теории информации (науки, исследующей количественные закономерности, сопряженные с получением, передачей и хранением информации), информатики (науки, исследующей саму информацию, процессы, протекающие внутри ее, а также информационные технологии и системы во всех сферах деятельности человека), правовой информатики (науки, изучающей информацию, информационные технологии и информационные системы в сфере права) и правовой кибернетики (исследующей информационную специфику процессов управления в сфере права).

В комплексе, информационное право выступает единой отраслью права, обладающей специфическим предметом правового регулирования – информационные отношения и применяющую весь спектр классических инструментов правового регулирования в рамках одной предметной отрасли.

В условиях современного формирования и эволюции информационного общества роль информационного права будет только увеличиваться, поскольку последнее составляет юридический базис информационного общества. В информационном обществе также идет активное стирание фактических административных и географических границ и, зачастую, не действуют нормы национального законодательства.

В глобальном масштабе имеют место и такие проблемы, как регламентация отношений в сфере интеллектуальной собственности и информации, а также отношений, сопряженных с информационными ресурсами, защитой данных, защитой прав личности в условиях информационного общества и прочие.

Сказанное обуславливает необходимость скорейшего создания нормативной базы для регламентации информационного общества, базис которой составляет информационное право.

Во многих теоретических работах, как в нашей стране, так и за рубежом, все чаще поднимаются проблемы информационного права. В первую очередь, это непосредственно толкование самого термина «информационное право», его состав и структура, предмет и метод, роль информационного права в жизни отдельного индивида, а также общества и государства.


Пока научные направления, решающие данную проблему не обладают единым концептуальным курсом и, очевидно, еще будут изменяться под воздействие эволюционных процессов в самой информации и пространстве, в котором она действует.

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

2.1. Понятие и сущность информационной безопасности

В действующей Доктрине информационной безопасности Российской Федерации понятие «информационная безопасность» трактуется в весьма широком смысле. Под данным понятием законодатель понимает состояние защищенности национальных интересов в сфере передачи и обработки информации, определяемых балансом интересов отдельных индивидов, государства и общества.[8]

Интересы государства и общества в сфере информации заключаются в формировании условий гармоничного развития информационной инфраструктуры, осуществлении конституционных прав и свобод личности и в сфере получения информации и распоряжения ей для укрепления конституционного устройства, укрепления суверенитета и сохранения территориальной целостности страны, равно как и для установления социальной и политической стабильности, экономического развития и безусловном выполнении положений законодательства и укрепления межгосударственного сотрудничества на основе взаимовыгодного партнерства.

Исходя из национальных интересов нашего государства в сфере информационного обращения разрабатываются стратегические и текущие цели государственной политики в области обеспечения информационной безопасности.

Отталкиваясь от анализа концептуальных положений упомянутой Доктрины, можно определить четыре ключевых компонента национальных интересов нашей страны в информационной сфере:

Во–первых, это защита конституционных прав и свобод индивида в сфере получения информации и ее использования, обеспечение духовного обновления общества, укрепление его моральных ценностей и гуманизма, а также научного и культурного потенциала.

Во–вторых, это информационная поддержка государственной политики, сопряженная с доведением до общественности достоверных сведений о государственной политике страны, ее позиции относительно социально значимых событий как внутренней, так и международной жизни, а также с обеспечением доступа граждан к открытым информационным ресурсам органов государственной власти.[9]


Третий компонент национальных интересов нашей страны в информационной среде включает развитие информационных технологий, соответствующих потребностям времени, отечественной информационной индустрии, включая индустрию средств информатизации и связи, а также обеспечение запросов внутреннего рынка относительно информационной продукции и ее выход на мировой рынок, равно как и обеспечение накопления, защиты и рационального применения наличных информационных ресурсов.

В условиях современности, лишь исходя из сказанного, можно решать проблемы разработки наукоемких технологий, технологического перевооружения объектов инфраструктуры, увеличения достижений российской науки и техники.

И, наконец, последняя, четвертая составляющая выступает инструментом защиты информационных ресурсов от противоправного доступа, обеспечение безопасности информационных систем, как уже функционирующих, так и разрабатываемых на территории Российской Федерации.

Сказанное выше свидетельствует о том, что обеспечение информационной безопасности выступает сложной общественно–социальной, юридической, экономической, научной проблемой, решаемой в условиях ограниченных финансовых, материальный, временных и прочих ресурсов, а также иных ограничений, имманентных для сложившейся в нашем государстве социальной и экономической обстановке.

Исходя из сказанного выше, можно предложить следующее определение термина «информационная безопасность».[10]

Так, информационная безопасность выступает состоянием защищенности индивида, государства и социума от информации, обладающей вредоносным либо противоправным характером, способной оказать отрицательное воздействие на сознание отдельного индивида, препятствующего стабильному и планомерному его развитию, а также способной причинить ущерб интересам государства и общества.

Информационная безопасность также выступает механизмом, направленным на обеспечение устойчивого развития защищенности информационной инфраструктуры, включая технические и телекоммуникационные средства, а также информацию,которая в них находится.

2.2. Значение информационной безопасности в развитии общества

Безопасное развитие общества во многом определяется тем, каким содержанием наполнена информационная среда его существования, в которой действуют как отдельные индивиды, так и их социальные группы и само государство.


Чрезвычайно важное значение приобретает ценностное и культурное содержание информационного пространства, а также процесс трансляции его ценностей и норм подрастающему поколению как наиболее активному потребителю информационных услуг, генерирующему в своей практике не только новые возможности и продукцию информационного общества, но и исходящие от него угрозы.[11]

Под информационной безопасностью следует понимать такое состояние общества (социальной системы), при котором оно способно противостоять дестабилизирующему воздействию негативных информационных факторов, а также систему мер, направленных на достижение указанного состояния.

В результате информационной революции создается принципиально новый тип общества, со своими законами и принципами функционирования, а также рисками и угрозами.

Этот тип общества, получивший название «информационное общество», характеризуется нарушением линейности, преемственности, стабильности и предсказуемости общественного развития, что принципиально отличает его от всех предшествующих типов общества, существовавших в истории нашей цивилизации.

Данное общество, созданное господством информации и ее тотальным влиянием на сознание и поведение индивидов, обладает высочайшим потенциалом научного и технологического развития, но в то же время содержит в себе столь же высокий потенциал угрозы для безопасности общества.

Становлению общества информационного типа способствовала череда технологических прорывов: изобретение телеграфа и ротационной типографической машины (1847 год), телефона (1870 год), радио (1895 год), беспроволочного телеграфа (1922 год), телевидения (1930 год), радиотелефонная система, которую принято считать родоначальницей мобильной связи (1946 год).

Именно эти события стали предпосылкой сенсационного по своим последствиям события — появления в 1986 году сети Интернет.[12]

Вообще изобретение компьютера считается эпохальным событием в мире технологических инноваций и в процессе становления информационного общества.

Его широкомасштабное использование создало условия для перехода к информационному обществу, хотя следует отметить тот факт, что распространение компьютеров и их всеобщее употребление наступили далеко не сразу после самого изобретения.

До 1960 года во всем мире использовались не более 7 тысяч компьютеров, и только в 1993 году произошел прорыв в производстве персональных компьютеров, когда впервые объем их производства превзошел объем производства легковых автомобилей и достиг 35,4 миллионов единиц. К 1995 году данный показатель достиг 60 миллионов.


Компьютеризация на сегодняшний день носит всеобщий характер, и трудно представить какую–либо организацию без наличия в ее материально–технической базе компьютера.

Однако более четко информационный облик общества стал просматриваться с момента появления глобальных компьютерных сетей.

Со середины 90–х годов прошлого века — с момента, когда Интернет из специализированной военной сети на деле превратился в сеть глобальную Сеть, представление об информационном обществе, то есть обществе, которое основывается на умении всех и каждого обрабатывать информацию, представление об информационном обществе обрело физические рамки, а само информационное общество из красивой гипотезы неожиданно стало сугубой реальностью.[13]

Значительное влияние на формирование информационного общества оказали изобретение мобильного телефона и распространение мобильной связи. Мобильные телефоны выступают не только средством установления связи, контакта, но и хранителем огромного количества информации, своеобразной записной книжкой, а также средством интернет–коммуникации.

Таким образом, изобретение глобальной сети Интернет и мобильного телефона стали двумя эпохальными событиями, обусловившими стремительное развитие и трансформацию информационно–коммуникативного пространства и в целом информатизацию общества.

С позиции Н. Моисеева, «информационное общество представляет собой этап истории человечества, когда коллективный разум становится не только опорой развития Homo sapiens, но и объектом целенаправленных усилий по его совершенствованию».[14]

Однако условием построения информационного общества является наличие свободного доступа всех людей к информации. В настоящий момент, по мнению автора, данная проблема пока не решена, так как большая часть людей еще не готова делиться знаниями и информацией, даже с учетом ее жизненной важности для всего общества.

ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕГО РАЗВИТИЯ